Активное рефлексивное слушание. Рефлексивное слушание Раскройте сущность рефлексивного слушания

Психология общения

Приёмы и техники активного слушания

Типичные ошибки беседы

Техники слушания .

Важнейшее условие продуктивного общения - это умение слушать .

Умение слушать не означает простого молчания, это ак­тивный и достаточно сложный процесс, призванный повысить эффективность общения.

Можно выделить следующие виды слушания : активное, пас­сивное, эмпатическое .

I. В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмо­ционального стресса, сильного эмоционального возбуждения , эффективно пассивное слушание .

Активное слушание бесполезно , так как человек не очень хо­рошо понимает свои действия и не контролирует эмоции.

Собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке.

Следует не просто молчать, а показывать свою заинтересован­ность с помощью таких слов : «я понимаю», «да-да», «конечно же» и т. п.

Задача слушающего - поддерживать разговор до тех пор, по­ка собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросьr : «А Вы что сделали?», «А Вы как ответили?» и т. п.

II. В случаях, когда в процесс е общения решаются проблемы, значимые для личности , эффективно применение эмпатическогo слушания .

Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чув­ства собеседника, его переживания , не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы «так это у тебя потому, что... ».

Представить себе эмоциональное состояние пациента может медсестра, которая обладает способностью к сопереживанию, т. е. имеющая достаточно высокий уровень эмпатии .

Эмпатия это - понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание, проникновения в его субъективный мир.

Следует различать понятия : жалость, симпатию и эмпатию :

Жалость – «Мне Вас жаль»,

Симпатия – «Я Вам сочувствую»

Эмпатию – «Я - с Вами».

Эмпатия тесно связанной с такими характеристиками медицинской сестры как теплота, доброжелательность, надежность, искренность и др.

Таким образом, терапевтический эффект зависит от того, в какой мере пациент чувствует себя объектом заботы, чуткости и понимания, т. е. от эмпатической связи с медицинским работником .

III. Активное слушание Эта техника активно применяется в том случае, если собесед­ники обмениваются информацией .

Приёмы активного (рефлексивного) слушания

Рефлексия - это осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, знание того, как другой понимает его .

Это своеобразный процесс зеркальных отражений друг друга.

Например,

Старшая медсестра должна почувствовать и оценить, как она воспринимается своими подчиненными.

Для этого она должена быть способна анализировать себя, свое поведение, а так же партнера по общению.

В беседе слушание должно быть главным образом активным , так как основная цель получение необходимой информации для решения проблемы .

Этому способствуют техники активного слушания .

I. ВЫЯСНЕНИЕ (расспрашивание) заключается в обращении к собеседнику с вопросами для получения информации, за уточнениями .

Это можно сделать с помощью нескольких методов:

1) Закрытые вопросы , которые требуют ответов типа «да» или «нет»

«Вы выходите на работу завтра?»;

«Это все, что Вы хотели сказать?»

Когда мы хотим ускорить получение согласия;

Подтвердить ранее достигнутую договоренность;

При выяснении конкретного факта или обстоятельства.

Ø В других случаях их не следует задавать, так как они :

- создают напряженную обстановку , у собеседника может сложиться впечатление, что его допрашивают;

- могут нарушить ход мысли говорящего собеседника;

- собеседник лишается возможности высказать свое мнение , беседа смещается в сторону задающего закрытые вопросы собеседника.

Ø В результате:

- страдает эмоциональная сторона беседы , она становится более напряженной, менее благоприятной;

- вся активность и инициатива в беседе в основном находится в руках партнера, задающего такие вопросы , отвечающий на них собеседник значительно пассивнее.

И мы можем не получить всю необходимую информацию ;

Так что лучше закрытые вопросы держать в резерве и использовать их лишь по мере необходимости.

2) Открытые вопросы требуют дополнения информации к первоначальному сообщению, заставляют говорящего расширить или сузить свое первоначальное сообщение .

Ø Открытые вопросы задают в случаях:

Когда слушающий мало ориентируется в проблеме говорящего, в его отношениях, оценках, мнениях.

Ø В открытом вопросе не должно содержаться намека на ожидаемый ответ .

«Я не совсем понимаю, что Вы имеете в виду?»;

«Каково Ваше мнение по данному вопросу?»;

«Что Вы предлагаете?»;

«Что Вы думаете по поводу?..»;

«Как Вы расцениваете?..»

Ø При использовании открытых вопросов :

Собеседник активизируется;

Происходит переход к диалогу;

Устраняются психологические барьеры, собеседник выходит из состояния сдержанности, замкнутости;

Собеседник становится источником идей и предложений по дальнейшему развитию сотрудничества.

Ø Недостатки открытых вопросов :

Мы можем потерять инициативу в беседе;

Можем потерять контроль над ходом беседы;

Беседа может повернуться в русло интересов и проблем собеседника.

II. ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ (вербализация услышанного) состоит в том, что вы адресуете «говорящему» его сообщение своими собственными словами , переформулировав слова партнера.

Эта техника позволяет устранить барьер , который заключается в восприятии и интерпретации получаемой в общении информации .

Цель перефразирования - с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность своего понимания его сообщения.

Примеры:

- «Если я Вас правильно понял, то Вы считаете, что...»;

- «Иначе говоря, по Вашему мнению...»;

- «Другими словами, Вы считаете...»;

- «Как я понял Вас, Вы хотите...»;

- «По Вашему мнению, для выполнения задания не хватает...»;

- «Вы думаете, что...»

Ø Перефразирование сообщения позволяет говорящему понять :

1. что его внимательно слушают и стараются понять, а это всегда приятно;

2. в случае же если его понимают неправильно, он может внести соответствующие коррективы.

Ø Перефразирования позволяют Вам :

- убедиться, что вы правильно поняли собеседника , что не было искажения в приеме и понимании переданной вам информации;

- лучше запомнить переданную вам информацию;

- лучше осознать ситуацию , позицию собеседника в том случае, когда вы не готовы дать окончательный ответ , у Вас появляется дополнительное время для продолжения обдумывания и принятия решения .

III. РЕЗЮМЕ представляет собой ответы, подытоживающие основные идеи и чувства говорящего собеседника .

Ø Резюме целесообразно применять:

В продолжительных беседах;

При проведении заседаний;

В конце телефонного разговора, особенно если он касается разных вопросов или предусматривает какое-либо действие со стороны слушающего;

В ситуациях при обсуждении разногласий;

Урегулировании конфликтов;

Рассмотрении претензий;

При решении каких-либо проблем.

Ø Плюсы резюме :

Помогает объединить фрагменты разговора в смысловое целое;

Дает слушающему уверенность в точном восприятии сообщения говорящего;

Позволяет структурировать мысли партнера.

Примеры вступления перед резюме :

- «Как я понял, Вашими основными идеями являются...»;

- «Если подытожить сказанное Вами, то...»;

- «Таким образом, Вы считаете, что...»;

- «Короче говоря, Вы хотите...»

IV. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ЧУВСТВ (отражение чувств с помощью слов): состоит в высказывании об эмоциональном состоянии одного из собеседников на момент беседы.

Цель данного приема состоит в :

- поддержании эмоционального контакта с собеседником . Нам приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет чувства, не обращая особого внимания на содержание нашей речи;

- отражении чувств . Говорящий полнее осознает свое эмоциональное состояние, свои чувства, связанные с его сообщением;

- понимании собеседника ;

- поощрении собеседника говорить об этом подробнее .

Медицинскому работнику следует помнить, что умение общаться во многом зависит не только от информации, но и от понимания чувств и эмоциональных реакций собеседника.

Недаром восточная мудрость гласит : «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют».

Поэтому умение распознавать свои и чужие чувства необходимо развивать.

Для того чтобы понять чувства собеседника, нужно :

1) обратить внимание на употребляемые им слова, выражающие чувства (гнев, радость, печаль и т. д.);

2) следить за невербальными средствами общения : за выражением лица, интонацией, позой, жестами, перемещением собеседника (отходит говорящий от вас или подходит ближе);

3) представить, что бы вы чувствовали на месте говорящего .

Можно пользоваться определенными вступительными фразами :

- «Мне кажется, что Вы взволнованы, обрадованы, огорчены, удивлены тем, что...»;

- «Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько встревоженным в связи с тем, что Вы сказали о...»,

- «Вы, как мне кажется, несколько расстроены тем, что...» (дальше идет пересказ своими словами того, что Вы поняли из слов собеседника, то есть перефразирование его сообщения);

- «Вероятно, Вы чувствуете себя несколько обиженным из-за того, что...»;

- «Не чувствуете ли Вы себя несколько встревоженным в связи с тем, что...»;

- «Вы выглядите несколько огорченным, обеспокоенным из-за того, что...»

Вербализация своего эмоционального состояния во время беседы .

- «Я чувствую себя встревоженным, услышав от Вас то, что...»;

- «Я несколько сбит с толку Вашим заявлением о том, что...»;

- «Меня несколько смущают Ваши слова о том, что...»

V. РАЗВИТИЕ МЫСЛЕЙ : исходя из слов собеседника, вы пытаетесь развить его мысль дальше. Развитие мыслей собеседник может быть в виде:

логического следствия или интерпретации слов собеседника .

1. Логическое следствие . Вы используете слова собеседника как причину, а свои мысли как следствие .

Таким образом, вы пытаетесь установить причинно-следственную связь, отталкиваясь от слов собеседника .

«Если исходить из сказанного Вами, получается, что...»

Например,

исходя из сообщения студента о том, что он не может сдать ОСД, вы можете заключить, что, видимо, не будет и стипендии.

2. Интерпретация. В этом случае вы пытаетесь найти корни, причины тех или иных высказываний, мыслей, точки зрения, позиции и высказываете их собеседнику.

«Вы так считаете, видимо, потому что...» (дальше вы высказываете свои предположения относительно мотивов или интересов собеседника);

«Вы не хотите перейти к нам в отделение, видимо, потому, что сейчас у нас идет смена поколений. Но наряду с работниками, работающими по старинке, есть молодые специалисты, которые с этим не согласны, но они еще недостаточно сильны».

Ø Техника развития мыслей применяется:

При решении деловых (производственных) или личностных проблем;

В случаях, когда есть сомнения, противоречивые мнения;

Когда стоит проблема выбора.

Ø С помощью данной техники вы показываете собеседнику :

1) что внимательно его слушаете, пытаетесь его понять как можно лучше,

2) что помогаете ему лучше понять самого себя: свои сомнения, их корни, мотивы выбора,

3) к чему может привести выбор того или иного мнения, точки зрения или решения, демонстрируя положительные и отрицательные стороны его доводов.

Итак, техника и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его воз­раста, профессиональной деятельности, вида общения .

Типичные ошибки беседы

При проведении беседы очень часто проявляются типичные ошибки, которые мешают пониманию собеседниками друг друга.

1. Игнорирование Вы не обращаете внимания на высказывания партнера, не учитываете интересы, точку зрения, позицию, мотивы, чувства собеседника.

2. Эгоцентризм Вы пытаетесь найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют вас.

Вы высказываетесь исходя только из своих интересов, отстаиваете только свои интересы, признаете только свою точку зрения, позицию, мнение.

3. Натиск Первыми же вопросами и реакцией вы вынуждаете собеседника занимать оборонительную позицию, вызываете защитное поведение.

4. Пренебрежение Вы проявляете неуважение к собеседнику.

У вас есть предварительное убеждение в том, что партнер не скажет ничего дельного.

Вы подчеркиваете разницу между собой и партнером

Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. Каждый раз в разговоре надо спрашивать себя, что в данном случае для нас важнее: что говорится собеседником или как говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, какие чувства (нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие и др.) испытывает ваш собеседник. При слушании очень важно давать ему обратную связь. Обратная связь может выражаться как а) отражение чувств говорящего, и б) отражение информации.

У каждого из нас есть пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное) внимание. Пассивное внимание связано с врожденным рефлексом, подсознательной реакция на новое и необычное, а активное - это внимание, достигаемое усилием воли и преследующее определенную цель: размышление, понимание или запоминание. Собственные мысли человека и внешние помехи отвлекают внимание собеседников тем незначительнее, чем важнее и интереснее информация и сам собеседник. Пассивный слушатель - это как пустое ведро, а активный - насос, который методом вопросов выкачивает из партнера информацию. Можно выделить следующие виды слушания:

Активное,

Пассивное,

Эмпатическое слушание.

Активное слушание (рефлексивное) - это слушание, при котором происходит рефлексия, то есть осознание и анализ своих собственных чувств, причин поступков. Оно представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений, выделение из речи говорящего законченных предложений (и слов, подчеркиваемых самим собеседником), а также оценка услышанного, включающая отделение фактов от мнения собеседника.

Пассивное (нерефлексивное) слушание - это умение внимательно молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собеседник проявляет глубокие чувства, горит желанием высказать свою точку зрения, хочет обсудить наболевшие вопросы. Здесь важно просто слушать его и давать понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Общение сложится лучше, если вы будете повторять, проговаривать сказанное партнером. Вместо «да» можно повторить, ничего не изменяя, какое-то слово или фразу.

Лучше всего в этом случае действуют простые короткие Фразы: «Угу», Да - да», «Конечно», «Ну и ну!» и т.п. Подкрепить «ага - угу» можно простым кивком. Этими короткими словами вы покажете собеседнику, что вы следите за рассказом.

Разумеется, вы можете спросить: как же постоянно повторять «да», если на самом деле я не согласен с точкой зрения, которую излагает собеседник? В данном случае не обязательно воспринимать «да» как знак согласия, это просто подтверждение неослабевающего внимания слушателя. «Да» ведь не всегда означает «Да, согласен», оно может также означать и «Да, понимаю», «Да, слушаю».

Не надо молчать, так как глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного это раздражение; будет усиливаться.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.

Правила эмпатического слушания:

1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отстраниться от готовых установок, предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае вы можете понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции.

2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами.

3. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо дать помолчать, подумать. Помните, что это время принадлежит ему, не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Пауза необходима человеку для того, чтобы разобраться в своих переживаниях.

4. Необходимо помнить, что эмпатическое слушание - это не интерпретация скрытых от собеседника мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства. Замечания типа «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» - не могут вызывать ничего, кроме отторжения и защиты.

5. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит, «не закрывая рта», и ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать собеседника междометиями, «да-да», «угу», кивать головой.

Приемы активного слушания

Активное (рефлексивное) слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, активное участие в разговоре. Оно представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений.

Приемами активного слушания являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания уточняющих вопросов. Понять реальное значение сообщения можно с помощью следующих видов рефлексивных вопросов: выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования.

1. Выяснение представляет собой обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил для того, чтобы более точно понять его. При этом мы используем фразы типа: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это» и т.п. Формулирование уточняющих вопросов-утверждений помогает лишний раз убедиться, что вы правильно поняли основную мысль собеседника. Или же собеседник сможет сформулировать, почему он так говорит.

2. Перефразирование состоит в адресовании говорящему его сообщения словами слушающего. Перефразируйте то, что сказал ваш собеседник. Это будет полезно для общения, хотя на самом деле вы просто повторите идею партнера. Цель состоит в том, чтобы с помощью собственной формулировки слов собеседника проверить точность нашего понимания его информации, то есть собственная формулировке сообщения человеку для проверки его точности: «Если я правильно вас понял», «Ты думаешь, что...», «По твоему мнению...», «Таким образом, ты хочешь сказать...», «Другими словами, ты имел в виду...», «Как я понял вас, вы...»

Можно подвести некоторую черту под услышанным: «Итак, насколько я понял, ты хочешь поступать именно в театральный институт». Перефразирование помогает снять проблемы недопонимания, которые могут возникнуть в разговоре. Партнер может подтвердить, что вы правильно его поняли - тем самым между вами установится еще лучший контакт. Если же окажется, что он неверно донес до вас свои идеи, то он повторит их и далее будет выражать свою мысль более точно и однозначно: «Нет, не обязательно туда, но я хочу и дальше заниматься музыкой и танцем».

3. Отражение чувств . При отражении чувств акцент делается не на содержании сообщения, а на отражении эмоционального состояния собеседника при помощи фраз: «Вероятно, ты чувствуешь...», «Ты расстроен», «Мне кажется, вы очень взволнованы этим», «То есть ты думаешь, что он специально сделал это, чтобы тебя обидеть?» и т.д.

Отражая чувства другого, мы показываем, что понимаем его. Приятно, когда кто-либо понимает наши переживания и разделяет наши чувства, не обращая особого внимания на содержание речи. Иногда после таких вопросов человек начинает лучше понимать ситуацию и свои собственные чувства, оказывается в состоянии проанализировать причины проблемы и увидеть выход из ситуации.

4. Резюмирование . При резюмировании подытоживаются основные идеи и чувства говорящего. Оно уместно при обсуждении разногласий в конце разговора, при завершении беседы, в конце продолжительной беседы, телефонного разбора, а также в ситуациях регулирования конфликтов, при решении каких-то проблем. «Вашими основными идеями, как я понял, являются...», «Если подытожить все сказанное, ...». Резюмирование позволяет соединить фрагменты Разговора в смысловое единство, акцентировать главные выявить противоречия, помогает говорящему понять, хорошо ему удалось передать свою мысль.

Это более творческий уровень активного слушания: вы не просто подтверждаете и резюмируете идеи партнера, но и развиваете их дальше. Возможно, собеседнику удастся вывести какие-то логические следствия из идей партнера: «Если исходить из того, что ты сказал, то точные науки тебя больше не интересуют - значит, гуманитарные?»

Вообще, резюмирование и постановка уточняющих вопросов-утверждений важны еще и потому, что мы не всегда способны сделать адекватные выводы на основе того, что мы слышим от партнера. Очень часто неадекватно воспринимаются именно причины высказывания, люди чаще всего не определяют истинных причин поведения и высказываний друг друга, а приписывают партнерам те причины, которые им самим кажутся логичными.

Применение этих приемов активного слушания позволяет обеспечить адекватную обратную связь, и у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно вами понята.

Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда партнер по общению равен вам или сильнее, а также в конфликтных ситуациях, когда он ведет себя агрессивно или демонстрирует своё превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться и настроиться самому и настроить собеседника на разговор.

Приёмы активного слушания не универсальны. Они работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние вашего собеседника.

Умение активно слушать собеседника - дело не столь простое, как может показаться на первый взгляд. Неслучайно в ряде стран созданы курсы для руководителей по повышению квалификации в умении слушать собеседника. Например, лекции и семинары Я. Стила, специалиста проблемам слушания, преподающего в университете штата Миннесота, посещают сенаторы и члены конгресса видные бизнесмены и тысячи служащих корпораций.

Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Ему надо только одно - успокоиться, овладеть собой и только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает пассивное слушание.

Правила эффективного слушания

Эффективно слушать для многих представляет значительную трудность, которую усугубляют различные помехи, часто возникающие между партнерами по общению.

Это может быть: температура воздуха в помещении, шум, разговоры посторонних лиц, опоздание кого-то и т.д. Также влияет усталость собеседника, следовательно, более эффективно проводить встречи в первой половине дня.

Как научиться эффективно слушать? Это достигается тем тренировок и использования специальных методик эффективного слушания.

Слушай со вниманием,

Слушай - не болтай,

Слушай, что человек

Может сказать,

Не может сказать,

1. Будьте внимательны к собеседнику. Повернитесь к нему лицом, поддерживайте визуальный контакт. Поза и жесты должны говорить о том, что вы слушаете. Межличностная дистанция должна быть удобной для общения обоим партнёрам. Используйте позу активного слушателя - корпус тела наклонен к собеседнику, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше и т. д.

2. Полностью концентрируйте свое внимание на собеседнике. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Слушание требует сознательной концентрации внимания. Обращайте внимание не только на вербальный компонент (слова), но и на невербальный (позы, мимику, жесты, дистанцию).

3. Старайтесь понять не только смысл слов собеседника, но и его чувства.

4. Если вам неясно, о чем говорит собеседник, вы должны дать ему понять это, используя активное слушание, путем постановки уточняющих вопросов. Проверяйте, правильно ли вы поняли слова собеседника (с помощью выяснения, перефразирования, отражения чувств и резюмирования).

5. Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точнее он выразит то, что хочет сказать.

6. Не давайте оценок. Даже положительные оценки могут быть барьером. А любая отрицательная установка со стороны слушающего вызывает чувство неуверенности и настороженность в общении.

Использование перечисленных приемов и советов поможет вам улучшить свою способность слушать любых людей.

Ошибки слушания

Во время общения с собеседником нужно избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие:

1. Перебивание собеседника во время его сообщения. Большинство людей перебивают друг друга неосознанно. При перебивании нужно постараться тут же восстановить ход мыслей собеседника.

2. Поспешные выводы заставляют собеседника занять оборонительную позицию, что сразу же возводит преграду для конструктивного общения.

3. Поспешные возражения часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую человек не слушает, а мысленно формулирует возражение и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать то же самое.

4. Непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказывать реальную помощь. Прежде всего, нужно установить, чего хочет собеседник: совместно поразмышлять или получить конкретную помощь.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме, и назовите чувства, которые возникали у вас в таких случаях. Хотелось ли вам продолжать разговор о своих проблемах, особенно если эти проблемы для вас важны и значимы? Возникало ли у вас ощущение доверительности общения, ощущение, что вас слушают внимательно и вы нужны своему партнеру?

2. Были ли другие случаи, когда кто-то слушал вас таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, а после разговора с ним возникало чувство облегчения, осознания собственной значимости?

3. Как вы думаете, большинство людей при разговоре предпочитают слушать или говорить?

4. Давайте подумаем, зачем мы рассказываем друзьям или близким о своих проблемах.

Может быть, для того, чтобы выслушать совет, как нам вести себя в сложившейся ситуации? Или для того, чтобы нас оценили, одобрили наши действия? Или, может быть, для того, чтобы услышать, как бы повел себя собеседник в сложившейся ситуации?

5. Выполните упражнение «Иностранец и переводчик»

Вгруппе выбираются два участника, один из которых играет роль иностранца, а другой - переводчика. Остальным предлагается представить себя журналистами, находящимися на пресс-конференции приехавшего к ним гостя. «Иностранец» сам выбирает образ своего героя и представляется публике. Журналисты задают ему вопросы, на которые он отдает на «иностранном» языке. На самом деле всё упражнение проходит на русском языке. Задача переводчика - кратко, сжато, но точно передать то, что сказал иностранец. Таких пар в упражнении может участвовать несколько. В конце обсуждается, кто из переводчиков наиболее точно выполнил инструкции и кто больше всех понравился.

6. Проанализируйте на сколько вы умеете слушать.

Тест «Умеете ли вы слушать»

Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе. «Так бывает почти всегда» - 2 балла, «в большинстве случаев» - 4 балла, «иногда» - 6 баллов, «редко» - 8 баллов, «почти никогда» - 10 баллов.

1. Стараетесь ли вы «свергнуть» беседу в тех случаях, когда тема и собеседник неинтересны вам?

2. Раздражают ли вас манеры вашего партнёра по общению?

3. Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?

4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым человеком?

5. Имеете ли привычку перебивать говорящего?

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?

8. Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы?

9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы

10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите?

Анализ результатов:

Вы могли набрать от 20 до 100 баллов. Чем больше полученная сумма баллов, тем в большей степени развито у вас умение слушать собеседника.

Результат более 62 баллов свидетельствует о том, что вы слушатель «выше среднего уровня».

7. Выполните упражнение «Активный слушатель»

1. Выполняется студентами в тройках. Во время упражнения два студента беседуют, а третий выступает в роли наблюдателя-«контролера» и дает им обратную связь после выполнения задания. Темы для беседы выбираются студентами, можно предложить следующую: «Какими главными качествами надо обладать, чтобы иметь много друзей?». Прежде чем высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу, студенту необходимо повторить то, что сказал собеседник, используя приемы активного слушания.

2. Возможен следующий вариант упражнения - «Умение слушать».

Упражнение выполняется в парах. Первый студент должен в течение 2-3 минут кратко рассказать другому свою автобиографию. Второй студент в нескольких предложениях излагает содержание того, о чем говорил первый и рассказывает свою автобиографию, а первый кратко ее пересказывает.

8.Выполните упражнение «Хороший ли я слушатель?»

Каждому студенту надо заполнить таблицу, записав в графы частоту проявления (часто, редко или никогда) в своём общении указанных признаков хорошего слушателя. Упражнение выполняется в парах.

Сейчас вы попробуете оценить себя по признакам хорошего слушания. Сначала за вас это сделает ваш друг (может быть, сосед по парте), заполнив свои графы в таблице, а потом оцените себя вы сами. Далее сравните и обсудите получившиеся результаты.

Таблица

Самостоятельная работа.

Сочинение-миниатюра «Умение смотреть и видеть, слушать и слышать в общении».

reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического взаимодействия, как сложнейший способ восприятия того, что один человек находится рядом с другим, как человеческая способность, базирующаяся на наиболее поздно вовлекаемой части мозга и действующая как сила, уравновешивающая выраженные эгоцентрические стремления. Подход к изучению эмпатии основывается на анализе или учете вербальной экспрессии, и нет прямого способа измерения того, насколько глубоко человек чувствует переживания другого. При всей важности возникающих при этом телесных ощущений они, однако, трудноизмеримы. Отмечено некоторое сходство между эмпатическими взаимоотношениями и теми состояниями, которые возникают во время медитации. Роджерс приводит свидетельства того, что способность к эмпатии не связана с профессиональной академической или практической подготовкой.

Р. с. изучалось и преподавалось не только в контексте психотерапии. Родители обучались этому как средству поддержания открытых и доверительных отношений с собственными детьми. Отмечено, что у более эмпатичного учителя студенты в большей степени вовлечены в учебный процесс. Слушание всегда включает в себя переживание особого отношения к говорящему, принятие того содержания, которое пытается постичь, осознать говорящий. Слушающий поддерживает говорящего в его стремлении со всех сторон рассмотреть, проанализировать ситуацию и принять решение, но сам при этом не торопится с советами и предложениями, как и что сделать в определенных положениях и ситуациях. Как неоднократно высказывался Роджерс, слушающий не диагностирует и не оценивает. Цель Р. с. - находиться в мире чувств другого, а не вовлекать его в свой собственный мир. Иными словами, это такой способ пребывания с другим человеком, который приносит пользу последнему. В чем она заключается? Предполагается, что чувства и мысли говорящего в процессе слушания могут изменяться таким образом, что он сможет решить свои проблемы, пережить инсайт, снять внутренне напряжение, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость.

Концепция изменения личности Гендлина (Gendlin E. Т.) дает определенную основу для таких ожиданий и предположений и разъясняет характер процесса слушания подобного рода. Его работы проливают свет на "объект" слушания, но не на то, что именно прослушал индивид, а на природу тех личностных процессов, которые стимулируются подобным способом. Согласно Гендлину, "bodily felt sense" (телесное чувствование) является основным материалом личности. Это телесное чувствование является более полным, чем то, что человек воспринимает сознательно. Оно включает в себя все то, что ощущает человек в данный момент, даже если это неясно и сублимировано. "Bodily felt sense" говорящего является постоянно изменяющимся, а не статичным объектом, которому внимает слушающий. Р. с. включает перспективу взаимодействия, позволяющего другому собеседнику испытать и почувствовать свою способность решать проблемы, идентифицируя собственную часть вклада, вносимую им в создание межличностных трудностей, укрепляя при этом самоуважение и не преуменьшая значения собственных переживаний и потребностей. Взаимоотношения, которые включают компоненты оценки, диагностики и совета, продуцируют, как правило, противоположный эффект, т. е. останавливают описанные выше процессы. Работы Гендлина содержат гипотезу, согласно которой слушающий помогает другому в личностном плане, позволяет эмоционально раскрыться в сторону приобретения дальнейшего внутреннего опыта и таким образом стимулирует процессы изменения, а не фиксации опыта.

Термин "Р. с." является не самой удачной метафорой, поскольку в полной мере не описывает процесса понимания и вхождения в контакт с другим человеком. Если в процессе взаимодействия возникает эмпатия, то это следует рассматривать в качестве события, в центре которого находится зарождение интимных взаимоотношений.

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

Выяснение (использование уточняющих вопросов)

Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)

Словесное отражение психологом чувств респондента

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание - стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

28. Коммуникативные техники

Можно разбить на 3 составляющие:

1. Техники управления процессом коммуникативного взаимодействия :

контакт глаз, дистанция, изменение позы, паузы, жесты, внимательное молчание, эмоциональное сопровождение (возгласы), побуждение («ну и?» , «а дальше что?» ).

2. Техники работы с содержанием :

а) техника «зеркало» - буквальное повторение фразы собеседника («угу», и точное повторение);

б) «эхо» - повторение интересующего вас фрагмента высказывания собеседника (для направления разговора в нужное вам русло);

в) развивающие вопросы – предположение в отношении того, что еще не было высказано собеседником;

г) наводящие вопросы – вопросы, задающие разговору интересующее вас направление;

д) уточняющие вопросы – вопросы на уяснение интересующих вас деталей;

е) техника парафраз – изложение мысли собеседника своими словами («если я вас правильно понял, вы говорите, что …(передача смысла сообщения)» ).

3. Техники регуляции эмоционального фона взаимодействия :

а)изменение тональности, темпа речи, громкости, использование высказываний, затрагивающих самооценку партнера;

б) объективация своего состояния – проговаривание вслух своего эмоционального состояния и причин, вызвавших его («извините, я …(состояние), …(причины)» ) – самое главное, не возлагать на партнера вину за ваше состояние;

в) объективизация состояния партнера – проговаривание вслух чувств, эмоционального состояния, намерений собеседника («я чувствую, что вы …, поэтому …» );

г) объективизация ситуации – проговаривание вслух того, что действительно происходит в данных момент взаимодействия («мне кажется, мы …(описание происходящего), …(ваш прогноз)» );

д) эмоциональная идентификация - отождествление своего эмоционального состояния с состоянием партнера или группы («я понимаю ваше …(указание на состояние), я чувствую то же самое, …(указание ситуаций, сходных с актуальной)» );

е) ролевая идентификация – отождествление себя с партнером или группой по признаку единства выполняемых функций («мы, …(указание роли, в которой находястя оба субъекта взаимодействия)» );

ж) приписывание ролей и характеристик (прямое обращение, имитация когнитивного диссонанса в своих представлениях между предписываемыми партнеру глобальными положительными характеристиками и ролями и незначительными негативными фактами, связанными с неконструктивным поведением партнера);

з) антиципация – предсказание наиболее вероятного и нежелательного поведения (прямое обращение, предположение с высокой степерью вероятности в отношении поведения собеседника, формулирование нежелательных форм поведения, указание на незначительность усилий, которые потребуются от оппонента в уплату за непредсказуемость, в отличие от большинства в положительную сторону).

Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным рефлексивным слушанием. Рефлексивное слушание предполагает анализ получаемой информации в процессе слушания и мгновенный отклик на нее с помощью вопросов или реплик. Рефлексия (от лат ге/1ех!о -- отражение) -- это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании; склонность к самоанализу. Этот вид слушания в общении считается самым конструктивным. Здесь осуществляется такая организация взаимодействия, при которой партнеры лучше понимают друг друга: все более осмысленно высказываются, проверяют и уточняют свое понимание информации, степень взаимопонимания.

Наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, путем задавания вопросов типа «Правильно я вас понял, что?..», парафразов «Таким образом, ты хочешь сказать...» или «Другими словами, ты имел в виду...».

Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:

  • 1) обеспечивается адекватная обратная связь, которая позволяет устранить преграды, искажения информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь, появляется уверенность в том, что передаваемая собеседником информация правильно понята;
  • 2) косвенным образом происходит информирование собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие равноправной партнерской позиции означает, что оба собеседника должны нести ответственность за каждое свое слово. Эта цель достигается, как правило, быстрее первой, особенно в тех случаях, когда вы имеете дело с авторитарным, жестким собеседником, привыкшим общаться с позиции «на пьедестале». Применение навыков активного слушания очень поможет тому, кому свойственна позиция «жертвы»: таким образом, он не только сбивает авторитарного собеседника с привычной позиции, но и поднимает до уровня равного разговора с партнером, дает возможность сосредоточиться на существенных моментах беседы, а не на собственных переживаниях и опасениях.

В общении не только слова, но и жесты могут иметь несколько значений, и соответственно слушателями могут быть поняты по-разному. Бывают ситуации, когда говорящий, особенно взволнованный, путается в словах, дает слишком большую волю чувствам, которые выражаются в путаной жестикуляции, -- все это может исказить смысл высказываний настолько, что сам говорящий перестает соображать, что он, собственно, хотел сообщить.

Некоторые люди, боясь высказаться прямо и открыто или быть неправильно понятыми, показаться смешными, глупыми или странными, столкнуться с осуждением, неодобрением, предпочитают маневрирование словами, нагромождают их для запутывания, скрывая истинные мотивы своей речи, и создают невероятные трудности слушателю. Многие предпочитают говорить о наиболее важной для них информации только тогда, когда уверены, что их услышат, попытаются понять и не осудят. Это особенно касается молодых людей, которые, когда-то открывшись кому-то, не встретили взаимопонимания и перестали верить взрослым, родителям и учителям.

Для того чтобы обеспечить понимание, слушающий с помощью вербальных и невербальных средств должен дать знать передающему информацию (говорящему), что именно воспринято точно, а что искажено, чтобы тот мог скорректировать свое сообщение и сделать его еще более понятным. Именно такой обмен сигналами прямой и обратной связи и представляет собой процесс активного рефлексивного слушания.

Стиль слушания каждого человека зависит от многих факторов: от пола и возраста, статуса, индивидуальных особенностей (характера, темперамента, интересов и пр.), от конкретной ситуации.