Разделы: Начальная школа
Оборудование: викторина, выставка книг, карточки, картинки со сказочными героями, политическая карта Европы.
– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
– Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы – внимательные читатели.
Задание: определите название сказок.
(Инсценирование отрывков подготовленными учащимися)
– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
– Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
– Что ты там, лисонька, говоришь?
– А я говорю: битый битого везёт.
– Так, милая, так!
(“Лиса и волк”)
– Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап – царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как другие народы рассказывают о характерах, поступках героев и оценивают их.
– Прочитайте подчеркнутые буквы и определите, сказку какого народа будем читать?
ЗЛ ОЧА БТ МВ НИ ЖЯ
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
– Составив из слов предложение, вы узнаете название сказки.
Петух, как, обманул, лису.
(“Как петух лису обманул”)
– Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:
Познакомимся…
Будем учиться …
Будем воспитывать…
– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос)
– Как вы думаете, какой ответ дается: научный или сказочный?
– А вы хотели бы узнать ответ на этот вопрос?
– Откройте учебник (Бунеев Р.Н. “Маленькая дверь в большой мир”, стр. 79).
– Рассмотрите иллюстрацию. Зная название сказки, и рассмотрев иллюстрацию, предположите, о чем пойдет речь? (предположения детей)
Самостоятельное чтение сказки учащимися.
– Понравилось ли вам произведение?
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Кто главные герои сказки?
– Кто вам симпатичен?
– Что нового вы узнали о лисе?
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора вставать.
Глазки все мы открываем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Читаем текст, вслух, с попутными комментариями, подчеркиваем слова и выражения, которые характеризуют главных героев.
1. Чтение 1 абзаца.
– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)
– Что узнали о главном герое? (забияка, задира)
2. Чтение второго абзаца.
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремиться что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение “по всем петушиным правилам пойдет бой”?
3. Чтение 3 абзаца про себя.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение “бочком-бочком”? (очень осторожно)
4. Чтение 4-5 абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какой художественный прием используется? (троекратный повтор)
– Каков был петух? (обидчивый)
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)
5. Чтение в парах 6-7 абзацев.
– Что значит браниться? (использование Толкового словаря)
– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово “позарился”?
6. Чтение 8-9 абзаца.
– Как петух одурачил лису?
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая)
– На кого обижается лиса?
– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)
– Какая лисья повадка нашла свое объяснение в сказке?
1. Проблемный вопрос.
– Почему петуху удалось провести и одурачить лису?
Ох, и норовиста лиса,
Да и на нее нашлась узда.
– А так ли плохо быть хитрым?
– А когда особенно ценно это качество? (когда есть угроза жизни)
– Что необычного в образах лисы и петуха в латышской сказке? (поменялись местами)
– Что осуждает народ в сказке?
Вывод: условия жизни разных народов могли отличаться, а вот представления, что хорошо, что плохо у них были схожи.
2. – Можно ли данное произведение отнести к сказке и почему? Докажите, используя сказочные приметы: зачин, присказка, волшебные герои, волшебные события, сказочная концовка, народная мудрость.
3. Работа с пословицами.
– Составьте пословицы:
– Из данных пословиц выберите те, которые подходят к содержанию сказки.
Объясните смысл.
4. Чтение по ролям.
– С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?
– Кто узнал для себя что-то новое?
– Чему учит эта сказка?
– Какая из пословиц могла бы стать названием сказки?
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
– Выберите себе домашнее задание:
– Подготовить пересказ сказки от первого лица.
– Нарисовать героя, который вам симпатичен.
– Найдите сказки с вопросом в заглавии.
– Проиллюстрируйте понравившийся отрывок сказки.
В мире много сказок, грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
«Как петух лису обманул»
(латышская сказка)
Словесное рисование героев
г. Ростов-на-Дону
Цель урока:
1) развивающий аспект:
Развитие речи учащихся;
Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
Формирование действий контроля и оценки;
2) воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание честности,
требовательности к себе и другим,
радости сопереживания успехам товарищей, усердия,
а также на формирование представления о различных качествах персонажей,;
3) познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ;
Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;
Формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения.
Основной словарь урока: герой (персонаж),
Характеристика героя (персонажа);
Тема и главная мысль сказки;
Интонация произведения.
Оборудование урока:
I .Фронтальное:
Название раздела;
Название сказки;
Пословицы;
Герои сказки (таблицы, рисунки);
Схема анализа;
Предыдущие работы
– анализы персонажей
I I .Индивидуальное:
Таблицы анализа
I . Орг. момент: 2 мин
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа “Сказки о животных?” з мин
Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)
Намек на что делается в сказках о животных?
Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….
Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..
II . - Но, сначала,РАЗМИНКА + проверка д/з: 10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд
2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд.
3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).
4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
Не всё то золото, что блестит.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
(Какие орфограммы …..)
III . Постановка проблемы:
Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)
Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
(на доске таблички: Д, Ц,Х, Р,М) 3 мин
IV. Исследование сказки:
Для того, чтобы понимать лучше себя и окружающих, попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера.
Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки )
Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ _______________________ ____________________________ | ______________________________ ____________________________ |
Характер |
____________________________ |
____________________________ |
Цель |
____________________________ |
____________________________ |
Результат | ________________________________ ____________________________ | ________________________________ ____________________________ |
Мораль | _______________________________ ____________________________ | __________________________________ ____________________________ |
На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин
Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу
Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё….
Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя?
Характер: задиристый, хитрый, настойчивый….
Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”?
Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя…
Цель: бездельничал,……………………………
Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется?
Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе?
Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком?
Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок.
Какое человеческое качество помогло ему в этом?
Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?
Как же петух одурачил лису?
Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью?
Легко ли ему было это сделать?
Что он мог чувствовать (испытывать) при этом?
Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин
V. Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин
VI. Физминутка.
Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками.
VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени .
Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения .
VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени.
Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?
Какое высказывание лисы вызывает улыбку?
IX. Подведение итогов урока.
Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке?
Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки?
X. Инструктаж домашнего задания - закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)
Предварительная работа
Вспомнить название раздела, который изучаем,
Поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок)
Проговорить орфограммы в пословицах
Предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки)
Петух | Лиса |
|
Действия |
_______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер |
_______________________________ |
_________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ ___________________________ _______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ ___________________________ _______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ___________________________________________________________________ | __________________________________________________________________ |
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
2. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
4. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:///ru/ct_tcp_ru
5. Cелевко, образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Столбунова, критического мышления. Апробация технологии / // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
Латышская народная сказка "Как петух лису обманул"
Жанр: сказка о животных
Главные герои сказки "Как петух лису обманул"
Чему учит сказка "Как петух лису обманул"
Эта сказка учит нас быть добрыми, доброжелательными. Не ругаться с соседями, не проказничать, уважать своих родителей и во всем их слушаться. Учит эта сказка и тому, что попав в сложную ситуацию надо не сдаваться, а искать выход.
Отзыв на сказку "Как петух лису обманул"
Сказка мне показалась очень смешной. Задиристый петух показался таким забавным и немного наивным. Он решил, что хозяйка ему не нужна, да не учел, что много вокруг бродит охочих до его мяса. Но петух оказался еще и хитрым и придумал, как обмануть лису.
Пословицы к сказке "Как петух лису обманул"
Крикуна и драчуна на пиры не зовут.
Хитростью силу борют.
Тот мне и свой. кто до меня добр.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как петух лису обманул"
Жил у одной старухи очень боевой, задиристый петух. Никому в деревне проходу не давал, со всеми дрался, ко всем лез, а чуть-что, кричал, что он старухин петух.
Стали на петуха соседи жаловаться и решила старуха прогнать петуха. А петух обиделся, сказал, что и сам один проживет
Стал петух один по деревне ходить, зерно клевать, а ночевать в стогу.
Увидела как-то лиса одинокого петуха и схватила его. Несет лиса петуха, а мужик ее увидел, закричал, заругался.
А петух лису подначивает - как ты терпишь, не его я петух, а старухин. Мужик сам меня забрать захотел.
Повелась лиса, остановилась, стала с мужиком ругаться. Оглянулась, а петуха и след простыл.
Обиделась лиса на людей, и с тех пор всегда в сторону морду отворачивает при встрече.
Иллюстрации и рисунки к сказке "Как петух лису обманул"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
«Как петух лису обманул»
(латышская сказка)
Словесное рисование героев
подготовила:
учитель начальных классов
Плющева Елена Евгеньевна
г. Ростов-на-Дону
Цель урока: 1) развивающий аспект: - развитие речи учащихся; - развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения; - формирование действий контроля и оценки; 2) воспитательный аспект: урок нацелен на воспитание честности, требовательности к себе и другим, радости сопереживания успехам товарищей, усердия, а также на формирование представления о различных качествах персонажей,; 3) познавательный аспект: - формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ; - формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных; - формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения. Основной словарь урока: герой (персонаж),
I I.Индивидуальное: -таблицы анализа
I
. Орг. момент:
2 мин – Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа
“Сказки о животных?”
з мин
- Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)
- Намек на что делается в сказках о животных?
-Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….
-Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..
II
.
-Но, сначала,
РАЗМИНКА
+ проверка д/з:
10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки)
1,2 ряд
2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки)
3 ряд.
3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).
4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
Не всё то золото, что блестит.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
(Какие орфограммы …..) III
. Постановка проблемы:
- Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)
-Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
(на доске таблички:
Д,Ц,Х,Р,М)
3 мин
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:// ct- net. net/ ru/ ct_ tcp_ ru
Cелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Столбунова, С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии / С.В. Столбунова // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.
Вопросы и ответы после занятия
Латышская народная аудио сказка о животных "КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ". Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира... Что ни день - прибегают соседки жаловаться на петуха-забияку: то он за цыплёнком погонится, то котёнку чуть глаз не выклюет, то соседскую наседку с яиц сгонит. Наконец не вытерпела старуха и прогнала петуха прочь. Петух заважничал, что прекрасно проживёт один. Далеко он не ушёл, остался в селе. Днём по всему селу разгуливает, зёрна подбирает, ночью в стогу сена спит. Однажды обнаружила его в стогу лиса, схватила и понесла к себе в лес. Заметил сосед лису с петухом и погнался за ней. Хитрый петух и давай подначивать лису, мол мужик не в своё дело вмешивается, не его я петух, а ты терпишь такое оскорбление. Лиса остановилась и давай с мужиком ругаться, а петух тем временем и удрал. С тех пор лиса никогда с людьми не разговаривает, а как увидит человека, сразу прочь бежит.
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание, а также слушать онлайн и скачать латышскую народную аудио сказку "Как петух лису обманул".