Методическая разработка: конспект урока литературы для 6 класса.
Данная разработка может быть использована учителем литературы, работающим в 6 классе. Этот разработка помогает познакомить учащихся с понятием «стихотворный размер» и обучить самостоятельному определению стихотворных размеров. Включает материал для самостоятельной работы.Тема урока: «Двусложные и трехсложные размеры стиха»
Цель урока:
формировать понятие стихотворных размеров
Задачи:
формировать знания о стихотворных размерах,
отработать навык определения размера стиха
развитие умения слышать ритм стихотворения
воспитание любви к поэзии
Ход урока:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- объявление темы урока
- формирование цели урока
Вступительное слово учителя
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеряемые между собой. Каждый из таких отрезков называется «стихом» и на письме выделяется в отдельную строку:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа.
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _
Рассмотрим основные размеры стихосложения.
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.
2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Закрепление изученного материала.
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
(Хорей)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
(Дактиль)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
(Ямб)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
(Амфибрахий)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы.
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным
Стихотворные размеры. Двусложные размеры. (6-7 класс)
Изучение стихотворных размеров (ямб, хорей)
развитие умения определять стихотворные размеры
воспитание внимательного слушателя
Тип урока: изучение нового материала
Методы: объяснительно-иллюстративный
Формы работы: фронтальные, самостоятельные
Ход урока
Орг. момент.
Вступительное слово.
Стихи звучат по-особому. В этом вы уже неоднократно убеждались. Уже знаете, что особое звучание речи придают ритм и рифма.
Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).
Рифма – Созвучие концов стихотворных строк (Толковый словарь С И Ожегов)
Изучение нового материала.
Также многие стихотворения делятся на строфы, существуют различные типы строф
Сейчас мы научимся определять, чем же, помимо ритма и рифмы отличается одно стихотворение от другого. Это отличие определяется в метре.
Метр – поэтический размер. Таких размеров всего 5.
Стихосложение
Двусложные размеры Трёхсложные размеры
Ямб Хорей Амфибрахий анапест дактиль
Сегодня на уроке мы будем работать с двусложными размерами.
Для того чтобы научиться определять поэтический размер вам необходимо прежде всего усвоить несколько простых терминов.
Стих – это одна стихотворная строчка.
Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха. . Стопы могут быть двусложные и трёхсложные. Двусложные – это когда в стопе один ударный и один безударный слог. (__/; /__)
Трёхсложные -в них один слог ударный, 2 безударных (__/ __)
А сейчас подробнее остановимся на двусложном размере стиха.
Запишем два стиха из стихотворения А. С. Пушкина и попробуем определить тип стопы и размер стихотворения.
Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет
Вих/ри снеж/ные /кру/тя
Перед нами двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.
Другой пример:
Зи/ма. /Кресть/я/нин/, тор/жест/ву/я,
На/ дров/нях/ об/нов/ля/ет путь.
Ямб – двусложный размер с ударением на 2-м слоге.
Задание по рядам:
1-й ряд определяет: Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман (ямб)
Мчатся тучи, вьются тучи (хорей)
2-й ряд: Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром (ямб)
Трещит затопленная печь,
Приятно думать у лежанки (ямб)
3-й ряд: Мороз и солнце! День чудесный… (ямб)
Тучки небесные, вечные странники (хорей)
Итог урока: продолжите предложения:
Ямбом называется….
Хореем называется…
Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.
Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.
Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.
В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Хорей , или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги . Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)
| – | – | – | –
| – | – | – |
В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. "Лишнее" ритмическое ударение называется пиррихием).
Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .
Стопа ямба схематически выглядит так: – |
Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)
– | – | – | – | –
– | – | – | – |
В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .
Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» - Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:
Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)
– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба
.
Комедия "Горе от ума" написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:
Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)
– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |
Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.
Дактиль
(от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)
| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля
.
Амфибрахий
(от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги
.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –
К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)
– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного амфибрахия .
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)
– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия
.
Анапест (от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги .
Стопа анапеста выглядит так: – – |
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)
– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста
.
Инструкция
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое , не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского. Если коротко: в тонической системе важно количество ударений в строке, а силлабика предполагает наличие рифмы.
Прежде, чем узнать, как определить стихотворный размер, освежим в памяти значения некоторых терминов. Размер зависит от порядка чередования ударных и безударных слогов. Группы слогов, повторяющиеся в одной строке, это – стопы. Они и определяют размер стиха. А вот количество стоп в одном стихе (строке) будет говорить о том, одностопный это размер, двустопный, трехстопный и т.д.
Рассмотрим самые популярные размеры. Размер стопы зависит от того, сколько слогов её составляют. Например, если слог один, то стопа тоже односложная, а если пять, то соответственно пятисложная. Чаще всего в литературе (поэзии) можно встретить двусложные (хорей и ямб) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) стопы.
Хорей – стопа с ударением на первом слоге. Синоним, которым иногда пользуются, называя этот вид стопы, – слово трохей. В ямбе ударение на втором слоге. Если слово длинное, то в нём подразумевается и вторичное ударение.
Интересно происхождение термина. По одной из версий – от имени служанки богини Деметры, Ямби, которая пела веселые песни, построенные на ямбическом размере. В Древней Греции ямбом изначально слагали только сатирические стихи.
Как отличить ямб от хорея? Затруднений легко избежать, если расположить термины по алфавиту. Первым идет “хорей”, соответственно, и ударение у него на первом слоге.
На картинке справа вы видите схематичное изображение размеров с помощью цифр и знаков, а под этим текстом можно почитать примеры стихотворений с такими размерами из художественной литературы. Хореический размер хорошо демонстрирует нам стихотворение А.С. Пушкина «Бесы», а стопы ямбического типа мы можем обнаружить в самом начале знаменитого романа в стихах «Евгений Онегин».
Дактиль – стопа, в которой первый слог под ударением, затем два безударных. Название произошло от греческого слова dáktylos, которое в переводе означает «палец». В дактилической стопе три слога, а в пальце три фаланги. Изобретение дактиля приписывают богу Дионису.
Амфибрахий (греч. аmphibrachys – краткий с двух сторон) – стопа из трех слогов, где ударный помещается в середине. Анапест (греч. anapaistos, т.е. отраженный назад)– стопа с ударением на последнем слоге. Схема: 001/001
Особенности трёхсложных размеров легко запомнить по предложению: «ДАМА вечером калитку запирает». В аббревиатуре ДАМА зашифрованы названия размеров по порядку: ДАктиль, АМфибрахий, Анапест. А слова «вЕчером калИтку запирАет» иллюстрируют образцы чередования слогов.
Примеры из художественной литературы для трёхсложных размеров смотрите на картинке, которую видите под этим текстом. Дактиль и амфибрахий иллюстрируют произведения М.Ю. Лермонтова «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко». Стопу анапестическую можно найти в стихотворении А. Блока «К музе»:
Многосложные размеры образуются путем слияния двух или трёх простых размеров (прямо как в музыке). Из всего многообразия сложных типов стоп наиболее популярны пеон и пентон.
Пеон состоит из единственного ударного и трёх безударных слогов. В зависимости от того, каким по счету является ударный слог, различают I, II, III и IV пеоны. В русском стихосложении история пеона связана с символистами, которые предложили его в качестве четырехсложного размера.
Пентон – стопа из пяти слогов. Их пять видов: “Пентон №..(по порядку ударного слога). Знамениты пятидольники А.В. Кольцова, а “пентон № 3” так и называют “кольцовский”. В качестве примера «пеона» можно привести стихотворение Р. Рождественского «Мгновения», а «пентон» проиллюстрируем стихами А. Кольцова «Не шуми ты, рожь»:
Знать, какие бывают стихотворные размеры, нужно не только для школьных анализов по литературе, а для правильного их выбора при сочинении собственных стихов. От размера зависит напевность повествования. Правило здесь одно: чем больше в стопе безударных слогов, тем более плавно звучит стих. Не годится живописать стремительную битву, например, пентоном: картина получится как в замедленной съемке.
Предлагаю вам немного отдохнуть. Посмотрите видео с красивой музыкой и напишите в комментариях, как можно назвать необычный музыкальный инструмент, который вы там увидите?