Правила по татарскому языку для русских групп. Правило стремления к открытому слогу Образуйте превосходную степень прилагательных

Правила по татарскому языку для русских групп. Правило стремления к открытому слогу Образуйте превосходную степень прилагательных

1. В татарском языке:

1) всегда мягкие гласные: ә [ ә ], ө [ ө ], ү [ ү ], и [ и ], е [ э ]

мә ктә п (магазин), бү лмә (комната), ки бе т (магазин), ө й (дом)

2) всегда твердые гласные: а [ а ], о [ о ], у [ у ], ы [ ы ]

а лм а (яблоко), й о рт (дом), б у р а н (метел ь), к ы ш (зима)

2. Кая? – Куда?

-га, -гә, -ка, -кә (в, на)

–га, -гә:

базар + га = базарга (на рынок)

шәһәр + гә = шәһәргә (в город)

    –ка, -кә:

җыелыш + ка = җыелышка (на собрание)

мәктәп + кә = мәктәпкә (в школу)

    –га, -гә:

бакча + га = бакчага (в сад)

киштә + гә = киштәгә (на полку)

Мин мәктәпкә барам.

Я в школу иду.

Мин киштәгә китап куйдым.

Я на полку книгу поло жил.

3 . Кайда? – Где?

-да, -дә, -та, -тә

Если слово заканчивается на звонкое согласное, добавляем окончание, которое начинается на звонкое согласное. В этом случае –да, -дә :

Базар + да = базарда (на рынке)

Шәһәр + дә = шәһәрдә (в городе)

    Если слово заканчивается на глухое согласное, добавляем окончание, которое начинается на глухое согласное. В этом случае –та, -тә:

җыелыш + та = җыелышта (на собрании)

мәктәп + тә = мәктәптә (в школе)

    Если слова заканчиваются на гласные, всегда добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные. В этом случае –да, -дә:

бакча + да = бакчада (в саду)

киштә + дә = киштәдә (на полке)

К мягкому слову – мягкое окончание

К твердому слову – твердое окончание

Мин мәктәптә укыйм.

Я в школе учус ь.

Киштәдә китап ята.

На полке книга лежит .

4. Кайдан? – Откуда?

-дан, -дән, -тан, -тән, -нан, -нән

Если слово заканчивается на звонкое согласное, добавляем окончание, которое начинается на звонкое согласное. В этом случае –дан, -дән :

базар + дан = базардан (с рынка)

шәһәр + дән = шәһәрдән (из города)

    Если слово заканчивается на глухое согласное, добавляем окончание, которое начинается на глухое согласное. В этом случае –тан, -тән:

җыелыш + тан = җыелыштан (с собрании)

мәктәп + тән = мәктәптән (из школы)

    Если слова заканчиваются на гласные, всегда добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные. В этом случае –дан, -дән:

бакча + дан = бакчадан (из сада)

киштә + дән = киштәдән (с полки)

    Если слова заканчиваются на носовые согласные м , н , ң добавляем окончания –нан, - нән

урман + нан =урманнан (из леса)

бәйрәм + нән = бәйрәмнән (с праздника)

К мягкому слову – мягкое окончание

К твердому слову – твердое окончание

Мин мәктәптән киттем.

Я ушел из школы.

Киштәдән китап алдым.

С полки книгу взял .

Мин бәйрәмнән кайттым.

Я с праздника пришел.

5. Ничәнче? – Который по счету? ( порядковое числите льное)

-ынчы, -енче, -нчы, -нче

биш енче - пятый

алты нчы - шестой

ике нче - второй

    Если слова заканчиваются на согласные, добавляем окончания, которые начинаются на гласные: -ынчы, -енче:

бер + енче = беренче (первый)

ун + ынчы = унынчы (десятый)

    Если слова заканчиваются на гласные, добавляем окончания, которые начинаются на согласные: -нчы, -нче:

алты + нчы = алтынчы (шестой)

җид е + нче = җиде нче (седьмой)

Мин икенче сыйныфта укыйм.

Я во втор ом классе учус ь.

Әтием чиратта утыз сигезенче кеше.

Папа в очереди 38ой человек.

1-бер, 2-ике, 3-өч, 4-дүрт, 5-биш, 6-алты, 7-җиде, 8-сигез, 9-тугыз, 10-ун, 11-унбер, 12-унике, 13-унөч, 14-ундүрт, 15-унбиш, 16-уналты, 17-унҗиде,18-унсигез, 19-унтугыз, 20-егерме.

30 – утыз

40 – кырык

50 – илле

60 – алтмыш

70 – җитмеш

80 – сиксән

90 – туксан

100 – йөз

1000 – мең (бер мең)

Числительные от 1 до 20 пишутся слитно.

Числительные от 21 до 29 пишутся раздельно:

21 – егерме бер, 26 – егерме алты, 29 – егерме тугыз

Числительные от 31 до 39 пишутся раздельно:

32 – утыз ике, 34 – утыз дүрт, 38 – утыз сигез

И остал ьные так же: 47 – кырык җиде, 52 – илле ике, 76 – җитмеш алты, 93 – туксан өч.

101 – йөз бер

123 – йөз егерме өч

216 – ике йөз уналты

3647 – өч мең алты йөз кырык җиде

6. Кемне? Нәрсәне? – Кого? Что?

-ны/-не

Син кем не яратасың? – Ты кого любиш ь?

Мин әнине яратам. – Я маму люблю.

Мин кышны яратам. – Я зиму люблю.

Если в предложении речь идет конкретно о предмете, надо прибавить окончания –ны/-не . Это Винительный падеж – Төшем килеше (в татарском языке) Кемне? Нәрсәне? – Кого? Что? Например: Мин дәфтәр не югалттым. – Я тетрадь потерял. Что потерял? – Н әрсәне югалттың?

Если мы сообщаем о чем-то другом, например, о действии, можем и не использовать эти окончания. Пример: Что ты делаешь? Чем ты занимаешься? – Я книгу читаю (мин китап укыйм)

7. Вопросительные предложения

Син кая барасың? – Ты куда идеш ь?

Мин мәктәпкә барам. – Я в школу иду.

Пре дложения мы строим с помощью вопросов. А также вопросы можем заменить на аффиксы –мы/-ме .

В вышеприведенном предложении мы спрашиваем куда он идет. В этом случае мы поставили сам вопрос. А если мы захотим узнать , в школу ли именно он идет , вопрос заменяем на аффик сы :

Син мәктәпкә барасың мы ? – Ты в школу идеш ьли ?

Әйе, мин мәктәпкә барам. – Да, я в школу иду.

8. Окончания м ножественного числа.

-лар, -ләр, -нар, -нәр

Если слова заканчиваются на носовые согласные м, н, ң , всегда добавляются окончания мно жественного числа –нар, -н әр:

урман (лес) + нар = урманнар (леса)

кие м (оде жда) + нәр = кием нәр (оде жды)

куя н (зая ц) + нар = куян нар (зай цы)

бәйрәм (праздник) + нәр = бәйрәмнәр (праздники)

    В о стальных случаях всегда -лар, -ләр :

китап (книга) + лар = китаплар (книги)

дәфтәр (тетрадь) + ләр = дәфтәрләр (тетради)

парта (парта) + лар = парталар (парты)

киштә (полка) + ләр = киштәләр (полки)

Имена существительные в сочетании с именами числительными в татарском языке употребляются в единственном числе:

Китаплар – книги

Семь книг – җиде китап

җиде китаплар – ошибка!!!

9. Глагол – Фигыл ь

Нишли? – Что делает? (Настоя щее время обозначает действие, совпадающее с моментом речи )

-а, -ә, -ый, -и

Нишли?

Что делает?

Яз а

Укы й

Утыр а

Ашы й

Эч ә

Пишет

Читает

Сидит

Кушает

П ьет

Марат китап укый. – Марат книгу читает.

Алинә чәй эчә. – Алина чай п ьет.

Нишләде? – Что сделал? (Прошедшее время)

-ды, -де, -ты, -те

Нишләде?

Что сделал?

Язды

Укыды

Утырды

Ашады

Эчте

Написал

Читал

Сидел

Кушал

Пил

    Если слова заканчиваются на звонкие согласные, добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные: -ды, -де

    Если слова заканчиваются на гласные,добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные: -ды, -де

Яз ды – написал

Укы ды – прочитал

Кил де – пришел

Эшлә де – работал

    Если слова заканчиваются на глухие согласные,добавляем окончания, которые начинаются на глухие согласные: -ты, -те

Кач ты – спрятался

Эч те – выпил

Ач ты – открыл

Кайт ты - пришел

Когда добавляем окончание к главному слову, глагол должен быть в начальной форме, который будет отвечать на вопрос нишл ә ? – что делай? (повелевает, прину ждает)

Нишлә?

Укы – читай! Укыды - прочитал

Яз – пиши! Язды - написал

Утыр – сиди! Утырды - сидел

Җырла – пой! Җырлады – спел

Е сть отрицательная форма: аффиксы –ма, -мә

Укы (читай) + ма = укыма (не читай)

Кер (заходи) + мә = кермә (не заходи)

Аффиксы от рицательной формы всегда добавляем после главного слова, потом только добавляются остальные окончания.

Укы + ма + ды = укыма ды ( не прочитал)

Кер + м ә + де = кер мә де (не зашел)

Мин – я

Син – ты

Ул – он

Без – мы

Сез – вы

Алар - они

Когда гла голы спрягаются по лицам, берут определенные окончания. Их надо запомнить!!!

глаголы в настоящем времени.

Мин укыйм – я читаю

Мин укыйм я читаю

Син укыйсың ты читаешь

Ул укый­__ он читает

Без укыйбыз мы читаем

Сез укыйсыз вы читаете

Алар укыйлар они читают

Мин сөйлим – я рассказываю.

Мин сөйлим я рассказываю

Син сөйли сең ты рассказыва ешь

Ул сөйли___ он рассказывает

Без сөйлибез мы рассказываем

Сез сөйлисез вы рассказываете

Алар сөйлиләр они рассказывают

Глаголы в прошедшем времени

Мин сөйләдем – Я рассказал.

Мин сөйләде м я рассказал

Син сөйләде ң ты рассказал

Ул сөйләде ___ он рассказал

Без сөйләде к мы рассказали

Сез сөйләде гез вы рассказали

Алар сөйләде ләр они рассказали

Мин укыдым – я прочитал

Мин укыды м я прочитал

Син укыды ң ты прочитал

Ул укыды он прочитал

Без укыды к мы прочитали

Сез укыды гыз вы прочитали

Алар укыды лар они прочитали

10. Соң – после

Дан, -дән, -тан, -тән, -нан, -нән + соң

Җәйдән соң после лета

Кыштан соң после зимы

В татарском языке находятся пос ле главного слова, а в русском – до!

Кадәр - до

Га, -гә, -ка, -кә + кадәр

Җәйгә кадәр до лета

Кышка кадәр до зимы

    Если слово заканчивается на звонкое согласное, добавляем окончание, которое начинается на звонкое согласное.

    Если слово заканчивается на глухое согласное, добавляем окончание, которое начинается на глухое согласное.

    Если слова заканчиваются на гласные, всегда добавляем окончания, которые начинаются на звонкие согласные.

Яз га кадәр – до весны

Мәктәп кә кадәр – до школы

Яз дан соң – после весны

Мәктәп тән соң – после школы

Принадлежность (тартым) – это специфическая категория имен существительных в татарском языке.

Склонение имен существительных по принадлежности.

Минем – мой, моя, мое

Синең – твой, твоя, твое

Аның – его

Безнең – наш

Сезнең – ваш

Аларның – их

Слова, окан чивающиеся на согласные, берут себе следующие аффиксы:

Минем кул ым (моя рука) дәфтәр ем (моя тетрад ь)

Синең кулың дәфтәрең

Аның кулы дәфтәре

Безнең кулыбыз дәфтәребез

Сезнең кулыгыз дәфтәрегез

Аларның куллары дәфтәрләре

Минем дәфтәрем бик матур.

Моя тетрадь очень красивая.

Синең кул ың пычрак.

Твоя рука грязная.

Слова, окан чивающиеся на гласные, берут себе следующие аффиксы:

Минем тәрәзәм апам

Синең тәрәзәң апаң

Аның тәрәзәсе апасы

Безнең тәрәзәбез апабыз

Сезнең тәрәзәгез апагыз

Аларның тәрәзәләре апалары

Аның апасы мәктәптә эшли.

Е ё сестра в школе работает.

!!! Существительные әти, әни, әби, бабай имеют специфичные аффиксы принадлежности:

Минем әтием әнием әбием бабам

Синең әтиең әниең әбиең бабаң

Аның әтисе әнисе әбисе бабасы

Безнең әтиебез әниебез әбиебез бабабыз

Сезнең әтиегез әниегез әбиегез бабагыз

Аларның әтиләре әниләре әбиләре бабалары

Безнең әбиебез балалар бакчасында эшли.

Наша бабушка в садике работает.

Слова, оканчивающиеся на глухие согласные п, к , чередуются со звонкими согласными б, г. китап , күлмәк

Минем китаб ым күлмәг ем

Синең китаб ың күлмәг ең

Аның китаб ың күлмәг ең

Безнең китаб ыбыз күлмәг ебез

Сезнең китаб ыгыз күлмәг егез

Аларның китап лары күлмәк ләре

3 лицо мн.числа не меняется.

дәфтәр укучы ныкы – тетрадь ученика

кемнеке? – чей? чья? чьё?

Проверьте себя

1 вариант.

    Найдите правильный ответ.

1. Ул Казан... кайта.

а) –дан б) –тан в) - нан

2. Алар Самара... кайталар.

а)-дан б) –дән в) –нан

3. Без Мәскәү... кайтабыз.

а) –дан б)-дән в) –нән

4. Мин Перм ь... кайтам.

А) –нан б) –нән в) –тән

5. Бу кеше Саратов... кайта.

А) –тан б) –дан в) –тән

6. Бу егет Яр Чаллы... кайта.

А) –дән б) –нан в) –дан

7. Бу апа Бөгелмә... кайта.

А) –дан б) –тан в)-дән

8. Бу кеше Америка... кайта.

А) –дән б) –дан в) –нан

1.Без

А) они б) я в) мы

2. сәлам

А) здравствуй б) привет в) доброе утро

3. Хәерле кич

А) доброе утро б) добрый ден ь в) добрый вечер

4. кешеләр

А) дамы б) мал ьчики в) люди

5. укый

А) читает б) пишет в) играет

6. уйный

А) читает б) пишет в) играет

7. Мин барам.

А) ты идешь б) я иду в) он идет

8. Киң урам

А) большая улица б) широкая улица в) узкая улица

2 вариант

    Найдите правильный ответ.

1.Без кыш көне урман... барабыз.

а) –нә б) –кә в) –га

2. Урманда без җиләк җыя... .

А) –сыз б) –сың в) –быз

3. Балалар елга... су коеналар.

А) –ка б) –та в) –да

4. Төлке урманда яш... .

А) –а б) –ә в) –и

5. Аю кышын йокл... .

А) –а б) –ый в) –и

6. Без авыл... китәбез.

А) –га б) –кә в) –гә

7. Мин урман... бик яратам.

А) –не б) –нан в) –ны

8. Апам авыл... китте.

А) –га б) –гә в) –ны

II . Найдите правильный перевод.

1.Сакларга

А) ра ботать б) охранять в) кататься

2. урманнан

А) из леса б) в лес в) в лесу

3. җыярга

А) собирать б) пилить в) охранять

4. йөрергә

А) плавать б) ходить в)кататься

5. җиләк

А)грибы б) ягоды в) деревья

6. төлке

А) зая ц б) медведь в) лиса

3 вариант.

    Найдите правильный ответ.

1. Дустым Казан шәһәре... бара.

А) –нә б)-на в)-гә

2. Җәен без авылда ял итә... .

А) –быз б) –сың в) –без

3. Бу әби авыл... яши.

А) –да б) –дә в) –га

4. Мин туган авылым... бик яратам.

А) –не б) –нан в) –ны

5. Урамда машина... йөри.

А) -ләр б) –лар в) –нар

6. Тиен... урманда яшиләр.

А) –нар б) –ләр в) –нәр

7. Әбием кибет... кайтты.

А) –тан б) –тән в) –дән

8. Әти өйгә кайт... .

А) –ды б) –ты в) –т

Найдите правильный перевод .

    Кайтырга

А) поехать б) возвращаться в) делать

    Авылда

А) из деревни б) деревня в) в деревне

    Һәйкәл

А) здание б) площадь в) памятник

    Бакча

А) сад б) школа в) дом культуры

    Китәргә

А) уехать б) выйти в) войти

    Шәһәр

А) город б) село в) поселок

Просто и легко о татарском языке

§ 10. НЕКОТОРЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТИПЫ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

10.1. Агглютинативность татарского языка способствует тому, что большинство аффиксов несут одно значение. Такое же завидное постоянство можно наблюдать и среди татарских словообразовательных аффиксов. Каждый производительный аффикс татарского языка заменяет несколько, а порой и более десяти словообразовательных средств русского языка. Это позволит Вам сэкономить массу времени при изучении татарского языка, если Вы сразу же обратите на эти аффиксы должное внимание.
Например, татарскому словообразовательному аффиксу -чы/-че, который выражает значение лица, имеющее отношение к тому, что указано производящей основой, в русском языке соответствует более десяти словообразовательных аффиксов:
велосипедист – велосипедчы;
стекольщик – пыялачы;
плотник – балтачы;
ложкарь – кашыкчы и т.д.
и даже:
кроликовод – куянчы;
языковед – телче.

Как видим, аффикс -чы/-че присоединяется как к исконно татарским, так и к заимствованиям и новым словам. И в настоящее время процесс образования новых слов за счет этого аффикса продолжается:
рэкетир – рэкетчы;
программист – программачы.
Необходимо обратить внимание и на другие высокопроизводительные аффиксы татарского языка, образующие имена существительные.

Аффикс -лык/-лек может обозначать место, материал, прибор, приспособление, духовные качества человека или название объединения людей в зависимости от того, что указано в производящей основе:
усак (осина) – усаклык (осинник);
каен (береза) – каенлык (березняк);
идән (пол) – идәнлек (материал для пола);
күз (глаз) – күзлек (очки);
пальто – пальтолык (материал для пальто);
дус (друг) – дуслык (дружба);
карт (старик) – картлык (старость);
декадент – декадентлык (декаденство);
хан – ханлык (ханство) и т.д.

Аффикс -лык/-лек, образуя существительные, присоединяется к прилагательным и глаголам. Главное для Вас: постараться уяснить смысловое отношение между производящей основой и производным словом:
сукыр (слепой) – сукырлык (слепота);
биек (высокий) – биеклек (высота);
юка (тонкий) – юкалык (тонкость);
ак (белый) – аклык (белизна);
куаклы (кустистый) – куаклылык (кустистость);
беренче (первый) – беренчелек (первенство);
ашау (есть) – ашамлык (продукт);
ягу (жечь) – ягулык (топливо) и т.д.

Аффикс -даш/-дәш/-таш/-тәш всегда указывает на лицо, имеющее качество совместности действия с кем-либо:
авыл (деревня) – авылдаш (односельчанин);
яшь (возраст) – яшьтәш (сверстник);
курс – курсташ (однокурсник);
әңгәмә (беседа) – әңгәмәдәш (собеседник) и т.д.

Аффикс -лы/-ле при образовании существительных также весьма производителен:
америкалы (американец); мәскәүле (москвич); пермьле (пермяк); латвияле (латыш); литвалы (литовец) и др.
ике (два) – икеле (двойка); тугыз (девять) – тугызлы (девятка) и др.

Аффикс -лы/-ле активен также при образовании прилагательных:
ямь (красота) – ямьле (красивый); белем (знание) – белемле (грамотный); көч (сила) – көчле (сильный); транзисторлы (транзисторный); эмульсияле (эмульсионный) и т.д.

Наша задача состоит не в том, чтобы познакомить Вас со всеми словообразовательными аффиксами татарского языка. Мы хотим, чтобы Вы постоянно искали и находили производные слова и производительные аффиксы. Это имеет огромное значение при изучении любого языка, и особенно агглютинативных языков, в которых аффиксы консервативны (т.е. не выходят из моды, как в русском языке), немногочисленны и несут огромную нагрузку в образовании новых слов.

УПРАЖНЕНИЕ
Присоедините к слову соответствующий аффикс и переведите:
-чы/-че: комбайн; балык (рыба); бакыр (медь); җинаять (преступление); кран; күмер (уголь); лачын (сокол); куян (заяц, кролик); музей;
-лык/-лек: мин; юк; каты (твердый); патша (царь); аксак (хромой); ата (отец); ректор; рәис (председатель); җылы (теплый);
-лы/-ле: Африка; Казан; Россия; Омск; Курск; Пермь; Архангельск;
-лы/-ле: ачу (гнев); кайгы (горе); җил (ветер); сөяк (кость); сөт (молоко); мускул; броня; квадрат; сагыну (тоска).

10.2. Еще одним своеобразием татарского языка является наличие в нем большого количества парных слов, что для русского читателя не совсем привычно. Компоненты парных слов могут стоять как в синонимичных, так и в антонимичных отношениях. Вторым компонентом может быть и слово-эхо, в настоящее время не имеющее смыслового значения. В этих словах, где Вы можете угадать смысл отдельных компонентов, есть своя логика, которую Вы должны стараться понять:
хатын-кыз (хатын – жена; кыз – девушка) – женщина;
ата-ана (ата – отец; ана – мать) – родители;
ашау-эчү (ашау – есть; эчү – пить) – еда;
көн-төн (көн – день; төн – ночь) – всегда.

Вы теперь уяснили себе основные особенности татарского языка, надо лишь проникнуть в его особенности, понять его специфику, его способы передачи общей для всех людей действительности, общечеловеческой логики.

Тема 4. Местоимение.

Студент должен знать :

Морфологические особенности местоимений ,

Разрядов местоимений,

Склонение местоимений.

Местоимения в татарском языке употребляются вместо самостоятельных слов, но не называют их и не определяют их содержания.

Различаются следующие разряды местоимений:

Название разрядов местоимений

Личные (зат алмашлыклары)

мин – я; син – ты; ул – он (она, оно);

без – мы; сез – вы; алар – они.

Указательные (күрсәтү алмашлыклары)

бу – это (эта, эти); шул – этот; ул

это; теге – тот; шундый, андый, мондый – такой.

Вопросительные (сорау алмашлыклары)

кем? – кто? нәрсә? – что? ничек? – как? кайда? – где? Кайчан? – когда? Ник? – зачем? нинди? – какой? кайсы? – который?

Собирательные (җыю алмашлыклары)

үз – свой, барча, барлык, һәммә – все,

һәр, һәрбер – каждый и т. д.

Неопределенные (билгесезлек алмашлыклары)

ниндидер – какой-то, кемдер – кто-то,

әллә кайчан – когда-то, әллә ничек – как-то, бер – кто-то и т. д.

Отрицательные (юклык алмашлыклары)

беркем – никто, һичкем – никто, беркайда – нигде, һичкайда – нигде, бернәрсә – ничто и т. д.

Многие местоимения принимают аффикс принадлежности и склоняются по падежам:

Склонение местоимений мин, ул, үз (я, он, сам)

Падеж

Основной

ул – он, она, оно

үзем – (я) сам(а)

Притяжательный

минем – у меня, мой

аның – у него, его, у нее, ее

үземнең – у са - мого, у самой

Направительный

миңа – мне

аңа – ему, ей

үземә – самому, самой

Винительный

мине – меня

аны – его, ее

үземне – самого, саму

Исходный

миннән – от меня, с меня

аннан – с него, от него, с нее, от нее

үземнән – от самого себя, от самой себя

Местно-временной

миндә – у меня, на мне

анда – у него, у нее, на нем, на ней

үземдә – у самого, на самом, у (на) самой


1. Просклонять местоимения без, сез, ул по падежам

2. Подобрать местоимения к глоголам ашыйм, язасың, барабыз, китте,әйтмәс, бирерсең .

3. Переведите русские словосочетания на татарский язык одним словом, ставя соответствующие аффиксы принадлежности после существительных. Поставьте их в направительном падеже.

Его друг, мой отец, их дом, наша бригада, твоя песня, ваша сестра, мои дела, ее волосы, твой палец.

4.Просклоняйте местоимения һичкем, бернәрсә, по падежам и состав ьте с ними предложения.

5. Перепишите текст, вставляя указательные местоимения данные в скобках, в нужном падеже.

Бу...(без) фатирыбыз. Менә ...(бу) шкаф тора, ... (теге) диван...(бу) урындыклар, ...(теге) өстәл. Карават йокы бүлмәсендә. Кием шкафы да...(шул). Стенага рәсем эленгән...(ул) энем ясады.

Тема 5. Имя прилагательное и его разряды .

Студент должен знать :

Морфологические особенности прилагательных,

Степени прилагательных.

В татарском языке прилагательные обозначают признаки предметов, не имеют формальных показателей, всегда предшествуют определяемому слову, не согласуются с существительным: зәңгәр чәчәк – голубой цветок, зәңгәр чәчәкләргә – голубым цветам.

Различаются качественные (асыл ) и относительные (нисби ) прилагательные, причем качественные имеют четыре степени:

Название степени

Показатели степени

Примеры

Положительная

(Гади дәрәҗә)

матур – красивый

сары – желтый

түгәрәк – круглый

Сравнительная

(Чагыштыру дәрәҗәсе)

матур-рак – красивее

сары-рак – желтее.

түгәрәг-рәк – круглее

Превосходная

(Артыклык дәрәҗәсе)

а) частичное повторение основы;

б) усилительные частицы: иң – самый, бик – очень, үтә – сверх

сап-сары – очень желтый

түп-түгәрәк – самый круглый

бик матур – очень красивый

иң зур – самый большой

үтә сизгер – сверхчувствительный

Уменьшительная – от прилагательных, выражающих цвет

(Кимлек дәрәҗәсе)

Кылт/-келт

Гылт/-гелт

Сыл/-сел, - су

сар-гылт – желтоватый

ал-су – розоватый

ак-сыл – беловатый

зәңгәр-су – голубоватый

Относительные прилагательные выражают внешние, неорганические свойства предметов по их отношению к другим предметам, материалу, составу, месту, времени и т. д.: машиналы – имеющий машину, урманлы – имеющий лес, җимешле – имеющий ягоды, язгы – весенний, өйдәге – домашний, тешсез – беззубый, еллык – годичный, годовой и т. д.

Много относительных прилагательных татарский язык заимствовал из русского (иногда в усеченном виде): реалистик, актив, музыкаль, политик, физик, революцион, аграр и т. д.; из арабского языка: әдәби – литературный, иҗтимагый – общественный, гыйльми – научный, дини – религиозный и т. д.

Задания для самостоятельной работы.

1.К названиям пти ц прибавьте прилагательные, затем составьте предложения.

2. Образуйте все возможные степени прилагательных, составьте предложения .

Көрән, шаян, зәңгәр, төче, киң ,таза, әйбәт, ак, кызыл, нәзек, олы, бәләкәй, ялангач, соры, туры, салкын, кайнар, сары, озын, кәкре, түгәрәк.

3 .Образуйте сравнительную степень имен прилагательных .

Кызыл, ак, тәмле, зур, кечкенә, биек, тәбәнәк, көчле.

4.Образуйте превосходную степень прилагательных:

Гүзәл, коры, начар, җиңел, сары, тәмсез, зур, кыйбат, ак, әче, эре, йомшак, файдалы.

5. Представьте себе, вы на экскурсии по своему городу. Как вы об этом расскажете? Укажите прилагательные

Тема 6. Наречие.

Студент должен знать :

Морфологические особенности наречий,

Разряды наречий.

Наречие выражает признак действия или признак признака и является неизменяемой частью речи . Смысловая классификация наречий отражена в следующей схеме:

Разряды наречий

Примеры

1. Образа действия(саф рәвешләр)

тын – тихо, әкрен – медленно, шәп – хорошо, җәяү – пешком, кинәт – вдруг, аннан-моннан – кое-как и т. д.

2. Меры и степени (күләм-чама рәвешләре)

аз – мало, күп – много, бөтенләй – совсем, бераз – немного, бик – очень, тәмам – совершенно, байтак – довольно много и т. д.

3. Сравнения (охшату-чагыштыру рәвешләре)

кешеләрчә – по-человечески, төлкедәй – как лиса, тимердәй – как железо, каһарманнарча – геройски и т. д.

4. Места (урын рәвешләре)

5. Времени (вакыт рәвешләре)

берсекөнгә – послезавтра, бүген – сегодня. иртәгә – завтра, быел – нынче, кичә – вчера, кышын – зимой и т. д.

6. Причины и цели (сәбәп - максат рәвешләре)

юри – назло, зерәгә – зря, юкка – попусту, бушка – бесполезно, тик – так себе и т. д.

Наречие постоянно характеризует глагол и чаще относится к нему, выступает в качестве различных обстоятельств. Наречия, как и в русском языке , не склоняются, обычно предшествуют глаголу.


Задания для самостоятельной работы.

1.Укажите наречии. Переведите предложения на русский язык.

Очрашырга вакыт аз калды. Син алдан бар! Бераз көтеп тор әле. Биредә рәхәт. Мин сезне бөтенләй хәтерләмим.Ул кинәт сорап куйды Кыскача язып бирегез. Көчкә сезне эзләп таптым. Сез русча бик яхшы сөйләшәсез. Ул безгә сирәк килә. Мин тиз кайтырмын. Тиздән җәй җитә. Хәзер соң инде. Тәлинкә челпәрәмә килеп ватылды. Син бу шигырьне яттан беләсеңме? Трамвай бик әкрен бара. Әйдә, җәяү кайтабыз!

2.Прочитайте рассказ Г. Тукая «Яз». Найдите знакомые вам наречия .

Яз март аеннан башлана.

Инде көн урталарында кояш шактый җылыта башлый.

Кояш инде күктә, кыштагы кеби күренеп кенә китмичә, озак тора башлый. Шунлыктан көннәр озая, төннәр кыскара.

Карлар, бозлар эриләр. Су өстендә көймәләр, пароходлар, ак фаруслар пәйда була.

3.Образуйте наречия от числителных .

4.Составьте или подберите из художественной литературы 6 предложений, в которых были бы употреблены наречия всех разрядов. Укажите разряды наречий.

5.Со словаря выпишите 10 наречий, составьте с ними предлолжения.

Тема 7. Глагол. Спряжение глагола. Настоящее время глагола.

Студент должен знать :

Морфологические особенности глагола,

Окончания глагола настоящего времени,

Спряжение по лицам и числам.

Глагол обозначает действие или состояние лица, предмета, явления и характеризуется в татарском языке категорией утверждения и отрицания, наклонениями, категориями лица, числа, времени, залога и степенью протекания действия.

Отрицательная форма образуется присоединением к основе глагола аффиксов -ма/-мә, причем ударение падает на слог перед этим аффиксом: куй – куйма (клади – не клади), ат – атма (бросай – не бросай), сөй – сөймә (люби – не люби).

Глагол имеет спрягаемые личные (затланышлы ) и неспрягаемые неличные (затланышсыз ) формы. К спрягаемым относятся изъявительное (хикәя фигыль ), повелительное (боерык фигыль ), желательное (теләк фигыль ) и условное (шарт фигыль ) наклонения глагола, к неспрягаемым – причастие (сыйфат фигыль ), деепричастие (хәл фигыль ), имя действия (исем фигыль ), инфинитив.

Спрягаемая основа настоящего времени (хәзерге заман ) образуется от основы глагола посредством аффикса -а/-ә (если основа оканчивается на согласный): кал – кал-а (остается); посредством аффикса -ый/-и (если основа оканчивается на гласный): сайла – сайл-ый (выбирает), эшлә – эшл-и (работает)

Таблица спряжения глаголов настоящего времени по лицам и числам в положительном и отрицательном аспектах

Положительная форма

Отрицательная форма

един. число

множест. число

един. число

множест. число

сайл-ый-м

(выбираю)

бел-ә-без (знаем)

сайл-ый-быз

(выбираем)

сайла-м-ый-м

(не выбираю)

бел-м-и-без

(не знаем)

сайла-м-ый-быз

(не выбираем)

бел-ә-сең (знаешь)

сайл-ый – сың (выбираешь)

бел-ә-сез

сайл-ый-сыз

(выбираете)

бел-м-и-сең

(не знаешь)

сайла-м-ый-сың

(не выбираешь)

бел-м-и-сез

(не знаете)

сайла-м-ый-сыз

(не выбираете)

сайл-ый (выбирает)

бел-ә-ләр

сайл-ый-лар

(выбирают)

(не знает)

сайла-м-ый

(не выбирает)

бел-м-и-ләр

(не знают)

сайла-м-ый-лар

(не выбирают)

Задания для самостоятельной работы.

1. Найдите основы глаголов и поставьте их во временные формы :
Образец: килү (приходить) – кил (приди); килә (приходит); килде (пришел); килгән (пришел, оказывается); килер (придет); киләчәк (обязательно придет).
санау (считать); язу (писать); калу (оставаться); бетү (заканчиваться); башлану (начинаться); чыгу (выходить).
2.Проспрягайте следующие глаголы по лицам и числам .

Ясама, уйнама, эшләмә, бир, кил, аша, яза, өйрәнә, белә, сөйли.

3.Глоголы : уйларга, сөйләргә, эзләргә, карарга проспрягат ь в отри цательном настоя щем времени.

4.Составьте небольшой рассказ на тему “Табын янында пөхтә бул ”. Используйте глаголы ю, сөрт, утыр, ал, тот, аша, әйт.

5.Образуйте отрицательную форму глагола.

Йөзә, җыйды, уйлаган, булышыр, кайтты, язды, белгән.

Тема 8.Прошедшее время глагола.

Студент должен знать :

Окончания глагола прошедшего времени,

Спряжение по лицам и числам.

Прошедшее неопределенное (билгесез яки нәтиҗәле үткән заман ) выражает действие, совершение которого говорящий сам не видел; оно образуется присоединением к основе глагола аффиксов -ган/-гән (после звонких согласных и гласных), - кан/-кән (после глухих согласных):

Единственное число

Множественное число

яз-ган-мын (я написал, оказывается)

сип-кән-мен (я полил, оказывается)

яз-ган-быз (мы написали, оказывается)

сип-кән-без (мы полили, оказывается)

яз-ган-сың (ты написал, оказывается)

сип-кән-сең (ты полил, оказывается)

яз-ган-сыз (вы написали, оказывается)

сип-кән-сез (вы полили, оказывается)

яз-ган (он написал, оказывается)

сип-кән (он полил, оказывается)

яз-ган-нар (они написали, оказывается)

сип-кән-нәр (они полили, оказывается)

В отличие от русского в татарском языке имеется еще несколько сложных прошедших времен:

1) прошедшее продолжительное (тәмамланмаган үткән заман ): бара иде – ходил(а); сөйли иде – рассказывал(а);

2) давнопрошедшее (күптән үткән заман ): барган иде – ходил(а), сөйләгән иде – рассказывал(а);

3) прошедшее многократное время (кабатлаулы үткән заман ): бара торган иде – хаживал(а); сөйли торган иде – бывало, рассказывал(а).

Эти сложные формы прошедшего времени образуются прибавлением вспомогательного глагола иде к глагольным формам на -а, - ган, - а торган . Характерным также является то, что по лицам спрягается только вспомогательный глагол иде .

Единственное число

Прошедшее продолжительное

Давнопрошедшее

Прошедшее

многократное

бара идем

я ходил

барган идем

я ходил (тогда)

бара торган идем

я хаживал

бара идең

ты ходил

барган идең

ты ходил (тогда)

бара торган идең

ты хаживал

бара иде

он ходил

барган иде

он ходил (тогда)

бара торган иде

он хаживал

Множественное число

Прошедшее продолжительное

Давнопрошедшее

Прошедшее

многократное

бара идек

мы ходили

барган идек

мы ходили (тогда)

бара торган идек

мы хаживали

бара идегез

вы ходили

барган идегез

вы ходили (тогда)

бара торган идегез

вы хаживали

баралар иде

они ходили

барганнар иде

они ходили (тогда)

бара торганнар иде

они хаживали

Задания для самостоятельной работы.

1.Проспрягайте глаголы в прошедшем времени :

киендеме, тыңладымы, әйттеме, бардымы, эшләдеме, укыдымы.

2.Составьте предложения, используя слово чөнки и глаголы на –ган иде/ - гән иде.

3.Образуйте определенные прошедшее время глаголов и состав ь те предложения.

Кил, ал, эшлә, сиз, башла.

4.Проставьте эти глаголы в отрицательной форме.

Укы,әйт, ал, сөйлә, аша, яз, атла, юын

5.Расскажите о своем посещении концерта, укажите прошедшее время глагола.

Тема 9. Будущее время глагола.

Студент должен знать :

Окончания глагола будущего времени,

Спряжение по лицам и числам.

Будущее время (киләчәк заман ) имеет 3 формы: будущее неопределенное (билгесез киләчәк заман ), категорическое будущее (билгеле киләчәк заман ) и будущее в прошедшем (киләчәк-үткән заман ).

Будущее неопределенное время выражает действие, которое совершится после момента речи, но в совершении которого говорящий не совсем уверен. Это время образуется прибавлением аффиксов (после гласных) и -ар/әр, - ыр/-ер (после согласных). Отрицательная форма -мас/-мәс во 2-м и 3-м лицах.

Единственное число

Множественное число

язармын

я напишу, видимо

язмам(ын)

я не напишу, видимо

язарбыз

мы напишем, видимо

язмабыз

мы не напишем, видимо

язарсың

ты напишешь, видимо

язмассың

ты не напишешь, видимо

язарсыз

вы напишите, видимо

язмассыз

вы не напишите, видимо

язар

он напишет, видимо

язмас

он не напишет, видимо

язарлар

они напишут, видимо

язмаслар

они не напишут, видимо

Единственное число

Положительная форма

Отрицательная форма

Мин кайт-ачак-мын

кайт-ма-ячак-мын

Я вернусь (обязательно)

я не вернусь

Син кайт-ачак-сың

кайт-ма-ячак-сың

Ты вернешься (обязательно)

ты не вернешься

Ул кайт-ачак

ул кайт-ма-ячак

Он вернется (обязательно)

он не вернется

Множественное число

Без кайт-ачак-быз

кайт-ма-ячак-быз

Мы вернемся (обязательно)

мы не вернемся

Сез кайт-ачак-сыз

кайт-ма-ячак-сыз

Вы вернетесь (обязательно)

вы не вернетесь

Алар кайт-ачак-лар

кайт-ма-ячак-лар

Они вернутся (обязательно)

они не вернутся

Будущее в прошедшем выражает процесс, который предстояло выполнить в будущем, но который переносится в прошлое. Образуется прибавлением к основе глагола аффикса -ачак + иде, -әчәк + иде, - ячак + иде, ячәк + иде: барачак иде (он должен был идти), сөйләячәк иде (он должен был говорить):

Задания для самостоятельной работы.

Ят, укы, аша, бир, бел.

2. Скажите, какую форму прошедших или будущих времен Вы бы использовали в татарском языке в следующих предложениях: Мы вчера ходили в кино. В следующем году, может, он поступит учиться в университет. На следующей неделе он, вероятно, поедет в деревню. Завтра будет пятница. Может, завтра пойдет снег. Утром дул холодный ветер. Пушкин родился в 1799 году.
3. Переведите глагольные формы (используйте дополнительные слова для передачи определенности-неопределенности): бара (идти); уйлады (думать); син эшләгәнсең (делать); без китәчәкбез (уходить); алар санар (считать); сез килерсез (приходить); ул чыккан (выходить).
4.Образуйте отрицательные формы глагола. Прочитайте полученные пары вслух несколько раз :
эшли – эшләми; барды; бара; килгән; чыга; китәчәк; санар; язам; язачакмын; эшләгән; эшләгәнсең; чыга; чыгабыз.

5.Проспрягайте глаголы ятла, укы, елама, сөйлә во всех трех формах будущего времени .

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется или в отдельной тетради в клетку, или на листах А4,выполненную на компьютере.

Для татарского языка нехарактерно соседство двух или нескольких согласных. Конечно, они встречаются, но по сравнению с русским языком редко. Чаще всего соседствуют согласные с сонантами (сонанты: [р], [л], [м], [н], [й], [w] – см. Таблицу согласных татарского языка) или на стыке корня и суффикса.

Чтобы лучше понять фонетическую психологию татарского языка, можно обратиться к освоенным заимствованиям из русского:

стол – өстәл, борозда – буразна, скирда – эскерт, клеть – келәт, труба – торба, смола – сумала, рожь – арыш, канава – канау.

Как видно из примеров, татарское удобопроизношение (артикуляция) разбивает соседство двух согласных (за исключением сонантов) по разным слогам.

Чёткое произнесения последнего слога

Что касается ударения, то в татарском языке оно качественно отличается от русского. Помни, что все слоги в татарском языке необходимо произносить отчетливо. Поэтому с самого начала обучения следует делать слабое ударение на последнем слоге, так ты избавишься от распространенной ошибки русскоязычных, изучающих иностранные языки: «глотать окончания слов».

Необходимо указать, что ударение в татарском языке качественно отличается от русского, поэтому в татарском языке ударение не несет такой смыслоразличительной функции, как в русском: з’амок – зам’ок.

Еще одним важным законом татарского языка является фонетический принцип правописания, т.е. «как слышим, так и пишем».

Из этого закона достаточно много исключений: в первую очередь, это заимствования из арабского и новые заимствования из русского.

Но, несмотря на это, правило «как слышится, так и пишется» необходимо запомнить, так как оно в корне отличается от русского правописания.

Как видим, понятия “проверочное слово” в татарском правописании отсутствует: китап – китабым (книга – моя книга ).



УПРАЖНЕНИЯ (КҮНЕГҮЛӘР)

1. Напиши данные слова в две колонки и несколько раз перечитай их вслух:

Мягкие слова твердые слова

ишек (дверь), өстәл, урындык (стул), нәрсә, бу (это), кара (черный), бер, беренче (первый), көл (зола), кол (раб), Идел (Волга), бәрәңге (картофель), һөнәр (ремесло), карама (вяз), чәчәк (цветок), эскәмия, эскәтер (скатерть), башлык (капюшон), алтын (золото), сарык (овца), колак (ухо), авыз (рот).

2. Напиши недостающие слова:

китап – китабым, сарык – ..., урындык – урындыгым, ... – колагым, ишек – ..., балык – ..., тарак (расческа) – ... .

китап – китабың, ... – сарыгың, урындык – ..., ... – колагың, ... – ишегең, ... – балыгың, ... – ... .

Одной из основных фонетических сложностей татарского языка для иноязычного обучающегося является правильное произношение длинных слов, которые образуются при приклеивании нескольких суффиксов.

Проговори вслух несколько раз за диктором:

Алмаштырганнардыр наверное, обменяли

Ачуланучылар рассердившиеся

Әһәмиятлелекне важность

Башлангычныкы начинающего

Гомумдәүләтчелек общегосударственность

Җаваплылык ответственность

Кулъяулыкларсыз без носовых платков

Мәсьәләләрдән из вопросов

Мөстәкыйльлек независимость

Пәнҗешәмбенең четверга

Төрләндерергә изменять, разнообразить

Укытучылык учительство

Үзенчәлекле своеобразный, особенный

Үзләштерүчән хорошо усваивающий

Үзәкчелек центризм

Если не очень получается произнести сразу, произнеси сначала по слогам. Но подобные слова ты должен будешь произносить без запинки. Это одно из условий агглютинативного татарского языка. А об агглютинации в следующем параграфе.

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАТАРСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ

Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского.

У татарского и русского языков различны сами принципы связи слов, построения словоформ и выражение грамматических категорий. И мы опираемся на то, что при изучении нового языка без освоения (для взрослых без сознательного освоения) принципов грамматики не обойтись.

Татарский язык по своему типу относится к агглютинативным (приклеивающим) языкам, а русский – к флективным. Это означает, что суффиксы, последние из которых исполняют роль окончания в татарском языке, просто приклеиваются к слову. Отсюда первое правило татарского языка: корень слова остается без изменений, корень обычно равняется слову.

Русский язык (прямоугольник – это корень, а круги – это приставки, суффиксы, окончания)

Татарский язык

Как видим, суффиксы в татарском языке приклеиваются, не изменяя ни друг друга, ни корень слова, а приклеиваются (агглютинация – приклеивание) механически.

Это базовое правило ты должен помнить, когда попытаешься заговорить на татарском языке. Обрати внимание, что смыслонесущая часть словоформы в татарском языке всегда стоит впереди. Перед ней не бывает ни приставок, ни предлогов.

Примеры :

оч – лети (основа глагола)

очарга – лететь,

очмаска – не лететь,

очу – полет, лететь (начальная форма, выражает действие как таковое)

очып керү – влететь,

очып үтү – пролететь,

очып чыгу – вылететь,

очып китү – улететь...

китап – книга,

китаплар – книги,

китапларда – в книгах,

китапларымда – в моих книгах

китабым – моя книга,

китап кибете – книжный магазин,

Различие наблюдается также в том, что начальная форма слова в татарском языке остается без изменения (разумеется, если не брать во внимание фонетические изменения по звонкости-глухости). Это особенно хорошо заметно на примере заимствований. Например, русские заимствования в татарском языке присоединяют свое русское окончание к корню слова:

Татарский язык: машина – машиналар – машинада – машинасыз;

Русский язык: машина – машины – в машине – без машины.

Еще раз обрати внимание на то, что корень машина в татарском языке не меняется!

В татарском языке, в отличие от русского, преобладает система однозначности аффиксов – для начального этапа можно так считать, выделив самые основные значения аффиксов.

Это явление намного упростит тебе задачу освоения татарской грамматики. Например:

Очень важно, что каждая грамматическая категория имеет, как правило, один или два аффикса для своего выражения (мы не считаем фонетических вариантов аффиксов: -лар/-ләр/-нар/-нәр – т.е. этот суффикс изменяется в зависимости от того, на что оканчивается слово):

Поэтому на начальном этапе обучения необходимо уделить аффиксам и их значениям особое внимание. Конечно, при этом возникает другая проблема: порядок присоединения неизменяемых однозначных аффиксов к неизменяемым основам (об этом в соответствующих разделах частей речи).

КҮНЕГҮЛӘР

а) Поставь слова во множественном числе:

хәреф – хәрефләр (буквы); сүз – ... (слова); күз – ... (глаза); ишек – ... (двери); такта – ... (доски); китап – … (книги); мәктәп – ... (школы); кеше (человек) – ... (люди); сан (число) – ... (числа); хатын-кыз (женщина) – ... (женщины); рәсем – рәсемнәр (мягкий носовой!) (рисунки); өстәл – ... (столы).

б) Поставь слова в единственном числе:

китаплар – китап; балыклар – ...; машиналар – ...; саннар – ...; сүзләр – ...; аяклар (ноги) – ...; җөмләләр (предложения) – ..., урындыклар – ..., хәрефләр – ... .

в) Поставь слова в местно-временном падеже (-да/-та/-дә/-тә – после звонких и гласных: -да/-дә; после глухих: -та/-тә):

сыйныф – сыйныфта (в классе); машина – машинада (в машине); такта – ... (на доске); өстәл – өстәлдә (“мягкое” слово + “мягкий” суффикс! ) (на столе); җөмлә – ... (в предложении); сүз – ... (в слове); урындык – ... (на стуле), автобус – … (в автобусе), эскәмия – ... (на скамье), авыл – ... (в деревне), рәсем – ... (на рисунке).

г) А теперь соединим множественность с местно-временным падежом (порядок строго обязателен лар + да! ):

китап – китапларда (в книгах);

сүз – сүзләрдә (в словах);

сан – саннарда (в числах);

рәсем – рәсемнәрдә (на рисунках);

сыйныф – ... (в классах); машина – ...(в машинах); такта – ... (на досках); өстәл – ... (на столах); җөмлә – ... (в предложениях); урындык – ... (на стульях), автобус – … (в автобусах), эскәмия – ... (на скамьях), авыл – ... (в деревнях).

Обрати внимание, что татарский суффикс –да (-та, -дә, -тә) переводится то предлогом в, то предлогом на. В определенных случаях могут быть и другие приставки. Например, у: Хатын-кызларда (у женщин; на женщинах; в женщинах – подбирается в зависимости от контекста!). Отсюда, кстати, достаточно распространенная ошибка татароязычных, которые не уверены в русском. Например, Поставь на стол вместо Положи в стол.

Запомните, что татарский язык – язык контекстуального характера, т.е. одни и те же слова и выражения в разных контекстах могут переводиться по-разному.

В татарской грамматике глагол имеет более широкие полномочия, чем в русском. Например, в татарском языке активно используется форма имени действия (герундий): уку – учеба; процесс обучения; бару – ходьба, хождение (процесс); ашау – процесс еды… Чаще татарский герундий переводится на русский существительным.

Хотя в школе по русскому языку учили: глагол – часть речи, обозначающая действие, процесс…, но слова ходьба, бег почему-то относили к существительным. А ведь они обозначают процесс! Но структура русского языка перенесла их в существительные, и они отвечают на вопрос что? и имеют парадигму существительного… В татарском же языке они, в первую очередь, относятся к глаголу, хотя легко переходят в имена существительные.

Вообще, границы между частями речи в татарском языке размыты. Нередко слова переходят из одной части речи в другую. Например, в татарском языке прилагательное не имеет множественного числа. Но если оно уже оказалось во множественном числе, то становится существительным: кызыл (красный) – кызыллар (красные – красногвардейцы)…

Что же касается синтаксиса, то он более строг в отношении порядка слов в предложении.

К важнейшим правилам татарского языка относится то, что сказуемое, как правило, находится в конце предложения. Это правило трудно воспринимается русскоязычной аудиторией, так как сказуемое в русском языке идет обычно сразу после подлежащего, и говорящий на русском языке начинает мысленное построение предложения со сказуемого. Татарскую фразу также надо начинать мысленно со сказуемого, но сказать его в самом конце. Этот момент непросто преодолеть психологически.

Я работаю много. Марат пишет письмо.

Мин күп эшлим . Марат хат яза .

Но с другой стороны, это помогает при переводе текстов с татарского языка. Основной глагол, выполняющий функцию сказуемого, легко находится обучающимися.

КҮНЕГҮ

Найди глагол-сказуемое, переведи:

Мин трамвайда барам. Син Казанга барасың. Автобус Мәскәүгә бара. Кемнәр Казанга бара? Студентлар Казанга автобуста баралар. Син автобуста барасыңмы ? Юк, мин трамвайда барам. Самолет Санкт-Петербугка оча. Ә автобус кая бара? Автобус Чаллыга бара.

Син кайда? Мин Казанда. Әлфия кайда? Әлфия Мәскәүдә. Марат кайда? Ул Чаллыда. Ә мин кайда? Мин авылда.

Текст

Думаю так. Ты говоришь: «Приходи». Я прихожу. Прихожу. Ты уходишь. Ты приходишь, я ухожу. Я пишу, а ты читаешь. Я читаю…

Му куда идем? Что мы делаем? Приходим и уходим. Какой ты человек? Я не знаю. Ты читаешь, но уходишь. Я тебя не понимаю.

Мы думаем и думаем. Сегодня я говорю: «Приходи!». Ты уходишь.

Я тебя люблю. А ты меня любишь? Не знаю.

Я тебе пишу. Думаю и пишу. Я что пишу?

Тебя люблю, о тебе думаю. А ты уходишь. Думаю: ты меня не знаешь, поэтому я прихожу, а ты уходишь.

Думаю, потом пишу еще:

Я тебя люблю. А ты где? Я не знаю. Я о тебе думаю. Ты когда ко мне придешь, не знаю.

Не знаю, я так думаю. Думаю, думаю, а может она меня не любит, думаю…

А я ведь тебя люблю…

Шулай уйлыйм. Син: «Кил», – говоришь. Мин киләм. Киләм, син китәсең. Киләсең, мин китәм. Мин язам, ә син укыйсың. Мин укыйм…

Без кая барабыз? Без нишлибез? Киләбез и китәбез. Син нинди человек? Мин не знаю. Син укыйсың, но китәсең. Мин сине не понимаю.

Без уйлыйбыз и уйлыйбыз. Сегодня мин әйтәм: «Кил!» – дим. Син китәсең.

Мин сине люблю. Ә син мине яратасыңмы? Не знаю.

Мин сиңа язам. Уйлыйм и язам. Мин нәрсә язам?

Сине яратам, синең турында уйлыйм. Ә син китәсең. Уйлыйм: син мине белмисең, поэтому мин киләм, ә син китәсең.

Уйлыйм, потом еще язам:

Мин сине яратам. Ә син кайда? Мин белмим. Мин синең турында уйлыйм. Син кайчан миңа киләсең, не знаю.

Не знаю, мин шулай уйлыйм. Уйлыйм, уйлыйм да, а может ул мине не любит дип уйлыйм…

А мин ведь сине яратам.

Шулай уйлыйм. Син: «Кил», – дисең. Мин киләм. Киләм, син китәсең. Киләсең, мин китәм. Мин язам, ә син укыйсың. Мин укыйм…

Бу нәрсә?

Без кая барабыз? Без нишлибез? Киләбез дә китәбез. Син нинди кеше? Мин белмим. Син укыйсың, ләкин китәсең. Мин сине аңламыйм.

Без уйлыйбыз да уйлыбыз. Бүген мин әйтәм: «Кил!» – дим. Син китәсең.

Мин сине яратам. Ә син мине яратасыңмы? Белмим.

Мин сиңа язам. Уйлыйм һәм язам. Мин нәрсә язам?

Сине яратам, синең турында уйлыйм. Ә син китәсең. Уйлыйм: син мине белмисең, шуңа күрә мин киләм, ә син китәсең.

Белмим, мин шулай уйлыйм. Уйлыйм, уйлыйм да, ә бәлки ул мине яратмыйдыр дип уйлыйм…

Ә мин бит сине яратам.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

В татарском языке существительное имеет по сравнению с русским две особенности. Во-первых, в нем отсутствует категория рода, и, во-вторых, имеется категория принадлежности. Понятно, что последней категории надо уделить больше внимания.

Казалось бы, в татарском языке множественное число образуется легко и просто: надо лишь присоединить к неизменяемому корню суффикс –лар (-ләр, -нар, -нәр). Последние два варианта появляются, если слово заканчивается на носовые звуки -н, -м, -ң.

Однако в сравнение с русским языком татарский практически не имеет существительных, которые употребляются только во множественном или только единственным числе. Соответственно:

Күзлек (очки) – күзлекләр (много очков);

Чалбар (брюки) – чалбарлар (много брюк);

Капка (ворота) – капкалар (много ворот).

Нәрсә (что) – нәрсәләр (что – во множественном числе);

Кем (кто) – кемнәр (кто – во множественном числе).

Это явление связано уже с историей грамматики русского языка: слова, обозначающие парные предметы – рудименты двойственного числа старославянского языка.

Аффикс -лар/-ләр/-нар/-нәр не используется, если значение множественности выражено самим контекстом. Например, в сочетании с числительными (биш китап – пять книг; алты сүз – шесть слов ), или со словами күп (много), әз (мало) и т.п.

Не забываем, что татарский язык – язык контекстуальный, и нередко значение множественности выражается контекстом и без суффикса -лар. Например:

Ул ат() көтә. – Он пасет лошадей.

Аның кулы() алтын. – У него золотые руки.

Алар яхшы эшли(). – Они хорошо работают.

Заметь, что одним из главных внутренних законов развития любого языка является закон экономии языковых средств. Очевидно, что, если из контекста понятно, что речь о множественности, то употребление -лар не является необходимостью.

В отдельных случаях суффикс множественности употребляется в стилистических целях, типа Туфаннар (Хасан Туфан – татарский поэт), Җәлилләр (Муса Джалиль – татарский поэт). Но это уже проще, так как в русском также можно найти подобные выражения:

Интернет чорында Җәлилләр тумый инде.

В эпоху Интернета Джалили уже не рождаются.

У татарского существительного есть падежная система из шести падежей. Но она построена иначе, чем в русском. Во-первых, татарские падежи не совпадают с русскими, за исключением винительного падежа, и, во-вторых, падежные аффиксы татарского языка практически однозначны. Отсюда совет: заучить падежные окончания до автоматизма.

1) Основной падеж (Баш килеш) – кто? что? (кем? нәрсә?) имеет нулевые окончания. Его практически можно считать равным именительному падежу русского языка.

Основной падеж татарского языка может по своему значению заменять винительный, притяжательный падежи. Соответственно, и на русский язык в таких случаях он переводится винительным или родительным падежом. Например:

Мин китап укыйм.

Я читаю книгу .(Винительный падеж).

Мин – университет студенты. (Основной падеж – Баш килеш).

Я студент университета . (Родительный падеж).

Совет один: при переводе не зацикливайтесь на однозначности перевода. Всегда старайтесь подходить к переводу “творчески” – однозначных переводов слова или грамматического значения практически не бывает.

2) Притяжательный падеж (Иялек килеше) кого? чего? чей? (кемнең ? нәрсәнең ?). Этот падеж наиболее трудно усваивается учащимися. При усвоении данного падежа следует опираться на понятие принадлежности – принадлежащий кому? чему? чей? Как видим, в русском языке ему соответствует одно из значений родительного падежа.

Этот падеж есть в английском языке, – он там единственен – the boy’s books (книги мальчика); Thomas’ car (машина Томаса); mother’s room (мамина комната, комната мамы).


3) Направительный падеж (Юнәлеш килеше) – кому? чему? куда? (кемгә ? нәрсәгә ?). Этот падеж несет пространственное значение и его удобнее представить на схеме.

Отличие его от дательного падежа состоит в том, что направительный падеж часто выполняет функции и русского винительного.

Без өйгә кердек. Мы зашли в дом. (куда? – винительный падеж )

Автобус Казанга бара. Автобус едет в Казань. (куда? – винительный падеж )

4) Винительный падеж (Төшем килеше) кого? что? (кемне ? нәрсәне ?). Для перевода этого падежа лучше всего вспомнить школьное правило: «(вижу, люблю) кого? что?» и подставлять эти слова. Что касается винительного падежа, то здесь же хотим обратить внимание на категорию одушевленности-неодушевленности в татарском языке. Если граница между «кто» и «что» в русском языке проходит по линии, отделяющей животных от растений, то в татарском языке эта граница лежит где-то между человеком и животными. Как и в английском языке. Вопрос кем ? (кто?) может применяться к людям, а также по отношению к близким любимым животным, как бы приравнивая их к человеку.


5) Исходный падеж (Чыгыш килеше) – откуда? от кого? от чего? (кемнән ? нәрсәдән ?). Это падеж противоположен направительному и также хорошо отражается на схеме.

6) Местно -временной падеж (Урын-вакыт килеше) –где? когда? (кемдә ? нәрсәдә ? кайда? кайчан?). Этот падеж, как правило, не представляет большой трудности для обучающихся. Главное, до автоматизма запомнить аффиксы и их значения.

Аффиксы падежей остаются неизменными, если не считать фонетических вариантов.

КҮНЕГҮ

Просклоняй слова и переведи:

китап – китабның (у книги), китапка (в книгу, к книге), китапны (книгу), китаптан (из книги), китапта (в книге); сан, шәһәр (город), машина, хәреф, ишек, такта.

§ 2. Типологические особенности татарского и русского языков

2.1. Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского.

На Земном шаре около трех тысяч языков. Вместе с диалектами некоторые ученые насчитывают более 5000 языков. По происхождению языки делят на семьи, потом на группы и т.д. Например, русский язык входит в индоевропейскую семью, в славянскую группу, восточнославянскую подгруппу и т.д. А татарский язык входит в алтайскую семью, тюркскую группу и т.п.

По типологическому строению все языки делят на четыре большие типа: флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие. Четыре группы языков представляют четыре различных типа связи слов. Флективные языки свои грамматики (т.е. способы связи слов) строят при помощи флексий. Это почти все европейские языки: английский, французский, немецкий, русский и т.п. Между флективными языками есть внутренние различия: например, английский более аналитический, а русский чаще использует синтетические средства. Иначе говоря, английский язык чаще использует предлоги, нежели приставки.

Совсем иначе связываются слова в изолирующих языках, которые отказались от флексий. Роль суффиксов в таких языках выполняют порядок слов в предложении, другие слова, которые играют роль служебных, интонация и т.п. (китайский язык).

Агглютинативные языки не имеют приставок и предлогов, они просто приклеивают один к другому суффиксы к концу слова. Роль предлогов в таких языках выполняют послелоги (тюркские языки: татарский, башкирский, турецкий, казахский и др.).

У татарского и русского языков различны сами принципы связи слов, построения словоформ и выражение грамматических категорий. И мы опираемся на то, что при изучении нового языка без освоения (для взрослых без сознательного освоения) принципов грамматики не обойтись.

Татарский язык по своему типу относится к агглютинативным (приклеивающим) языкам, а русский – к флективным. Это означает, что суффиксы, последние из которых выполняют роль окончания в татарском языке просто приклеиваются к слову, а в русском одно окончание может сочетать несколько значений. Отсюда первое правило татарского языка: корень слова остается без изменений, корень обычно равняется слову.

Сравните:

Это простое, но базовое правило Вы обязательно должны помнить, когда попытаетесь заговорить на татарском языке. Обратите внимание, что смыслонесущая часть словоформы в татарском языке всегда стоит впереди. Перед ней не бывает ни приставок, ни предлогов, кроме усиливающих смысл частиц, с которыми Вы познакомитесь в соответствующих разделах.

очарга – лететь,

очмаска – не лететь,

очу – полет, лететь (начальная форма, выражает действие как таковое)

очып керү – влететь,

очып үтү – пролететь,

очып чыгу – вылететь,

очып китү – улететь...

китап – книга,

китаплар – книги,

китапларда – в книгах,

китапларымда – в моих книгах

китабым – моя книга,

китап кибете – книжный магазин,

Различие наблюдается также в том, что начальная форма слова в татарском языке остается без изменения (разумеется, если не брать во внимание фонетические изменения по звонкости-глухости). Это особенно хорошо заметно на примере заимствований. Например, русские заимствования в татарском языке сприсоединяют свое русское окончание к корню слова:

Татарский язык: машина – машиналар – машинада – машинасыз;

Русский язык: машина – машины – в машине – без машины.

2.2. В татарском языке, в отличие от русского, преобладает система однозначности аффиксов. Это явление намного упростит Вам задачу освоения грамматики всех частей речи.



Поэтому на начальном этапе обучения необходимо уделить аффиксам и их значениям максимальное внимание. Конечно, при этом возникает другая проблема: порядок присоединения неизменяемых однозначных аффиксов к неизменяемым основам (об этом в соответствующих разделах частей речи).

УПРАЖНЕНИЯ

а) Поставьте слова во множественном числе:

хәреф – хәрефләр (буквы); сүз – ...; күз – ...; ишек – ...; такта (доска) – ... .

б) Поставьте слова в единственном числе:

китаплар – китап; балыклар – ...; машиналар – ...; саннар – ...; сүзләр – ...; аяклар (ноги) – ...; җөмләләр (предложения) – ..., урындыклар – ..., хәрефләр – ... .

в) Поставьте слова в местно-временном падеже (-да/-та/-дә/-тә – после звонких и гласных: -да/-дә; после глухих: -та/-тә):

сыйныф – сыйныфта (в классе); машина – ...; такта – ...; өстәл – ...; җөмлә – ...; сүз – ...; урындык – ..., автобус, эскәмия – ..., авыл – ... .

2.3. К важнейшим правилам татарского языка относится также то, что сказуемое, как правило, находится в конце предложения. Это правило наиболее трудновыполнимо для русскоязычного читателя, так как сказуемое в русском языке идет обычно сразу после подлежащего, и говорящий на русском языке начинает мысленное построение предложения со сказуемого. Татарскую фразу также надо начинать мысленно со сказуемого, но сказать его в самом конце. Этот момент непросто преодолеть психологически.

Я работаю много. Марат пишет письмо.

Мин күп эшлим. Марат хат яза.

Но с другой стороны, это помогает при переводе текстов с татарского языка. Основной глагол, выпоняющий функцию сказуемого, легко находится обучающимися.