Речевые игры по частям тела. Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста

Речевые игры по частям тела. Конспект логоритмического занятия для детей раннего и младшего возраста

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Части тела»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
  2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
  3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

2. Вводно — организационный

К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

Это руки – хлоп, хлоп.
Это ноги – топ, топ.
Там спина, тут живот,
Наверху голова.
Это шея у меня.
Полюбуйтесь – это Я.

3. Мотивация на деятельность

Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Д/и «Покажи и назови»

Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

Где голова? (Вот голова).
- Где шея?
- Где рука?
- Где нога?
- Где спина?
- Где живот?

Д/и «Один-много»

Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

Д/и «Что, где находится?»

Логопед спрашивает у детей:

Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

Что на руке?

Что на ноге?

Что на туловище?

5. Динамическая пауза

Где же, где же наши руки?
Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
Где же, где же наши дети?
Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Наоборот»

Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

7. Практическая деятельность

Д/и «Чего нет у куклы?»

Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

8. Открытый выход из деятельности

Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед

Светлана Печенцова
Занятие по развитию речи «Части тела» (подготовительная группа)

Конспект по развитию речи

Тема : «Части тела »

(подготовительная группа )

Цель : Закреплять лексику по теме «Части тела » ; закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные с существительным; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение; продолжать учить пересказывать художественное произведение близко к тексту; развивать память , внимание, мышление.

Методы и приёмы : дидактические игры и упражнения :

«Скажи наоборот» , «Скажи сколько?» , «Что для чего?» ,

«Помощники – разведчики » , , сюрпризный момент «в гости пришла кукла Оля» , чтение произведения, вопросы, загадки.

Оборудование : красивая кукла, мяч, обруч, плакат «Части тела » , простые карандаши, портрет мальчика на каждого ребёнка.

Словарная работа : болтала; нос, куда не надо не совала.

Ход занятия:

Организационный момент.

В : сядет тот, кто назовёт часть тела . (голова, рука, нога, тело, туловище, глаза, нос, рот, язык, ухо, живот, спина).

Не повторять ответы детей.

А теперь давайте разомнём наши плечики.

(упражнение для шеи и плеч)

И потренируем наши язычки.

(артикуляционная гимнастика : «улыбка» в чередовании с

«заборчик» , «чистим зубки» , «вкусное варенье» , «часики» ,

«непослушный язычок» , «барабанщик» .

Д/игра «Скажи сколько?»

В : А сейчас мы поиграем в игру «Скажи сколько?»

Отвечаем на вопросы полным ответом.

Встаём возле стульчиков.

Вопросы :

1. Сколько у тебя глаз? У меня два глаза.

2. Сколько у тебя рук?

3. Сколько у тебя ног?

4. Сколько у тебя носов?

5. Сколько у тебя языков?

6. Сколько у тебя правых ног?

7. Сколько у тебя ртов?

8. Сколько у тебя голов?

9. Сколько у тебя ушей?

10. Сколько у тебя правых ног?

11. Сколько у тебя спин?

12. Сколько у тебя животов?

13. Сколько у тебя пальцев на одной руке?

14. Сколько у тебя пальцев на 2-х раках?

В : Присаживайтесь на стульчики я хочу вам кое что показать. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка (показывает детям) .

Хотите узнать, что в ней находится? Отгадаете загадку и узнаете, что находится в этой красивой сумочке? Готовы?

Загадка : Что всё это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать.

День и два, и даже пять? … (кукла)

В : К нам в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Что за помощники вы сейчас узнаете и сами отгадаете! Слушайте внимательно.

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ножки)

Оля ягодки берёт

По две, по три штучки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ручки)

Если б не было его

Оля не сказала б ничего. (язык и рот)

Очень умною должна

Быть у Оли … (голова)

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может. (носик)

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (ушки)

Оля ядрышки грызёт,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле … (зубки)

Оля смотрит на кота,

На картинки в сказке,

А для этого нужны

Нашей Оле … (глазки)

Вот сколько у Оли помощников. У нас с вами тоже есть такие «помощники – разведчики » .

Оставайся с нами Оля, а дети расскажут тебе ещё много интересного. (посадить Олю на стол) .

А сейчас предлагаю вам разбиться на пары, и поиграть.

Д/игра. «Помощники – разведчики » .

(на полу лежат рисунком вниз разрезанные на части , большие цветные бумажные модели : глаза, язык, уши, нос, руки, ноги, голова, шея, зубы).

В : Здесь лежат «помощники – разведчики » человека и вам нужно каждого «помощника – разведчика » собрать в единое целое, а затем на карточке прочитать его «имя» .

Дети работают.

В : Посмотрите на них. Вспомните, что они нам помогают делать, для чего они нам нужны?

Какого «помощника» собрали вы? Для чего нужен нам этот

«помощник» ? Отвечаем полным ответом.

Д/и «Что для чего?»

Ноги – ходить, бегать, прыгать, стоять…

Шея – крутить, вертеть…

Руки – брать, лепить, рисовать, мыть…

Зубы – жевать, грызть, кусаться…

Глаза – смотреть, рассматривать…

Голова – думать…

Нос – дышать, нюхать…

Язык – говорить, ощущать вкус…

Уши – слышать, прислушиваться…

В : Вот сколько у человека «помощников» .

Присаживайтесь на стульчики.

Садимся удобнее, приготовьте свои ушки слушайте внимательно.

Чтение рассказа воспитателем.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Вопросы :

1. О чём этот рассказ?

2. Чего у Кати было по два?

3. Чего у Кати было по одному?

4. О чём спрашивала Катя у бабушки?

5. Что бабушка ответила на Катин вопрос?

6. Как вы понимаете слово «болтала» ?

Словарная работа :

Как вы понимаете слово…

Болтать – быстро и много говорить.

Как вы понимаете выражение «не совать свой нос, куда не надо» ? (не влезать в чужие разговоры; не перебивать, когда разговаривают взрослые; не мешать людям, когда они заняты .)

Физминутка

В : А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Дружно присели,

Пяточки задели…

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Молодцы! Похвалите себя : обнимите себя правой рукой за левое плечо, а левой рукой погладьте себя по голове.

Присаживайтесь на стульчики.

В : Сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ, я вы внимательно слушайте, потому что потом будите его пересказывать.

Повторное чтение рассказа.

Пересказывают 3 – 4 ребёнка. Можно использовать пересказ по цепочке или по ролям. Каждый пересказ оценивается.

В : Предлагаю поиграть.

Д/и «Скажи наоборот»

1. Максим высокий, а Вика…

2. У Маши волосы длинные, а у Антона…

3. Мама разговаривает, а дочка…

4. Папа идёт, а сын…

5. Соня весёлая, а Саша…

6. Вова плачет, а Владик…

7. Сестра большая, а брат…

8. Дедушка старый, а внук…

9. Золушка добрая, а мачеха…

Д/и «Что забыл нарисовать художник?»

Наша Оля просит вас ей помочь. Она рисовала портрет своего друга Кости, но неожиданно к ней пришли гости и она не успела его дорисовать. Ей очень хотелось подарить портрет своему другу. Давайте ей поможем, но сначала рассмотрим, что же она не дорисовала?

(на столах лежат портреты мальчика, на которых не дорисованы детали на лице).

В : Так, что же не успела дорисовать Оля, на твоём портрете Алиса?

Ребёнок рассматривает свой рисунок и называет, н-р :

Оля на портрете не дорисовала глаза. Я дорисую Косте глаза.

(спросить несколько детей) .

Дети работают за столами.

В : Я думаю, что Косте понравятся портреты, которые вы помогли дорисовать Оле. И Оля благодарит вас за помощь.

Теперь эти портреты она может подарить своему другу.

Итог :

1. Дети, чем вы сегодня занимались на занятии ?

2. Что больше всего понравилось?

Сегодня вы очень хорошо работали на занятии , справились со всеми заданиями. Были дружные, …

Воспитатель от имени куклы Оли анализирует работу детей на занятии .

Игры на знание частей тела и лица (консультация для родителей)

Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

Родители часто бывают необъективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.

Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно заняться исправлением звукопроизношения.

Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

Игра "Сказочка-указочка"

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это - правая щека,
Это - левая щека.

Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта -
В них улыбка заперта:
Вправо - правый угол рта,
Влево - левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там - к прогулкам не привык -
Робко прячется язык.

А вокруг-то - целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди - зубов оправа.

Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края -
Всё про ротик знаю я!

Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"

Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.

Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Игра "Весёлые фигуры"

Детям даются поручения. Например:
1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

Упражнение "Наши руки"

Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
Эта ручка - правая (мячик на ладошке),
Это ручка - левая (мячик на ладошке),
Я на мячик нажимаю
И зарядку делаю:
Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
Будет сильной левая (в левом),
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

Упражнение "Зарядка"

Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

Руки в стороны, в кулачок,
Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.

Упражнение "Фокусник"

Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
Между пальцев подержи (соответственно),
И в ладошку положи (соответственно).
Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук


Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить образовывать существительные множественного числа; учить составлять предложения на наглядном материале; учить различать правую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением людей, туалетные принадлежности; раздаточный материал - конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом?(Люди, человек.)

Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)

Логопед показывает рисунок человека.

Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.) Логопед показывает, где находятся грудь, живот, спина, затем загадывает загадки:

1. У зверюшки - на макушке, А у нас - ниже глаз. (Уши)

- Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле горки, Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным: Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Для чего нужен нос?

А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри, губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица.)

2. Дидактическая игра «Один - много»

Ухо - уши, шея - ... , глаз - ... , волос - ... , голова - ... , ноздря - ... , подбородок - ... , бровь - ... , лицо - ... , нос - ..., рот- ..., локоть - ... .

3. Физкультминутка

Девочки и мальчики

Дети прыгают на месте,

Прыгают, как мячики.

Ножками топают - топают,

Ручками хлопают - хлопают,

Головками кивают - кивают,

И тихо приседают - медленно приседают.

Ребята, чем вы сейчас хлопали? (Руками.)

Покажите правую руку, левую.

Логопед называет части руки, а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо).

Чем вы топали? (Ногами.) Проводится аналогичная работа.

4. Дидактическая игра «Подбери слова» Логопед поочередно задает детям вопросы:

Какие у тебя глаза? (У меня глаза красивые, серые, большие и т.д.).

Какие у тебя волосы? (У меня волосы густые, длинные, блес тящие и т.д.)

Какие у тебя нос, рот, уши? (Проводится аналогичная работа.)

5. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? (О неряхе, грязнуле.)

Что надо делать, чтобы быть чистым? (Умываться, мыть руки, тело и т.д.)

Покажите, как это надо делать.

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая, как они умываются, моют руки, ноги и другие части тела.

Человек должен быть опрятным и чистым. С таким человеком всегда приятно общаться. Для этого надо ежедневно мыть руки, причесываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь.

6. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

7. Учебное задание - составь фигуру человека

8. Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека.

Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

И. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в, за, между, около, перед.

2. Образование существительных множественного числа. Например: ухо - уши, шея - шеи и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: нос - носик, рот - ротик и т.д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой - маленький, высокий - низкий, тонкий - толстый, длинный - короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Тематический план


Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека»

Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада.

Цель:
Тренинг коррекции мышления на основе операция распознавания.
Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним.
Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа.
Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов.
Продолжать знакомство с фразеологическими оборотами.
Активизировать словарь детей, развивать умение правильно строить предложения, логически мыслить.
Оборудование: плакат о строении человека; картинки с изображением частей тела человека; макет паутинки и восьмерок для гимнастики глаз, трафареты человеческого тела, цветные карандаши, магнитофон, кассета, картинки на многозначность: нос, язык.

Ход занятия.
I.Организационный момент
Сегодня на занятии будет много интересного и полезного. Садитесь поудобнее:
II. Я хочу загадать вам загадки:
1.Два соседа – непоседы.
День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).
2.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
Многозначность слова: язык.
3.Между двух светил я в середине один. (Нос).
4. Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги).
5. У двух матерей по пять сыновей,
Одно имя всем. (Пальцы, руки).
- Ребята, скажите, о чем я загадывала загадки? (О частях тела человека)
Вот сегодня мы поговорим об этом на занятии.
III. Но сначала я хочу вам рассказать рассказ (шуточный) «Голова».
- Послушайте внимательно.
Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев – когти. Все части тела важны, все части человеку нужны!
IV. Ребята, скажите, о каких частях тела идет речь, в этом рассказе?
Ответы детей.
- Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Для того, чтобы видеть окружающий мир..)
- Как нужно беречь глаза? (Не смотреть близко телевизор..)
- Да, ребята, глаза очень часто устают и им нужно давать отдохнуть.
Давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз.
Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
V. Упражнение «Стрельба глазами; поморгать глазами; последить глазками за паучком, который передвигается по паутинке, разноцветным восьмеркам.»
- Ребята, а для чего нужны уши? (Ответы детей).
- Как нужно их беречь? (Ответы детей).
Объясните фразеологический оборот: Медведь на ухо наступил.
- Ребята, на мочке уха находится много сосудиков, которые помогают работать разным органам. Давайте мы потрем наши мочки пальчиками. (Это и уху приятно, и органам хорошо).
- Ребята, а для чего нужен нос? (Ответы детей).
- Как его нужно беречь? (Ответы детей).
- Давайте правильно подышим (диафрагмальное дыхание; шумный вдох и медленный под счет до 5 выдох).
- Многозначность слова: нос.
Объясните выражения: «Не суй нос не в свое дело», «Заруби себе на носу».
- Для чего нам нужны руки?

- Фразеологический оборот «Золотые руки»
- Для чего нужны ноги?
- Как их беречь? (Ответы детей).
Упражнение на осанку «Дерево».
VI. Чтение стихотворения Маршака.
Одна дана нам голова,
А глаза два и уха два.
И два виска, и две руки,
Зато один и нос и рот.
И будь у нас наоборот
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка –
Мы только бы и знали,
Что ели и болтали.
VII. - Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа?) (Ответы детей).
- Чего у человека по 1? (Ответы детей).
VIII. А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно.
Голова, шапка, ладонь, шея
Воротник, пальцы, нога, ладонь
Нога, стопа, колено, сапоги
Глаза, нос, очки, ладонь
IX. Физкультминутка.
X. – Ребята, а сейчас подумайте и ответьте:
1. Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза).
2. Сколько ушей у трех мальчиков?
3. Сколько пальцев на двух руках?
4. Сколько пальцев на правой ноге?
5. Сколько носов у четырех мальчиков?
6. Сколько пальцев на двух руках и двух ногах?
XI. А сейчас поиграем с пальчиками, приготовим их к следующему заданию. (Пальчиковая гимнастика).
XII. А сейчас мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.
Дети обводят и дорисовывают под спокойную музыку.
XIII. Итог занятия.
Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.
Занятие окончено. Всем спасибо.

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи