Урок
45
Сатирическая лирика
и драматургия Маяковского
Цели : выявить особенности сатирических произведений Маяковского, отметив поэтическое новаторство; повторить родовые признаки лирики и драмы, проследить их проявление в произведениях Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.
Ход урока
мало поредела.
Дела много –
только поспевать.
сначала переделать.
Переделав –
можно воспевать.
В. В. Маяковский
I. Чтение наизусть и анализ стихов Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте».
II. Вступительное слово учителя.
1. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.
Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увели чительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:
На метров тридцать
Догонять
Начальство
Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство.
Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.
Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».
2. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Нате!», 1913 года.
Учитель . Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Известный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
III. Чтение и анализ стихотворений «Прозаседавшиеся», «О дряни».
Примерный анализ стихотворения .
В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни», первое произведение, обличающее «мурло мещанина» нового советского времени.
Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится «оголтелая канареица». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает, что в государственных учреждениях засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники, которые никакой пользы обществу не принесли и только, «намозолив от пятилетнего сиденья зады... свили уютные кабинеты и спаленки». Метафора «свили уютные кабинеты и спаленки» вызывает ассоциацию со знаменитой «птичкой божьей», не знающей «ни заботы, ни труда».
Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только в мире вещей.
Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как «та или иная мразь» на прибавку мечтает завести «тихоокеанские галифища». Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств, поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение: он будет
Из штанов
выглядывать,
как коралловый риф.
Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса в алой рамочке, и газета «Известие». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и молот – только модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».
«Дрянь», по Маяковскому, – это люди, которые ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и «уютные кабинеты и спаленки», заняты пианино, самоварами, «галифищами», платьями и клетками с «оголтелыми канареицами». Не находя «живых людей» среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие идею произведения, в речь неживого предмета, заговорил портрет:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
Разинул рот,
Да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити...
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
IV. Драматургия Маяковского.
1. Слово учителя .
В мае 1928 года режиссер Всеволод Мейерхольд телеграфировал Маяковскому из Свердловска: «Последний раз обращаюсь к твоему благоразумию. Театр погибает. Нет пьес. От классиков принуждают отказаться. Прошу серьезного ответа: можно ли рассчитывать получить твою пьесу в течение лета. Телеграфь срочно...»
Маяковский ответил утвердительно и начал работу над пьесами о современности, материал для которых был хорошо известен поэту. Первая – феерическая комедия «Клоп» – осмеивала обывателей и советских мещан, тех новых мещан, торжество которых давно беспокоило Маяковского. Вторая – драма в шести действиях с цирком и фейерверками «Баня » – разоблачала мещанство политическое (бюрократов и приспособленцев).
2. Работа с текстом пьесы «Клоп».
В письмах к Татьяне Яковлевой отразился процесс работы Маяковского над пьесой «Клоп». В письме от 28 декабря 1928 года можно прочитать:
Что ты пишешь про Новый год? Сумасшедшая! Какой праздник может быть у меня без тебя. Я работаю. Это единственнейшее мое удовольствие».
В подготовке первого спектакля участвовали лучшие творческие силы, и уже в феврале 1929 года пьеса «Клоп» была поставлена в театре Мейерхольда. Роль «бывшего рабочего» Присыпкина, который «с треском отрывается от своего класса», исполнил Игорь Ильинский. Музыкальное оформление принадлежало молодому композитору Дмитрию Шостаковичу. Эскизы костюмов сделали художники Кукрыниксы (Куприянов , Крылов, Ник. Соколов).
– Маяковский-драматург утверждал: «...театр не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Как вы соотнесете эти слова с идейным содержанием пьесы?
– Где и когда происходит основное действие?
Как известно, пьеса «Клоп» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой из них действие происходит в 1929 году в рабочем общежитии и в доме парикмахерской дочки Эльзевиры Ренесанс, то есть по соседству со зрителями того времени, возможно, как отмечал Маяковский, в Тамбове. Затем действие переносится на 50 лет вперед, в 1979 год, где происходит воскрешение Присыпкина, «замороженного» после пожара на собственной свадьбе.
– Какими представляете образы главных героев?
Присыпкин – Пьер Скрипкин, безусловно, стал, подобно мольеровскому Журдену, образом «вечного мещанина». Не трудно спроецировать особенности его поведения и речи на современных «новых» и «самых новых » русских. Маяковский , словно предвидя постоянное воспроизводство этих качеств, обращался к зрителю: «...но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого».
Маяковский отстаивал самоценность человека, обостряя конфликт жизни и смерти в образе девушки-самоубийцы Зои Березкиной. В нем просматривается одна из героинь поэмы «Облако в штанах» – художница Антонина Гумилина, влюбленная в Маяковского. По воспоминаниям Романа Якобсона, Гумилина часто рисовала Маяковского, свою свадьбу с ним. Потом увлеклась художником Шиманом, но в 1918 году, отчаявшись найти свое счастье, она покончила с собой. Но героиня пьесы все-таки спасена для будущего:
«Профессор . Самоубийство? Что такое «самоубийство»? (Ищет в словарях...) Вы стреляли в себя? Приговор? Суд? Ревтрибунал?
Зоя Березкина . Нет... Я сама.
Профессор . Сама? От неосторожности?
Зоя . Нет... От любви.
Профессор . Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать... А вы... Да!».
Дочь Маяковского, профессор Патриция Томпсон, пишет, что последняя реплика профессора – это слова ее матери, сказанные Маяковскому в Нью-Йорке в 1925 году.
Присыпкин, оказавшись в будущем, возмущен коллективной волей, решающей его воскресить. Он не хочет жить в стерильном обществе, где исчезли «влюбленные микробы» и нет места фотографии любимой . Зоологический сад, куда он был помещен, оказался для него клеткой с клопом, западней, из которой доносится голос Скрипкина:
«Граждане! Братцы! Свои! Родные!.. Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке?»
Фальшивому, насквозь пародийному миру противостоит только Любовь. «Любовь – это сердце всего. От нее разворачиваются и мысли, и дела...» – писал Маяковский в дневнике в дни создания поэмы «Про это». Противоположное определение любви дает репортер из пьесы «Клоп»:
«Древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».
Сатирическое преувеличение стало важнейшим стилистическим приемом, формирующим жанровые особенности пьесы, ее композицию, характеристику персонажей.
Постановщик пьесы Мейерхольд указывал среди безусловных достоинств пьесы Маяковского ее «главное целеустремление: бичевать пороки сегодняшнего дня. Перебрасывая нас в 1979 год, Маяковский заставляет нас разглядывать не преображение мира, а ту же болезнь, что и в наши дни. Надо бороться с недостатками с большей энергией, чем теперь... Маяковский хочет показать, что болезни имеют глубокие корни, что нужны большие периоды времени и громадная активность для их изжития».
Одним из действующих сатирических приемов стала пародия . Например, сцена свадьбы Эльзевиры и Пьера строится как новый обряд, смесь партийного собрания и ресторанного застолья. По законам пародий строятся также эпизоды, связанные с гибелью и воскрешением Присыпкина. Сцены с замороженным Присыпкиным в обледеневшем погребе и строительной бригадой, обнаружившей «индивида», по наблюдению М. С. Петровского, похожи на ситуацию в романе американского писателя Эдуарда Беллами «Через сто лет» (1888). Герой этого социально-утопического романа тоже замерзает во время катастрофы накануне своей свадьбы и, размороженный через сто лет, знакомится с обществом будущего.
Очевидно, что-то не так в обществе торжествующего коллективизма, где очутился Присыпкин, если прежний «клоп, клопуля» оказывается ему ближе, чем стрелявшаяся из-за любви к нему, но выздоровевшая Зоя Березкина.
Домашнее задание.
Написать небольшое сочинение-рассуждение «Сила сатиры Маяковского».
Сатира занимает особое место в творчестве Маяковского. Первые сатирические произведения были напечатаны еще до революции на страницах журнала «Новый Сатирикон». Это были пародийные «гимны» — «Гимн здоровью», «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику» и др.
После революции и в годы гражданской войны Маяковский работал в «Окнах РОСТА», где создал жанр подписи — едкой, хлесткой, язвительной — под шаржами и сатирическими картинками. Позже Маяковский пишет целый цикл сатирических стихотворений: «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада».
В них он изображает разные типы советских мещан, приспособленцев, бюрократов, подлиз. Социальный порок концентрируется в одном герое, образ которого, как правило, гипертрофирован, гротесковый. В «Маяковской галерее» сатирические портреты создаются по принципу «социальной маски». Это и портреты политических деятелей капиталистического мира («Муссолини», «Керзон», «Вандервельде»), и образы, воплощающие типичные пороки советского общества («Халтурщик», «Столп», «Подлиза», «Сплетник», «Ханжа» и др.).
Маяковский использует все средства сатиры — от иронической насмешки и язвительного сарказма до соединяющего реальное с фантастическим гротеска. В стихотворении «О дряни» поэт издевается над запросами новых советских мещан, которые не простираются дальше желания иметь «тихоокеанские галифища» и «фигурять» в платье «с серпами и молотами» «на балу в Реввоенсовете». Он раскрывает «нутро» советских обывателей, которые, восприняв антураж, поверхностные приметы принадлежности новому времени и социалистическому строю, в сущности остались обыкновенными буржуазными мещанами и приспособленцами.
Новый, рожденный советской властью порок показан в стихотворении «Прозаседавшиеся». Заседания по всякому поводу («Насчет покупки склянки чернил»), придающие значимость вчерашнему рабу, а сегодня чиновнику, высмеиваются зло и едко, а сами «заседатели» предстают в гротескном виде: и вижу,
Сидят людей половины,
О, дьявольщина!
Где же половина другая?
Ситуация доведена до абсурда, чтобы показать нелепость самого явления. Наиболее ярко сатирический талант Маяковского выразился в пьесах «Клоп» и «Баня». В комедии «Клоп» поэт воспроизвел сатирически многие приметы периода нэпа. Бывший рабочий, а ныне перерожденец Петя Присыпкин заменил свое «неблагозвучное» имя по западному образцу, став Пьером Скрипкиным. Маяковский высмеивает мещанские, пошлые по сути претензии героя. Вершиной его мечтаний становится женитьба на дочке нэпманши Эльзевире Ренессанс, чтобы «у тихой речки отдохнуть». Этот «новый» герой — «не мелкота какая-то», по его собственным словам, он большим интересуется: «Мне зеркальный шкаф подавай!» В пьесе герой постоянно саморазоблачается. Его претензии быть героем нового времени терпят крах.
Второе действие пьесы, когда через 50 лет, т.е. в 1979 г., размораживают Присыпкина, — это метафора. Жители будущего держат Присыпкина в изолированной клетке как вредный экспонат зоосада. Он — «страшный человекообразный симулянт» — «обывателиус вульгарис», сродни «клопу обыкновенному». Такая условность позволила Маяковскому выразить оптимистическую уверенность в том, что в будущем такие «клопы» отомрут.
Пьеса «Баня» направлена против бюрократизма, давящего всякую живую мысль. Главначпупс (главный начальник по управлению согласованием) Победоносиков — тупое существо, возомнившее себя Наполеоном, способным распоряжаться судьбами других. Не видя возможности расправиться с бюрократизмом в то время, Маяковский прибегает к условно-фантастическому перенесению в будущее. Фосфорическая женщина — посланница этого будущего — отказывается брать в него Победоносикова и его «верного оруженосца» Оптимистенко.
Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творческого пу-ти. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в автобиографии «Я сам» поддатой «1928», т. е. за два года до смерти, написал: «Пишу по-эму «Плохо» в противовес поэме 1927 года «Хо-рошо». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный па-фос менялись.
В ранней поэзии В. Маяковского сатира про-диктована прежде всего пафосом антибуржу-азности, носящим к тому же романтический характер. В поэзии В. Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии кон-фликт творческой личности, авторского «я» — бунт (недаром часто стихи раннего В. Маяков-ского сравнивают с лермонтовскими), жела-ние дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их.
Для футуризма — направления в поэзии, к которому принадлежал молодой автор, — такая тематика была типичной. Чуждая обы-вательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее (стихотворение «Нате!») как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Уже в ранней поэзии В. Маяковский исполь-зует весь арсенал художественных средств традиционных для русской поэзии и сатириче-ской литературы. Так, ирония введена в назва-ния целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира. Его герои — судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это дру-гим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и скучным. В качестве места дей-ствия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сы-тые, которые обретают значение символа бур-жуазности. В стихотворении использован при-ем, который в литературоведении носит назва-ние синекдоха: вместо целого называют часть. В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:
Желудок в панаме!
Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
Кроме аппендицита и холеры!
Своеобразным поворотным моментом в са-тирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Здесь еще и ранний романтический поэт, и В. Маяковский, поставивший свое творче-ство на службу новой власти. Эти отношения — поэт и новая власть — складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несо-мненно — бунтарь и футурист В. Маяковский искренне поверил в революцию. В автобио-графии он писал: «Принимать или не прини-мать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя рево-люция».
Сатирическая направленность поэзии В. Ма-яковского меняется. Во-первых, ее героями становятся враги революции. Эта тема на дол-гие годы стала важной для поэта. В первые го-ды после революции поэт писал стихи, которые составляли «Окна РОСТА», т. е. Российского телеграфного агентства, выпускающего агита-ционные плакаты на злобу дня. В. Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник — к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое со-здавалось как единое целое в традиции народ-ных картинок — лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В «Окнах РОСТА» В. Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия. Так, некоторые надписи создавались на мотивы из-вестных песен, например, «Во Францию два гренадера» или известной по шаляпинскому исполнению «Блохи». Почти всегда их персона-жи — белые генералы, несознательные рабо-чие и крестьяне, буржуи — непременно в ци-линдре и с толстым животом.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому мно-гие его стихи сатирически показывают ее по-роки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского «О дряни», «Прозаседавшиеся». В последнем дана гротескная картина бесконечных засе-даний новых чиновников. В «Прозаседавших-ся» возникает гротескная картина. В том, что сидят «людей половины», не только реализа-ция метафоры — люди разрываются попо-лам, чтобы все успеть, — но и оценка таких заседаний.
В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как про-должает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щед-риным. Так, в стихотворениях Маяковского «О дряни» и «Прозаседавшиеся» поэт широко использует целый спектр комических при-емов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше «тихооке-анских галифищ» и стремления «фигурять» в новом платье «на балу в Реввоенсовете». Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипер-бола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между «Прозаседавшимися» и «Ревизором». И то и другое являются законченными литератур-ными произведениями, обладающими завяз-кой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: безнадежные попытки чиновников попасть на несколько за-седаний сразу, где обсуждается «покупка склянки чернил», а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ре-визора. Кульминация представляет собой гротеск. В «Прозаседавшихся»: И вижу:
Сидят людей половины,
О, дьявольщина!
Где же половина другая?
В нескольких строках Маяковский довел си-туацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в гоголевском «Ревизоре», но по своей абсурдности она не уступает «Прозасе-давшимся» и характеризуется, например, таки-ми ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в «таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский».
В развитии «Ревизора» Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка «Проза-седавшихся» иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, не-истребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковско-го «О дряни», то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «тихоокеанские галифища», и саркастическое выражение «мур-ло мещанина», и сравнение «зады, крепкие как умывальники». Поэт без стеснения упо-требляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который «страшнее Врангеля».
Это стихотворение можно соотнести с па-фосом творчества Салтыкова-Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и ги-пербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «Диком помещике», «Повести о том, как один мужик двух генера-лов прокормил», «Истории одного города». В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. По-добный прием использовал и Маяковский в пьесе «Клоп», в которой Пьер Скрипкин пе-реносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гого-ля и Салтыкова-Щедрина не только в исполь-зовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического, мещанского бытия и обы-вательской пошлости.
Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с по-зиции воинствующей революционности, а с по-зиций здравого смысла. Одно из таких стихо-творений — «Стихотворение о Мясницкой, о ба-бе и о всероссийском масштабе».
Здесь революционное стремление к гло-бальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами ря-дового человека. Бабе, которой «грязью обда-ло рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских мас-штабов. В этом стихотворении можно увидеть перекличку с полными здравого смысла реча-ми профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей всем и всему давать имена героев. Так, в сти-хотворении «Ужасающая фамильярность» по-являются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан».
В 1926 году В. Маяковский написал стихо-творение «Строго воспрещается»:
Погода такая, что маю впору.
Май — ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение — китайская чайница!
И вдруг на стене:
— Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается! —
И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела?
Как здоровьице?
Как детки? —
Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —еще обидится правительство!
В стихотворении происходит столкновение естественных человеческих чувств, настрое-ний с казенщиной, с канцелярской систе-мой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинает-ся весенней картиной, которая должна рож-дать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. В. Мая-ковский находит удивительное сравнение: «Настроение — китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного, и такие настроения перечер-кивает строгий канцеляризм. Поэт с порази-тельной психологической точностью переда-ет ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихики-вает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Ма-яковского тоническим стихом, и надо отме-тить, что в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казен-ной лексики. Использует здесь поэт и харак-терный для него прием — неологизмы: тре-неру, низя — деепричастие от несуществую-щего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного замысла. Лири-ческий герой этого произведения — не ора-тор, не борец, а просто человек с его естест-венным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу литературу как «агитатор, горлан, гла-варь». Он в самом деле шагнул к нам «через ли-рические томики, как живой с живыми говоря». Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоцииру-ются с творчеством поэта. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в уз-кий и тесный мир наших представлений.
15. Что лежит в основе противостояния героя и толпы в «Облаке в штанах»?
В основу данной поэмы положен конфликт между героем и толпой. Лирический герой – единственный, кто замечает упадок общества и протестует против этого. Он отчаян и полон обиды, потому что люди ценят не то, что нужно. Так, например, улицы, полные крика и шума, - это образ жизни толпы, забывших о красоте мира, о ценности искусства, добра. Это бездуховное общество, у которого на первом месте стоят материальные ценности, о чем свидетельствует выкрик «идем жрать!». Но герой не хочет примыкать к этой толпе, поэтому в его душе происходит борьба с нею.
16. В каких произведениях русской поэзии отображен конфликт поэта и толпы и в чем эти произведения можно сопоставить с «Облаком в штанах» В.В.
Маяковского?
Конфликт поэта и толпы отображен в таких стихотворениях, как «Нате!» В.В. Маяковского и «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова.
В стихотворении «Нате!» лирический герой жестко, на справедливо обличает людей в бездушии и безволии, в низменности их потребностей. Он не боится осмеять их и отделиться от бездуховной толпы. Он заявляет: «А если сегодня мне, грубому гунну, /кривляться перед вами не захочется - /и вот /я захочу и радостно плюну, плюну в лицо вам / я – бесценных слов транжир и мот». Так же и лирический герой «Облака в штанах» предпочитает быть один, чем с теми, кого он осуждает, а также не боится бороться с безнравственным миром, и в этом и заключается сила обоих героев.
В стихотворении Некрасова также звучит тема поэта и толпы. Как и у Маяковского, который осуждает воспевание мелких и пошлых тем любви и воспевания природы. Некрасовский герой, подобно герою Маяковского, считает, что поэт должен нести в массы, в первую очередь, пользу своим творчеством: «С твоим талантом стыдно спать. / Еще стыдней в годину горя / Красу долин, небес и моря / И ласку милой воспевать».