Цель дошкольных учреждений великобритании. Образование в Англии

Цель дошкольных учреждений великобритании. Образование в Англии

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Дошкольное образование в Англии Выполнила Студентка 4 курса Смагина Оксана Сергеевна

Дошкольное образование в Англии предоставляется детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, но большинство малышей начинают посещать дошкольные учреждения в 2-3 года.

После внедрения с 1998 года специальной правительственной программы дети трёхлетнего возраста имеют право на бесплатное дошкольное образование в объёме 12,5 часов в неделю на протяжении 38 недель в год.

В Англии функционируют дошкольные учреждения разных типов. Это ясельные школы для детей 2-5 лет и классы, дневные ясли, семейные, игровые и ясельные центры, клубы матери и ребёнка, игровые группы, библиотеки игрушек.

Дошкольные учреждения Англии рассчитаны в основном на 70-80 детей. В среднем на одного взрослого приходится 13 малышей. С одной группой обычно работают двое взрослых.

В Англии здание дошкольного учреждения может занимать часть жилого дома, школы или представлять собой самостоятельную постройку. Размеры прилегающей уличной территории также различаются.

Внутри помещения пространство нередко организуется в соответствии с «открытым планом»: смежные комнаты разделены перегородками, и дети свободно перемещаются по всему дошкольному учреждению.

Режим работы дошкольного учреждения определяется его типом. Большинство начинают приём детей не раньше 8 утра. Если ребёнок остаётся в ясельной школе до её закрытия, считается, что он получает полное дошкольное образование. Вместе с тем распространены группы неполного дня, многие дети посещают группы краткосрочного пребывания.

До 1999 года в английском дошкольном образовании не было обязательной реализации единой программы. В 2000 году британское правительство ввело так называемую базовую ступень. Все учреждения обязаны следовать единой государственной образовательной программе - «Программа-руководство для базовой ступени».

Образовательные программы для разных ступеней носят название «Curriculum».

Задачи подготовки детей к школьному обучению в Англии решаются только в тесном контакте дошкольного учреждения со школой.

Особенности системы образования в Англии можно использовать при разработке и осуществлении реформы отечественного образования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник Журнал «Дошкольное воспитание» 12/2012 Издательский дом «Воспитание дошкольника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посещение Англии. Образование в Англии.

Благодаря проекту партии «Единая Россия» 19 руководителей дошкольных образовательных учреждений г.Саратова из Заводского, Фрунзенского и Ленинского районов 13 июля 2011 г. отправились на стажиро...

В помощь педагогу доп.образования по англ.яз в детском саду.

Дошкольное образование в Англии

Английская система образования считается самой из лучших в мире, британские образовательные программы соответствуют самым высоким стандартам. Дошкольное образование в Великобритании появилось бл...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

мотошкова юлия
Дошкольное образование за рубежом - в Великобритании

Дошкольное образование за рубежом (Великобритания )

Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей из небогатых семей. В настоящее время они трансформировались в современные типы дошкольных заведений , которые обеспечивают дифференцированный подход к воспитанию детей. Формирование и развитие системы дошкольного воспитания происходило под воздействием идей Ф. Фребеля, М. Монтессори, Г. Штейнера, Ж. Пиаже, Дж. Брунера.

Дошкольных заведений в стране недостаточно для обеспечения досмотром всех детей к вступлению в школу, учеба в которой начинается с 5-ти лет. Основными их типами являются муниципальные и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей» . По содержанию работы их можно объединить в три группы :- дневные ясли, которые обеспечивают уход за детьми;- ясельные классы и школы, которые работают как заведения интеллектуального развития детей, подготовки их к школе;- игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей» .

Муниципальные дневные ясли открывают местные органы власти для детей в возрасте от нескольких месяцев до 4-5 лет. Работают они на протяжении года с 8 до 18-ти часов и предназначены для воспитания детей, родители которых имеют не высокий уровень доходов.

Частные дневные ясли создают разные частные лица, организации, благотворительные общества, религиозные организации и тому подобное. К ним принадлежат церковно-общинные дневные ясли; ясли, которые открывают для детей своих работников фабрики, компании, корпорации, банки; коммерческие ясли; кооперативные ясли; ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. Их целью является предоставление матерям, которые имеют маленьких детей, несколько часов свободного времени в день.

В стране есть много частных воспитателей, которые по желанию родителей работают с детьми в возрасте от рождения до 5-ти лет в течение всего рабочего дня.

Особенно популярные бесплатные муниципальные ясельные школы и классы для детей 3-5 лет. Преимущества имеют ясельные центры – своеобразные объединение дневных и ясельных школ – их немного. При начальных школах часто организуют ясельные центры, которые занимаются умственным, физическим, моральным, эстетичным, трудовым развитием детей, формированием их индивидуальности. Организуют их родители. Как правило, ясельные центры обеспечивают наивысший уровень всестороннего воспитания.

Самым распространенным типом дошкольных заведений являются игровые группы, объединенные в Ассоциацию дошкольных игровых групп . Финансируются они частично из государственного бюджета, за счет благотворительных взносов, а больше всего – родителями детей. У них воспитывается до 70 % детей в возрасте 2–3 лет. Группы насчитывают от 6 до 40 детей, работают 2-3 часа от двух до пяти дней в неделю. Руководители игровых групп (часто ими являются матери воспитанников группы) обязательно должны иметь специальную психолого-педагогическую подготовку.

Больничные игровые группы предназначены для воспитания детей, которые находятся на лечении. «Группы возможностей» имеют целью воспитание детей с отклонениями в развитии. Работают они по образцу игровых групп , однако в их составе гораздо меньше детей. На занятиях используют специальный игровой и учебный материал. Клубы матери и ребенка предусматривают обязательное присутствие матерей в течение всего пребывания детей в группе, работа которой мало чем отличается от работы игровой группы.

Поскольку английская система образования предусматривает получение разрешения на прием трех-четырехлетних детей в начальную школу, органы образования организуют подготовительные классы (группы) и для пятилетних детей.

Таким образом , разнообразие типов дошкольных заведений и программ отображает особенность концепции дошкольного воспитания в Великобритании : ребенок является активным субъектом, познающим окружающую среду. Поэтому воспитание имеет целью развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности в овладении разными видами деятельности. Программы воспитания и учебы детей направлены на целостное виденье личности ребенка, ориентируют на использование мотивационных факторов к учебе, развитие инициативы. В дошкольных заведениях на одного взрослого приходится не более трех малышей и пяти детей от 3-х до 5-ти лет. Для облегчения адаптации к детскому садику ребенок в первые дни посещает его вместе с мамой.

Публикации по теме:

Дошкольное образование - опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире «Дошкольное образование: опыт,актуальные задачи,перспективы развития в современном мире» В последнее десятилетие по мере стабилизации ситуации.

Консультация «Дошкольное образование: опыт, проблемы, решения «Общение - как проблема» Данная тема очень актуальна. В дошкольном возрасте у детей закладываются все основные особенности личности, физического и психического развития.

Доступное качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Воспитатель 1 категории КойлоОльга Николаевна.

Доклад «Дошкольное образование: программы, практики и технологии» Проблема: недостаточность применения современных педагогических технологий на практике в современном дошкольном образовании. Цель: повышение.

Дошкольное и начальное образование в современном мире Для современного педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами обучения и воспитания, изучить имеющийся опыт,.

Дошкольное образование глазами современного воспитателя Дошкольное образование было и остается одним из самых важных звеньев в цепи образовательных этапов социальной жизни в целом, а также в жизни.

В конце XVIII века начала появляться организованная поддержка образования маленьких детей. На дошкольное образование оказывали влияние идеи Роберта Оуэна, Руссо, Песталоцци, Фробеля и Монтессори. Эти идеи использовались при подготовке учителей для маленьких детей.

До закона о школьных стандартах 1998 г. в Англии МОВ должны были предоставлять дошкольное образование лишь детям в возрасте от 2 до 5 лет со специальными образовательными нуждами. Некоторые МОВ и школьные органы управления могли предоставлять такое образование детям младше обязательного школьного возраста на своё усмотрение. Закон 1998 г. обязал МОВ предоставлять дошкольное образование в своих областях. Правительство определило цель - предоставление высококачественного, бесплатного места для детей в возрасте 4 лет, чьи родители этого хотят. Сейчас все дети 4 лет могут посещать пять уроков, длящихся два с половиной часа, в неделю. С 2004 г. такое образование будет предоставляться и детям 5 лет. В Сентябре 2000 г. в Англии была представлена основная ступень образования, основанная на шести главных областях обучения. Это отдельная ступень образования для детей в возрасте от 3 до 5 лет стала частью национальной образовательной программы по закону об образовании 2002 г. Большинство детей посещают детские сады повременно или постоянно. Только небольшое количество детей остаются дома, начиная посещать школу с первого класса. В июне 2003 г. департамент образования и навыков основал отдел гарантирования старта, который несет ответственность за раннее образование, заботу о детях и поддержку семей. Программа гарантирования старта направлена на объединение раннего образования с дошкольной заботой о детях и заботой вне школы. Программа построена на стратегиях национальной заботы о детях и предназначена для увеличения доступности заботы о детях всем детям, для улучшения здоровья, образования и эмоционального развития детей. Она также предоставляет помощь родителям.

Закон о школьных стандартах 1998 определил дошкольное образование как полное или неполное по времени образование для детей, не достигших обязательного школьного возраста, предоставляемое в школах или в других местах. Другое предоставление дошкольного образования производится группами родителей, добровольными или частными органами. Для предоставления высококачественного, бесплатного места для детей в возрасте 4 лет, чьи родители этого хотят, закон 1998 г. обязал МОВ предоставлять дошкольное образование в своих областях. Предоставление образования должно отвечать нуждам детей младше обязательного школьного возраста, но старше возраста, определённого законом. Минимальный возраст составляет 4 года, но к Сентябрю 2004 г. планка будет опущена до 3 лет. МОВ не обязаны предоставлять помещения, и образование не обязано быть полным по времени. В дополнение закон о школьных стандартах 1998 г. обязывает МОВ организовать совместную работу по раннему развитию и заботе о детях для предоставления дошкольного образования и заботы о детях. Совместная работа по раннему развитию и заботе о детях должна привлекать поставщиков дошкольного образования, которые работают с МОВ, а значит, получают финансовую поддержку от правительства. С Апреля 1999 г. совместная работа по раннему развитию и заботе о детях для помощи и предоставления раннего образования и заботы о детях появилась во многих областях. Закон о стандартах заботы 2000 г. представил новые предписания для регулирования раннего попечения о детях и образования в Англии. Они постановили, что раннее образование теперь судится на основании 14 национальных стандартах, опубликованных в Мае 2001 г. Согласно закону регулирование и проверка раннего образования и ранней заботы о детях в Англии, ранее регулируемые разными организациями, были объединены. С Сентября 2001 г. эти функции выполняет дирекция ранних лет, входящая в состав офиса школьных стандартов. Дирекция ответственна за регулирование управление всех ранних лет на национальном, региональном и локальном уровнях. Закон об образовании 2002 г. также внёс значительные изменения в дошкольное образование. В Англии он представил основную ступень как часть национальной образовательной программы. Законодательство формализовало основную ступень как национальный план по контролированию прогресса образования маленьких детей, который проверяется в конце этого периода.

В Англии власти квалификаций и образовательной программы и власти образовательной программы и оценивания составляют задачи для дошкольного обучения, в которых придаётся особое значение арифметике, грамотности и развитию личных и общественных навыков. Цели руководства - помощь в повышении стандартов дошкольного образования. В Англии родители могут выбрать тот или иной детский сад для своих детей. Родители обращаются к МОВ за руководством по доступным местам. В соответствии с законом о школьных стандартах 1998 г. эти места дошкольного образования могут быть предоставлены самими МОВ или другими институтами, которые, являясь частью сотрудничества раннего развития и ранней детской заботы, получают финансовую помощь от правительства. Дошкольное образование бесплатно для 4_летних и 3_летних детей. Если запрос на места превышает возможности, институты применяют политику зачисления. МОВ и школьные органы управления могут свободно создавать систему зачисления для детских садов. Тем не менее ДОН и департамент образования рекомендуют учитывать специальные образовательные нужды детей и детей из социально и экономически неблагополучных семей. Родители могут выбрать, куда отправить своего ребёнка: в частный или добровольный детский сад, которые также сами определяют политику зачисления.

Хотя родители детей младше обязательного школьного возраста в содержащихся школах не должны платить за обучение, многие дети зачислены в частные и добровольные дошкольные институты, которые требуют оплаты за обучение. Сейчас правительство расширяет и развивает раннее образование, общественно финансируемое, кооперируясь с частными и добровольными секторами. Окружение дошкольного образования, участвующего в плане раннего развития и ранней детской заботы, финансирует все места дошкольного образования по формуле общих затрат, деньги они получают от МОВ. Сумма на каждого ученика зависит от МОВ. В Англии все 4_летние дети и почти все 3_летние дети получают бесплатное место для получения дошкольного образования.

В Англии дети, посещающие детские сады, находятся в возрасте от 3 до 5 лет. Не существует предписаний закона о том, сколько взрослых должно находиться с детьми в детских садах и содержащихся школах Англии. Тем не менее, руководство закона о детях 1989 г. и издание ДОН рекомендуют хотя бы двоих членов персонала на каждые 26 детей в детских садах и хотя бы двоих членов персонала на каждые 20 детей, если учитель выполняет другие административные обязанности. В обоих случаях один член персонала должен быть квалифицированным учителем, а другой - ассистентом. Похожее руководство относится и к частным детским садам. В Англии согласно предписаниям финансирования бесплатных учреждений для детей 3_х и 4_х лет, поставщики раннего образования должны предлагать дошкольные образовательные сессии в течение минимум 33 недель года. Обычно год начинается в Сентябре и заканчивается в Июле. Он разделён на три семестра. Каждый семестр должен составлять хотя бы 11 недель, исключая праздники. Тем не менее, многие детские сады открыты дольше, чем обязаны. Поставщики в содержащемся секторе обычно имеют те же семестры, что и начальная школа, поэтому открыты 38 недель. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

В Англии поставщики раннего образования, получающие финансирование от правительства для бесплатных учреждений для детей 3_х и 4_х лет, предоставляют детям минимум 5 сессий в неделю, хотя родители могут решить брать меньше сессий, если захотят. Каждая сессия должна длиться хотя бы 2 с половиной часа. Если поставщик проводит две сессии в день, то они должны быть разделены переменой длиной в час. Многие поставщики предлагают сессии длиннее, чем предписано правительством. В содержащемся секторе доступно небольшое количество бесплатных мест. Дневные детские сады обычно открыты весь день: с 8 утра до 6 вечера. Родители могут дополнительно платить, чтобы их дети оставались дольше.

До недавнего времени постановления национальной образовательной программы не относились к дошкольному образованию в Англии. Цели обучения, которые впервые были представлены в Сентябре 2000 г., заменили предыдущие руководства для этой фазы образования. Эти цели называются желаемыми результатами обучения. Они составляли ключевую часть рекомендованного руководства для поставщиков раннего образования, но не являлись обязательными. Закон об образовании 2002 г. расширил национальную образовательную программу до дошкольного образования и узаконил ранее предложенные цели.

Время, которое должно быть затрачено на каждую область развития, не установлено. Директора и персонал сами составляют временное расписание так же, как и решают вопросы по организации классных комнат. Во всех дошкольных учреждениях, финансируемых правительством, директора и персонал могут сами принять методы преподавания и необходимые материалы. В Англии МОВ могут давать советы по организации методов преподавания и необходимых материалов, которые они приобретают из бюджета. Но МОВ не могут навязывать какие-то определённые методы преподавания. Власть квалификаций и образовательной программы Англии признают некоторые общие черты хорошей практики эффективными в поддержке детского обучения. Детское участие в мероприятиях, которые проводятся в соответствии с их интересами, достижениями и другими физическими, интеллектуальными, эмоциональными и общественными возможностями;

Поддержка детей в желании думать и говорить о своем обучении и развитие самоконтроля и независимости.

До недавнего времени не было специальных распоряжений по поводу оценивания детей в Англии. Тем не менее, Власть квалификаций и образовательной программы настоятельно рекомендовала контроль за успехами каждого ученика. Закон об образовании 2002 г. основал основную ступень и представил её форму. Форма основной ступени была представлена в Сентябре 2002 г. как новое, установленное законом, оценивание детей, которые через год начнут посещать начальную школу. Она отменила предыдущую систему оценивания для поступления детей в начальные школы. После представления формы основной ступени началось оценивание учеников при зачислении в основную ступень. Справочник по форме основной ступени, выпущенный ВКОП, показал, как преподаватели должны принимать развитие каждого ребёнка по отношению к целям раннего обучения, учитывая полные знания ребёнка. Форма основной ступени должна помочь суммировать все знания, полученные во время дошкольного образования. Первая такая форма была закончена в конце летнего семестра 2003 г.

Дошкольное образование и ранней заботы о детях, получая финансирование от правительства, должны действовать в интересах свода законов о специальных образовательных нуждах. Свод законов утверждает, что если ребёнок не делает «адекватного прогресса», то есть прогресса, который ожидается - поставщики должны принять необходимые меры для улучшения его/её обучения. Частное предоставление образования этой ступени может быть представлено дневными детскими комнатами, частными детскими садами и детскими классами в независимых школах. Разделение между общественным и частым предоставлением образования на этом уровне стало не таким заметным. Общественно финансируемое раннее образование сейчас расширяется и развивается в сотрудничестве с частным и добровольным секторами, которые получают финансирование от правительства. Поэтому есть некоторые требования к такой работе. По ним определяется длина и количество сессий, осмотр и поддержка детей со специальными образовательными нуждами, - все то, что раннее образование должно предложить.

Дошкольные учреждения с индивидуальным подходом к ребенку созданы в ответ на требование совершенствования дошкольного образования. Цель их работы - создание развивающей среды, которая формирует умения, необходимые при поступлении в начальную школу.

Программа предполагает различные виды деятельности, которые служат для расширения детского воображения, социального взаимодействия и творчества, а также включает в себя обучение языку, грамоте, математике, ознакомление с окружающим миром, физическое и творческое развитие.

Основные виды деятельности и оборудование:

изобразительная деятельность - используются различные материалы, техники и цвет;

конструирование - для развития моторных навыков детей;

домашний уголок;

развитие навыков чтения и разговорной речи;

музыка и движение;

игры с песком и водой;

мозаики и составные картинки;

развитие элементов математических умений;

различные виды деятельности на прогулке.

При оформлении ребенка в детское дошкольное учреждение заполняется регистрационная форма и бланк оплаты, в том числе и за специальную форму одежды. Затем родителей информируют о наличии свободного места и начале занятий. Если условия не удовлетворяют вашим требованиям, материальные расходы будут возвращены. Предпочтение отдается детям, чьи братья и сестры уже посещали это дошкольное учреждение. Соблюдение вышеперечисленных условий - обязательное условие регистрации. Для дошкольного учреждения очень важно, чтобы необходимое количество детей было набрано безотлагательно. Ребенка не следует приводить в детское учреждение, если он испытывал недомогание в течение предыдущих суток, а также при повышенной температуре, сыпи, любом инфекционном заболевании. Если он заболел или получил травму во время пребывания в детском саду, будут приняты все меры для того, чтобы связаться с родителями или опекуном, и в обязательном порядке - с детским врачом. Когда последнего найти невозможно, то его заменит врач дошкольного учреждения. В случае необходимости госпитализации один из членов персонала учреждения будет сопровождать ребенка до прибытия родителей. Все работники дошкольного учреждения могут оказывать первую медицинскую помощь. Прописанные медикаменты будут даваться ребенку, только если сопровождаются письменным предписанием или инструкцией.

Никто, кроме родителей, опекунов или лиц, указанных родителями в регистрационной форме, не имеет права забирать ребенка из дошкольного учреждения. Если возникают сомнения, дошкольное учреждение оставляет ребенка у себя до выяснения ситуации. Любые травмы детей в дошкольном учреждении Великобритании предполагают ответ перед законом. Если действия персонала в какой-то мере являются причиной, о происшествии будет безотлагательно доложено полиции. Если необходимо, офицер полиции примет дальнейшие меры и сообщит в социальную службу.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой - Nursery School. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка. Частные Nursery School бывают разные - с ясельными группами, куда принимают детей приблизительно с трех месяцев, и обычные, в которые ребенка берут с двух лет. Что касается первых - их услуги очень дороги. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, а питание и занятия - индивидуальные. Существует в Англии и еще один вариант игровых групп для дошкольников - press chool. Это зарегистрированная организация, которой руководит правительство, выбранное из родителей. Попасть в это правительство очень престижно, особенно для пап. Дети в press hool находятся 2,5 часа в день. Они играют, развивают необходимые навыки, общаются друг с другом, поют песни или читают книги. А заодно - учат цвета, цифры и буквы. В разных концах комнаты стоят столы, на которых разложены самые разные игрушки и пособия - от кубиков и машин до пластилина, конструкторов и головоломок. И каждый малыш имеет возможность заниматься тем, что ему в данный момент интересно. Здесь на 8 детей - 1 воспитатель.

По распорядку основное отличие Nursery School от привычного нам детского сада заключается в том, что день подразделяется на две сессии - утреннюю и дневную. Между сессиями предусмотрен перерыв на ланч. Ребенка можно записать на необходимое количество дней в месяц. Родители могут приводить сюда ребенка и на полный день, и только на одну сессию - утром или вечером. Оплата, разумеется, будет различной - платят за количество смен и отдельно за перерыв.

Учебный год в ясельной школе подразделяется на четыре четверти, по количеству времен года. Недельные каникулы предусмотрены не только между четвертями, но и в самой середине каждой четверти. Между летней и осенней четвертями детям дают возможность отдохнуть 1,5 месяца.Обязательное правило: после игры все убрать на место, привести в порядок комнату, убрать мусор. Это делают все вместе - и дети, и воспитатели. После ланча дети приступают к развитию творческих навыков - поют песенки, сочиняют сценки, собирают мозаику, рисуют, лепят из глины. И наконец, наступает время прогулок. Гуляют малыши на специальной площадке, огороженной со всех сторон. Играют так же, как и их русские сверстники - катаются с горки, копаются в песочнице. Она представляет собой большой закрывающийся на замок ящик с песком, внутри которого лежат лопатки, совочки, ведра и другие соответствующие игрушки. После прогулки малыши успевают еще порезвиться в игровой комнате или почитать какую-нибудь книжку, и первая смена заканчивается. Воспитательница снова проводит перекличку и выводит к родителям тех детей, которые не остаются на вторую смену. Остальные рассаживаются за столы и кушают. А потом их снова ждут игры и занятия.

Таким образом, дошкольное образование в Англии не является обязательным. Тем не менее, открываются детские сады для детей в возрасте до 5 лет, но они не могут принять всех желающих. Несмотря на название, в садах проводится очень мало занятий в плане системного обучения. Большую часть времени дети занимают, играя друг с другом.

Система образования Великобритании, пожалуй, одна из самых консервативных в мире. Отчасти это связанно с ее возрастом - появление первых средних школ в стране и Оксфордского университета датируется XII веком. Начиная с тех времен и по сей день дисциплина и высокий уровень качества преподавания остаются главными отличительными чертами британской образовательной системы. Однако это вовсе не значит, что она не претерпевает никаких изменений. Напротив, английская система образования не только идет в ногу со временем, но и зачастую его опережает: стремление к совершенству и почитание традиций здесь прекрасно уживается с новейшими образовательными программами и практиками.

Дошкольное образование в Англии

Подготовка к школе в Великобритании начинается еще в детском саду. С 2 до 5 лет дети учатся читать, писать и считать. Академическая нагрузка небольшая, акцент делается на дисциплину и общее воспитание. При этом государством финансируется лишь 15 часов занятий в саду в неделю, так что если планируется отдать ребенка на больший срок - придется доплачивать из собственного бюджета. В дошкольные учреждения родители отдают детей по желанию, а обязательной является лишь школьная ступень - с 5 до 18 лет.

Система среднего образования Англии

Среднее образование в Англии включает четыре основных этапа (Key Stages): начальное с 5 до 7 лет и с 7 до 11, среднее для детей от 11 до 14 лет и с 14 до 16. Набор обязательных предметов (Core Subjects) меняется в зависимости от возраста. В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. С 11 лет к Core Subjects относят английский, математику и науки (основы химии, биологии и физики). Остальные предметы ученик вместе с родителями выбирает исходя из собственных предпочтений. С 14 до 16 лет школьники готовятся к сдаче экзамена GCSE (General Certificate of Secondary Education - Сертификат о Среднем Образовании).

В 2015 году английское законодательство об обязательном образовании претерпело изменения: ранее оно ограничивалось возрастом в 16 лет. Сегодняшним учащимся предстоит провести за партами еще 2 года. Те, кто планирует максимально быстро приступить к работе, поступают в профессиональные колледжи. После 2 лет обучения они получают GNVQ"s (сертификат о среднем специальном образовании) или BTEC"s (диплом о среднем техническом образовании). Те, кто заинтересован в дальнейшем поступлении в вуз, остаются в школе на Sixth form . В этот период - 16 до 18 лет - школьники готовятся к сдаче A-levels по выбранным предметам.

По типу финансирования школы Великобритании делятся на государственные и частные. В отличие от многих стран, разрыв между муниципальными и частными учебными заведениями Англии не так велик: за уровнем среднего образования в стране следят на государственном уровне. Хотя, безусловно, частные школы отличаются более сильной подготовкой: сказывается и наличие материально-технической базы, и высокий уровень преподавательского состава, и камерность классов, и даже историческое наследие, которым может похвастаться немалая часть школ-пансионов. Многие их них работают не одно столетие, а старейшие и вовсе - появились еще в XII веке при католических церквях.

Стоит отметить, что исторически в Англии сложилось раздельное обучение. Часть частных школ сохранили этот подход и по сей день: многие британцы считают, что так мальчикам и девочкам легче сосредоточиться на учебе. Государственные школы в массе своей смешанные.

Система оценок в британских школах буквенная: от A* (превосходно) до U (чрезвычайно неудовлетворительно). В некоторых частных учебных заведениях ставят и вторую оценку - за усердие, от 1 (активная работа и интерес к предмету) до 5 (ученик совсем не старается). Двукратная оценка очень удобна как для ученика, так и для его родителей. Она как бы восстанавливает справедливость, ведь часто бывает, что какой-то предмет не дается, несмотря на большие старания, а плохие оценки окончательно демотивируют.

Учебный год в английской школе поделен на триместры, продолжительность каждого - 12 недель. Количество уроков зависит от возраста учащихся, но всегда включает занятия творчеством и спортом. Большое внимание уделяется общему воспитанию: школы стараются развить в детях лидерские качества, любознательность, взрастить свободных личностей, умеющих делать выбор, отстаивать свою точку зрения, стремиться к профессиональному развитию, и при этом быть достойными членами общества, имеющими права называться истинными леди и джентльменами. Примечательно, что особенно сильны воспитательные традиции в частных школах-пансионатах для мальчиков.

В целом система среднего образования в Англии оценивается положительно, хотя уровень подготовки учащихся показывает последние годы некоторую реверсивность. Так, по данным мониторинга оценки качества образования в школах PISA (Programme for International Student Assessment) за 2015 год Великобритании досталось 15 место. В 2009 - лишь 24, а в 2000 - 7. По оценкам экспертов, колебания связаны главным образом с менее стабильным уровнем преподавания в секторе гос.школ. Что касается частных заведений, их показатели остаются достаточно стабильно высокими из года в год.

Система высшего образования Великобритании

Система высшего образования Великобритании считается одной из совершенных в мире - это демонстрируют и мировые рейтинги высших учебных заведений, и востребованность специалистов, окончивших университеты Туманного Альбиона. Считается, что именно британская образовательная модель легла в основу болонской образовательной системы.

К сектору высшего образования в стране относят:

  • классические университеты и университетские колледжи (University Colleges), в которых большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности.
  • политехнические институты (Polytechnics) и колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), где готовят специалистов по прикладным специальностям.

Обучение включает 3 ступени: бакалавриат (3 года обучения, за исключением Шотландии), магистратуру (1-2 года) и докторантуру (2-3 года). Учебный год состоит из 3 триместров. Занятия проходят как в классических форматах лекций и семинаров, так и в виде самостоятельных работ и тьюториалов (работ в небольших группах с наставником-тьютором). Успеваемость студентов оценивается по промежуточным работам (эссе, курсовые, проекты) и по результатам итоговых экзаменов. Система подсчета среднего балла зависит от вуза и может быть либо бальной, либо в процентах.

Несмотря на присущую англичанам консервативность, они постоянно работают над улучшением системы образования , внедряя инновационные методы преподавания и активно пользуясь современными технологиями. Так, под влиянием потребностей рынка во многих университетах появились так называемые «sandwich courses» - периоды производственной практики, которые могут длиться до года и считаются частью обучения.

Но, конечно, главным образом, славятся британские высшие учебные заведения именно сильной академической подготовкой, вобравшей лучшее из многовековой истории образования этой страны. За качеством сюда едут студенты со всего мира, готовые платить за заветный диплом немалые деньги: год обучения в английском вузе обходится в сумму от 10 000 до 25 000 фунтов стерлингов.

Понимая значность высшего образования не только с точки зрения репутации, но и экономических выгод, правительство осуществляет регуляцию качества образования на государственном уровне. Для этого в стране действует Управления по обеспечению качества в образовательной сфере (QAA), проверяющее «академические стандарты» и «академическое качество» университетов. Таким образом, студент любого учебного заведения Великобритании может быть уверен, что получит актуальное образование, а его диплом будет котироваться в любой стране мира.

Система образования Великобритании весьма удачным образом совмещает приверженность традициям и передовые образовательные технологии. Своей целью она ставит не столько энциклопедические знания учащихся в какой-либо области, сколько всестороннее развитие личности, нацеленность на получение знаний и профессиональное развитие. Не удивительно, что выпускники британских учебных заведений столь востребованы на мировом рынке труда и показывают великолепный карьерный рост.

Первым дошкольным заведением в Англии есть «ясельная школа», которая выполняет функции детсадика. Ее называют Nursery School.

Такие заведения могут состоять при какой-либо школе, быть частными или государственными.

Там учат детей танцевать, читать стихи, петь песни. С очень маленькими занимаются разными упражнениями на развитие их моторики, играют в развивающие игры, учат вежливости и помогать друг другу. Деток от трех лет учат читать, писать. Иногда также проводятся уроки иностранного языка.

Частные же заведения бывают обычными, куда принимают деток с двух лет и с ясельной группой, куда берут трехмесячных малышей. Услуги заведения с ясельной группой очень дорогие. Занятия и питание тут индивидуальные, а на воспитателя приходиться лишь трое малышей.

Для английских дошкольников существует еще один вариант игровой группы. Это Presschool. Эта организация есть зарегистрированной, а руководит ею правительство, выбранное лишь из родителей. Престижным считается попасть в это правительство, особенно для папочек малышей. Здесь дети находятся лишь два с половиной часа в день. Они развивают все необходимые навыки, играют вместе, читают книжки, играют или поют песенки. Вместе с тем, изучают буквы, цифры и различные цвета. В комнате стоят столы, на которых разложенные игрушки на любой вкус. Поэтому каждый ребенок имеет возможность заниматься тем, что ему интересней больше всего. На восемь деток приходиться один воспитатель, который обязательно должен быть квалифицированным специалистом.

Когда малышу исполняется три или четыре годика, родителям дают на него специальные ваучеры. Таким образом, государство оплачивает перебивание малышей в детсадике (пять смен в неделю по два с половиной или три часа). Родители могут распорядиться ими как хотят: или водить ребенка каждый день в детсад на два с половиной часа, или использовать их для того, чтоб доплатить в частном детсаде.

В системе дошкольного воспитания интересы ребенка главные. Здесь заботятся о его душевном комфорте. Даже с самими маленькими обсуждаются все вопросы, щедро раздаются похвалы по любому поводу. Это помогает значительно повысить самооценку малышей.

Распорядок дня в NurserySchool отличается от знакомого нам распорядка в детсаде тем, что день там разделяют на две сессии – утреннюю и дневную. Между ними – перерыв на ланч. Малыша туда можно записать на нужное количество дней в месяц. Можно приводить его, как и на весь день, так и на одну сессию.

Учебный год поделен на четыре четверти. Малыши имеют возможность отдохнуть полтора месяца, между летней и осенней четвертями. Каждое детское заведение в качестве униформы использует модную одежду расцветок, утвержденных руководством.

Занятия проходят в комнате, где все дети садятся на палас, а воспитатель проводит перекличку. Потом группу делят на подгруппы и проводят уже занятия. Уроки длятся совсем недолго, где-то около пятнадцати минут.