Героизм и патриотизм в повести Н. В

Героизм и патриотизм в повести Н. В

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме патриотизма и героизма в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и направлена на гражданско-патриотическое развитие учащихся основной школы. Воспитание в школьниках любви к Родине и гордости за нее, верности своему делу, чувства единства и товарищества осуществляется на примере героев повести. Работа по такой серьезной теме становится понятной, интересной и увлекательной за счёт подбора разнообразных методик и приемов, таких как «Двухцветный светофор», «Гадаем по словарям», «Кластер», «Бланк заказа» и т.п.

Введение 4

Основная часть 6

Заключение 14

Список использованной литературы и источников 15

Приложение № 1 16

Приложение № 2 19

Введение

Сегодня качество образования определяется не только уровнем знаний, которые дети получают во время уроков, но и качеством их духовного-нравственного развития. Одним из важнейших векторов этой работы является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Закладывать такие основы, как любовь к Родине, гордость за свою страну и свой народ, уважение к достойным страницам прошлого, необходимо именно в школьном возрасте – самом благодатном для гражданско-патриотического воспитания. Если проводить подобную работу ежедневно, то школы будут выпускать поколение благородных, способных к подвигу и героизму людей, которых мы и называем «патриотами». В этом и состоит актуальность данной методической разработки.

Урок рассчитан на учащихся 7 классов.

Цели урока:

образовательные:

Формировать навыки анализа текста литературного произведения;

Актуализировать знания о понятиях героизма и патриотизма;

Проконтролировать такие общеучебные навыки, умение работать со словарем, умение составлять схемы, обобщать;

развивающие:

Развивать способности работать с текстом: находить нужный материал, сопоставлять и сравнивать, делать выводы;

Формировать навыки к самостоятельной познавательной деятельности;

Оттачивать умение аргументировать свою позицию;

воспитывающие:

Воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

Содействовать воспитанию культуры общения;

Помочь осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Основная часть

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

Прием «Двуцветный светофор»

(слайд №1)

Ребята, на нашем литературном светофоре всего два цвета: красный означает, что доступ к новой информации, которую вы можете получить на уроке, закрыт; зеленый - доступ открыт, и мы начинаем. Как вы думаете, что поможет нам изменить сигнал светофора с красного на зеленый? (Правильные ответы на вопросы)

Верно, ведь без этих знаний нам с вами будет трудно двигаться дальше. Ответить на вопросы нам поможет просмотр фрагмента замечательной экранизации повести «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко.

Просмотр фрагментов экранизации повести, режиссер – Владимир Бортко (00:35:37-00:41:47)

Какой эпизод произведения в нем отражен? (Кошевой атаман решает идти на Польшу, чтобы отомстить за всё зло, причиненное врагами, и за посрамление православной веры )

Каковы истоки конфликта между поляками и украинскими казаками? (Православное население Речи Посполитой отказывалось принимать унию (соглашение) и, как следствие, верховенство Папы Римского и католической церкви. Поляки начали преследовать недовольных, и уже к концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага )

Какова идея произведения? (Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа)

  1. Самоопределение к деятельности

Прием «Гадание на словарях»

Молодцы, ребята, справились с вопросами, можно идти дальше! Но для этого нам нужно определить тему урока и поставить перед собой цели, т.е. немного заглянуть в будущее. А узнать то, что нас ждет, поможет «гадание» на словарях. На ваших партах лежат словари, я буду называть страницу и строку, а вы зачитывать определение того понятия, которое вам выпадет. По ним мы и попробуем определить тему урока.

Ученики читают определения, записывают его в тетрадь.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу

Героизм –

  1. мужество, стойкость, самоотверженность, проявляемые в критической ситуации;
  2. способность к совершению подвига; высшее проявление патриотизма

А теперь попробуйте определить тему и поставить перед собой цели на этот урок (Изображение патриотизма и героизма в повести «Тарас Бульба»)

Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

4. Работа по теме урока

Николай Васильевич Гоголь в своем произведении прославляет казаков – смелых и мужественных воинов, настоящих патриотов. Сегодня наша главная цель – увидеть, в каких поступках проявляется патриотизм и героизм казаков – героев повести . Время, показанное в произведении, невероятно тяжелое: огнем и мечом пыталась шляхта подчинить и «ополячить» украинский народ. Но ведь не случайно говорят, что суровые времена рождают сильные характеры.

Давайте вспомним, за что сражались казаки.

Прием «Кластер»

за свободу за национальное за православную

Достоинство веру

за свою культуру за свои обычаи за свою семью

Совершенно верно, именно из этого и складывалось для казаков понятие Родина. Как вы считаете, это достойные цели? (Да, достойные, ради них нужно сражаться до конца)

Работа с текстом в группах

Прием «Бланк заказов»

Ребята, чтобы достичь цели нашего урока, нам нужно обратиться к тексту повести, обратите внимание на раздаточный материал на ваших партах (см. Приложение №1). Работать вы будете с этими текстами в группах. Каждая группа получает своеобразный «бланк заказа» (см. Приложение № 2), где заказ – это вопросы, на которые вы должны ответить, работая с эпизодами.

5. Динамическая пауза

Прием «Восстанови хронологию»

Ребята, вы старательно работали над заданием, теперь давайте немного отвлечемся и подвигаемся. На доске в хаотичном порядке расположены события, описанные в повести (см. Приложение 3). Ваша задача – быстро восстановить их хронологию, выбегая друг за другом к доске. Если увидели, что ваш одноклассник допустил ошибку, ее нужно исправить и только потом сделать свой «ход».

6. Подведение итогов работы с текстом

Ребята, сейчас вам нужно будет обратиться к своим бланкам заказа. Наша задача – объединить «добытые» на уроке знания, собрать их в одну воображаемую корзину. (На доску крепится изображение корзины, обучающиеся выходят к доске и коротко записывают ответы на вопросы, остальные записывают в тетрадь)

Прием «Корзина знаний»

В чем мы видим патриотизм и героизм героев повести?

В беззаветной любви к своей Родине («Так любить, как русская душа, никто не может» );

В верном товариществе («Нет уз святее товарищества!» );

В непоколебимой вере в силу и могущество своей Родины («Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» );

В стремлении защитить свою свободу, веру, семью, обычаи, культуру;

В доблестном и отважном сражении с врагами («Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!» );

В неприятии и непрощении предательства («Я тебя породил, я тебя и убью!» );

В бесстрашии положить свою жизнь во благо Родины;

В способности вынести страшные муки и не издать ни звука («…Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его» ).

7. Рефлексия. Прием «Смс другу»

На экранах ваших бумажных телефонов вам нужно коротко ответить на вопрос: «Почему стоит прочитать повесть «Тарас Бульба»?

8. Осуществление метапредметных связей

- Мне очень понравилось одно из ваших сообщений другу: «Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы». Браво! Вы смотрите в самую глубь! Для этого мы и изучаем так подробно это произведение, ведь без патриотов и героев не стоит ни одно государство. И Русская земля до сих пор рождает смелых и отважных парней, готовых стоять за свою Родину и свободу до конца!

Сообщение о Евгении Родионове (рассказывает заранее подготовленный ученик)

Пограничник Евгений Родионов так же, как и герои повести «Тарас Бульба», стоял за свою Родину и веру до конца! Молодой парень попал в плен в феврале 1996 года. Он бы мог остаться в живых, но в том случае, если бы снял нательный крестик и назвал себя мусульманином. «Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!» - требовали боевики. Евгений остался предан Православной вере и своей Родине, за что был мученически обезглавлен Казнь состоялась в праздник Вознесения Господня в день рождения солдата – ему исполнилось 19 лет. Сейчас воин Евгений Родионов прославлен как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской Епархии в лике мучеников и в честь него заложен храм в Ханкале

9. Заключительно слово учителя

Ребята, спасибо за урок! Я надеюсь, вы вырастите настоящими патриотами, потому что… (Учитель указывает на эпиграф к уроку, его зачитывают дети)

- … человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Пусть в вашей груди всегда бьется горячее сердце. А завершить урок я бы хотела стихотворением Константина Симонова (Учитель читает наизусть стихотворение, на экране - фрагмент «Казнь Тараса Бульбы» фильма «Тарас Бульба»)

К концу уже близок геройский рассказ.

Багровое солнце висит над степями.

В дыму задыхается старый Тарас,

Прикрученный к дубу тройными цепями.

Мы вспомним Тараса и песню споем,

Как пули свистели в клубящемся прахе,

Как трое танкистов сгорели живьем,

Не сдавшись в неволю на Киевском шляхе,

Мы шапки над павшими снимем не раз.

С отцами бывало и с нами бывает…

Горит над стремниною старый Тарас,

И пламя седые усы обвивает.

10. Домашнее задание (на экране) Анализ эпизода «Остап убивает Андрия» (по плану, в тетради)

Заключение

Важнейшую роль в воспитательном процессе современной школы играет формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма. Эта работа имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Применение данной методической разработки на уроках литературы дает отличные результаты. Учащиеся не просто рассуждают об отвлеченных понятиях патриотизма и героизма, но и видят, как эти качества проявляются в деле. Увидеть истинных патриотов и людей, преданных своей вере и культуре, учащиеся могут не только в образах героев повести Гоголя, но и среди реальных людей. Этому способствует осуществление метапредметных связей (рассказ об Евгении Родионове).

Открытый урок «Патриотизм и героизм в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» был проведен в 7 классе МБОУ «Токурская СОШ». Получены положительные результаты. Это можно увидеть по ответам на вопрос рефлексии: «Зачем нужно читать и изучать повесть «Тарас Бульба»?

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», потому что она учит быть настоящим патриотом и Человеком с большой буквы».

«Прочитай повесть «Тарас Бульба», чтобы увидеть настоящих патриотов и героев. Пусть они всегда будут для тебя примером самоотверженности и мужества, ведь ты будущий мужчина».

«Прочитай «Тараса Бульбу», чтобы знать, как жить и ради чего нужно жить и можно умереть».

«Обязательно прочти повесть «Тарас Бульба», чтобы знать, кто такой настоящий патриот и самому быть им».

Разработка данного урока может быть полезна любому учителю литературы, который стремится не только учить, но и воспитывать.

Список использованной литературы и источников

  1. Ерохина Е.Л. Анализ произведений русской литературы. 7 класс. ФГОС / Е.Л. Ерохина. – М.: Издательство «Экзамен», 2017 год. – 158, с.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба / А.С.Пушкин // СПб.: Азбука, 2015. – 320 с. – ил.
  4. Симонов К.М. Стихи о войне / К.М.Симонов//М.: Эксмо, 2010. – 336 с.
  5. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов / Ю.В. Алабугина, Е.Е.Зорина. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.
  6. https://www.pravda.ru/society/fashion/couture/07-01-2003/34229-rodionov-0/
  7. http://www.pravoslavie.ru/46670.html
  8. https://rutube.ru/video/1eea0f949c89f4cc1ccf07dc1ac8dcc7/

Приложение 1

Эпизоды для работы с текстом

Глава IX (отрывок для работы первой группы)

Тарас уже видел то по движенью и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три таборы курени, обнесши их возами в виде крепостей, -- род битвы, в которой бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду: убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае нагнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано как нужно, сказал речь козакам, не для того, чтобы ободрить и освежить их, -- знал, что и без того крепки они духом, -- а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце.

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь -- и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, -- видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, -- любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... -- сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: -- Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, -- так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Отрывок для работы второй группы

И уж так-то рубились они! И наплечники и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвеем самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то Шило, а замахнулся всей жилистой рукою (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а Шило принялся рубить и крестить оглушенного. Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад! Не поворотился козак назад, и тут же один из слуг убитого хватил его ножом в шею. Поворотился Шило и уж достал было смельчака, но он пропал в пороховом дыме. Со всех сторон поднялось хлопанье из самопалов. Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: "Прощайте, паныбратья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!" И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела. А там уже выезжал Задорожний с своими, ломил ряды куренной Вертыхвист и выступал Балаган.

А что, паны? -- сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. -- Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?

Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся казаки!

И наперли сильно козаки: совсем смешали все ряды. Низкорослый полковник ударил сбор и велел выкинуть восемь малеванных знамен, чтобы собрать своих, рассыпавшихся далеко по всему полю. Все бежали ляхи к знаменам; но не успели они еще выстроиться, как уже куренной атаман Кукубенко ударил вновь с своими незамайковцами в середину и напал прямо на толстопузого полковника. Не выдержал полковник и, поворотив коня, пустился вскачь; а Кукубенко далеко гнал его через все поле, не дав ему соединиться с полком. Завидев то с бокового куреня, Степан Гуска пустился ему навпереймы, с арканом в руке, всю пригнувши голову к лошадиной шее, и, улучивши время, с одного раза накинул аркан ему на шею. Весь побагровел полковник, ухватясь за веревку обеими руками и силясь разорвать ее, но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику. Там и остался он, пригвожденный к земле. Но несдобровать и Гуске! Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел-сказать бедняк: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!" И там же испустил дух свой.

Отрывок для работы третьей группы

Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. (…) Не вытерпел Тарас и закричал: "Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?.." Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев.

"Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!" -- кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. (…) Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.

Ну, что ж теперь мы будем делать? -- сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.

Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! -- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев -- это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Чем бы не козак был? -- сказал Тарас, -- и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!

Глава XI (отрывок для четвертой работы)

Толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: "Ведут... ведут!.. козаки!.."

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! -- сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и... Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, -- ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!"

Но когда подвели его к последним смертным мукам, -- казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! -- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Приложение № 2

«Бланк заказа» для работы с текстом

Бланк заказа №

Заказ

Ответ

Выпол-

нено

В чем мы видим патриотизм героев (слова, поступки)?

Как показан героизм – высшая степень патриотизма?

Какие языковые средства использует писатель, чтобы передать патриотизм и героизм героев?

Приложение 3

Для динамической паузы

  1. Приезд сыновей Бульбы домой.
  2. Едут в Запорожскую Сечи.
  3. Жизнь казаков на Сечи.
  4. Известия о гетьманщине. Запорожцы уезжают из Сечи.
  5. Андрий помогает красивой полячке.
  6. Переход Андрия на сторону поляков.
  7. Подмога приходит в польский город. Бульба узнает о предательстве Андрия. Битва заканчивается поражением поляков.
  8. Разделение казаков. Речь Бульбы о товариществе.
  9. Битва. Тарас убивает Андрия. Остап попадает в плен.
  10. Бульба едет к Янкелю, чтобы он привез его в Польшу к Остапу.
  11. Казнь Остапа.
  12. Гибель Тараса Бульбы.

Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

Эпической основой повести “Тарас Бульба” стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы

Целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба – главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом.

Это могучий человек – с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит “вся нация, ибо переполнилось терпение народа, – поднялась отомстить за осмеянье прав своих”. Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых.

Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей однавеликая цель – укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры.

Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть “Тарас Бульба” – народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья – Остап и Андрий, и другие запорожцы.

В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ПАТРИОТИЗМ В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ТАРАС БУЛЬБА” 1 вариант Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы. Эпической […]...
  2. Тарас Бульба – ключевая фигура в одноименном произведении Гоголя. Бульба – некий “рыцарь”, выступающий за веру христианина и защищающий ее. Это личность, для которой главное – товарищество, преданность, верность. Однако смысл жизни Тараса Бульбы – это битва. Только война может научить жизни – эта идея сохранится у героя навсегда. Бульба женат и имеет двух сыновей: […]...
  3. Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель. В произведении “Тарас Бульба” рассказывается о могучем воине по имени Тарас Бульба, о его сыновьях и о его героической жизни. Тарас Бульба – главный герой в одноименной почести. Он выглядит, как настоящий русский казак. На лице длинные усы, на голове казачья шапка, вечно суровый взгляд на его лице, […]...
  4. Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и казаки, как люди. В повести описывается жестокое время, время, когда была война с Польшей. Казаки были жестокими, они не считали женщин за людей, обращались с […]...
  5. Тарас Бульба Тарас Бульба – главный герой одноименной повести Н. В. Гоголя, казацкий полковник, храбрый воин, отец Остапа и Андрия. Это очень волевой человек, верой и правдой защищающий свою отчизну и религию. Он был одним из коренных казачьих полковников старой закалки. Отличался грубой прямотой и суровым нравом. Несмотря на свой преклонный возраст, он был достаточно […]...
  6. “Добрые были козаки!” (слова Тараса Бульбы) Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” вышла в свет в 1842 году. В ней нашла свое отражение борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Это стало центральной темой произведения. Главный герой повести – Тарас Бульба. Это необычная, исключительная личность. В ней воплощены лучшие черты всего казачества. Всю свою жизнь […]...
  7. Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы Побоялся казак? Н. В. Гоголь Не находя в окружающей его действительности положительных характеров, способных стать образцами для подражания, Гоголь обратился к прошлому, к XVI – XVII векам. Почти девять лет он писал свою историческую повесть “Тарас Бульба”, которая вышла в 1842 году. Это произведение отразило эпоху героической борьбы […]...
  8. Тарас Бульба – народный герой Повесть “Тарас Бульба” была написана в XIX веке и повторяла некоторые исторические события. В образе главного героя были представлены самые доблестные качества, присущие истинному казаку. По некоторым данным, изображая этого героя, Н. В. Гоголь использовал реальных казацких атаманов и факты из их жизни. Вся жизнь Тараса Бульбы связана с Запорожской […]...
  9. Среди многочисленных произведений Н. В. Гоголя, посвященных судьбе русского народа, повесть “Тарас Бульба” занимает особое место. В ней с необычайной силой и трагизмом описан тот исторический период, когда русское казачество боролось с набегами поляков и татар. Сама название повести – “Тарас Бульба” – совершенно точно передает основную мысль произведения. Мы понимаем, что речь пойдет о […]...
  10. Очень ярко и достоверно Н. В. Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести “Тарас Бульба”, младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях – дома со своей семьей и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий – ветреная, страстная натура. С легкостью и безумием […]...
  11. Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и […]...
  12. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноименном произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя большое количество различных черт характера исторических личностей. Возможно, поэтому то и автор не расписывал подробно его внешний облик. И для того, чтобы читатели могли самостоятельно представить себе обличие и внешность […]...
  13. Историческая повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков – смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли […]...
  14. С помощью каких художественных средств раскрывается героическая личность Остапа? Най­дите в тексте сравнение, характеризующее его по­ведение в бою. Как оценили казаки мужество и доблесть Остапа? “Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьет оттуда стрелой на раскричав­шегося у самой дороги самца-перепела, так Тарасов сын, Остап, […]...
  15. Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести “Тарас Бульба” – прекрасном литературном памятнике XIX столетия. С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения. Это старый полковник с […]...
  16. Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести “Тарас Бульба” создан на основе образов выдающихся деятелей национально освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести “Тарас Бульба” писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого […]...
  17. Произведение Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” Является исторической повестью, рисующей эпическую картину жизни и быта запорожского казачества, а также показывающей героическую борьбу казаков против польского гнета. Вся жизнь запорожца – это воля, христианская вера и свободная Украина. За это любой казак готов отдать жизнь. В роли главного героя повести выступает старый уважаемый всеми казак Тарас […]...
  18. В повести “Тарас Бульба” Гоголь обратился к эпохе героиче­ской борьбы украинского народа за национальное освобожде­ние, к событиям XVI-XVII вв. Но “Тарас Бульба” – не истори­ческое произведение. Гоголя не интересует бытовая и социаль­ная достоверность. Главная цель его – прославление патриотиз­ма, стремления к национальной независимости, воспевание рат­ных подвигов во имя свободы. Запорожская Сечь предстает как товарищество равных, […]...
  19. Повесть-эпопея “Тараса Бульба” стала для Н. В. Гоголя своеобразным итогом серьезных занятий историей, которым он посвятил почти четыре года жизни. В этом небольшом произведении ему удалось воплотить в жизнь то большое и значительное, о чем он тщетно мечтал как ученый-историк. Вот как сам автор выразил основную тему своего произведения: “Поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение […]...
  20. Данное произведение посвящено сражению людей из Украины за независимость и свободу своей родины. Писатель достаточно неплохо имел общее представление истории своей страны, он гордился сильными и храбрыми людьми, которые не боятся отдать свою жизнь за независимость своего края. Именно про таких Н. В. Гоголь и написал в своей работе. Основные персонажи – это два сына […]...
  21. Тарас Бульба – герой одноименной повести Николая Гоголя. В литературных произведениях существуют главные герои (протагонисты) и второстепенные персонажи. Но можно ли назвать Андрия и Остапа персонажами? Или эти три образа равнозначны, и, соответственно все трое – главные герои? Чтобы ответить на эти вопросы, для начала нужно разобраться с терминологией. Главный герой – основное действующее лицо […]...
  22. Жанр произведения – историческая повесть, многоплановая, с большим количеством действующих лиц. В центре повествования – судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка – приезд бывших бурсаков в родительский Дом. Кульминаций несколько. Развязка – гибель самого Тараса Бульбы. Здоровое, положительное начало, широкий размах натуры, талантливость и цельность Гоголь видит в народе, в его […]...
  23. В повести “Тарас Бульба” Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери. В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. “…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих”. […]...
  24. Тарас Бульба – это главный герой одноименной повести “Тарас Бульбы”, которая была написана Николаем Гоголем. В этой повести главный герой представляется как полностью положительный персонаж с точки зрения народа, который ведет свою национально-освободительную борьбу. Тарас Бульба был умным, смелым, умелым в бою и настоящим лидером, который мог организовать казачье войско, состоявшее из разных противоречивых людей. […]...
  25. Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” – историческое произведение. Оно рассказывает о жизни казаков в Запорожской Сечи, об их сражениях за независимость Украины. Главный герой повести – старый казак Тарас Бульба, один из лучших воинов Сечи. У героя есть два сына – Остап и Андрий. Оба они молоды, только вернулись с учебы. Тарас мечтал, чтобы […]...
  26. Знаменитая повесть “Тарас бульба” практически сразу завоевала огромное количество признания среди читателей с самого первого момента своего появления. Многие критики и специалисты в области литературы и художества утверждают, что данная повесть является одной из самых запоминающихся работ русского писателя Гоголя Николая. В начале знакомства с данной повестью читатель может предположить, что тема всего этого произведения […]...
  27. Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя “Тарас Бульба”. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают […]...
  28. Повесть “Тарас Бульба” – одно из самых известных произведений Гоголя. В ней автор рассказывает о героической борьбе украинского народа за освобождение от гнета поляков. Основные события в повести происходят в Запорожской Сечи, укрепленном лагере казаков. Главным героем повести является полковник Тарас Бульба, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это – человек большого, острого ума, суровый […]...
  29. Я прочитала повесть Н. В Гоголя “Тарас Бульба”. Гоголь – замечательный писатель, который любил и чувствовал свой народ и свою отчизну. Во всех своих произведениях он рассказывал читателям, что нужно любить и не предавать свою отчизну. Особенно патриотизм Гоголя чувствуется в повести “Тарас Бульба”. В этой повести 3 главных героя это отец Тарас и 2 […]...
  30. Повесть “Тарас Бульба” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от поляков, и побудили Гоголя написать эту повесть. Его отношение к роли украинцев в политической и культурной жизни России было неоднозначным. Но повесть “Тарас Бульба” – одно из любимых произведений Гоголя, […]...
  31. Повесть “Тарас Бульба” Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков, их культура и правила жизни. Очень красиво Николай Гоголь описывает Запорожскую сечь, которая является Родиной зарождения казачества. Главным героем является, безусловно, Тарас Бульба. Взрослый и […]...
  32. Тарас Бульба – это главный персонаж повести Николая Гоголя “Тарас Бульба”. Этот герой повести очень необычно описывается самим писателем. Его характеристики не слишком много дано в повести, но о его характере легко можно понять с диалогов, действий Тараса Бульбы, и просто с его жизни. Этот человек является запорожским казаком, который всегда был и остается верным […]...
  33. Назовите главных героев повести “Тарас Бульба”. Центральный персонаж повести казак Тарас Бульбенко (Бульба), его сыны Остап и Андрей. Кто такой Тарас Бульба и почему он является образцом казацких добродетелей? Бульба – оборонец родной земли, казацкого общества и православной веры. Расскажите о Тарасових сынах – Остапа и Андрея. Как они погибли? Были ли они добрыми казаками? […]...
  34. Введение, подойдет к любой теме. Выдающийся русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, захватывался мужественным и свободолюбивым украинским народом, прославил его в своих произведениях. С необыкновенной художественной силой и полнотой М. Гоголь отобразил “дух прошлого возраста”, “историю народа… в ясном величии” в повести “Тарас […]...
  35. Цель: проверить знания учеников, развивать дух соревновательности, товарищеской поддержки, прививать интерес к чтению. Оборудование: презентация к уроку, повесть Гоголя. Методическое сопровождение: Класс делится на команды (7 человек). Каждая команда выбирает себе капитана, дает своей команде название. Последовательность хода команд определяется жеребьевкой. На обсуждение вопроса команде дается 1 минута. Если команда отвечает не правильно, право ответить […]...
  36. Старый козак, Тарас Бульба, потерял обоих своих сыновей. Смерть Остапа в повести “Тарас Бульба” стала переломным моментом: после того Тарас исчез, а через время появился вновь с козачьим войском. Грабил и жег он города, чтобы отомстить за смерть любимого сына. Причиной смерти Остапа были бесчеловечные пытки польских палачей. Остап был достойным сыном своего отца. Он […]...
  37. Повесть Н. В. Гоголя рассказывает от трех главных героях: Тарас Бульба и два его сына Остап и Андрий. Каждый из них был по-своему хорош и имел особые качества, которые меня зацепили при чтении рассказа. Но больше всего мне понравился младший сын Андрий, с его характером и мировоззрением. Еще в самом начале рассказа повествуется о приезде […]...
  38. Не так много произведений приоткрывающих жизнь народа Украины, особенно жизнь казаков на территории Запорожской Сечи. Но ведь так важно знать как жили наши предки, что ели, кому молились, за что боролись и что ценили. Очень важно понимать отношение наших предков к жизни и смерти, к чести и бесчестию. Без осознания прошлого, мы никогда не сможем […]...
  39. В повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: ” “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.” А сам Н. В. Гоголь так написал о своем произведении: “Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть […]...
  40. По жанру это историческая повесть. На фоне исторических событий, реально происходивших в XV-XVII вв., реалистически описана повседневная жизнь запорожских козаков. События более чем двух веков воссоздаются в одной повести, в судьбе одного героя. Важную роль играет фольклорная основа повести, описание пейзажей, интерьеров. Завязка – встреча Тараса Бульбы с сыновьями. Остап и Андрий приехали домой на […]...
Отображение патриотизма в эпической повести “Тарас Бульба”

Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы.

Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба - главный герой повести. Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за осмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству. Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу. Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей однавеликая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины.

Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

    «Тарас Бульба» - это повесть, посвященная страницам истории народа. Главный ее герой, Тарас Клубень, стал воплощением лучших черт характера человека той эпохи. Это запорожский полковник, который воплотил в себе лучшие черты казачества. Тарас Бульба -...

    Кто из героев повести Гоголя “Тарас Бульба” понравился мне больше? Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских козаков, защищающих русскую землю от врагов. Эта повесть мне очень понравилась. Больше всех в повести...

    Повесть Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба", знакомая многим со школьных уроков литературы трагичная и поучительная история, была экранизирована известным кинорежиссером Владимиром Бортко. И, как и всегда при экранизации того или иного...

    Судьба народная, волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя. В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем...

    ТАРАС БУЛЬБА - герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (перв. ред. 1835, вторая - 1842). Исторические прототипы образа Т.Б.- выдающиеся деятели национально-освободительного движения Украины XV-XVII вв.: Наливайко, Лобода, Тарас Трясыло, Гуня, Остраница....

Знаменитый бестселлер своего времени «Тарас Бульба», написанный Николаем Васильевичем Гоголем, до сих пор интересует не только литературоведов и историков, но и простых граждан своей страны, которые неравнодушны к судьбе Родины. Сочинение на тему «Патриотизм» приходилось писать каждому из нас в школьные годы. О патриотизме в повести «Тарас Бульба» пойдет речь ниже.

Время и цель возникновения казачества

Когда возникло казачество, спросите вы? А появилось оно довольно давно, в далеком 16 веке, когда на Украине (тогда она была частью, окраиной современной России) происходил передел земель. Поляки и литовцы, объединившись в одно государство, Речь Посполитую, начали войну с тогдашней Украиной, оккупировав их земли. Держава, которая не признавала унию (соглашение об объединении православной и католической церквей), стала враждовать с Речью. Сочинение на тему «Патриотизм», написанное нами, расскажет об особенном войске - казачестве.

Беглые крепостные крестьяне, отчаянные парни, просто любители приключений шли к казакам в их место дислокации - Запорожскую Сечь. Называлась она так, поскольку находилась за порогами реки Днепр, окруженная поваленными деревьями в качестве укрепления (сечью).

Казачество - сила!

Строгие порядки, которые придумали казаки на своей территории, обязательно должны войти в сочинение на тему «Патриотизм повести "Тарас Бульба"».

Привезенные на Сечь главным героем, полковником казачества Тарасом Бульбой, сыновья его были поражены строгостью нравов. И Андрий, и Остап прониклись сценой наказания убийцы. За то, что в пьяной драке казак зарезал своего товарища, с ним поступили жестоко - похоронили вместе с убитым. Так закалялся характер казаков. Это делало их более организованными. Каждый из них боялся совершить проступок. Все казаки были очень патриотично настроены, не боялись биться за Родину до смерти и умирали с именем своей страны на устах. Достаточно вспомнить сцену битвы казаков с «крылатыми» польскими воинами. С каким рвением каждый из них брался за саблю и шел в бой, не боясь никаких преград! Обладая достаточной физической подготовкой, казаки довольно успешно выигрывали битвы. Когда кому-то из них все же приходилось умереть, они до последнего прославляли Родину (атаман Кукубенко, казак Шило и другие).

Андрий и измена Родине

О ком будет сочинение на тему «Патриотизм на войне», если за основу будет взята повесть «Тарас Бульба»? Ну, конечно же, о Тарасе и его сыне Остапе.

Тарас Бульбенко, по прозвищу Бульба, был человеком строгих принципов и патриотичным, бесстрашным казаком.

Когда оба его сына вернулись из бурсы, в которой обучались, он немедленно повез их на Запорожье. Его мечтой было вырастить настоящих воинов. И действительно, парни замечательно проявили себя в бою, быстро свыклись с порядками и образом жизни на Сечи, но каждый из них пошел своей дорогой.

Андрий, влюбившись в дочь польского воеводы, перешел на сторону врага, забыв отца, брата, казачий долг.

Должен ли он войти в наше сочинение на тему «Патриотизм»? Вряд ли. Он предал свою Родину, оказался совсем непатриотичным, в отличие от его отца. Малознакомая женщина смогла стать для него роднее самых близких людей.

Он ни слова не вымолвил отцу, встретившись с ним лицом к лицу. Тарас, скрепя сердце, убивает собственного сына-предателя.

Отец и сын. Истинные патриоты

Несомненно, настоящими патриотами повести «Тарас Бульба» являются отец и его сын Остап. Многое им пришлось пройти, чтобы одержать победу над Польшей. Но Остапу это так и не удалось: он был взят в плен и впоследствии казнен на площади. Сцена расправы над Остапом показала все самые сильные стороны русского казачества: силу, непоколебимость, патриотизм, выносливость. Перед тем как повесить, шляхтичи долго издевались над воином, ломая ему кости и избивая. Но ни слова не произнес настоящий казак, истинный христианин, как он сам себя назвал.

Не менее жестокой смертью умер и сам Тарас. Потеряв обоих сыновей, он не знал меры в бою. Он сжег множество поселений, католических церквей, разорил не один дом. Так он «справлял поминки» по любимому Остапу. Польское правительство, напуганное таким размахом действий Тараса, решило поймать его и казнить у всех на виду. Не так-то просто это им удалось, помог лишь случай. Бульба случайно уронил в поле трубку (или, как тогда ее называли, люльку), наполненную табаком. Будучи настоящим патриотом, не захотел он врагам даже ее оставить. При попытке поднять люльку он и был схвачен врагами.

Казнили Тараса очень жестоко: сожгли заживо, привязав к дереву и прибив к нему руки гвоздями. Но и тогда наш казак проявил героизм: увидев сверху все, что происходит, он прокричал своим собратьям, чтобы те прыгали со скалы вводу, иначе они потерпят поражение. Послушав батьку, казаки победили в битве. А сам Тарас сгорел у всех на виду с патриотичными репликами о русской земле на устах.

Почему патриотизм всегда в моде?

Сочинение на тему «Патриотизм» сможет написать любой семиклассник, изучив это произведение в школе. Но помимо всего прочего, ребята должны понимать, что эта тема актуальна во все времена, как в 16 веке, так и в нашем, 21-м. Когда страна сплочена, когда все ее жители смотрят в одном направлении, никакая война не страшна! Можно попробовать написать сочинение на тему «Патриотизм - это модно!», чтобы показать актуальность этого произведения и по сей день. Казаки смогли одержать победу, поскольку были очень организованы и патриотичны. Стоит и каждому из нас взять пример с этих сильных, волевых людей!