Презентация к уроку русского языка правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Презентация к уроку русского языка правописание безударных падежных окончаний имен существительных IV

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Урок русского языка во 2 классе

Учитель: Хрипунова О.А., учитель начальных классов

Тема урока: Вспоминаем правило написания прописной буквы (УМК « Начальная школа ХХI века», С.В. Иванов «Русский язык»)

Цель:- обобщить и систематизировать знания учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;

Развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

Формировать навыки сотрудничества;

Задачи:

· Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

· Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся.

· Формирование навыков сотрудничества.

Приёмы ТРКМ : «Кластер»

Оборудование: учебник С.В. Иванова «Русский язык», сигнальные карточки, тексты для групп, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные :

· Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

· Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников ·

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности

- Как мы будем работать на уроке:

Дети произносят хором

ЧИТAТЬ – ВДУМЧИВO

ПИСAТЬ – ГРАМОТНO

СЛУШAТЬ – ВНИМАТЕЛЬНO

ГОВОРИТЬ – ВНЯТНО

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Слайд 2.

Сегодня дежурят нина петрова и иван фёдоров.

Что заметили?

Ученики исправляют ошибки и объясняют. Слайд 3.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные : логические – анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

Какова тема урока?

Чему будем учиться?

Будем заполнять кластер! (НА ДОСКЕ) - Что откроем в кластере? фио

Ученик у доски записывает:

У крыльца лежит шарик.

А я считаю, что надо записать по-другому? Я права или нет? Клички

Правописание заглавной буквы.

Применять правило написания заглавной буквы

Оценивают написание Шарик-шарик

Объясняют значение слов

Регулятивные : целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

От чего зависит выбор буквы?

От смысла слова

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

1) Работа с учебником с.77 . по рядам: - Объясни написание выделенных слов.

1ряд- списать 1 абзац (прочитайте) моря 2 ряд- списать 2 абзац (прочитайте) улицы 3 ряд- списать 3 абзац (прочитайте) города

(Проверяет написание в тетради у отвечающих)

ФИЗМИНУТКА Если слова пишутся с маленькой буквы, то нужно присесть, если с большой хлопнуть в ладоши. вoробей Валя стoл береза Мурзик Иванoв Алексей рoмашка Вoлга Рoссия река Петровск гoрoд селo Мoсква Лев (лев)- прoблема

2) Слайд 4 (в парах)

На Луне жил звездoчёт,

Он планетам вёл пoдсчет:

Меркурий – раз, Венера –два-с,

Три- Земля , четыре -_ Марс,

Пять- Юпитер , шесть- Сатурн,

Семь- Уран, вoсьмой – Нептун,

Кто не видит – выйдет вoн!.- Прочитайте стихотворение. - Почему выделенные слова записаны с бoльшой буквы? планеты - Запишите выделенные слoва в алфавитнoм пoрядке.

ЗАРАДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Объясняют написание выделенных слов.

Объясняют написание выделенных слов.

Записывают пo алфавиту: Венера Земля Марс Меркурий Нептун Плутoн Сатурн Уран Юпитер 1учащийся читает свой вариант, затем самопроверка Слайд 5. и ставит себе оценку

Ученики ставят на полях + или -

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Карточка (в группах) по партам

На стoле у вас карточки, на которых записаны слова. Слoва у всех групп oдинаковые, нo задание у каждой группы разнoе. Дружoк, Китай, Дoн, Дюймoвочка, Пушкин, Казань, Мурка, Дунай, Вoлга, Маршак, Бурёнка, Айбoлит, Рoссия, Вoлгoград, Бартo Незнайка,Франция, Саратoв.

Выписать слова:

1 парты- Фамилии…….

2 парты -Клички животных…….

3 парты -Гoрoда….

4 парты -Страны……

5 парты - Реки…..

Какие слова не вошли? (Незнайка Айбoлит, Дюймовoчка)

Посовещайтесь в группах и скажите можно ли эти слова выделить в группу? (Сказочные герои)

Как пишутся названия сказочных героев? (С заглавной буквы) сказ.герои

РЕЗЕРВ с. 79 упр.3 по выбору 1 строчку

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Ученики ставят на полях + или –

Слайд 6

Пушкин, Маршак, Бартo

Дружoк. Мурка, Бурёнка

Казань, Волгoград., Саратoв

Китай, Рoссия, Франция

Дoн, Дунай, Вoлга

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

А теперь давайте посмотрим на наш кластер

Что мы узнали сегодня на уроке?

Смогли мы с вами достичь цели- вспомнить, когда пишется заглавная буква?

Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Как вы думаете, мы уже всё узнали про заглавную букву?

- Над чем нужно еще поработать?

Что вам удалось лучше всего? Слайд 7

Домашнее задание (по выбору) - Выписать 10 слов, которые пишутся с большой буквы из любой газеты или физической карты

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия ; личностные: смыслообразование


КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УМК «Начальная школа XXI века»

В 2 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

ТЕМА УРОКА: Слова в предложении. Вспоминаем правило написания прописной буквы.

- закрепление и обобщение знаний учащихся о предложении;

Формирование умений анализировать предложение; умение устанавливать связь слов в предложении;

Закрепить правило написания прописной буквы в именах собственных;

Развивать связную устную и письменную речь учащихся;

Развивать умение аргументировать свой ответ;

Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся ;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания учащихся;

Формирование умения работать в группе;

Формирование умения делать выводы;

Воспитывать любовь и интерес к русскому языку

Цель: осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:

Коммуникативные УУД:

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Создать условия для культуры общения, интереса к урокам русского языка;

Воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе;

Познавательны УУД:

Формирование каллиграфических и орфографических навыков;

Учить находить и проверять орфограммы слова, через решение поставленной проблемы;

Создать условия для выработки навыков нахождения и проверки орфограммы слова;

Формировать навыки учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

Развития внимание, мышление через анализ слов и предложений;

Развивать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

Воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, печатные тетради, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию.

Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

Я желаю всем маленьких удач на уроке.

Работа по теме урока

Цель - актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания о частях речи, умения и навыки учащихся по построению простых предложений, а также повысить уровень осмысления материала.

Раздать детям разноцветные карточки со словами. Расчитано на весь класс 30 учеников.

Поднимите карточку, если на ней написано имя существительное. (Что? - дерево, кто? - человек, что? - дружба и т.д.)

На какие вопросы отвечают имена существительные? Что обозначают?

Поднимите карточку, если на ней написано имя прилагательное. (Какой? – большой, какое? – доброе, какой? – глупый и т.д.)

На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Что обозначают?

У кого на карточке написаны глаголы? (Что делает? – винит, что сделаешь? – заведёшь и т.д.)

На какие вопросы отвечают глаголы? Что обозначают?

Выйдете все, у кого слова написаны на зелёных листочках. (жизнь, дружбу, заведёшь, проведёшь, Какову, такову, и)

Составьте из своих слов предложение. (Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь проведёшь.)

Прочитайте, что у вас получилось. (Каждый ученик читает своё слово. Игра «Живые слова».)

Справилась группа с заданием?

Как называется предложение, которое у вас получилось? (Пословица.)

Что такое «пословица»? (Предложение с глубоким смыслом.)

Почему ты встал первым? (Моё слово написано с заглавной или прописной буквы.)

Почему ты встал последним? (В конце моего слова стоит точка. Это значит конец предложения.)

Сколько слов в вашем предложении? (7).

Как пишутся слова в предложении? (Слова в предложении пишутся раздельно.)

Встаньте так, чтобы это было всем видно.

Выйдете все ребята, у кого слова написаны на жёлтых листочках. (Умный, товарища, винит, глупый, себя).

Составьте предложение из своих слов. (Умный винит себя, глупый – товарища.)

Прочитайте какое предложение у вас получилось. (Каждый ученик читает своё слово. Игра «Живые слова».)

Почему в конце вашего предложения стоит точка? (Предложение невосклицательное, повествовательное.)

Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложения? (Точка, вопросительный, восклицательный.)

Сколько слов в вашем предложении? (5).

Как понимаете смысл вашего предложения?

Прикрепите свою пословицу на доске.

Группа успешно справилась с заданием. Каждый участник получает орден.

Аналогично работает группа «Оранжевые листочки». Пословица «Маленькая дружба лучше большой ссоры».

Группа «Белые листочки» с пословицей «Дерево живёт корнями, а человек друзьями».

Группа «Розовые листочки» с пословицей «Добро братство милее богатства».

Группа «Голубые листочки». Пословица «Дружба да братство – дороже богатства».

Запишите в тетрадях пословицу, которая вам понравилась больше всего. Запомните её и придерживайтесь в жизни.

Вспоминаем правило написания прописной буквы.

Вспомните, когда пишется прописная буква. (Дети называют, когда пишется прописная буква. На доске открываются ответы.)

На доску вывешивается стихотворение:

Кошка М аришка, котёнок Т ишка

Щенок Д ружок, цыплёнок П ушок

Корова Б урёнка, коза Н айдёнка,

Поросёнок Х рюша и бычок Г аврюша.

Все их клички до одной Пиши с буквы прописной!

Выполняется задание на основе упражнения 3 с.79.

Объединитесь в группы по 5 человек.

Отгадайте загадку:

В чёрном небе до зари

Тускло светят фонари

Фонари – фонарики

Меньше, чем комарики. (Звёзды.)

Кто отгадал загадку первым, у того есть право раньше других выбрать цвет звёздочки с заданием. Почтальон группы выбирает звезду с заданием. На каждом луче звезды нужно каждому участнику группы написать 1 слово по заданию.

Жёлтая звезда(1) – «Я знаю пять фамилий писателей».

Розовая звезда (2) – «Я знаю пять кличек животных».

Зелёная звезда (3) – «Я знаю пять названий городов».

Голубая звезда (4)– «Я знаю пять имён девочек».

Красная звезда (5)– «Я знаю пять названий стран».

Оранжевая звезда (6) – «Я знаю пять имён мальчиков».

Кто выполнил, взявшись за руки, дружно говорят: «Мы готовы!»

Проверка. Все кто верно написал слова по заданной теме с прописной буквы – получают ордена.

Подведение итогов.

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний.

Кто доволен своей работой на уроке? Кому было трудно?

Кто заработал 3 ордена за урок, тому две «5», кто заработал 2 ордена, тому «5», у кого 1 орден – сохраните до следующего урока.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Русский язык 4 класс Минутка чистописания Праз. ник, ст. лица, сер. це, ур. жай, звёз. ный, к. рзина.дододо

Словарно-орфографическая работаСитуация, падеж, путешествие, ремонт, карниз, камыш, адрес, обаяние, свитер.пристижныйstyle.color Улей – пчелаконура – собакатропинка – пешеход – транспорт?дорога
Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например асфальтовым, или без него, предназначенного для движения различных видов транспорта. Прочитайте пословицыДобрая слава за печкой сидит, а худая по дорожк _ бежит. Беседа дорог _ коротает, а песня работу. Всякая дорог _ – вдвоём веселей.еу а

Тема урока:Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Для того чтобы проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных:Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится.Подбираю, слово-помощник и ставлю его в ту же форму.Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.Проверяю написанное.

Слова помощники:1 скл. – луна, земля; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – печь, степь. Спрыгнул с ветк _ , случай из жизн _ , ветка ел _ , пятно на обложк _ , шёл по площадк _ , вода с крыш _ , взял из тарелк _ , рассказ о сирен _ , очищают от пыл_. Выполнить морфологический разбор:1вариант - (с) ветки2 вариант - (из) жизни Игра «Верно»:Написание безударной гласной в падежном окончании существительного - это орфограмма. Слова конь, окно являются словами-помощниками для 2-го склонения. У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е.Когда сомневаешься, какую букву и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибёшься. существительных в роще, на ветке в окончание пишется е. -++++

Домашнее задание: Придумать любые 3 существительных и выполнить морфологический разбор.


Приложенные файлы

Тема: вспоминаем правило написания прописной буквы.

Цель:обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.

    Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

    Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

    Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные :

    Регулятивныеуниверсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

    Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

    Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: У чебник «Русский язык», 2 кл./ С.В.Иванов - М.: Вентана - Граф, 2012.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

    компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентации

    раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

На слайде 1 эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании? (Успех)

Что необходимо для успешной работы на уроке?

Я желаю вам сегодня быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сможете рассказать в конце урока.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Слайд 2

Прочитайте слова.

Россия, Москва, Юрий Алексеевич Гагарин, Саратов, Волга.

-какая связь между словами Гагарин и Саратов?

(учился в Саратове, техникум носит его имя, приземлился на саратовской земле)

2016 г знаменателен тем, что полету первого космонавта исполнилось 55 лет.

запишите это имя

Слайд 3

Юрий Алексеевич Гагарин

- Какие буквы подчеркнете?

- Какая здесь закономерность?

Что еще знаете о словах, которые пишутся с заглавной или прописной буквой?

Какой общей темой можно обьединить все эти слова?

Слайд 4

Как напишем слово Родина, с прописной или строчной?

Какие у вас есть предположения? (вызывает затруднение)

Чтобы прийти к какому либо выводу, нужно…

(исследовать: наблюдать, сравнивать)

III . Постановка учебной задачи.

Тему новую опять

Надо нам запоминать.

На лицах удивление?!

К концу урока исчезнут все сомнения!

Определите тему урока.

Слайд 5

(Вспоминаем правило правописания прописной буквы).

Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?

Слайд 6

(Научиться применять на письме правило правописания прописной буквы).

Как мы можем убедиться в правильности постановки темы урока?

Откройте учебник урок 25 стр 76 и прочитайте тему урока

IV . «Открытие» учащимися новых знаний.

Поработайте с тестом

Поставьте + напротив слов, которые нужно написать с прописной буквой.

иванович

Вариант I

петрович

волгоград

александр

Вариант II

Какое одинаковое слово встретилось в тестах?

Что значит для нас, слово Питерка? (малая родина)

Задания, которые вы сейчас выполняли, помогли вам вспомнить правила правописания слов…

Слайд 7

Кто сможет сформулировать это правило? Начинает ….продолжает….

Кто не согласен? Есть другие мнения?

Как убедимся в правильности наших выводов?

Проверим наши выводы с определением в учебнике, с. 78

Работа с учебником. Правило.

Продолжим наши наблюдения. А для этого необходимо выполнить ….(задания)

Где можно найти задания? (в учебнике)

Стр.79 упр. 4 поработайте самостоятельно…

Прочитайте текст

Обсудим вместе, как пишется слово Родина.

Ребята, на кружковом занятии, я попросила вас порассуждать и ответить: что значит Родина для вас?

Работы учащихся. Презентация. «Что значит для меня Родина»

Горбулин Костя (фильм)

Букалов Илья (слайд-шоу)

Ермилов Егор (презентацию)

Жарков Максим (развертку о символике нашей Родины)

Можете сделать вывод, с какой буквы надо писать слово родина?

Слово Родина может употребляться в возвышенно-патриотическом значении, тогда его напишем с прописной буквы, например: Нас позовет Родина, и мы все, как один, встанем грудью на её защиту.

Если это слово употребляется в обычном смысле, как место рождения человека, предмета и т.д., тогда оно является именем нарицательным и пишется с маленькой буквы, например: Мои дедушка и бабушка хотят съездить на свою родину - в Саратов.

2016 год знаменателен тем, что Саратовская область отмечает юбилей-80 лет.

Кошка Пушинка,

собака Смешинка,

петух Крикун,

козёл Бодун,

воробей Тишка,

поросёнок Гришка,

красивая синичка.

Как напишешь клички?

V . Первичное закрепление.

Работа в парах

Поработайте по карточкам..

Что вы вспомнили и применили, выполняя задания на карточках?

Опрос учащихся.

VI . Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

Печатная тетрадь

Разноуровневая самостоятельная работа.

VII . Рефлексия.

Слайд 8

Вернемся к девизу нашего урока.

Вспомните ту цель, которую вы поставили вначале урока?

Достигли мы ее?

Слайд 9

Расскажите, что вы сегодня на уроке узнали нового?

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я научился…

    VII !. Домашнее задание.

    1.Выучить правило на стр. 78

    2 . Из (учебник «Литературное чтение», стр.) выписать все слова, которые пишутся с прописной буквой.