Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..скошный, прис..гать, гр..за
2) покл...ниться, з..ря, р..стовщик
3) арб..траж, спец...алист, л..гушка
4) заск..чить, оз..рённый, приг..реть
5) с..реневый, вл..жение, р..сти
Формулировка задания прошлого года:
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
дел..гат
м..ридиан
сер..ал
р..гламент
подж..гать
Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании.
Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил:
Правописание корней с проверяемой безударной гласной;
Правописание корней с чередующейся гласной;
Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.
В ответ выписываем не слова, а номера строк.
Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.
Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.
1. правописание корней с проверяемой безударной гласной;
2. правописание корней с чередующейся гласной;
3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.
Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.
Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.
Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.
Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.
А | авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция |
Б | багаж, бойкот |
В | вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет |
Г | габариты, гарнизон, горизонт |
Д | дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально |
И | игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция |
К | кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий |
Л | лелеять |
М | меридиан, меценат, мотивация |
Н | наваждение, ностальгия |
О | оригинальный |
П | палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал |
Р | реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать |
С | семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет |
У | утрамбовать |
Ф | факультет, филармония, фестиваль |
Ш | шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать |
Э | экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция |
Ответ: взрастить
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ответ: кошачий
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ответ: принимать
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Начиная подготовку к ЕГЭ по русскому языку, учащиеся старших классов, как правило, первым делом повторяют основные правила, в том числе и по теме: «Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова». Хотя этот раздел достаточно подробно рассматривается в рамках базового школьного курса, зачастую выпускникам требуется его повторить.
Написание безударных проверяемых гласных в корне слова вызывает трудности в связи с тем, что такие буквы не всегда четко различаются при произношении. При этом умея находить распространенные ошибки при их употреблении в тексте, старшеклассники смогут успешно справиться с предстоящим ЕГЭ.
Чтобы задания по теме: «Проверяемые безударные гласные» не вызывали особых затруднений в процессе прохождения экзаменационного тестирования по русскому языку, рекомендуем вспомнить базовые правила.
Важно знать
Существует несколько основных способов проверки таких букв:
Несколько нюансов, которые стоит учитывать
Кроме того, одной из самых распространенных ошибок является неверный подбор проверочного слова. К примеру, для слова «долина» в качестве проверочного выступает слово «дол», а не «даль».
Чтобы упражнения в ЕГЭ по русскому языку по теме: «Безударная проверяемая гласная» не ставили выпускников в тупик, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Мы собрали воедино весь материал, который требуется учащимся старших классов для полноценного повторения основных разделов из школьного курса. Опытные преподаватели «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально простой и понятной форме.
Мы уверены, что только поэтапный переход от простого к сложному является залогом успешной подготовки к аттестационному тестированию. Он позволяет учащимся старших классов определить наиболее сложные для себя темы и восполнить имеющиеся пробелы.
Вначале школьникам предлагается вспомнить основной теоретический материал (что такое безударные проверяемые, непроверяемые гласные, как избежать распространенных ошибок при их написании и проч.). Затем учащиеся могут проверить собственные знания на практике. Большая подборка упражнений, которая систематически дополняется, представлена в соответствующем разделе сайта «Школково».
Уже ознакомились с примерами заданий
Утопия - разновидность фантастики, но фантастики особого рода, которая была связана с прогнозированием развития общества, поскольку включала в себя ответ не только на вопрос, каким должен быть мир и как его изменить, основы ее социальной совершенства. Поэтому утопия представляла собой или альтернативные настоящему идеальные модели общества, или показывала перспективы развития тех или иных идей и теорий. Кроме того, специфика утопии заключалась в том, что писатель сосредоточивал внимание не на фантастическом описании технических изобретений новейшей цивилизации и т. д., а на картинке общества как социальной системы, которая соответствовала идеалам художника. Утопия - абстрактная модель идеальной социальной системы, которая соответствовала представлениям писателя о гармонии человека и мира.
В утопиях изображался мир, который споглядався с безопасной дистанции и был населен «чем-то нереальным, далеким». В антиутопіях свет подавался с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и представляли себя в качестве «ближних».
Классическая антиутопия характеризовалась абстрактністю, художественной моделью идеального общества, установкой на результат социального развития, принципом пространственно-временной символичности, повышенной эмоциональностью стиля. В отличие от утопии, антиутопия была больше связана с действительностью, в изображении которой прослеживались социальные и хронологические приметы. Мир будущего в антиутопии был представлен хуже, чем настоящий, тот, который критиковали. Антиутопия показала картину трагической реальности, апокалиптического бытия, поэтому если утопия представляла собой позитивную модель социальной системы, то антиутопия подала тотальное отрицание и действительного и возможного варианта будущего.
Фантастика составляла основу поэтики антиутопии, но не любое фантастическое произведение считался антиутопией. Фантастика выполняла в антиутопии две функции: помогала раскрыть несовершенство существующего порядка и отрицательные последствия тех или иных общественных процессов.
Антиутопия была антиутопией вне связи с реальностью и социальной проблематикой, поскольку критиковала изображения государственной системы, которая противоречила принципам подлинного гуманизма. В ней выражался протест против насилия, абсурдного социального устройства, бесправного положения личности. Авторы анти - утопий, опираясь на анализ реальных общественных процессов, с помощью фантастики пытались предсказать их развитие в будущем, предупреждая тем самым об опасных последствиях существующего порядка.
Таким образом, утопия и антиутопия имели общность прежде всего в своем генезисе. Они появились в связи с необходимостью осознания существующего общественного устройства и прогнозирования его в будущем. их объединял комплекс социально-политических проблем, среди которых были такие: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие и другие, которые имели философский характер. Писателей волновал вопрос общего порядка: могла или не могла другая система предоставить человеку возможность для достижения свободы, счастья, плодотворного труда, какими были принципы ее организации, отвечала она гуманистическим идеалам. Существенной особенностью утопии и антиутопии стало то, что они смоделировали определенный тип государственного устройства. Эта художественная реальность была наделена собственной ценностью, завершенностью, системностью. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентировались на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния людей и взаимоотношений между ними в тех или иных условиях.
Важным признаком утопии и антиутопии был их прогнозируя характер. Они нацеливали на реальность, которую необходимо было менять, указывали, как проводить эти изменения. Однако утопия и антиутопия отличались целевой установкой, характером заложенных в них конфликтов, соотношением реального и фантастического, своеобразием поэтики.
Утопия всегда была связана с вымыслом, мифами разного рода, поскольку она выражала мечту, надежду на лучшее будущее. Целью антиутопии было раскрытие настоящих противоречий жизни, освобождения от ложных мифов.
Антиутопия - это антижанр, особый вид литературного жанра, или, как его иногда называли, «пародийный жанр, который характеризуется соответствием его образцов определенной традиции, набором конвенциональных способов и интерпретаций». Специфика антижанрів установила пародийное отношение между антижанровими произведениями и произведениями, которые высмеивали традиции другого жанра. В классическом варианте антижанрові произведения были созданы по традициям предыдущих образцов антижанру. Они имели классические тексты и образцы (например, пародии на эпос «Дунціада» - это сатира на ничтожность и глупость английского поэта А. Пона). Но эти произведения не обязательно последовали эти образцы. Антижанри могли развиваться в традициях иллюзии к пародийного текста, но который принадлежал к данному жанру. В этом смысле «Дон Кихот» М. Сервантеса был образцом антиутопии.
Если к утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисное время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопического роман - это роман, в котором было раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка. Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где бы было счастье для всех.
Признаки антиутопии:
Изображения определенного общества или государства, их политической структуры;
Изображение действия в далеком будущем (предполагалось будущее);
Раскрытие мира с середины, через видение его отдельными обитателями, что чувствовали на себе его законы и были представлены в качестве ближних;
Показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, невелювання личности;
Рассказ от лица героев в форме дневника, заметок;
Отсутствие описания домашнего жилья и семьи как места, где царили свои принципы и духовная атмосфера;
Присущие жителям антиутопічних городов рис рационализма и запрограммированности.
Антиутопия - это очевидная современность часто карикатурно заостренных идей, критический пафос в оценке негативных тенденций действительности. Это и элемент фантастического, что вырастал из реальности, из современных авторам фактов, событий, процессов общественной, политической, духовной жизни; это и ироническое пародирование нежиттєвих и угрожающие, по мнению авторов, идей и представлений об идеальном обществе и идеально счастливого человека. Вместе с тем это и сила пророческого и универсального понимания главных тенденций развития общества, эволюции человека и всего человечества; это вера в то, что человек может развиваться только свободно, естественно, путем эволюции, а не по теориям, пусть самых светлых умов, тем более не по приказам всесильных тиранов; что в конечном итоге должна была победить не универсальная умственная конструкция идеальной жизни, а здравый смысл и естественные человеческие чувства и потребности.
Художественные утопии и антиутопии обращались прежде всего к разуму, а не к душе читателей. Однако это не их недостаток, а жанровая особенность, заложенный в них жизненный план, основной принцип.
Философ Леонид Ионин точно определил одну из главных черт антиутопии: «Железную логику утопий они «наваяли» на человеческую психологию. И оказалось, что эта логика нечеловеческая, или, если хотите, античеловечная. По точно рассчитанным орбитам в прекрасном будущем мире должны механически двигаться безликие человеческие единицы, унифицированные существа, бессодержательные «функции» социологических изменений. В старых утопиях - у Мора, Фрэнсиса Бэкона, у Кампанеллы - живых людей не было».
Если для утопии был характерен утверждающий пафос, то для антиутопии определяющим стал отрицающий. Устанавливая общие, типовые черты антиутопии, нельзя не отметить замечательное жанрово-стилевое разнообразие произведений этого рода.
Если взять за основу классификации своеобразие фантастики, которая была основным средством, отрицал утопическую мечту, абсурдную действительность и доминанту поэтики антиутопии, то можно условно выделить такие разновидности жанра:
а) социально-фантастическая антиутопия (Есть. Замятин «Мы», Г. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и «Чевенгур»);
б) научно - фантастическая антиутопия (Г. Булгаков «Роковые яйца»);
в) антиутопия - аллегория (Г. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики и удавы»);
г) историко - фантастическая антиутопия (В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладілін «Репетиция в пятницу»);
д) антиутопия - пародия (В. Войнович «Москва 2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);
е) роман - предупреждение (П. Буль «Планета Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).
Эта классификация достаточно условна, поскольку в рамках одного произведения нередко присутствовали элементы всех других видов. Вместе с тем указанные виды антиутопии дали возможность выявить некоторые тенденции в развитии жанра, возможно, они стали более устойчивыми и привели к созданию новых жанровых разновидностей в дальнейшем.
Часто в задании 8 ошибки бывают связаны не с написанием гласной в корне, а с выбором самого слова. Главное, надо определить: чередующаяся гласная в корне или безударная, проверяемая и не проверяемая ударением.
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
в..рховье
орнам..нт
те..ретический
к..снулся
п..норама
Задание 8 начинает блок заданий, в которых проверяются ваши знания по орфографии. В данном случае – ваше умение проверять безударные гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также знание некоторого количества словарных слов c безударной гласной.
Безударные гласные проверяются ударением (знаменитая орфограмма №1): умАлять (мАло) значение, умОлять (мОлит) о пощаде.
Корни, в которых происходит чередование, надо выучить наизусть вместе со способом их проверки.
Внимание! Как бы ни была сформулирована задача в задании 8, начинайте с определения слов, где происходит чередование в корне. Останутся слова с безударными гласными, к которым, если задание этого требует, подбирайте проверочные слова.
Корни с чередующимися гласными запоминаем группами.
-ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать
-КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)
-ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР) Исключение: утварь
-РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла
Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)
-СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить
Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный
-НИМ – НЯ- сним ать - сня ть
-ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть
-ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть
-КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие
-НИМ – НЯ- поним ать – поня ть
примин ать - примя ть
-ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю
-ПЕР – ПИРА- запер - запир ать
-ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать
-МЕР – МИРА- замер еть - замир ать
-СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать
-БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные
-ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать
-ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание
Исключение: сочетать, сочетание
-КОС – КАСА- кос нулся – кас ался
промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)
-РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)
заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)
-ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха
«А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.
(Но: плыв уны – слои почвы)
Проверяя корни с безударными гласными, помним:
В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).
Выполним задание :
Слово с чередующейся гласной – коснулся (-КОС- потому что после корня нет суффикса А).
Задание уже выполнено! Но давайте проверим и другие слова: верховье – верх; теоретический – теория. Орнамент, панорама – непроверяемые, словарные слова.