Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ерохина Ирина Григорьевна, зам. директора по УМР

В настоящее время тысячи лиц с ограниченными возможностями здоровья являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально-активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить в жизнь эти стремления удается пока далеко не всем. Несмотря на активное проведение государственной и городской политики содействия занятости лиц с ОВЗ и инвалидов, доля реально трудоустроенных среди них остается, к сожалению, крайне небольшой.

Низкая конкурентоспособность лиц с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда связана не только с теми ограничениями, которые накладывает их здоровье на профессиональную занятость, но и с более низким уровнем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с населением, не имеющим таких ограничений. Без профессионального образования уделом данной категории граждан становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения. В результате проигрывают и сами лица с ограниченными возможностями здоровья, и все общество. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья это – явное сужение горизонтов самореализации, для общества и государства - неэффективное использование столь дефицитных в нашей стране трудовых ресурсов.

В последние годы происходит повышение интереса и к проблемам, с которыми сталкиваются лица с ограниченными возможностями здоровья при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости поднятия их социально-экономического статуса в российском обществе, так и с обострением проблемы нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих лиц с ограниченными возможностями здоровья и их доли среди населения.

Новые условия, связанные с развитием страны и преобразованием в экономике, определили необходимость формирования у молодежи способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. К психологическим и физическим трудностям подросткового и юношеского возраста добавляется сегодня высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития, экономические трудности, что приводит к повышению тревожности молодежи.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие подростков с особыми возможностями здоровья и жизнедеятельности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Эта же задача акцентирована в программах профессионального образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в Хабаровском крае, существенным образом влияющей на снижение рисков деструктивного и в том числе экстремистского поведения молодежи и одновременно позволяющей значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их особых возможностей здоровья и жизнедеятельности в рамках инклюзивной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосознании и самосовершенствовании личности.

Особое место в системе работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает теория, методика и технологии обучения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира подростков, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества.

Поиск вариантов создания непрерывно функционирующей педагогической работы, направленной на социально-профессиональную адаптацию учащихся, подготовку их к самостоятельной трудовой деятельности, социальному и производственному общению, требует научно обоснованных педагогических условий ее организации, объективного анализа роли основных участников данной работы, определения критериев ее эффективности.

В соответствии с вышеперечисленными причинами ставились следующие задачи:

    Разработать и постоянно анализировать учебные планы для групп с различными образовательными комплексами.

    Разработать программы развивающих часов и адаптационно-реабилитационного курса, расширенного изучения отдельных предметов, составляющих вариативные компоненты образовательной среды Учреждения.

    Создать условия для работы по новому учебному плану, по программам блока дополнительного образования.

    Активизировать использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса.

    Разработать дидактический, методический, инструкционный материал для различных образовательных компонентов.

    Разработать реабилитационные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Создать дополнительную среду: дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения занятий производственного и теоретического обучения, спецкурсов.

    Образовательный процесс строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания максимально благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с недостатками в умственном или физическом развитии в среде подростков, не имеющих отклонений в поведении и развитии.

Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций, на основе государственных образовательных стандартов.

В соответствии с ранее перечисленными условиями и задачами были разработаны учебные планы для профессионального обучения со сроком обучения 1 год 10 месяцев. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами длительность учебной недели не превышает 30 часов. Время работы на производственной практике не превышает продолжительность рабочего времени, установленного законодательством о труде и медицинскими рекомендациями по соответствующим профессиям, с учетом состояния здоровья обучаемых.

Обязательное обучение включает разделы: базовые образовательные дисциплины, общепрофессиональный и профессиональный циклы. Производственная практика включена в объем времени на обязательное обучение.

В раздел «Базовые образовательные дисциплины» включаются предметы коррекционной направленности «История России», «Основы права», «Физическая культура (адаптивная)», «Математика в профессии». При изучении данных предметов особое внимание уделяется ликвидации пробелов в знаниях по профессионально значимым, а также изучению профильного материала.

Раздел «Общепрофессиональный цикл» включает общие основы общепрофессиональных дисциплин, в значительной мере определяется конкретным видом деятельности, например дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве», «Основы материаловедения», «Основы оборудования с правилами охраны труда», «Основы черчения», «Экономические и правовые основы производственной деятельности».

Освоение основных тем программы завершается проверочными работами, а все обучение – производственной практикой и квалификационным экзаменом. Обучающимся, успешно завершившим обучение и сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующего разряда по специальности.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья особо сложным и более длительным процессом является адаптация в среде конкретного учебного заведения. Это вызвано рядом факторов, сформировавшихся в предшествующие периоды жизни и учебы. Среди них могут быть пробелы в знаниях, дефицит коммуникабельности, слабая ориентация в социуме, привычка к нетребовательному, снисходительному отношению, завышенные представления о своих возможностях и т.п. Эти факторы не могут быть причиной для изоляции лиц с ограниченными возможностями здоровья от профессионального образования, но требуют разработки специального механизма смягчения их влияния, коррекции, поддержки, образующего систему сопровождения учебы инвалида.

Специально создаваемые условия (с приспособлением территории и помещений, специальное техническое оборудование учебного процесса, специальное оснащение кабинетов, мастерских, библиотеки и т.д.) максимально благоприятствуют развитию профессиональных знаний и умений в координации с выполнением индивидуальной программы реабилитации, способствуют созданию оптимальной развивающей и поддерживающей медико-психологической и педагогической среды в учебном заведении.

Обучающиеся должны иметь достаточный уровень социальной адаптации, усвоив курс «Социальная адаптация». Количество часов на каждую тему конкретизируется в зависимости от особенностей контингента учебной группы, его подготовленности. Педагог сам определяет конкретное наполнение учебной тематики содержанием и используемые методические приемы.

Раздел «Адаптационно-реабилитационный курс» включает в себя следующие дисциплины: «Социально-бытовая адаптация», «Социально-средовая адаптация», «Социально-профессиональная адаптация», «Психология общения» и «Психология делового общения».

Методика обучения включает различные методы и формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, направленные на формирование готовности к включению в социальную и профессиональную среду.

Значимость данного курса состоит в том, что теоретически доказана эффективность реализации непрерывной педагогической групповой и индивидуально ориентированной адаптационной работы и ее влияние на процесс продуктивного (быстрого и бесконфликтного) вхождения молодежи в новый коллектив, учебную и производственную деятельность; сформулированные положения теоретически и методически обеспечивают решение в практике актуальной проблемы - повышения готовности учащихся к трудовой деятельности и интеграции в общество; определена совокупность педагогических условий, способствующих формированию социально-профессиональной адаптации обучающихся; подтверждена целесообразность использования личностно-ориентированного и деятельностного подходов в процессе адаптационной работы с учащимися в образовательном процессе, позволяющие развивать мотивационную направленность обучающихся и формировать социально-профессиональные качества.

Нами разработана и проходит апробацию модель педагогического сопровождения социально-бытовой, социально-средовой и социально-профессиональной адаптаций учащихся, представленная тремя взаимосвязанными организационно-методическими этапами: подготовка к профессиональному самоопределению; профессиональное обучение; подготовка к трудоустройству и дальнейшая профессионально-производственная адаптация на рабочем месте.

Современный рынок труда лиц с ограниченными возможностями как сегмент общего рынка труда формируется под воздействием процессов социально-экономического развития территории.

Правительством России предпринимаются усилия по повышению уровня и качества жизни людей с ограниченными возможностями, включая создание условий для трудовой деятельности этой многочисленной группы населения. Приняты законы, в том числе: , а также постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы".

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, к которым в том числе относятся и инвалиды, путём разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест, установления квоты для приёма на работу инвалидов, а также путём организации обучения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда.

Одним из важнейших принципов педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся является социальное партнерство - вовлечение работодателей в адаптационный процесс; разноплановость усилий - направленность адаптационного процесса на различные сферы жизнедеятельности учащихся (личную, социальную и трудовую); комплексность воздействия согласованность действий педагогов, классных руководителей, руководителей кружков, психологов, социальных работников и социальных партнеров; непрерывность - создание этапов, «переходов» адаптационной работы от профессионального образовательного учреждения к трудовой деятельности на производстве. В соответствии с этим сборники адаптивных программ профессионального обучения проходят обязательное согласование с работодателями – социальными партнерами. В 2014 году ведется тесная работа со следующими предприятиями – социальными партнерами: ООО Строительная фирма «Инфра», ИП Колмогорцева Л.Н. Ателье «Кутюрье», ООО «Восход».

Существует прямая зависимость между проведением комплексной педагогической адаптационной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и социальных партнеров и эффективностью вхождения учащихся в новые условия учебной и трудовой деятельности, принятия социально-профессиональных норм и требований, трудоустройства и закрепляемостью выпускников на рабочих местах.

Обучающийся в рамках социально-профессиональной адаптации не просто включается в новую среду, он изменяется сам в этой среде (перестраивается система поведения и деятельность), изменяется в свою очередь и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности. Поэтому адаптация стала одной из важнейших общенаучных категорий, изучение которой в современной ситуации приобретает огромное практическое значение.

Целенаправленная педагогическая работа по адаптации учащихся оказывает влияние на развитие социально-профессиональной активности и получение эмоционального удовлетворения от процесса общения и совместной деятельности.

(на примере ГАПОУ СО «Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина»)

Тема профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно актуальна. Согласно данным Министерства социальной политики, в Свердловской области численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте до 18 лет достигла 17340 человек. Данное обстоятельство, определило одно из приоритетных направлений основных положений реализации областной целевой программы «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы. В рамках настоящей программы, осуществляется работа по организации профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья Свердловской области с использованием современных образовательных технологий.

Традиционно, профессиональное образование подростков с ОВЗ, рассматривается как средство его социально-трудовой реабилитации, способствующее рациональному трудоустройству, достижению экономической независимости и самостоятельности. Социально-трудовая реабилитация подростков с ОВЗ, формирует психологическую и практическую готовность к труду, устойчивое психологическое состояние, характеризующее положительное отношение к труду, положительную мотивацию, систему знаний, трудовых умений и навыков, необходимых в самых различных видах трудовой деятельности.

В течении 20 лет, Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина осуществляет профессиональную подготовку выпускников общеобразовательных специальных (коррекционных) школ 1 и 2 вида: инвалидов по слуху, слабослышащих и глухих. За это время, в техникуме созданы специальная образовательная среда и оптимальные условия процесса профессионального образования подростков данной категории по основным профессиональным образовательным программам «Токарь – универсал» и «Оператор станков с программным управлением».

Важно отметить, что в техникуме сформирована необходимая среда для взаимодействия педагогических работников с этими детьми, основанная на информационных и телекоммуникационных технологиях.

С учётом коммуникативных ограничений неслышащих и слабослышащих детей, возможность использования информационных и телекоммуникационных технологий в системе профессионального обучения, приобретает особенно важное значение. Этот фактор усиливается и тем, что в связи с компенсаторной активизацией деятельности сохранных органов чувств у человека с ОВЗ по слуху, визуальный канал восприятия информации приобретает ведущую роль, а в системе информационных и телекоммуникационных технологий визуальный канал передачи информации занимает центральное место.

В процессе профессионального обучения у преподавателей есть возможность учитывать индивидуальные особенности слуха студента. Так как большая часть обучающихся слабослышащие (тугоухие) дети, с частичной недостаточностью слуха, которые различают менее интенсивные и более разнообразные по своей частотной характеристике звуки, преподаватели конструируют теоретические и лабораторно-практические занятия с использованием аудиоинформации.

Для глухих и слабослышащих обучающихся создана интерактивная аудитория, и оснащена специальным оборудованием и аппаратурой для индивидуальной коррекции амплитудно-частотных характеристик звуковых волн повышающих порог слышимости детей. Цель создания данной аудитории состоит в обеспечении возможности общения неслышащих и слабослышащих детей между собой и с преподавателем.

Интерактивная аудитория состоит из рабочих мест обучающихся, оснащенных аппаратами звукоусиливающими воздушной и костной проводимости и вибротактильного восприятия – АВКТ-Д-01 «Глобус». Аппарат «Глобус» является универсальным слухоречевым прибором для проведения занятий со слабослышащими и глухими детьми, предназначенный для лиц с тяжёлыми формами снижения слуха (тугоухость и глухота) и может быть использован как индивидуальный слуховой тренажёр и как прибор коллективного пользования для групповых занятий (до 10 обучающихся), подключается к специальному пульту преподавателя.

В комплектность аппарата входят наушники и микрофон, для возможности подключения к нему теле, видео и аудиоаппаратуры, что позволяет использовать принцип наглядности в процессе освоения профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, способствующий усилению наглядного представления неслышаших и слабослышащих об изучаемых процессах, оборудовании и технологиях. Нельзя не учитывать то обстоятельство, что наличие остатков слуха в значительной степени помогает неслышащим обучающимся овладевать словами, обозначающими звучащие предметы, звуковые явления, и правильно применять эти слова, а слуховое восприятие повышает его познавательную активность и ускоряет процесс адаптации в производственной среде.

Формирование профессиональных компетенций будущих операторов станков с ПУ осуществляется в тренажёрной лаборатории, состоящей из рабочих мест, укомплектованных тренажёрами программирования станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Специализированное программное обеспечение позволило, соединить в локальную сеть тренажёры, при этом преподаватель определяет теоретические и практические задания индивидуально для каждого студента, наблюдает за действиями обучающихся и корректирует алгоритм выполнения лабораторно-практических работ, оценивает результаты освоения профессиональных модулей и междисциплинарных курсов.

Данный тренажёр предназначен для получения навыков программирования токарных и фрезерных операций на станках с ЧПУ. Классический язык программирования, основанный на G-, M- кодах, применяется практически во всех современных системах ЧПУ. Реализованы такие функции как: линейная и круговая интерполяции, резьбонарезание, многопроходные черновые циклы, автоматическая смена инструмента, и многие другие. Обучающийся получает возможность самостоятельно выбирать необходимые параметры для обработки (размер заготовки, инструмент, режимы резания, последовательность обработки и т.п.). Продукт обеспечивает: целостное восприятие процесса обработки детали с использованием управляющих программ; возможность приобретения навыков, позволяющих подготовить пользователя к обучению работе на большинстве существующих систем ЧПУ; формирование опыта в разработке управляющих программ. Программная часть тренажёрной лаборатории реализована на платформе Windows.

Для подготовки профессиональных кадров и развития технического творчества обучающихся как при индивидуальной, так и при фронтальной форме обучения используется настольный учебный токарный станок с компьютерной системой ЧПУ (класса PCNC) и компьютерными 3D имитаторами токарного станка. Применение данного станка в учебном процессе, благоприятствует эффективному формированию профессиональных знаний, умений и навыков в осуществлении обработки деталей на станках с ПУ, подналадки отдельных узлов и механизмов в процессе работы, технического обслуживания станков с ЧПУ и манипуляторов (роботов).

Обучающиеся на станке могут выполнять токарные операции как в ручном, так и в автоматическом режимах в соответствии с управляющей программой на заготовках из дерева, пластмасс и металлов. Управление станком осуществляется от персонального компьютера в системе Windows. Компьютерные имитаторы станка и устройства числового программного управления позволяют имитировать обработку на станке (выполнять наладку и программирование, изготовлять виртуальную деталь по созданной управляющей программе), а затем запускать станок на изготовление реальной детали.

В процессе использования интерактивной аудитории и тренажёрной лаборатории, обучающиеся с ОВЗ, достигают хороших результатов в освоении профессии. Это даёт возможность студентам данной категории становиться стипендиатами Губернатора Свердловской области «За успехи в освоении рабочей профессии», а после выпуска из техникума составлять высокую конкуренцию выпускникам других профессиональных образовательных организаций Свердловской области.

Таким образом, проектирование учебного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий позволит обеспечить качественную профессиональную подготовку обучающихся с ОВЗ (неслышащих и слабослышащих) и ускорит процесс их социально-трудовой адаптации.

Н.А. Бабкин Директор

О.В. Кислинская Заместитель директора по учебно-методической работе

УДК 377.01 ББК 444.8/9

Чешко Светлана Леонидовна

соискатель г. Екатеринбург Cheshko Svetlana Leonidovna

Applicant for a Degree Yekaterinburg

Профессиональная подготовка лиц с ограниченными возможностями

здоровья

Professional Training of the Disabled People

В статье рассматривается актуальность профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, как одного из условий успешной их социализации, опыт реализации образовательных программ профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллектуального развития в образовательном учреждении начального профессионального образования в условиях интеграции, комплексного сопровождения и взаимодействия со специальными (коррекционными) школами, предприятиями.

This article discusses the urgency of professional education of disabled people as one of the conditions for the success of their socialization, the experience of mentally disabled people S professional training in educational institutions of primary professional education in the context of integration, complex support and cooperation with special schools and enterprises.

Ключевые слова: интеграция, профессиональная подготовка,

комплексное сопровождение, лица с ограниченными возможностями здоровья.

Key words: integration, professional training, complex support, disabled people.

Получение профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Однако успешность будет зависеть и от фактора дальнейшего жизнеустройства этой категории обучающихся. Возможность реализовать себя через профессию, эффективность самореализации будет зависеть от того, насколько сформированы готовность к труду и адекватному профессиональному самоопределению, навыки поведения в обществе и социально-профессиональной адаптации на всех этапах обучения и воспитания, начиная со школы и заканчивая производственной практикой в условиях предприятия.

Актуальность совершенствования условий профессионального образования определяется необходимостью поиска и внедрения эффективных

решений проблем жизнеустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья при наличии тенденции увеличения доли данной категории населения в мире и в России. По данным всемирной организации здравоохранения в мире насчитывается около 500 млн. инвалидов. В России эта категория граждан представляет значительную и при этом все более увеличивающуюся часть населения страны □ 13 млн. чел. (почти 10% населения).

В Свердловской области по состоянию на 01.01.2011 г. проживает 344581 инвалид, что составляет 7,9 % от общей численности населения области. 32 % от общего числа инвалидов составляют инвалиды в трудоспособном возрасте. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет □ 17340 человек. Теоретически нуждаются в трудоустройстве и предоставлении услуг по профессиональной реабилитации около 66900 инвалидов . Необходимо также учитывать ситуацию, что не все лица с ограниченными возможностями здоровья (среди обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида), имеют статус инвалида. В 2002 году по всем формам обучения в государственных высших учебных заведениях страны обучалось 14,2 тыс. инвалидов, к 2009 году их численность увеличилась на 75% и достигла 24,9 тыс. человек.

В средних специальных учебных заведениях в 2009 году обучалось 14,8 тыс. инвалидов, что на 45% больше, чем в 2002 году (10,1 тыс. человек). В учреждениях начального профессионального образования □ более 26 тысяч (это на 36% больше, чем в 2002 году) . В Свердловской области функционирует 61 государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, 12

учреждений начального профессионального образования обеспечивают профессиональную подготовку выпускников коррекционных школ.

Принятые целевые федеральные программы предусматривают меры по развитию образования лиц с ОВЗ и инвалидов: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, ФЦП «Доступная среда» на 2011-2015 годы, ФЦП «Дети России □ на 2011-2015 годы, в ряде регионах также реализуются подобные программы. В период с 2008 по 2010 годы прошли ряд

научно-практических конференций, на которых рассматривались проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве приоритетного направления развития системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация интегрированного обучения и воспитания.

Развитие интегрированных форм обучения инвалидов должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями), □ отмечает А. А. Левитская .

Интегрированные формы получения образования позволяют решать задачи полноценного участия данной категории лиц в жизни общества, эффективности самореализации, успешности самостоятельного

жизнеустройства. В ряде регионов Российской Федерации успешно реализуются интегрированные формы получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Однако остаются нерешенными ряд проблем, на которые также обращается внимание участниками конференций, на заседаниях коллегий Минобрнауки Российской Федерации.

Развитие интегрированных форм обучения инвалидов в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер, зачастую не сопровождается созданием необходимых условий. Большинство учреждений профессионального образования не готовы к приему и обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, как с точки зрения наличия материально-технических условий для обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения таких обучающихся, так и с точки зрения кадрового обеспечения этой деятельности. Отсутствуют также нормативно-закрепленные санитарно-эпидемиологи-ческие требования к организации деятельности учреждений профессионального образования в части создания

условий для получения образования инвалидами, требуют совершенствования существующие модели организации образовательного процесса для инвалидов, обеспечивающих получение качественного образования всеми лицами этой категории. В частности, требует дополнительного урегулирования вопрос о возможности увеличения сроков освоения такими гражданами программ профессиональной подготовки.

Необходимо создание эффективной системы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование, координацию деятельности в этом направлении учреждений образования, службы занятости, объединений работодателей.

Решение указанных проблем лежит не только в области организации процесса профессионального образования в условиях интеграции, но и в глубоком исследовании, научном обосновании содержания, процесса и результата профессиональной подготовки лиц с нарушениями интеллекта в образовательных учреждениях совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н.М. Назаровой термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе с остальными. В системе образования, на всех её ступенях, интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии □ обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида. Н.М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки. Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают

возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками .

Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной, которая понимает под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования . В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается как интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л.С. Волковой, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Л.П. Уфимцева, Н.Д. Шматко и др. . Наряду с этим термином используются понятия: интегрированное обучение и воспитание, интегрированное

образование. Однако недостаточно изучены аспекты интегрированного обучения в учреждениях профессионального образования системы НПО. «Отсутствует системный подход в последовательности и преемственности в образовательных программах общего и профессионального образования, слабо используются возможности дистанционного обучения, не развивается инфраструктура трудоустройства» □ отмечено участниками межрегиональной научно-практической конференции в г. Красноярске .

Интегрированный подход, предполагающий включение учащихся с нарушениями интеллекта в образовательные структуры, в разнообразные виды деятельности, совместной со здоровыми сверстниками, способствует успешному решению дидактических и воспитательных задач на уровне как общего, так и профессионального образования (Ю.Н. Баусов, В. А. Малышева, И.А. Паншина, М.И. Никитина, Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, А.Г. Станевский и др.) . Однако проведенные исследования в основном посвящены отдельным аспектам реализации интегрированного подхода в социальной реабилитации и профессиональной подготовке детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с интеллектуальной недостаточностью.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко рассматривают интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение как овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Анализируя имеющиеся исследования, они считают, что интегрированное обучение может быть эффективным лишь для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. По их мнению, оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к этим детям речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внеучебных мероприятий. В своей работе «Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции» они выделяют четыре модели интеграции: полную, комбинированную,

частичную и временную, уточняя при этом различные уровни эффективности.

Полная и комбинированная модели интеграции, по мнению авторов, могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Интеграция детей с отклонениями в развитии способствует социализации, а для нормально развивающихся детей создает среду, в которой они осознают мир как единое сообщество людей, включающее людей с проблемами . Выделяя отечественные модели интеграции, Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко раскрывают их на примере дошкольного и школьного образования , не касаясь этапов допрофессиональной и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Тем более актуальным становится вопрос интегрированного подхода в профессиональном образовании, так как отсутствует сеть специальных учреждений для получения профессии лицами с отклонениями в интеллектуальном развитии. Интеграционные процессы происходят стихийно, при формальном включении

групп лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональные образовательные учреждения, что связано с социальным запросом общества на дальнейшее их образование.

«Социально-профессиональный лицей «Строитель □ г. Екатеринбурга с 2000 года осуществляет профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Доля учащихся-выпускников специальных

(коррекционных) школ VIII вида выросла за десять лет с 13 до 43 % от общего числа обучающихся по профессиям НПО на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Лица с отклонениями в интеллектуальном развитии обучаются в учреждении для нормально развивающихся сверстников в единой внеучебной образовательной среде, активно участвуя в общественной жизни лицея. Традиционно обучающимся предлагались профессии «Маляр строительный» «Штукатур» «Столяр строительный» «Плотник □

Систематический анализ качественного состава выпускников С(К)ОУ, анкетирование родителей, беседы с обучающимися выявили потребность в получении профессии детьми-инвалидами, которые ранее не продолжали обучение после школы по состоянию здоровья.

Педагогическим коллективом был проведен анализ перечня профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью, которыми смогут овладеть инвалиды. Также были осуществлены маркетинговые исследования рынка труда, которые показали востребованность профессий «Овощевод □ «Цветовод □ В 2008 году подготовлены лицензионные условия для реализации новой программы и осуществлен набор по указанным профессиям □

Качественный состав выпускников С(К)ОУ, поступивших для получения профессии изменился □ от 1 % детей-инвалидов в 2005 году до 36 % детей-инвалидов, инвалидов І-ІІІ групп в 2010 году от числа обучающихся □ выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида, в группах по ОП «Овощевод, цветовод» инвалиды составляют 74 %. Расширяется спектр предлагаемых профессий, совершенствуются условия реализации образовательных программ профессиональной подготовки выпускников

специальных (коррекционных) школ VIII вида: в 2009 году осуществлен набор по профессиям «Облицовщик-плиточник □ «Облицовщик синтетическими

материалами □

Е.М. Старобина отмечает благоприятный трудовой прогноз у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики. «Их отличает эмоциональная устойчивость, уравновешенность и отсутствие сопутствующих заболеваний. Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам» .

Получение профессии обучающимися данной категории невозможно без технологически продуманного комплексного сопровождения в процессе обучения. В 2007 году был разработан и внедрен проект «Центр психологопедагогического, социального, правового и медицинского сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации □ Центр является структурным подразделением лицея, включает штат сотрудников для реализации цели своей деятельности: педагоги-психологи, социальные

педагоги, медицинские работники, методисты. В центре созданы психологическая, методическая, социально-правовая службы, осуществляющие комплексное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и лиц с нарушениями интеллектуального развития. Создание данного Центра является результатом деятельности педагогического коллектива лицея по развитию образовательного процесса.

В настоящее время можно говорить о сложившейся системе организационно-педагогических условий, позволяющих удовлетворять потребности детей с нарушениями интеллектуального развития и их родителей. Цель проекта: обеспечить такую организацию и такое содержание процесса, при котором каждый обучающийся в соответствии с его уровнем образования, уровнем интеллектуального и физического развития, состоянием соматического и психического здоровья, социальным положением и уровнем интеграции в социуме имеет доступ к качественным индивидуально

ориентированным образовательным услугам, качественной психологопедагогической, социально-правовой, медицинской помощи. Ожидаемый результат: через систему комплексного сопровождения каждый обучающийся от поступления в лицей до успешной интеграции в социуме имеет доступ и получает необходимую помощь по всем аспектам своей жизнедеятельности, ориентируется и адекватно оценивает свое здоровье, свои возможности, выстраивает реальные планы на дальнейшую жизнь.

Практическая ценность реализации проекта:

Профессиональная своевременная помощь всем субъектам образовательного процесса;

Адаптированность образовательных программ к индивидуальным особенностям обучающихся;

Освоение педагогами новых компетенций в технологиях деятельности;

Внедрение в образовательный процесс новых технологий комплексного сопровождения обучающихся (здоровьесбережения, реабилитации и коррекции);

Развитие научно-исследовательской, экспериментальной деятельности с последующей презентацией значимых результатов во внешнее педагогическое сообщество.

Создание условий для успешной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями в общество является важнейшей задачей образовательных учреждений и начинается на этапе обучения в специальных (коррекционных) школах.

Еще обучаясь в 8, 9 классах школы, учащиеся и их родители знакомятся с лицеем, профессиями, которые могут получить. Профессиональная ориентация проходит в различных формах. Сначала это заочное знакомство с лицеем через презентации и беседы в школе с приглашением педагога-организатора, мастеров производственного обучения на классные часы, родительские собрания. Затем □ экскурсии в лицей на день открытых дверей, день профессии, учебно-практическую конференцию, день лицеиста. В профессиональной ориентации используются также активные формы участия обучающихся

С(К)ОУ в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, проводимых в лицее. В эти дни ребята встречаются с выпускниками своей школы, знакомятся с их профессиональными и личностными достижениями. Предварительное знакомство с учреждением, в котором обучающийся будет получать профессию, снижает уровень тревожности, с одной стороны, и позволяет сделать выбор будущей профессии.

Профессиональная подготовка в лицее начинается в специально созданных кабинетах теоретической подготовки и практического обучения в учебно-производственных мастерских на первом курсе и включает производственную практику на предприятии на втором курсе. Теоретическое обучение составляет 1138 учебных часов, практическая подготовка 1554 часа. Группы комплектуются из 12-15 обучающихся, на практическое обучение делятся на подгруппы. Образовательный процесс осуществляется с использованием педагогических технологий, учитывая индивидуальные особенности обучающихся на основе рекомендаций педагогов-психологов и медицинских работников. Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рассчитана на два года в соответствие с учебным планом и требованиями государственных образовательных стандартов. По окончании лицея выпускники получают свидетельство об уровне квалификации 2-3 разряда по результатам государственной итоговой аттестации.

Для получения квалификации соответствующего уровня требуется развитие системы формирования профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающих способность к конструктивной

профессиональной деятельности и социальной адаптации.

Основными методами, используемыми в процессе профессиональной подготовки лиц с умственной отсталостью, являются наглядно-практические, включающие многократное повторение и практическое закрепление одного и того же материала под разным углом зрения различными методами и приемами.

Образовательная программа профессиональной подготовки является модульной по своей структуре, что позволяет, на наш взгляд, учитывать специфику подготовки обучающихся □ выпускников С(К)ОУ. Ограничение учебной нагрузки данной категории обучающихся не позволяет расширять временные рамки для освоения содержания учебной дисциплины, а модуль, введенный наряду с основным содержанием, позволит, и сэкономить время и обновить содержание, и четко определит место данного материала применительно к той или иной специализации. Для более качественного освоения предметов профессионального цикла разработан и реализуется учебный общеобразовательный курс «Математика в профессии» с профильной направленностью в соответствие с основной профессиональной программой.

С целью развития коммуникативных навыков, самостоятельности в профессиональной деятельности, освоения технологий самоконтроля и саморазвития обучающимися в учебный план включены такие учебные дисциплины как «Эффективное поведение на рынке труда (речевой практикум)», факультативные занятия «Тренинг личностного роста» для первокурсников и «Основы конфликтологии □ Общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения программ данных дисциплин, содействуют более успешной социальной адаптации и интеграции выпускников в общество.

Организация производственной практики в условиях производства тоже имеет свои особенности. Налаженное сотрудничество со всеми структурами предприятий □ социальных партнеров □ позволяет осуществлять полноценное выполнение образовательной программы с учетом образовательных и профессиональных возможностей обучающихся □ выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. На этапе подбора предприятий из имеющегося банка данных, заключения договора о сотрудничестве определяются подходы и согласовываются позиции взаимодействия на различных уровнях управления и реализации программы производственной практики.

«Наиболее оптимальной для обучающихся является групповая форма организации труда на производстве (звено, бригада) с участием здоровых

работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду» , что обязательно учитывается при организации практики. Подобрать подобные места прохождения практики помогают специалисты отдела кадров при выборе объекта и на местах □ бригадир при подборе первичного трудового коллектива.

Таким образом, педагогическое и психологическое сопровождение, реализуемое в стенах лицея, продолжается и на производстве. Меняются лить формы, так как растиряется круг субъектов взаимодействия обучающихся (специалисты отдела кадров, бригадир, наставник, кадровые рабочие). Мастер производственного обучения совместно с обучающимся вырабатывает мартрут вхождения обучающегося в профессиональный социум, алгоритм знакомства с предприятием, взаимодействие со специалистами отдела кадров, наставником (бригадиром) на объекте. В дальнейтем сопровождение мастера производственного обучения происходит не только непосредственно, но и опосредованно, через наставника на предприятии с тем, чтобы не ограничивать, а развивать самостоятельность обучающихся.

В период производственной практики наряду с мастера производственного обучения, самооценкой обучающегося, производится внетняя оценка со стороны представителей работодателя.

На первом (адаптационном) этапе происходит оценка степени готовности к трудовой деятельности в условиях производства, оценка уровня освоения общих компетенций.

На втором этапе осуществляется оценка уровня освоения профессиональных компетенций.

На третьем этапе □ оценка уровня включенности обучающихся в трудовой процесс в рамках выполнения программы производственной практики.

Постоянный контакт педагогических работников с наставниками на местах позволяет вовремя увидеть проблему и совместно найти пути ее ретения.

В ходе реализации образовательных профессиональных программ в лицее сложилась традиция коллективного подведения итогов производственной практики обучающихся. Понимание важности формирования таких общих компетенций как владение коммуникативными навыками, умение решать проблемы, осуществление саморазвития, проявление самостоятельности обучающимися в профессиональной деятельности и освоение ими технологий самообучения, самоконтроля позволило выйти на более высокий уровень качества оценивания результатов производственной практики.

Формирующийся педагогический опыт в части сопровождения обучающихся в образовательном процессе в условиях производства, определил в 2007 году модель публичной презентации профессиональных достижений обучающихся.

Наряду с внешней оценкой, которая формируется в ходе посещения обучающихся в период производственной практики на объекте, встреч-бесед мастера производственного обучения с наставником на производстве, созданы условия для формирования самооценки уровня сформированности компетенций обучающихся. В данной ситуации обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса через самоконтроль и самооценку, которые запрашиваются и в период практики, и на государственной итоговой аттестации в процедуре самопрезентации собственных достижений.

Использование разнообразных форм сопровождения обучающихся на всех этапах освоения образовательной программы способствует взаимодействию педагогического коллектива лицея и работодателя для решения проблемы повышения качества профессиональной подготовки выпускников с учетом требований современного производства и дальнейшего их трудоустройства.

В течение десяти лет получили профессию в лицее 689 человек, средний показатель трудоустройства по профессии составляет 56 %, 10 % выпускников работают не по профессии. «Отсев» обучающихся по различным причинам, включая состояние здоровья и неуспеваемость, в период с 2000 по 2006 годы

составил 19 %, в период с 2007 по 2010 годы этот показатель снизился до 7 %, что является положительной тенденцией не только сохранности контингента, но и успешной социализации обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

Однако, несмотря на имеющийся положительный опыт, сохраняются проблемы трудоустройства и адаптации в трудовом коллективе, которые требуют совершенствования профессиональной подготовки с учетом запросов современного производства, включения в процесс различных служб, способствующих трудоустройству и закреплению на рабочих местах лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализ деятельности

педагогического коллектива показывает необходимость:

Разработки и реализации программно-методического обеспечения процессов профессиональной подготовки обучающихся на основе федеральных государственных стандартов нового поколения;

Разработки и реализации программно-методического обеспечения процессов предпрофильной подготовки в условиях специальных (коррекционных) школ;

Разработки и реализации программы дальнейшего трудоустройства выпускников совместно с предприятиями, службами занятости, социальными службами;

Развития интеграционных процессов на основе научно-обоснованных подходов.

Цель максимально полного удовлетворения потребностей в качественном профессиональном образовании и дальнейшей трудовой деятельности как основы для успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута на современной методологической основе на новом уровне взаимодействия специалистов на всех этапах становления профессионала от школы и до предприятия.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст] // Материалы

международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), 29-31.01.2001 года. □ М.: Права человека, 2001. □ 152 с.

2. Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО № 11/ 2007 [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://www.ikprao.ru/almanah/ 11/st4.7.htm/

3. Концепция реабилитации инвалидов в Свердловской области на период 2011-2015 годов (проект) [Электронный ресурс] // Официальный сервер Правительства Свердловской области: [сайт]. Режим доступа: http://www.old.midural.ru/

4. Малофеев, Н.П. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.П.Малофеев, П.Д.Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы междунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями), 29-31 янв. 2001 г. □ М.: Права человека, 2001. □ С.47-56, 187.

5. Материалы коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации 19 мая 2010 года «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами □ [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/

6. Материалы коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации,

9 декабря 2009 г. «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» [Электронный ресурс]

//Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/

7. Назарова, Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Электронный ресурс] // Сайт Московского городского педагогического университета: [сайт]. Режим доступа: http://www.mgpu.ru/

8. Никитина, М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития [Текст] / М.И.Никитина // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. □ СПб., 1997. □ Ч. 2. □ С. 152.

9. Старобина, Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: метод.пособие [Текст] / Е.М. Старобина. □ М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. □ 120 с. □ (Коррекционная школа).

10. Формирование эффективной модели инклюзивного профессионального образования // Материалы первой межрегион. науч.-практ. конф., Красноярск, 2008 [Электронный ресурс]. □ Режим доступа: http://www.liceum11.krsk.ru/

1. Almanac of the Institute of Special Pedagogy RAE № 11 / 2007 . □ Access Mode: http://www.ikprao.ru/almanah/11/st4.7.htm/

2. Concept of Rehabilitation in Sverdlovsk Region for the period 2011-2015 // Official site of the Government of Sverdlovsk Region. - Access Mode: http: //www. ol d. mi dur al. ru/

3. Malofeev, N.P. Domestic Model of Integrated Education for Children with Development Disorders and the Risk of Mechanical Transfer of Western Integration Models / N.P. Malofeev, P.D. Shmatko // Topical Problems of Integrated Education: International Scientific-and-Practical Conference on Disabled Peoples Integrated Education (With Special Educational Needs), 29-31.01.2001. □ Moscow: Human Rights, 2001. □ P. 47-56, 187.

4. Materials of Collegium of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, May 19, 2010 «On Measures To Create Conditions for Professional Education of Disabled People» // Official Website of the Ministry of Education and Science. - Access Mode: http://mon.gov.ru/

5. Materials of Collegium of the Ministry of Education and Science, December 9, 2009 «On Measures To Create Conditions for Education of Disabled People» // Official Website of the Ministry of Education and Science. - Access Mode: http://mon.gov.ru/

6. Nazarova, N.M. Integrated (Inclusive) Education: Genesis and Implementation Issues // Site of the Moscow City Pedagogical University. - Access Mode: http://www.mgpu.ru/

7. Nikitina, M.I. The Problem of Disabled Childrens Integration / M.I. Nikitina // Innovative Processes in Education. Integration of Russian and West European Experience: Coll. Articles. □ SPb., 1997. □ Part 2. □ P. 152.

8. Professional training: Establishing an Effective Model of Inclusive Professional Education // Materials of the First Interregional Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, 2008 . □ Access Mode: http://www.liceum11.krsk.ru/

9. Starobina, E.M. Training People With Mental Retardation: Teacher Edition / E.M. Starobina. □ Moscow: Publishing House of SC ENAS, 2003. D120 p. □ (Special School).

Е. М. Старобина

Специфика профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются особенности профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, которые заключается в междисциплинарном подходе, реабилитационно-образовательной сущности, учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности ограничений способности к обучению и последующему труду.

The article describes the specific of vocational education for people with disabilities, which is an interdisciplinary approach, rehabilitation and educational essence, taking into account characteristics of people with disabilities, particularly educational and employment opportunities.

Ключевые слова: профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационно-образовательная среда, реабилитационно-образовательные технологии, сопровождающие службы.

Key words: vocational education of persons with disabilities, rehabilitation and educational environment, rehabilitation and educational technology, accompanying services.

Принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 г. Конвенцией о правах инвалидов предлагается признать ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние. Содействие полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод позволит им добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономическом развитии общества. Необходимо признавать право инвалидов на образование и труд наравне с другими; инвалиды должны иметь доступ к профессиональной ориентации, общему и профессиональному образованию, образованию для взрослых в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.

Конвенцией определяется, что государства должны признавать право инвалидов на образование. В целях реализации этого права на основе равенства возможностей должно быть обеспечено инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:

К полному развитию человеческого потенциала, основных свобод и человеческого многообразия;

К развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;

© Старобина Е.М., 2014

К наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни общества.

Нормами статьи 19 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нашим государством обеспечивается инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с положениями ч.ч. 5, 6 ст. 19 этого же закона для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Однако на практике эти декларации реализуются с большим трудом.

В настоящее время в исследованиях связанных с изувением профессионального образования различных категорий людей с ограниченными возможностями здоровья , поставлены проблемы формирования системы непрерывного многоуровневого вариативного по форме профессионального образования данной категории обучающихся, интеграции существующей системы специализированных и массовых учреждений в единое образовательное пространство и совершенствования специализированных учреждений профессионального образования на основе внедрения эффективных реабилитационно-образовательных технологий и единых образовательных стандартов.

Теория профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) в настоящее время только формируется на стыке нескольких наук: педагогики, реабилитологии, психологии, социологии, медицины и др. Специфичность теории профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья заключается в ее междисциплинарности, реабилитационно-образовательной сущности. Она основана на учете особенностей людей с ограниченными возможностями, в частности, различных ограничений способности к обучению и последующему труду. При этом необходимо отметить высокую социальную значимость данной проблемы.

Проблема теоретического обоснования системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья возникла сравнительно недавно в связи необходимостью обеспечения доступа данной категории обучающихся к качественному профессиональному образованию. При этом можно констатировать отсутствие специальных образовательных условий, специальных образовательных технологий, комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся со специальными потребностями, подготовленных педагогических кадров, обеспечивающих сохранение их здоровья и

функциональную адаптацию в условиях существующей системы профессионального образования.

В качестве базовых принципов системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья выдвигаются принципы доступности всех ступеней и уровней профессионального образования, оптимальности содержания и объема специальных образовательных и реабилитационных услуг, сочетания строгой вертикальной иерархии и широких (развитых) горизонтальных (региональных и межрегиональных) связей образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Теория профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, являясь интегративной по сути, в реабилитационном аспекте характеризуется специфическими понятиями: «инвалид», «человек с ограниченными возможностями здоровья», «ограничение жизнедеятельности», «ограничение способности к труду», «ограничение способности к обучению», «социальная защита», «реабилитация инвалидов», «профессиональная реабилитация».

С точки зрения реабилитации, профессиональное образование -один из ее аспектов, элемент профессиональной реабилитации. Профессиональная подготовка как центральное звено профессиональной реабилитации обусловливается взаимосвязью с профориентацией, выбором профессии, допрофессиональной подготовкой, с одной стороны, и с трудоустройством и производственной адаптацией как критериями ее эффективности, с другой.

Важнейшими категориями профессиональной реабилитации инвалидов являются: трудовой потенциал, трудовой прогноз, рациональное трудоустройство. Трудовой потенциал определяет возможность обучения инвалида по доступной ему специальности и последующей работы в ней с учетом как индивидуальных, так и внешних факторов и условий. В процессе профессионального образования обучающийся подготавливается к работе в рекомендуемых ему условиях и формах организации труда. Выделяются обычные и специально созданные производственные условия. В специальных условиях труда и обучения в специализированных учебных заведениях нуждаются в основном инвалиды, ЛОВЗ, имеющие ограничения способности к обучению.

Профессиональное образование призвано решать задачи не только освоения профессии, но и социальной адаптации, интеграции в учебный и трудовой коллективы, общество.

Состав реабилитационной составляющей процесса профессионального образования инвалидов обосновывается комплексным подходом в реабилитации, концепцией психолого-педагогического медико-социального сопровождения человека в ходе образовательного процесса (Е.И. Казакова), в которой определен комплексный метод сопровождения, включающий единство диагностики, информационного поиска,

планирования, консультирования и помощи в реализации плана сопровождения, в общем виде определены функции и направления деятельности службы сопровождения.

Основные элементы реабилитационной составляющей процесса профессионального образования инвалидов включают: доступную реа-билитационно-образовательную среду обучения, специальные реабили-тационно-образовательные технологии, сопровождающие службы.

Реабилитационно-образовательная среда представляет собой приспособленную к специальным потребностям инвалида в образовательном учреждении среду, которая обеспечивает условия для освоения профессиональных программ, адаптации личности в учебном заведении и в социуме, решения сопутствующих обучению проблем. Эта среда должна компенсировать полностью или частично ограничения жизнедеятельности инвалида и предоставить условия для оптимального реабилитационно-образовательного процесса.

Реабилитационно-образовательная среда должна быть приспособлена не только к образовательным потребностям инвалида, но и к его социально-бытовым, социально-средовым, социокультурным потребностям (перемещение по зданию, общение, информирование, прием пищи, выполнение основных гигиенических процедур и т.п.). Среда должна создавать условия для реабилитации в процессе образования и последующей наиболее полной интеграции в общество и трудовой коллектив. Также необходимо учитывать, что не все инвалиды могут быть конкурентоспособными на рынке труда и для их трудоустройства требуются специально созданные условия труда.

Можно выделить следующие составляющие реабилитационно-образовательной среды:

Специальные реабилитационно-образовательные технологии;

Беспрепятственная среда обучения, общения и жизнедеятельности инвалидов за счет архитектурно-планировочных решений и технического обеспечения (индивидуальных и групповых технических средств обучения и реабилитации);

Информационное обеспечение реабилитационно-образовательного процесса для инвалидов в доступной для них форме, их родственников, педагогов и других специалистов;

Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса;

Благоприятная, доброжелательная, психологически комфортная атмосфера в реабилитационно-образовательном учреждении.

Необходимо уточнить, что в учебном заведении при профессиональном обучении инвалидов реабилитационно-образовательная среда обеспечивает не только беспрепятственное общение и жизнедеятельность инвалидов для преодоления трудностей социальной адаптации, а

главное - оптимальные условия обучения в соответствии с особыми ре-абилитационно-образовательными потребностями инвалидов.

В социально-психологическом плане формирование реабилитаци-онно-образовательной среды, например, учреждения начального профессионального образования, в решающей мере обусловливается действием субъективных факторов социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья в среде обучающихся, таковыми не являющихся.

Среда является важнейшим средством реабилитации, являясь в то же время лечебным, терапевтическим средством для инвалидов. В понятие «среда» входит также и ближнее окружение, круг общения инвалида: это и семья, и те, кто окружает его в специализированном учреждении, и те, кто находится рядом с ним на работе, учебе, в часы досуга. Характер общения и отношения (взаимоотношения) инвалида с окружающими людьми зависит не только от особенностей его личностных свойств, но и от восприятия его окружающими. Нельзя их трактовать как субъективное отражение человеческих отношений или брать за основу только материальные или организационные аспекты, необходимо рассматривать их как психо-социальный фактор с направляемым характером взаимоотношений. При этом, важное значение имеет и «вещевое окружение» (интерьер, комфорт, неформальная обстановка в учреждении и т.п.).

Реабилитационно-образовательные технологии представляют собой совокупность организационных форм, методов и средств, обеспечивающих профессиональное образование. Это педагогический процесс и аспект профессиональной реабилитации на оптимальном уровне, с учетом специфики контингента обучающихся и конкретных условий учебного заведения с выходом на конкретные как образовательные, так и реабилитационные результаты в соответствии с действующими образовательными и реабилитационными стандартами.

Реабилитационно-образовательные технологии должны обеспечивать:

Органическую связь и единство образовательного и реабилитационного процессов;

Оптимальность усвоения учебного материала, как теоретического, так и практического;

Физический доступ к учебному и производственному оборудованию,

Информационную доступность;

Доступность межличностного общения;

Психологическую комфортность реабилитационно-образовательного процесса;

Доступ к интенсивным, высоким технологиям обучения, коммуникации и реабилитации, когда доступ к ним затруднен в силу конкретных

ограничений жизнедеятельности;

Возможно более полную коррекцию и компенсацию (и/ или замещение) нарушений функций организма (например, процессоры «искусственного уха», программируемые и цифровые слуховые аппараты и др.).

Технологическая база должна включать специальную материально-техническую и учебно-методическую базы, обеспечивающие доступность и оптимальную эффективность реабилитационно-образовательного процесса для каждого инвалида, создание специальной реабилитационной среды и образовательного пространства, приспособленных к потребностям инвалидов.

Организация сопровождающих служб обосновывается теорией комплексного сопровождения развития, которая переносится и на профессиональное образование инвалидов, что обусловлено рядом причин:

Признание принципов гуманистической педагогики, провозглашающей личность человека самой большой ценностью, обязывающей создавать условия максимального развития этой личности;

Признанием новых подходов к целям, содержанию и результативности образования;

Наличием четко просматривающейся тенденции ежегодного увеличения количества инвалидов, желающих получить профессиональное образование, в том числе в учебных заведениях общего типа;

Значительным ростом трудностей организационного, правового, технического, методического, психологического, этического характера, возникающих на пути инвалида в период профессионального образования и после его завершения.

В качестве основных целей сопровождения инвалидов в процессе профессионального образования определено следующее: организация психологической, методической, технической и просветительской поддержки данной категории студентов. В качестве форм организации сопровождения предлагаются как специализированные отделения (при учреждениях общего типа или специализированных для сопровождения обучающихся данного учебного заведения), так и сопровождающие службы.

Сопровождающие службы, обеспечивающие комплексный подход к реабилитации инвалида в процессе обучения, его психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, включают методическую, психологическую, социальную, медицинскую, техническую службы.

Методическая служба обеспечивает адаптацию учебных программ и методик обучения, внедрение современных образовательных, в том числе специализированных, и реабилитационных технологий, методическую поддержку, взаимодействие сопровождающих служб, снабжение адаптированными учебными материалами и пособиями.

Психологическая служба решает следующие задачи: разработка индивидуальных программ психологического сопровождения учащихся в учебном заведении; участие в профессиональном отборе и профессиональном подборе; психологическая диагностика; психологический патронаж, психологическая помощь в форме психотерапии, психокоррекции, консультаций и тренингов в групповой и индивидуальной форме; обучение учащихся самопознанию, методам социального и делового общения, психологической саморегуляции и самореализации; психологическая помощь преподавательскому составу; психологическая помощь семье.

Социальная служба решает следующие задачи: координация и контроль работы всех сопровождающих служб, ведение индивидуальных реабилитационных дневников; разработка индивидуальных программ социального сопровождения учащихся в учебном заведении; участие в профессиональном отборе, профессиональном подборе и зачислении, проводя социальную диагностику и организуя работу по регистрации абитуриентов и комплектованию групп; социальная диагностика; осуществление социального патронажа; выявление группы «риска» с социальной точки зрения, проведение мероприятий по социальной реабилитации; посредническая функция между обучающимися и учреждением, а также учреждениями государственной службы реабилитации в реализации личных и профессиональных планов; консультирование инвалидов по вопросам социальной защиты, льгот и гарантий, содействие реализации их прав; социальное обучение (социально-бытовым и соци-ально-средовым навыкам), организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы; содействие рациональному трудоустройству выпускников в соответствии с приобретенной специальностью и квалификацией, сотрудничая со службой занятости и работодателями; отслеживание результатов трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников, выявление встречающихся им трудностей и проблем в профессиональной реабилитации.

Медицинская служба участвует в профессиональном отборе и профессиональном подборе путем оценки состояния здоровья абитуриентов, уточняя показания и противопоказания по конкретной специальности; в разрабатывает индивидуальные программ медицинского сопровождения учащихся в учебном заведении; согласует и координирует свою деятельность с лечебными учреждениями; направляет обучающихся в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование; обучает учащихся и их родителей осуществлению мер медицинской реабилитации в домашних условиях, передает медицинские знания, умения и навыки, осуществляет медико-консультативную и профилактическую работу, санитарно-гигиеническое и медицинское просвещение; осуществляет контроль состояния здоро-

вья обучающихся, медицинский патронаж, установка допустимых учебно-производственных нагрузок и режима обучения; выделение из числа обучающихся групп «риска» и «повышенного риска» с медицинской точки зрения; принятие решения при необходимости экстренной медицинской помощи; контроль санитарного состояния учреждения, контроль качества и рекомендации по организации питания, в том числе диетического; осуществляет лечебно-оздоровительные мероприятия.

Техническая служба обеспечивает вспомогательными техническими средствами обучения (например, специализированные рабочие столы, опоры для сидения и изменения положения тела и т. д.), доступность помещений (мостики, пандусы, спуски, звукоречевая среда, зрительная среда, и т. д.), безопасность труда и приспособление учебных и рабочих мест на производственном обучении, оборудование учебной, рекреационной и жилой среды для различных категорий инвалидов; индивидуальное консультирование по оборудованию рабочих мест и жилища обучающихся.

Такое обеспечение реабилитационной составляющей процессе профессионального образования инвалидов обеспечит высокую эффективность освоения профессии системного, мультидисциплинарного сопровождения, его непрерывный характер, опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия, а также приоритет интересов сопровождаемого, независимость и автономность специалистов службы сопровождения (всегда на стороне ребенка).

Многолетняя практика деятельности специализированных учреждений профессионального образования системы социальной защиты показала, что такая организация реабилитационной составляющей процесса обучения, основанная на принципах непрерывного системного, мультидисциплинарного сопровождения процесса обучения с опорой на позитивный внутренний потенциал развития индивида, обеспечивает высокую эффективность освоения профессии ЛОВЗ.

В настоящее время все больше учебных заведений профессионального образования общего типа создают на своей базе специализированные отделения, группы для профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, постепенно начинает реализовываться интегрированный подход к обучению. Однако, эта деятельность не обеспечена ни нормативно, ни методически, ни технически, ни кадрами, что не способствует обеспечению сохранения здоровья данной категории обучающихся, их функциональной адаптации в условиях существующей системы профессионального образования.

Проблема эффективного интегрированного профессионального образования инвалидов в соответствии с мировыми стандартами должна решаться в русле обозначенных выше направлений как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Список литературы

1. Кантор В.З., Мурашко В.В. Вуз в системе непрерывного образования инвалидов: социально-психологические аспекты реабилитационно-образовательного пространства. // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования. - СПб: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2002. - С. 183-191.

2. Никулина Г.В. Современные подходы к профессиональной подготовке инвалидов по зрению // Социальное партнерство в образовании взрослых, профессиональной подготовке и переподготовке населения: материалы Рос. науч.-практ. конф. - СПб.: РНПК, 2002. - С. 72-73.

3. Птушкин Г.С. Организация профессионального обучения в специальном государственном образовательном учреждении // Докл. всерос. науч.-практ. конф., 11-13 окт. 2000 г. - М.: ВНПК, 2000. - С. 3-10.

4. Станевский А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой // Интегрированное профессиональное образование инвалидов по слуху в МГТУ им. Н.Э.Баумана. - М.: МГТУ, 2000. - С. 19-27.

5. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. - М.: Интеллект-Центр, 2003. - 192 с.

6. Храпылина Л.П. К вопросу о специальных образовательных технологиях для инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - М.: МСЭ, 1998. -С. 30-31.