Сценарий освобождения узников фашистских концлагерей для взрослых. Сценарий классного часа "узникам фашистских концлагерей посвящается"

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет успешному изучению темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «День памяти узников фашистских концлагерей»

Цели:

- воспитание у обучающихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;

Развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иных культур;

Совершенствование устной речи.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

Повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

Познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе страны и родного края;

Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;

Пробудить чувство гордости за своих земляков;

Воспитывать уважение к истории и литературе страны и родного края;

Формировать умение анализировать информацию бывшей узницы концлагеря, одной из последних свидетелей войны Суздаль Марии Васильевны;

Выработать у обучающихся негативное отношение к идеологии фашизма.

Форма: литературно – музыкальная композиция

Оформление доски : плакаты «Павшим – честь, живым – предостережение»;

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

Оборудование:

Сборники песен о войне

Иллюстрации и репродукции картин

Компьютер

Проектор

Экран для показа слайдов

Учащиеся должны:

Знать:

Основные исторические факты;

Тексты художественных произведений;

Краеведческий материал по теме;

Тексты песен.

Уметь:

На основе исторических фактов подготовить сообщение по теме;

На основе текста художественного произведении подготовить сообщение по теме;

Анализировать, сопоставлять факты и события Великой Отечественной войны из истории села, района, республики, страны.

Слово учителя:

(Слайд 1) Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Видеоресурс, аудиоресурс. Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».

Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных"народов(Слайд2).
Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно(Слайд 3).

Бараки - незамысловатые 3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым (Слайд 4).

Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 5).

Это - модель газовой камеры, или "душевой"(Слайд 6).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 7).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

"Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Э" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 8)

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 9).

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.

Во время оккупации Латвии в фашистском
концлаге Саласпилс у советских детей насильственно брали
кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать,
чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный
конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…
Учащийся читает стихотворение:
Из объяснений экскурсовода

…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд10)
Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены.
Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.

Сценарий внеклассного мероприятия "Чтобы помнили", посвященный узникам концлагерей

Цели :

    рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;

    воспитывать чувства сострадания к погибшим;

    показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

Ход мероприятия

1-й ведущий . Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Видеоролик №1

2-й ведущий (слайд 1) 11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

1-й ведущий. (Слайд 2) Первоначально все концентрационные лагеря создавались как трудовые, но в каждом из них было уничтожено множество людей. Огромное количество мирных жителей уничтожили так называемые «лагеря смерти». В них гитлеровцы убивали тысячи людей. В лагерях были специальные приспособления для массовых убийств.

2-й ведущий (Слайд 3)

Эксплуатация труда заключенных на строительных участках.

Переплавка золотых зубов.

Женские волосы шли на набивку матрацев, плетение канатов для подводных лодок.

1-й ведущий. (Слайд 4) Лагеря смерти

2-й ведущий. (слайд 5)

Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных" народов

1-й ведущий. Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. (слайд6)

Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно (Слайд 7).

Бараки - незамысловатые, 3-ярусные кровати. За неидеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым

2-й ведущий (Слайд 8). Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 9).

Это - модель газовой камеры, или "душевой "(Слайд 10).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 11).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

1-й ведущий. "Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Эс" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 12)

2-й ведущий Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 16,17).

1-й ведущий. (Слайд 18) Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях. Во время оккупации Латвии в фашистском концлагере Саласпилс у детей насильственно брали кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать, чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…

2-й ведущий

И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд19)
1-й ведущий. Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены. Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.

Видеоролик 2 «Бухенвальдский набат»

2-й ведущий Люди!

Смерть замученных

Нельзя простить фашизму!

Помните погибших на войне!

Берегите мир во имя жизни!

Подняв вверх кулак,

Скажите "НЕТ" войне!!!

1-й ведущий. Помните о матерях, которые никогда не дождутся своих детей с войны! Вставайте на пути подростков, рисующих фашистскую свастику и кричащих: «Хайль Гитлер!» Это не должно повториться никогда.

Разделы: Внеклассная работа

Цели :

  • рассказать учащимся о зверствах фашистской Германии;
  • воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к
  • каким последствиям могут привести войны на нашей планете.

1-й ведущий. Вот уже 65 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

2-й ведущий. 11 апреля 1945 года в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

1-й ведущий. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти.

Под фонограмму “Бухенвальдский набат” выходят участники.

1. Бухенвальд. Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей. (Слайд 2). Презентация (имеет большой объем, находится у автора)

В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.

(Из показаний военнопленного охранника концлагеря)

1 чтец. … После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

2. Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные “медицинские опыты” над людьми.

(Слайды 3, 4)

3. Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

(Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

4. Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.

Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года.

В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

(Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15,16)

На фоне слайдов звучит стихотворение.

2 чтец.

Думал я – горе притихнет с годами,
Боль отойдёт, зарубцуется память.
Но хоть промчались вёсны и зимы,
Воспоминания невыносимы.
Нет, не забыл я годину лихую.
Боль не иссякла. Молчать не могу я.
У миллиона людей на планете
Ждут матерей, не вернувшихся, дети.
Был я недавно в Освенциме, мама.
След твой найти я пытался упрямо.
Звал тебя, жаждой терзаемый жгучей,
Звал среди проволоки колючей.
Все обошёл я бараки в печали,
Только лишь ветры на зов отвечали.
Рамы оконные заледенели,
Жёсткие нары давно опустели.
В карцер спустился я – тихо и голо,
Стужей несло от цементного пола.

Только наручники в склепе остались.
Может, они в твои руки впивались?
Лучше бы сердце того не узнало,
Что о мученьях твоих рассказала
В лагере том полонянка былая,
Мать, в сновиденьях вижу тебя я.
Номер - клеймо на руке узловатой.
Сердце прожёг мне тот номер проклятый.
В стужу остригли тебя душегубы
Наголо. Бранью осыпали грубой.
В январскую ночь ледяную
Вывели в лёгкой рубашке, босую.
Как издевались они над тобою!
Шла ты, седая, под градом побоев.
По снегу шла, как по углям, шатаясь,
Падая на земь, опять поднимаясь…
Мама, судьбу твою горькую зная,
Не отыскал я тебя, дорогая.
Ты в этом море всего лишь слезинка,
В этой пустыне всего лишь песчинка.

(Слайды 17, 18). Массовые убийства женщин и детей.

5. 14 октября 1942 г. еврейских женщин и детей из гетто Мизоч на Украине вывезли в овраг неподалёку от Ровно. Их расстреляли немецкие полицейские и украинские полицаи. На фото полицай добивает раненную.

6. Из воспоминаний очевидца немецкого инженера о массовой казни 5 октября 1942 года в Дубно на Украине: “Мы пошли прямо к ямам. Нм никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсесовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плётку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее бельё. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья.

7. Люди раздевались без рыданий и криков, а потом собирались семьями, обнимались и прощались в ожидании команды другого эсесовца – тоже с хлыстом, - стоящего на краю ямы. Я пробыл там около пятнадцати минут и за всё это время не слышал ни единой жалобы или мольбы о пощаде. Недалеко от меня стояла большая семья. Мужу и жене было около 50 лет, а детям – год, восемь и десять лет, ещё у них были две взрослые дочери – одной лет 20, а другой, наверное, 24. Пожилая женщина с седыми волосами держала на руках годовалого ребёнка, пела и смешила его. Ребёнок повизгивал от удовольствия. Муж с женой смотрели на них со слезами на глазах. Отец держал за руку десятилетнего ребёнка. Мальчик старался справиться со слезами. Отец показывал на небо, гладил сына по голове и как будто что-то ему объяснял.

8. В этот момент эсесовец, стоявший возле ямы, что-то крикнул своему напарнику. Тот отсчитал около двадцати человек и приказал им зайти за насыпь. Семья, о которой я только что рассказал, тоже оказалась в этой группе. Я до сих пор помню, как, поравнявшись со мной, стройная тёмноволосая девушка указала на себя и сказала: двадцать три”

(Слайды 19, 20) Работа в аду

9. Самую страшную работу немцы заставляли выполнять так называемые зондеркоманды – специальные отряды, сформированные из заключённых. Их держали отдельно от остальных узников и не позволяли никаких контактов с внешним миром, так как они знали о происходящих здесь ужасах. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, пока их самих не убивали и не заменяли новой партией “живых мертвецов”, заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, срезать волосы убитых женщин, а потом сжигать тела в печках или ямах. Вот что писал позже один из уцелевших работников зондеркоманды: “Конечно, я мог бы покончить с собой или спровоцировать охранников, чтобы меня убили, но мне хотелось выжить, выжить, чтобы отомстить и рассказать о том, что я видел. Не думайте, что мы чудовища. Мы такие же, как и вы, только намного несчастнее”… .

10. Знаменитая Зоненбургская тюрьма. Большинство камер – одиночные. Человек, попавший сюда, должен был оставаться наедине с самим собой десятилетия, либо до смерти… Заключённые по 13–14 часов в сутки работали на артиллерийском заводе, в электро- и автомастерских, которые размещались во дворе тюрьмы. Когда они возвращались с работы, на многих снова надевали кандалы.

Удирая в Берлин, гестаповцы зажгли тюрьму, чтобы скрыть следы преступления. Но пожар потушили наши бойцы.

(Слайд 21, 22)

11. Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек, 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

Немецкие изверги не щадили никого. Они убивали мужчин и женщин, здоровых и больных, детей и стариков. В Центральной тюрьме в Риге они убили более 2000 детей, отобранных от родителей. В Первой и Второй рижских психиатрических больницах они убили всех душевнобольных, свыше 350 человек.

2-й ведущий. Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

Звучит стихотворение “Женские волосы”.

3 чтец.

Женские волосы жгучей горою
В лагере высились передо мною.
Светлые, тёмные и огневые,
Чёрные, с примесью пепла, седые.
Детские, словно ленок золотистый.
Люди! Запомните все, что фашисты,
Золотом тем набивали матрасы.
Это вовек не должно забываться.
Где-то скрываются, живы доселе
Звери, что спали на этой постели.
Как на волнах, на слезах отдыхали,
Совесть их ночью будила едва ли…
Я из барака, из мрака на волю
Вышел, шатаясь от гнева и боли.

Сердце сыновнее в траур одето.
Мать окликал я, и всё без ответа.
Долго ходил я по скорбным тропинкам,
Может, золы невесомой пылинкой
В глаз ты попала, в слезу превратилась,
И по щеке моей тихо скатилась?
Может быть, стала ты розою алой,
Той, что из пепла родясь, полыхала,
Не увядая и не облетая,
Жаркою кровью твоей налитая.
Сколько цветов, что растоптаны были
Здесь на плацу, среди лагерной пыли!
Сколько вас, павших на этой планете!
Матери! Вас дожидаются дети.

4 чтец. Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками.

1-й ведущий. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.

2-ведущий. В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем,… Что есть у матерей дороже их детей?

1-ведущий. Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.

2-ведущий. Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.

1-ведущий. Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

2-ведущий. 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудные и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала чёрный след беды…

Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.

2 ведущий. Уничтожено 214 детей в городе Ейск.

1 ведущий. В Латвии гитлеровцы уничтожили 35476 детей.

Звучит стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”.

6 чтец.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?”
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

(Слайды 22, 23, 24, 25, 26, 27)

2 ведущий. В концлагерях было уничтожено 2,5 миллиона детей.

1 ведущий. Что есть у нас, матерей, дороже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Не рождён, не рождён в сорок первом,


Не кричат не рождённые дети.
Нет ни плит, нет ни ветров над вами,
Нет ни солнечных дней, ни туманных.
Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,
Нужно имя, чтоб стать безымянным.
Чтоб письмо в треугольном конверте,
Чтобы слёзы тяжёлые стали.
Нужно жить хоть минуту до смерти,
Ну а вы и того не прожили.
Не рождён, не рождён в сорок первом,
Не рождён, не рождён в сорок третьем,
Не рождён, не рождён в сорок пятом,
Вечная память этим ребятам.

(Слайд 28)

2 ведущий.

Помните!
Через года,
через века помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,
заклинаю вас, помните!
Не плачьте,
в голе сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти погибших в концлагерях,
будьте достойны!
Вечно достойны!

Минута молчания.

1 ведущий. В канун знаменательного праздника Дня Победы мы хотим всех поздравить с этой датой. И ещё, в этот день мы хотим сказать тем, кто выдержал муки фашистского ада, что никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле.

Слышите громовые раскаты?

Стонет океан, Тихий океан.

Таня плакала, слушая эти стихи.

Он отнёс стихотворение в «Правду» - фронтовик, инвалид войны, поэт. Но это –в белой чаше

весов. А в чёрной –беспартийный еврей. Рождённый под именем «Исаак». Там его встретили

вполне дружелюбно, внимательно расспросили кто он, откуда, где работает, и обещали

прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи -

перечёркнутые.

Тем не менее, в «Труде» стихотворение взяли –глядя на его художественные достоинства, а не

композитору Вано Мурадели.

Слайд 68 - Газетова Екатерина Через 2 дня Вано Ильич позвонил по

телефону и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам

и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое

слово!!!". Музыка оказалась достойной этих слов. "Прекрасные

торжественные и тревожные аккорды эмоционально усилили мощь

стихов". Мурадели сампонёс эту песню на Всесоюзное радио, там

Художественный совет передал песню на одобрение самому

прославленному в то время поэту - песеннику, генералу песни, как его называли, Льву

Ивановичу Ошанину.

мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек.

В судьбе же поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного

убийцы, который своей бессовестной фальшивойоценкой, явно из недоброго чувства зависти,

а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения

Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у

строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что

же это Вы, Вано Ильич, так нерадиво относитесь к выбору текста для песен. Казалось бы, всё -

зарезана песня рукой Ошанина.

Но Соболеву повезло: "...в это время в Советском Союзе проходила подготовка к участию во

Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс

"Бухенвальдский набат", песню оценили, как подходящую по тематике и разрешили к

исполнению в художественной самодеятельности. В Вене она была впервые исполнена хором

студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели

Бабич Н.И.

Зав. библиотекой

Школа-гимназия №10

Г.Рудный

Костанайская обл.

Казахстан

«ЛАГЕРЯ СМЕРТИ»

Сценарий урока мужества.

Цель: показать мужество, стойкость советских военнопленных, стремление к жизни и свободе в жестоких, нечеловеческих условиях. Формировать гордость за героев своей страны; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать чувство патриотизма.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Но почему нахмурилось оно?-

Безжизненное, бледное пятно…

Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти», в них узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, сотням заключенных делали прививки заразных болезней, после которых невозможно было выжить. Другие служили для опытов, для выяснения, насколько человеческий организм может выдержать холод.

Дахау – первый фашистский концентрационный лагерь, был создан в марте 1933 года в 17 км от Мюнхена. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, «каменный мешок» (подвальное помещение без окон), медицинские лаборатории. С 1934 года находился в ведении органов СС, именно здесь проходили подготовку руководящий персонал для других концлагерей. Первоначально Дахау был предназначен для заключения противников фашистского режима, прежде всего коммунистов и социал-демократов. Осенью 1941 года в Дахау поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты или просто отданы на растерзание собакам. Труд узников использовался в военной промышленности. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тыс. узников из 24 стран мира, из них погибло около 70 тыс. человек, в том числе около 12 тыс. советских граждан. И даже в таких тяжелых условиях жестокого режима узники вели борьбу против фашистов: спасали больных, устраивали акты саботажа, поддерживали контакты с немецкими и иностранными группами в других городах и лагерях Баварии. В связи с приближением войск союзников гитлеровцы пытались взорвать лагерь вместе с узниками. Однако фашистский план уничтожения был сорван, в лагерь вошли американские войска.

Бухенвальд –

Освенцим – немецко-фашистский концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши около городка Освенцим, близ Кракова, создан в мае 1940 года и рассчитан на одновременное пребывание 250 тысяч человек. Являлся своего рода комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Труд делает свободным». Лагерь предназначался для массового уничтожения людей с использованием достижений техники (крематории, газовые камеры и др.) за время существования лагеря в нем было уничтожено свыше 4 млн. человек 27 национальностей, в основном поляков, советских граждан, граждан Югославии, чехов, французов, а также евреев и цыган из разных стран. Советские граждане, первые эшелоны которых прибыли в Освенцим 7 октября 1941 года, находились на особо строгом режиме. Освенцим являлся одним из центров, где широко проводились различные «опыты» для изыскания средств биологического уничтожения людей. Здесь существовали специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории. В Освенциме впервые на советских военнопленных испытывали газ «Циклон В».

Несмотря на жестокий режим, в Освенциме и его филиалах существовали подпольные группы Сопротивления. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то сбежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь. 27 января 1945 года советские войска освободили городок и лагерь Освенцим. В 1947 году территория лагеря была объявлена музеем, позже был построен мемориальный комплекс. Памятник – мемориал жертвам Освенцима был открыт в 1967 году на территории лагеря Бжезинка (Биркенау). Между руинами двух крематориев сооружена цепь связанных друг с другом каменных саркофагов и пластических фигур, в сдержанной обработке которых проступают очертания поверженных человеческих тел.

Старые люди стоят и стоят…

Губы обуглены пламенем лет,

О, старики, что могилы несут

Треблинка - и Треблинка -2 это немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. Концлагерь Треблинка включал в себе два отдельных лагеря: Треблинка -1(так называемый трудовой лагерь, где от жертв до последнего момента скрывали, что их ждет смерть) и Треблинка- 2 (лагерь уничтожения, где был установлен режим жесточайшего террора).

И еще просто необходимо сказать об одном человеке – Януш Корчак – польский учитель, писатель, мыслитель. Он работал в Варшавском Доме сирот. С приходом немецко-фашистских захватчиков всех воспитанников вместе с взрослыми перевели в гетто. И все знали, что они будут все до последнего уничтожены. Но Януш Корчак делал все невозможное, чтобы каждое мгновение здесь было чуть менее страшным. До последнего дня и часа в классах шли уроки, репетировались пьесы- сказки.

5 августа1942 года по приказу гитлеровцев Дом сирот из Варшавского гетто поездом повезли в Треблинку. Януш Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, но он отказался от предложенного фашистами спасения и шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру Треблинки…

Синие. Черные и голубые-

Четыреста глаз,

Куда ведут нас?

Правду сказать? Жестоко…

Лгать? Никогда он не лгал.

Но на последнем уроке

Корчак неправду сказал.

Куда нас ведут?

На прогулку…

Послушать, как ветры поют,

Как в тихих лесных закоулках

Волшебные травы цветут,

В газовые камеры Треблинки их ведут.

Синим пеплом станут эти брови,

Руки, губы, щеки, волосы…

Смрадом человечины и крови,

Гарью захлебнутся небеса.

Никогда и никому не верьте,

Что спокойно можно умирать.

Эсэсовец. Череп и кости.

Тупой немигающий взор.

Прогавкал он прямо в упор.

Кружатся, кружатся, кружатся

Пестрые пятна, круги.

Небо готово обрушиться,

Отяжелели шаги.

Съежился в грязный комочек

Под Корчака взглядом палач,

Он «юдише фратце» бормочет

Спокойнее, дети! Я с вами!-

Головы перед врагами

Серые, черные и голубые -

Четыреста глаз…

Дети, сожженные и живые,

Это для вас

Старый писатель и педагог

Дает последний урок.

Штудгоф – концлагерь на территории оккупированной Польши, близ Гданьска. Первыми узниками Штудгофа были 6 тысяч поляков, а 22 июня 1941 года (первый день войны) в лагерь были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня. С 1942 года численность советских узников значительно возросла. В лагере применялась система массового уничтожения людей. Узники подвергались преступным медицинским опытам; проводились «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела, совершались различные насилия и истязания над людьми: мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; женщин подвешивали за волосы. Раскачивали и стреляли по «движущейся мишени». Но и здесь, в тяжелейших условиях подполья, узники вели борьбу против фашизма.

Заксенхаузен –

Заксенхаузен был школой гитлеровских палачей, многие из них стали комендантами концлагерей, расположенных на территории оккупированной Европы. В Заксенхаузене изобретались и усовершенствовались новейшие методы истязания людей. Так, была создана дорожка для испытания – заключенные, подгоняемые охраной, пробегали по ней 40 км. на дорожке чередовалось 9 настилов – галька, щебень, мелкий гравий, шлак и другие. для того чтобы усилить мучения, узникам выдавали обувь на 2 размера меньше, а на спину привязывали мешки с песком весом 20 кг. Для проведения массовых расстрелов советских военнопленных в Заксенхаузене использовалось особое помещение, замаскированное под кабинет врача, в котором стояли приспособления для измерения роста. Заключенный вставал. Чтобы измерить рост, а его убивали выстрелом через отверстие, находящееся позади.

Майданек

Заключенные влачили голодное существование. Один раз в день кофе из брюквы, 2 раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую «провинность» лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода. Гитлеровцы не щадили и детей. Так, во второй половине мая 1943 года эсэсовцы привезли в Кременецкий лес две платформы и грузовой автомобиль трупов только польских детей. Они были совсем голые. В лесу их сложили в штабеля и сожгли.

Но, несмотря на строгий режим, в лагере действовали подпольные группы Сопротивления. Движение Сопротивления проявлялась во взаимной помощи узников, проведении политико-разъяснительной работы, налаживаний контактов с внешним миром, подпольным группам удалось устроить несколько массовых побегов. 24 июля 1944 года лагерь Майданек был освобожден советскими войсками. Территория бывшего лагеря стала Государственным немецким музеем, где установлена большая чаша с прахом узников концлагеря.

Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. Изможденных людей с больными, замученными детьми загоняли за тройную проволочную ограду лагеря, где для взрослых, но в особенности для беззащитных детей, начиналось мучительное существование.

Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Массовую смертность детей вызывали и те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи детям впрыскивали разнообразные жидкости. Заставляли принимать внутрь разные средства…

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

И выстрела раздался звук…

Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Неугасима память поколений.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

За будущее мира мы в ответе.

Обзор литературы : Книга « Сроку давности не подлежит » автора Сергея Трофимовича Кузьмина раскрывает звериный облик гитлеровского фашизма, угрожавшего человечеству массовым истреблением. Автор данной книги, в прошлом ответственный сотрудник Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, участвовал в выяснении масштабов их злодеяний на территории СССР, Польши и других стран. На основе личных воспоминаний, документов, свидетельств очевидцев он воспроизводит страшную картину фашистского разбоя, показывает историческую роль Советского Союза в спасении миллионов людей от порабощения и гибели.

« Дым над Биркенау » эта книга тяжелая, трудная и даже страшная. Эта книга не вымысел, не произведение чьей-то мрачной фантазии, а свидетельство очевидца, истинный документ, правдивость которого заставляет читателя содрогнуться. Северина Шмаглевская известная польская журналистка и писательница, в годы гитлеровской оккупации – член конспиративной организации молодежи, в 1942 году была арестована гестапо и заключена в филиал Освенцима – лагерь Биркенау, где пробыла до января 1945 года. Она прошла через все его круги ада и осталась жива. В 1946 году она выступала как свидетель на Нюрбергском процессе, судившего военных преступников – главарей гитлеровской Германии. Пережитое Севериной Шмаглевской в лагере послужило материалом для ее книги, опубликованной в Польше в 1945 году и позднее переведенной на многие языки мира.

Книга Евгения Григорьевича Решина « Генерал Карбышев » - документальная повесть рассказывает о национальном герое нашей страны, замечательном человеке, обладавшем железной волей, стойком патриоте Родины, Герое Советского Союза Дмитрии Михайловиче Карбышеве. Попав в окружение и пытаясь перейти линию фронта генерал Карбышев все-таки попадает в плен в августе 1941 года. «Шталаг 324»- так назывался гитлеровский лагерь на территории Польши. Отсюда начался горький и страшный путь генерала Карбышева по фашистским лагерям: Нюрнберг – Флюссенбюрг - Майданек-Освенцим – Заксенхаузен - Маутхаузен». «Маутхаузен» последний лагерь пребывания Героя генерала Карбышева «…ночью, после горячего душа, генерала Карбышева вывели во двор. Стоял 12-ти градусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Карбышев медленно покрывался льдом».

Главный герой романа «Ринг за колючей проволокой» Андрей Бурзенко, бывший боксер, волею судьбы попадает в концлагерь. Здесь подпольный центр предлагает ему принять вызов и выступить в «боксерских соревнованиях».

В книге белорусского писателя Василя Быкова « Альпийская баллада » мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Здесь писатель показывает бежавших из фашистского плена советского солдата Ивана и молодой итальянки Джулии, пытавшихся через Альпы пройти к своим. Их внутренний мир, величие духа, невероятная стойкость характера. Подводя героев к последней черте, к последнему рубежу, заставляет сделать самый важный в его жизни выбор – выбор между жизнью и смертью, и истоки их беспримерного героизма.

Использованная литература:

Казахстанская правда.

Что? Где? Когда? 9.04.2014.

Интернет ресурсы.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Другое

Описание:

Бабич Н.И.

Зав. библиотекой

Школа-гимназия №10

Г.Рудный

Костанайская обл.

Казахстан

«ЛАГЕРЯ СМЕРТИ»

Сценарий урока мужества.

Цель: показать мужество, стойкость советских военнопленных, стремление к жизни и свободе в жестоких, нечеловеческих условиях. Формировать гордость за героев своей страны; воспитывать уважение к защитникамРодины;развивать чувство патриотизма.

ОФОРМЛЕНИЕ: презентация мероприятия; выставка книг и обзор об узниках концлагерей Великой Отечественной войны.

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто бы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся. Здесь мы и живем.

Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно?-

Не греет, не ласкает нас лучами,-

Безжизненное, бледное пятно…

11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.

Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. Концентрационные лагеря это места массового заключения и физического уничтожения, как гражданского населения, так и военных лиц. Это лишение свободы с особо тяжким режимом для военнопленных, это система кровавого террора, жестоких истязаний, пыток, избиений и прямых убийств.

1 сентября 1939 года Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днем начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран действовало более 14000 концентрационных лагерей смерти.

За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из которых погибло 12 миллионов, из них более 5 миллионов – граждане Советского Союза.

Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти», в них узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, сотням заключенных делали прививки заразных болезней, после которых невозможно было выжить.Другие служили для опытов, для выяснения, насколько человеческий организм может выдержать холод.

Особенно печальную известность получили такие лагеря смерти, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Маутхаузен.

И сегодня вы узнаете о некоторых, основных лагерях смерти.

Дахау – первый фашистский концентрационный лагерь, был создан в марте 1933 года в 17 км от Мюнхена. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, «каменный мешок» (подвальное помещение без окон), медицинские лаборатории. С 1934 года находился в ведении органов СС, именно здесь проходили подготовкуруководящий персонал для других концлагерей. Первоначально Дахау был предназначен для заключения противников фашистского режима, прежде всего коммунистов и социал-демократов. Осенью 1941 года в Дахау поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты или просто отданы на растерзание собакам. Труд узников использовался в военной промышленности. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тыс. узников из 24 стран мира, из них погибло около 70 тыс. человек, в том числе около 12 тыс. советских граждан. И даже в таких тяжелых условиях жестокого режима узники вели борьбу против фашистов: спасали больных, устраивали акты саботажа, поддерживали контакты с немецкими и иностранными группами в других городах и лагерях Баварии. В связи с приближением войск союзников гитлеровцы пытались взорвать лагерь вместе с узниками. Однако фашистский план уничтожения был сорван, в лагерь вошли американские войска.

В момент освобождения в Дахау было 30 тыс. человек.

В 1960 году в Дахау сооружен памятник жертвам фашизма.

Бухенвальд – в 1937 году открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд, и заработала нацистская фабрика смерти. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому – свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек, и более 120 тысяч из них никогда оттуда не вышли.

Бухенвальд был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в паре километров от лагеря, и производило оружие. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый «малый лагерь»- карантинная зона. Порция для всех заключенных сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в «малом лагере» были намного жестче и враждебнее, чем в основном; были замечены случаи убийства за кусок хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили и в крематорий уносили уже голое тело. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола. После подъема в 4 утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод. Мылись без мыла и полотенец.

Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивали пытки и издевательства над красноармейцами.

Сегодня от бараков остался только выложенный булыжниками фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого – мемориальная надпись: «Барак №14.Здесь содержались подростки», «Барак №…. Здесь содержались евреи». Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 года американской армией.

Освенцим – немецко-фашистскийконцентрационный лагерь на территории оккупированной Польши около городка Освенцим, близ Кракова, создан в мае 1940 года и рассчитан на одновременное пребывание 250 тысяч человек. Являлся своего рода комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Труд делает свободным». Лагерь предназначался для массового уничтожения людей с использованием достижений техники (крематории, газовые камеры и др.) за время существования лагеря в нем было уничтожено свыше 4 млн. человек 27 национальностей, в основном поляков, советских граждан, граждан Югославии, чехов, французов, а также евреев и цыган из разных стран. Советские граждане, первые эшелоны которых прибыли в Освенцим 7 октября 1941 года, находились на особо строгом режиме. Освенцим являлся одним из центров, где широко проводились различные «опыты» для изыскания средств биологического уничтожения людей. Здесь существовали специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории. В Освенциме впервые на советских военнопленных испытывали газ «Циклон В».

При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись еще 2 отдельные «бани», в которых сжигались трупы на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в «бани» ударами палок ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались. И люди. Находившиеся в них, отравлялись «циклоном». Смерть наступала через 3-5 минут; спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.

Несмотря на жестокий режим,в Освенциме и его филиалах существовали подпольные группы Сопротивления. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то сбежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь. 27 января 1945 года советские войска освободили городок и лагерь Освенцим. В 1947 году территория лагеря была объявлена музеем, позже был построен мемориальный комплекс. Памятник – мемориал жертвам Освенцима был открыт в 1967 году на территории лагеря Бжезинка (Биркенау). Между руинами двух крематориев сооружена цепь связанных друг с другом каменных саркофагов и пластических фигур, в сдержанной обработке которых проступают очертания поверженных человеческих тел.

Старые люди стоят и стоят…

Ночью оборваны в клочья их сны.

В черное небо смиренно глядят,

Бога все ждут с обгоревшей звезды.

Руки истлевшие тянутся ввысь,

Губы обуглены пламенем лет,

В скрежет пролеток заблудших планет.

Только глаза их не спят никогда!

Вороны в них над добычей кружат,

Тонут в слезах, воскресая всегда,-

Вороны мертвых детей сторожат.

О, старики, что могилы несут

Горькую память той страшной Войны!

Бога безмолвно, упрямые, ждут,

Что не торопится с Вечной Звезды…

Треблинка - и Треблинка -2это немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. Концлагерь Треблинка включал в себе два отдельных лагеря: Треблинка -1(так называемый трудовой лагерь, где от жертв до последнего момента скрывали, что их ждет смерть) и Треблинка- 2 (лагерь уничтожения, где был установлен режим жесточайшего террора).

Строительство лагеря началось в конце мая 1942 года.

Персонал лагеря состоял из 30 членов СС и около 100 вахманов-немцев, русских, украинцев, литовцев, болгар, поляков, жителей азиатских советских республик. В основном охрана состояла из вахманов- украинцев. Многие (по купленным ими билетам) рассчитывали, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи. Из-за секретного характера экспериментов, совершаемых над узниками Треблинки 2, их контакты с внешним миром совершенно исключались.

После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные газы от двигателя тяжелого танка (другим способом было выкачивание воздуха из камер). Смерть наступала от удушья в течение получаса. Тела умерщвленных сначала закапывали в больших могилах, но весной 1943 года было приказано выкопать тела и сжечь.

2 августа 1943 года в Треблинке-2 было поднято восстание узников, которое было жестоко подавлено, а лагерь ликвидирован.

И еще просто необходимо сказать об одном человеке – Януш Корчак – польский учитель, писатель, мыслитель. Он работал в Варшавском Доме сирот. С приходом немецко-фашистских захватчиковвсех воспитанников вместе с взрослыми перевели в гетто. И все знали, что они будут все до последнего уничтожены. Но Януш Корчак делал все невозможное, чтобы каждое мгновение здесь было чуть менее страшным. До последнего дня и часа в классах шли уроки, репетировались пьесы- сказки.

… 5 августа1942 года по приказу гитлеровцев Дом сиротиз Варшавского гетто поездом повезли в Треблинку. Януш Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, но он отказался от предложенного фашистами спасения и шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру Треблинки…

«Баллада о последнем уроке» Баженов В.

Синие. Черные и голубые-

Четыреста глаз,

По – детски наивные и смешные…

Куда ведут нас?

Правду сказать? Жестоко…

Лгать? Никогда он не лгал.

Но на последнем уроке

Корчак неправду сказал.

Куда нас ведут?

На прогулку…

Послушать, как ветры поют,

Как в тихих лесных закоулках

Волшебные травы цветут,

Как тянутся к солнцу былинки…

…В газовые камеры Треблинки их ведут.

Конвой ощетинился сталью штыков,

Грохот тяжелых солдатских подков,

Топот усталых, голодных детей,

Окрики злые: «Быстрей! Быстрей!»

Шагает в колонне детей Януш Корчак,

Писатель, мыслитель, учитель, борец,

Шагает, как воин, уверенно, молча,

Слушая трепет ребячьих сердец.

…Синим пеплом станут эти брови,

Руки, губы, щеки, волосы…

Смрадом человечины и крови,

Гарью захлебнутся небеса.

Ни креста, ни камня, ни могилы,

Только пепел, сажа, черный прах…

Только, только бы хватило силы

Встретить смерть достойно, на ногах.

Корчак шел с детьми навстречу смерти,

Потому что жить хотел, дышать.

Никогда и никому не верьте,

Что спокойно можно умирать.

…Эсэсовец. Череп и кости.

Тупой немигающий взор.

-«Герр гольдшмит» свободен! – со злостью

Прогавкал он прямо в упор.

…Кружатся, кружатся, кружатся

Пестрые пятна, круги.

Небо готово обрушиться,

Отяжелели шаги.

Съежился в грязный комочек

Под Корчака взглядом палач,

Он «юдише фратце» бормочет

Под детский надрывистый плач.

Спокойнее, дети! Я с вами!-

Головы перед врагами

Не вешать! Стоять, как гранит!

…Серые, черные и голубые -

Четыреста глаз…

Дети, сожженные и живые,

Это для вас

Старый писатель и педагог

Дает последний урок.

Штудгоф – концлагерь натерритории оккупированной Польши, близ Гданьска. Первыми узниками Штудгофа были 6 тысяч поляков, а 22 июня 1941 года (первый день войны) в лагерь были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня. С 1942 года численность советских узников значительно возросла. В лагере применялась система массового уничтожения людей. Узники подвергались преступным медицинским опытам; проводились «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела, совершались различные насилия и истязания над людьми: мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; женщин подвешивали за волосы. Раскачивали и стреляли по «движущейся мишени». Но и здесь, в тяжелейших условиях подполья, узники вели борьбу против фашизма.

На месте бывшего лагеря создан Государственный музей и возведен памятник узникам.

Заксенхаузен – лагерь в 30 км севернее Берлина. Являлся местом испытания орудий и способов массового уничтожения людей для последующего их применения в других лагерях. Рабский труд узников использовали на различных предприятиях. В августе 1941 года в Заксенхаузен поступил первый транспорт с советскими военнопленными, все они были расстреляны.

Заксенхаузен был школой гитлеровских палачей, многие из них стали комендантами концлагерей, расположенных на территории оккупированной Европы. В Заксенхаузене изобретались и усовершенствовались новейшие методы истязания людей. Так, была создана дорожка для испытания – заключенные, подгоняемые охраной, пробегали по ней 40 км. на дорожке чередовалось 9 настилов – галька, щебень, мелкий гравий, шлак и другие. для того чтобы усилить мучения, узникам выдавали обувь на 2 размера меньше, а на спину привязывали мешки с песком весом 20 кг. Для проведениямассовых расстрелов советских военнопленных в Заксенхаузене использовалось особое помещение, замаскированное под кабинет врача, в котором стояли приспособления для измерения роста. Заключенный вставал. Чтобы измерить рост, а его убивали выстрелом через отверстие, находящееся позади.

Майданек – концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши, близ Люблина. Он создан в октябре 1941 года. Имел 10 филиалов. На его территории, кроме жилых бараков, размещалось 7 газовых камер, несколько крематориев, бункер (тюрьма), виселицы и другие устройства массового уничтожения узников. И первыми узниками Майданека стали 5 тыс. военнопленных, доставленных осенью 1941 года. С декабря1941 года в Майданеке проводились массовые расстрелы заключенных. С осени 1942 года узников уничтожали путем отравления газом «Циклон Е», в ноябре было совершено массовое убийство евреев (18 тыс. человек).

Режим лагеря оправдывал свое название – лагерь смерти.

«Печами дьявола» звали поляки печи крематория. Из высокой трубы крематория круглые сутки валил черный, смрадный дым. И когда с Майданека налетал ветер, он приносил в город ужас и трупный запах. К этому нельзя было привыкнуть.

Заключенные влачили голодное существование. Один раз в день кофе из брюквы, 2 раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую «провинность» лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода. Гитлеровцы не щадили и детей. Так, во второй половине мая 1943 года эсэсовцы привезли в Кременецкий лес две платформы и грузовой автомобиль труповтолько польских детей. Они были совсем голые. В лесу их сложили в штабеля и сожгли.

А чтобы заглушить крики жертв, задыхавшихся в газовых камерах, расстреливаемых и истязаемых, гитлеровцы на территории лагеря поставили мощные динамики, из которых с грохотом рвалась траурная музыка.

Но, несмотря на строгий режим, в лагере действовали подпольные группы Сопротивления. Движение Сопротивления проявлялась во взаимной помощи узников, проведении политико-разъяснительной работы, налаживаний контактов с внешним миром, подпольным группам удалось устроить несколько массовых побегов.24 июля 1944 года лагерь Майданек был освобожден советскими войсками. Территория бывшего лагеря стала Государственным немецким музеем, где установлена большая чаша с прахом узников концлагеря.

Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии.Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. Изможденных людей с больными, замученными детьми загоняли за тройную проволочную ограду лагеря, где для взрослых, но в особенности для беззащитных детей, начиналось мучительное существование.

Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьмипосреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…

…Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Массовую смертность детей вызывали и те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи детям впрыскивали разнообразные жидкости. Заставляли принимать внутрь разные средства…

В лагере смерти Саласпилс только за один год, с мая 1942 по май 1943 года, мученической смертью погибло около 3 тыс. детей до 5 лет, большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки.

И в ярости рыдала мать – земля…

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук…

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок.

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземьпадают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и могучих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала, ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое.

В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь. В 1961-67 на территории бывшего лагеря создан мемориальный ансамбль «Памяти жертв фашистского террора»

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродится на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, которые открыто, поддерживают идеи фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам – освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за наше светлое будущее. До 9 мая осталось совсем немного. Многие фронтовики к этой дате уже не поспеют. Прошедшие нечеловеческие чистилища, они тихо уходят в небытие. А мы остаемся. С единственной обязанностью перед ними – помнить.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье.

И в скорби постоим и помолчим.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

Мы не дадим стать пеплом и золой

Того, что красотой у нас зовется.

Пусть будет мирным небо над землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

Обзор литературы : Книга «Сроку давности не подлежит» автора Сергея Трофимовича Кузьмина раскрывает звериный облик гитлеровского фашизма, угрожавшего человечеству массовым истреблением. Автор данной книги, в прошлом ответственный сотрудник Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, участвовал в выяснении масштабов их злодеяний на территории СССР, Польши и других стран. На основе личных воспоминаний, документов, свидетельств очевидцев он воспроизводит страшную картину фашистского разбоя, показывает историческую роль Советского Союза в спасении миллионов людей от порабощения и гибели.

«Дым над Биркенау» эта книга тяжелая, трудная и даже страшная. Эта книга не вымысел, не произведение чьей-то мрачной фантазии, а свидетельство очевидца, истинный документ, правдивость которого заставляет читателя содрогнуться. Северина Шмаглевская известная польская журналистка и писательница, в годы гитлеровской оккупации – член конспиративной организации молодежи, в 1942 году была арестована гестапо и заключена в филиал Освенцима – лагерь Биркенау, где пробыла до января 1945 года. Она прошла через все его круги ада и осталась жива. В 1946 году она выступала как свидетель на Нюрбергском процессе, судившего военных преступников – главарей гитлеровской Германии. Пережитое Севериной Шмаглевской в лагере послужило материалом для ее книги, опубликованной в Польше в 1945 году и позднее переведенной на многие языки мира.

Книга Евгения Григорьевича Решина «Генерал Карбышев» - документальная повесть рассказывает о национальном герое нашей страны, замечательном человеке, обладавшем железной волей, стойком патриоте Родины, Герое Советского Союза Дмитрии Михайловиче Карбышеве. Попав в окружение и пытаясь перейти линию фронта генерал Карбышев все-таки попадает в плен в августе 1941 года. «Шталаг 324»- так назывался гитлеровский лагерь на территории Польши. Отсюда начался горький и страшный путь генерала Карбышева по фашистским лагерям: Нюрнберг – Флюссенбюрг - Майданек-Освенцим – Заксенхаузен - Маутхаузен». «Маутхаузен» последний лагерь пребывания Героя генерала Карбышева «…ночью, после горячего душа, генерала Карбышева вывели во двор. Стоял 12-ти градусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Карбышев медленно покрывался льдом».

Главный герой романа «Ринг за колючей проволокой» Андрей Бурзенко, бывший боксер, волею судьбы попадает в концлагерь. Здесь подпольный центр предлагает ему принять вызов и выступить в «боксерских соревнованиях».

Развлекать этих гадов не буду.

Нет, ты должен показать всем русскую силу и мастерство советского бокса. Ты должен доказать, что дух советского патриотизма сильнее всего!»

Андрей задумался. Успешное выступление на этих «состязаниях», бесспорно прямая дорога в крематорий…

Роман написан на основе подлинных событий: о легендарной борьбе узников Бухенвальда – одного из самых страшных фашистских лагерей смерти. Произведение награждено Золотой медалью им. Героя Советского Союза Николая Кузнецова,

В книге белорусского писателя Василя Быкова «Альпийская баллада» мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Здесь писатель показывает бежавших из фашистского плена советского солдата Ивана и молодой итальянки Джулии, пытавшихся через Альпы пройти к своим. Их внутренний мир,величие духа, невероятная стойкость характера. Подводя героев к последней черте, к последнему рубежу, заставляет сделать самый важный в его жизни выбор – выбор между жизнью и смертью, и истоки их беспримерного героизма.

Использованная литература:

Энциклопедия Великая Отечественная война 1941-1945.М.,1985.

Джалиль М. Стихотворения. М, 1986.

Баженов В. Избранное. М., 1982.

Казахстанская правда.

Что? Где? Когда? 9.04.2014.

Интернет ресурсы.

Кузьмин С.Т. Сроку давности не подлежит.М.,1985.

Шмаглевская С. Дым над Биркеноу.

Свиридов Г. Ринг за колючей проволокой.М.,1992.

Решин Е.Г. Генерал Карбышев. М., 1987.

Быков В. Альпийская баллада. М., 1987.