Новый комментарий. Запчасти Jeep новые и заказ из USA Молитвы священномученику Александру Вершинскому

Священномученик Александр Вершинский, мученики Павел Кузовков и Николай Копнинский

Свя-щен-но-му-че-ник Алек-сандр ро-дил-ся 6 мар-та 1873 го-да в се-ле Кун-га-но-во Ста-риц-ко-го уез-да Твер-ской гу-бер-нии в се-мье диа-ко-на Ан-дрея Вер-шин-ско-го. Диа-кон Ан-дрей был боль-шим по-чи-та-те-лем от-ца Иоан-на Крон-штадт-ско-го. 22 фев-ра-ля 1906 го-да про-то-и-е-рей Иоанн слу-жил в хра-ме по-го-ста Упи-ро-ви-чи Но-во-торж-ско-го уез-да, и диа-кон Ан-дрей спе-ци-аль-но при-е-хал ту-да, чтобы по-слу-жить с пра-вед-ни-ком. В 1907 го-ду диа-кон Ан-дрей ушел за штат по со-сто-я-нию здо-ро-вья.
В 1897 го-ду Алек-сандр окон-чил Твер-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию и в том же го-ду по-сту-пил пса-лом-щи-ком в Бо-ри-со-глеб-ский со-бор в го-ро-де Ста-ри-це. Же-нил-ся на до-че-ри свя-щен-ни-ка Ильин-ской церк-ви в го-ро-де Торж-ке Ми-ха-и-ла Ни-коль-ско-го Ели-ко-ни-де. У свя-щен-ни-ка Ми-ха-и-ла Фе-до-ро-ви-ча Ни-коль-ско-го и его же-ны Ев-ге-нии Ми-хай-лов-ны ро-ди-лось три-на-дцать де-тей, в жи-вых оста-лось ше-сте-ро. Стар-шая дочь Ели-ко-ни-да ро-ди-лась в 1878 го-ду, млад-ший сын Ар-ка-дий - в 1900 го-ду. Се-мья бы-ла бла-го-че-сти-вая, Ев-ге-ния Ми-хай-лов-на от-ли-ча-лась доб-ро-той, чест-но-стью и спра-вед-ли-во-стью. По-сле смер-ти му-жа она ста-ла ста-ро-стой Ильин-ской церк-ви.
30 ян-ва-ря 1900 го-да пса-лом-щик Алек-сандр был ру-ко-по-ло-жен во диа-ко-на к Бо-ри-со-глеб-ско-му со-бо-ру в го-ро-де Ста-ри-це. 6 фев-ра-ля то-го же го-да он был ру-ко-по-ло-жен во свя-щен-ни-ка к церк-ви Ар-хи-стра-ти-га Ми-ха-и-ла в се-ле Ми-хай-лов-ском Твер-ско-го уез-да. С 20 ав-гу-ста по де-кабрь 1901 го-да отец Алек-сандр со-сто-ял за-ко-но-учи-те-лем в Яко-влев-ской зем-ской шко-ле Твер-ско-го уез-да.
3 де-каб-ря 1901 го-да умер тесть от-ца Алек-сандра свя-щен-ник Ми-ха-ил Ни-коль-ский, и отец Алек-сандр 10 де-каб-ря то-го же го-да был пе-ре-ве-ден в Ильин-скую цер-ковь в го-ро-де Торж-ке, в ко-то-рой про-слу-жил до дня ее за-кры-тия во-ин-ству-ю-щи-ми без-бож-ни-ка-ми в 1927 го-ду. С 1902 по 1917 год он был в Торж-ке за-ко-но-учи-те-лем в учи-ли-ще Ми-ни-стер-ства про-све-ще-ния.
У от-ца Алек-сандра и Ели-ко-ни-ды Ми-хай-лов-ны ро-ди-лось трое де-тей - две до-че-ри, в 1912 и в 1914 го-дах, и сын Ни-ко-лай в 1918 го-ду. Ни-ко-лай во вре-мя бо-го-слу-же-ний по-мо-гал от-цу в ал-та-ре; с на-ча-лом Оте-че-ствен-ной вой-ны он был при-зван на фронт в со-став 325-го стрел-ко-во-го пол-ка 14-й стрел-ко-вой ди-ви-зии и во вре-мя оже-сто-чен-ных бо-ев 11 сен-тяб-ря 1944 го-да про-пал без ве-сти.
По-сле смер-ти те-стя на пле-чи мо-ло-до-го свя-щен-ни-ка лег-ли все за-бо-ты о его мно-го-чис-лен-ной се-мье, при-том что неко-то-рые де-ти бы-ли еще ма-лы. В 1920 го-ду отец Алек-сандр был на-граж-ден на-перс-ным кре-стом, в 1922 го-ду воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея.
При на-ступ-ле-нии го-не-ний на Рус-скую Пра-во-слав-ную Цер-ковь отец Алек-сандр ни-сколь-ко не усо-мнил-ся в вы-бран-ном им пу-ти слу-же-ния Бо-гу и, об-ла-дая боль-шим ав-то-ри-те-том сре-ди ду-хо-вен-ства и ве-ру-ю-щих, был в 1923 го-ду из-бран ими пер-вым бла-го-чин-ным 1-го окру-га Твер-ско-го уез-да и за-тем утвер-жден в этой долж-но-сти епар-хи-аль-ным ар-хи-ере-ем. В том же го-ду он был на-зна-чен бла-го-чин-ным Бо-ри-со-глеб-ско-го мо-на-сты-ря в Торж-ке. В 1924 го-ду про-то-и-е-рей Алек-сандр был на-граж-ден па-ли-цей, в 1925 го-ду к 25-ле-тию его слу-же-ния свя-той Церк-ви - зо-ло-тым на-перс-ным кре-стом с укра-ше-ни-я-ми.
По-сле за-кры-тия вла-стя-ми в 1927 го-ду Ильин-ской церк-ви ар-хи-епи-скоп Твер-ской Фад-дей (Успен-ский) бла-го-сло-вил об-щи-ну пе-рей-ти в Спа-со-Пре-об-ра-жен-ский со-бор в го-ро-де Торж-ке и на-зна-чил от-ца Алек-сандра на-сто-я-те-лем. Здесь он про-слу-жил до за-кры-тия со-бо-ра в 1931 го-ду, а за-тем был пе-ре-ве-ден в Ни-ко-ло-Пу-стын-скую цер-ковь. В 1932 го-ду про-то-и-е-рей Алек-сандр был на-граж-ден мит-рой. В мар-те 1937 го-да храм при ак-тив-ной под-держ-ке вла-стей был за-хва-чен об-нов-лен-ца-ми и про-то-и-е-рей Алек-сандр остал-ся без ме-ста.
По-всю-ду раз-ли-ва-лось пла-мя все бо-лее бес-по-щад-ных го-не-ний, это яс-но ви-дел и отец Алек-сандр, од-на-ко он ни на ми-ну-ту не по-ко-ле-бал-ся в сво-ем ре-ше-нии про-дол-жать слу-же-ние Церк-ви. Бу-дучи хо-ро-шо из-ве-стен свя-щен-но-на-ча-лию, он был при-гла-шен в мар-те 1937 го-да в Смо-лен-ский храм в по-сел-ке Иван-те-ев-ке Пуш-кин-ско-го рай-о-на Мос-ков-ской об-ла-сти, где про-слу-жил до дня сво-е-го аре-ста.
24 ок-тяб-ря один из со-труд-ни-ков адми-ни-стра-ции шко-лы в Иван-те-ев-ке по-дал до-нос сек-ре-та-рю пар-тий-но-го ко-ми-те-та, ко-то-рый од-новре-мен-но был и сек-ре-та-рем по-сел-ко-во-го со-ве-та в Иван-те-ев-ке. Со-ста-ви-тель до-но-са вы-звал в шко-лу диа-ко-на Алек-сандра Яки-ман-ско-го, де-ти ко-то-ро-го учи-лись в этой шко-ле, и, по-го-во-рив с ним, со-ста-вил сле-ду-ю-щее до-не-се-ние: «Граж-да-нин Алек-сандр Пав-ло-вич Яки-ман-ский (диа-кон церк-ви в по-сел-ке Иван-те-ев-ка) пе-ре-да-ет сле-ду-ю-щее: свя-щен-ник церк-ви в по-сел-ке Иван-те-ев-ка Алек-сандр Ан-дре-евич Вер-шин-ский го-во-рит про-по-ве-ди по празд-нич-ным дням. Эти про-по-ве-ди но-сят мо-нар-хи-че-ский ха-рак-тер. Он неод-но-крат-но был пре-ду-пре-жда-ем граж-да-ни-ном Яки-ман-ским и свя-щен-ни-ком Успен-ским, чтобы не го-во-рил про-по-ве-ди, но Вер-шин-ский не об-ра-ща-ет вни-ма-ние на пре-ду-пре-жде-ния и про-дол-жа-ет го-во-рить про-по-ве-ди.
“У нас воз-ни-ка-ет мысль - с ка-кой це-лью он, Вер-шин-ский, сю-да при-был, ко-гда он в го-ро-де Торж-ке был бла-го-чин-ным, поль-зо-вал-ся ав-то-ри-те-том, имел двух-этаж-ный соб-ствен-ный дом”, - го-во-рит Яки-ман-ский. На-при-мер, он го-во-рил про-по-ве-ди на Воз-дви-же-ние от-но-си-тель-но Кре-ста Гос-под-ня, на Рож-де-ство Бо-го-ро-ди-цы, где го-во-рил о биб-лей-ской ис-то-рии ца-ря Да-ви-да, ца-ря Кон-стан-ти-на (Ви-зан-тий-ская им-пе-рия). Пе-ред Пас-хой го-во-рил про-по-ведь о рас-пя-тии Иису-са Хри-ста, Ко-то-рый был рас-пят вла-стя-ми. Устра-и-ва-ет тор-же-ства, ко-то-рые рань-ше не устра-и-ва-лись в церк-ви, - на-при-мер, на тре-тий день Успе-ния ор-га-ни-зо-вал вы-нос пла-ща-ни-цы и по-гре-бе-ние Бо-жи-ей Ма-те-ри и ход по церк-ви. Есть по-до-зре-ние, ду-ма-ет диа-кон Яки-ман-ский, что свя-щен-ник Вер-шин-ский со-сто-ит в ка-кой-то пар-тии».
10 но-яб-ря диа-кон Алек-сандр был вы-зван на до-прос в НКВД, где, от-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, дал сле-ду-ю-щие по-ка-за-ния: «Я знаю, что Вер-шин-ский поль-зу-ет-ся боль-шим ав-то-ри-те-том. Я пред-по-ла-гаю, что он за-во-е-вал се-бе ав-то-ри-тет сре-ди жен-щин сво-и-ми про-по-ве-дя-ми, ко-то-рые он ча-сто про-из-но-сил в церк-ви; ес-ли го-во-рить о его цер-ков-ной служ-бе, то слу-жит он неваж-но. По-на-ча-лу, ко-гда Вер-шин-ский толь-ко при-е-хал в Иван-те-ев-ку, он в церк-ви го-во-рил про-по-ве-ди чи-сто ре-ли-ги-оз-ные. Впо-след-ствии он стал в сво-их про-по-ве-дях про-тас-ки-вать мо-нар-хи-че-ские идеи, при этом вос-хва-лял быв-ший цар-ский род и от-дель-ных ца-рей. Во все быв-шие ре-ли-ги-оз-ные празд-ни-ки, имев-шие свое зна-че-ние в Церк-ви в до-ре-во-лю-ци-он-ное вре-мя, Вер-шин-ский устра-и-ва-ет тор-же-ствен-ное бо-го-слу-же-ние, и в неко-то-рые та-кие празд-ни-ки он го-во-рит про-по-ве-ди, в ко-то-рые про-тас-ки-ва-ет свои мо-нар-хи-че-ские идеи; так, в част-но-сти, в один из празд-ни-ков вес-ной 1937 го-да вос-хва-лял от-дель-ных ца-рей, как-то: ца-ря Да-ви-да и дру-гих. Осе-нью 1937 го-да в сво-ей про-по-ве-ди го-во-рил о ца-ре Кон-стан-тине и его де-я-тель-но-сти, при этом ста-рал-ся пре-под-не-сти слу-ша-те-лям все в луч-ших крас-ках. Вес-ной 1937 го-да в од-ной из про-по-ве-дей Вер-шин-ский, свя-зы-вая свою про-по-ведь с ожив-шей по-сле зи-мы при-ро-дой, го-во-рил: “При-ро-да рас-цве-ла... мы долж-ны ис-кать луч-шей жиз-ни, рань-ше жизнь бы-ла луч-ше”».
21 но-яб-ря 1937 го-да со-труд-ни-ки НКВД аре-сто-ва-ли про-то-и-е-рея Алек-сандра, а через день - пред-се-да-те-ля цер-ков-но-го со-ве-та Пав-ла Ва-си-лье-ви-ча Ку-зов-ко-ва и чле-на цер-ков-но-го со-ве-та Ни-ко-лая Ива-но-ви-ча Коп-нин-ско-го. Все они бы-ли за-клю-че-ны в Та-ган-скую тюрь-му в Москве.
25 но-яб-ря диа-кон Алек-сандр Яки-ман-ский сно-ва был вы-зван на до-прос к сле-до-ва-те-лю. От-ве-чая на во-про-сы, он по-ка-зал: «Коп-нин-ско-го и Ку-зов-ко-ва я знаю с мо-мен-та мо-е-го по-ступ-ле-ния на долж-ность диа-ко-на в се-ло Иван-те-ев-ку, то есть с 18 фев-ра-ля 1937 го-да, а Вер-шин-ско-го знаю с мар-та 1937 го-да. До по-след-не-го вре-ме-ни мои с ни-ми от-но-ше-ния бы-ли нор-маль-ные, но при-мер-но с по-ло-ви-ны ок-тяб-ря они обост-ри-лись на поч-ве до-хо-дов. Связь Вер-шин-ско-го, Ку-зов-ко-ва и Коп-нин-ско-го бы-ла очень тес-ная и за-клю-ча-лась в том, что они, на-хо-дясь во гла-ве цер-ков-но-го со-ве-та, сов-мест-но ре-ша-ли все во-про-сы, ка-са-ю-щи-е-ся церк-ви, и во-об-ще у них бы-ли лич-ные, дру-же-ствен-ные от-но-ше-ния. Я мо-гу за-явить, что Вер-шин-ский, Коп-нин-ский и Ку-зов-ков бы-ли на-стро-е-ны ан-ти-со-вет-ски. Вдох-но-ви-те-лем ан-ти-со-вет-ских на-стро-е-ний и недо-вольств яв-ля-ет-ся Вер-шин-ский, и он фак-ти-че-ски яв-ля-ет-ся вдох-но-ви-те-лем этой груп-пы. Вер-шин-ский в сво-их про-по-ве-дях вы-ска-зы-вал чи-сто мо-нар-хи-че-ские взгля-ды; так, на-при-мер, на празд-ни-ки Воз-дви-же-ние и Рож-де-ство Бо-го-ро-ди-цы он вос-хва-лял древ-них ца-рей Да-ви-да, Кон-стан-ти-на и дру-гих. В част-ных раз-го-во-рах Вер-шин-ский го-во-рил: “В на-сто-я-щее вре-мя жизнь тя-же-ла и жить невоз-мож-но, ви-но-ва-та в этом со-вет-ская власть”. Си-дя за сто-лом в при-сут-ствии по-сто-рон-них, Вер-шин-ский, об-ра-ща-ясь к по-сто-рон-ним, го-во-рил: “Празд-но-ва-ния на-до уча-стить и со-про-вож-дать крест-ны-ми хо-да-ми, этим мы боль-ше при-вле-чем на свою сто-ро-ну ве-ру-ю-щих”».
За-тем диа-кон дал по-ка-за-ния про-тив Пав-ла Ку-зов-ко-ва и Ни-ко-лая Коп-нин-ско-го, за-кон-чив их сле-ду-ю-щим об-ра-зом: «Со-бра-ния цер-ков-но-го со-ве-та со-би-ра-лись при-мер-но два ра-за в ме-сяц и в раз-ных ме-стах: то в церк-ви, то в квар-ти-ре Ку-зов-ко-ва, то у дру-гих част-ных лиц. И по-сколь-ку уже мно-го при-ве-де-но фак-тов контр-ре-во-лю-ци-он-ных раз-го-во-ров и все эти раз-го-во-ры свя-за-ны в той или иной сте-пе-ни с цер-ков-ным со-ве-том, то, по мо-е-му мне-нию, со-бра-ния цер-ков-но-го со-ве-та яв-ля-лись по-во-дом для контр-ре-во-лю-ци-он-ных раз-го-во-ров и эти раз-го-во-ры в очень скры-той фор-ме пе-ре-да-ва-лись окру-жа-ю-ще-му на-се-ле-нию».
В тот же день был до-про-шен свя-щен-ник Смо-лен-ско-го хра-ма в Иван-те-ев-ке Ни-ко-лай Ми-хай-ло-вич Успен-ский, ко-то-рый по-ка-зал: «Вер-шин-ский, Ку-зов-ков и Коп-нин-ский на-хо-ди-лись меж-ду со-бой в хо-ро-ших вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях, ча-сто по-се-ща-ли квар-ти-ры друг дру-га и осо-бен-но ча-сто со-би-ра-лись в до-ме Ку-зов-ко-ва, где си-сте-ма-ти-че-ски раз-де-ля-ли меж-ду со-бой контр-ре-во-лю-ци-он-ные взгля-ды. Вер-шин-ский, Ку-зов-ков и Коп-нин-ский на-стро-е-ны яв-но враж-деб-но к су-ще-ству-ю-ще-му в СССР строю. Ру-ко-во-ди-те-лем и вдох-но-ви-те-лем дан-ной контр-ре-во-лю-ци-он-ной груп-пы, как в цер-ков-ных де-лах, так и в контр-ре-во-лю-ци-он-ных вы-ска-зы-ва-ни-ях, был Вер-шин-ский. В мар-те 1937 го-да Вер-шин-ский рас-ска-зы-вал о сво-ей ра-бо-те в Торж-ке и го-во-рил, что он устра-и-вал там крест-ный ход, ко-то-рый ком-со-моль-цы хо-те-ли со-рвать, но он был хо-ро-шо зна-ком с чле-на-ми пар-тии и они за-ра-нее его ин-фор-ми-ро-ва-ли, что да-ло ему воз-мож-ность пре-ду-пре-дить ве-ру-ю-щих и дать над-ле-жа-щий от-пор ком-со-моль-цам. В мар-те 1937 го-да по-сле окон-ча-ния служ-бы в церк-ви Вер-шин-ский о при-ме-ня-е-мых к ду-хо-вен-ству ре-прес-си-ях го-во-рил: “Ду-хо-вен-ство за ма-лень-кие пре-ступ-ле-ния, за сло-во ска-зан-ное стра-да-ет пя-ти-лет-ней ссыл-кой или еще чем-ни-будь; во-об-ще, пре-ступ-ле-ния не со-от-вет-ству-ют на-ка-за-нию”. По-сле это-го раз-го-во-ра он стал вы-ска-зы-вать свои контр-ре-во-лю-ци-он-ные взгля-ды по во-про-су о вы-бо-рах в Вер-хов-ный Со-вет. По-сле аре-ста Вер-шин-ско-го на дру-гой день ко мне в дом при-шел Ку-зов-ков и про-сил ме-ня на-пи-сать за-яв-ле-ние во ВЦИК по во-про-су о за-кры-тии церк-ви. Я за-яв-ле-ние пи-сать от-ка-зал-ся. По-сле это-го мы с Ку-зов-ко-вым по-шли к Коп-нин-ско-му, и Коп-нин-ский го-во-рил, что на ре-ли-гию идет же-сто-кое го-не-ние со сто-ро-ны пра-ви-тель-ства, а Ку-зов-ков ска-зал: “Кон-сти-ту-ция на-пи-са-на толь-ко для за-гра-ни-цы, а не для СССР”».
В тюрь-ме, от-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, отец Алек-сандр ска-зал:
- В по-сел-ке Иван-те-ев-ка я на-хо-дил-ся в хо-ро-ших вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях с пред-се-да-те-лем цер-ков-но-го со-ве-та Пав-лом Ва-си-лье-ви-чем Ку-зов-ко-вым, у ко-то-ро-го бы-вал в до-ме. Так-же зна-ком с Ни-ко-ла-ем Ива-но-ви-чем Коп-нин-ским, ко-то-рый хо-тя и по-дал за-яв-ле-ние о вы-хо-де из цер-ков-но-го со-ве-та, но все же цер-ков-ный со-вет про-дол-жал по-се-щать. Дру-гих зна-ко-мых в Иван-те-ев-ке у ме-ня нет. Сколь-ко раз в мое от-сут-ствие со-би-рал-ся цер-ков-ный со-вет, я не знаю. Но я при-сут-ство-вал на че-ты-рех со-ве-ща-ни-ях. На пер-вом со-ве-ща-нии под Пас-ху об-суж-дал-ся во-прос об опла-те пев-чим за пе-ние на Пас-ху. На вто-ром со-ве-ща-нии, в кон-це мая, об-суж-дал-ся во-прос о финан-со-вом от-че-те. В тре-тий раз, в июне, в зда-нии церк-ви, об-суж-да-ли во-про-сы по ре-мон-ту церк-ви. И в чет-вер-тый раз, в церк-ви, об-суж-да-ли про-цесс са-мо-го ре-мон-та, то есть го-во-ри-ли ра-бо-чим о ре-мон-те, до-го-ва-ри-ва-ясь о цене.
- След-ствие рас-по-ла-га-ет фак-та-ми, что в по-сел-ке Иван-те-ев-ка су-ще-ство-ва-ла контр-ре-во-лю-ци-он-ная груп-па цер-ков-ни-ков, в ко-то-рую вхо-ди-ли Па-вел Ва-си-лье-вич Ку-зов-ков и Ни-ко-лай Ива-но-вич Коп-нин-ский, вдох-но-ви-те-лем яв-ля-лись вы. След-ствие пред-ла-га-ет вам по-дроб-но рас-ска-зать, для ка-кой це-ли вы про-во-ди-ли контр-ре-во-лю-ци-он-ную ра-бо-ту, и на-звать дру-гих лиц, ко-то-рые вхо-ди-ли в ва-шу груп-пу, - по-тре-бо-вал сле-до-ва-тель.
- В по-сел-ке Иван-те-ев-ка сре-ди цер-ков-ни-ков ни-ка-кой контр-ре-во-лю-ци-он-ной груп-пы не бы-ло, из чис-ла на-зван-ных лиц ни-кто контр-ре-во-лю-ци-он-ной аги-та-ци-ей не за-ни-мал-ся и сво-их недо-вольств со-вет-ской вла-стью не вы-ска-зы-вал, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- В июле вы в церк-ви сре-ди ве-ру-ю-щих го-во-ри-ли, что со-вет-ская власть ду-шит свя-щен-но-слу-жи-те-лей и за каж-дое оплош-ное сло-во да-ет им по пять лет. Этим вы пы-та-лись у при-сут-ству-ю-щих ве-ру-ю-щих вы-звать жа-лость к свя-щен-ни-кам и нена-висть к со-вет-ской вла-сти. То-гда же и там же вы го-во-ри-ли, что у ду-хо-вен-ства нет воз-мож-но-сти участ-во-вать в вы-бор-ной кам-па-нии, так как их все рав-но вы-бро-сят из ор-га-нов вла-сти вер-хи, хо-тя они бу-дут из-бра-ны ни-за-ми. Эти-ми раз-го-во-ра-ми вы пы-та-лись дез-ор-га-ни-зо-вать вы-бор-ную кам-па-нию сре-ди ве-ру-ю-щих. Рас-ска-жи-те след-ствию, для ка-кой це-ли вы за-ни-ма-лись контр-ре-во-лю-ци-он-ны-ми раз-го-во-ра-ми.
- По-доб-ных раз-го-во-ров по окон-ча-нии служ-бы в церк-ви я ни-ко-гда не вел.
- Ко-гда вы чи-та-ли про-по-ве-ди в церк-ви, вы в этих про-по-ве-дях про-тас-ки-ва-ли контр-ре-во-лю-ци-он-ные мо-нар-хи-че-ские идеи. В част-но-сти, в празд-ник Воз-дви-же-ния вос-хва-ля-ли бла-го-че-стие ца-рей Кон-стан-ти-на, Да-ви-да и ца-риц, ста-вя сво-ей це-лью дать по-нять ве-ру-ю-щим о су-ще-ство-вав-ших бла-го-че-сти-вых ца-рях, хо-ро-шо от-но-сив-ших-ся к на-ро-ду.
- Дей-стви-тель-но, на празд-ник Воз-дви-же-ния я го-во-рил про-по-ведь о зна-че-нии это-го празд-ни-ка. В про-по-ве-ди я го-во-рил о ца-ри-це Елене, так как она свя-за-на с празд-ни-ком, но о ца-рях Да-ви-де и Кон-стан-тине с вос-хва-ле-ни-ем их бла-го-че-стия я не го-во-рил.
- С ка-ко-го вре-ме-ни и на ка-кой ос-но-ве у вас сло-жи-лись контр-ре-во-лю-ци-он-ные взгля-ды?
- У ме-ня контр-ре-во-лю-ци-он-ных взгля-дов не бы-ло.
- След-ствие предъ-яв-ля-ет вам сле-ду-ю-щий факт ва-шей контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти. Вы рас-ска-зы-ва-ли, что для уве-ли-че-ния чис-ла ве-ру-ю-щих по-шли на об-ман ор-га-нов вла-сти и до-би-лись от-кры-тия в го-ро-де Торж-ке мо-щей кня-ги-ни Иули-а-нии. То-гда же и там же рас-про-стра-ня-ли про-во-ка-ци-он-ные слу-хи с це-лью ком-про-ме-та-ции ком-пар-тии, уве-ряя при-сут-ству-ю-щих, что яко-бы мно-гие ком-му-ни-сты бы-ли с ва-ми в сдел-ке и пре-ду-пре-жда-ли вас о пред-сто-я-щих де-мон-стра-ци-ях ком-со-мо-ла про-тив крест-ных хо-дов.
- Мо-жет быть, я и го-во-рил о пе-ре-не-се-нии мо-щей из под-ва-ла в храм, и та-кое пе-ре-не-се-ние мо-щей с раз-ре-ше-ния цер-ков-ной и граж-дан-ской вла-сти бы-ло. В от-но-ше-нии ком-со-моль-цев и ком-му-ни-стов я ни-че-го не го-во-рил.
Сле-до-ва-тель про-дол-жал спра-ши-вать, при-во-дя все но-вые и но-вые «фак-ты» о яко-бы контр-ре-во-лю-ци-он-ной де-я-тель-но-сти свя-щен-ни-ка, но на все во-про-сы отец Алек-сандр от-ве-чал:
- Нет, не при-знаю се-бя в этом ви-нов-ным.

Му-че-ник Па-вел ро-дил-ся 15 июня 1875 го-да в се-ле Иван-те-ев-ка Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье ра-бо-че-го Ва-си-лия Ку-зов-ко-ва. Окон-чил сель-скую шко-лу. В 1887 го-ду по-сту-пил на фаб-ри-ку и ра-бо-тал на под-соб-ных ра-бо-тах, а за-тем, став ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным ра-бо-чим, про-ра-бо-тал на фаб-ри-ке до 1904 го-да. С 1904 по 1906 год он ра-бо-тал на ва-го-но-ре-монт-ном за-во-де. С 1907 по 1932 год Па-вел Ва-си-лье-вич ра-бо-тал сук-но-ва-лом на фаб-ри-ке Лы-жи-на. С 1932 го-да и по день аре-ста ра-бо-тал де-жур-ным на во-до-на-сос-ной стан-ции. 1 ян-ва-ря 1937 го-да Па-вел Ва-си-лье-вич был из-бран пред-се-да-те-лем цер-ков-но-го со-ве-та хра-ма Смо-лен-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри и за это был аре-сто-ван.
- Со-вет-ско-му об-ще-ству из уче-ния Ле-ни-на из-вест-но, что ре-ли-гия - это дур-ман для на-ро-да. Чем мож-но объ-яс-нить тот факт, что вы яв-ля-е-тесь ярым сто-рон-ни-ком и за-щит-ни-ком ре-ли-гии и Церк-ви?
- Я ярым за-щит-ни-ком ре-ли-гии и Церк-ви не яв-ля-юсь, я толь-ко был на-ро-дом вы-бран пред-се-да-те-лем цер-ков-ной два-дцат-ки.
- След-ствию из-вест-но, что вес-ной те-ку-ще-го го-да вы ез-ди-ли в Моск-ву в епар-хи-аль-ное управ-ле-ние за со-ве-том, что на-до де-лать, чтобы не за-кры-ли цер-ковь, а в но-яб-ре вы об-ра-ща-лись в Пуш-кин-ский рай-ис-пол-ком за раз-ре-ше-ни-ем со-бра-ния ве-ру-ю-щих по это-му во-про-су. По-че-му вы след-ствию го-во-ри-те неправ-ду?
- В епар-хи-аль-ное управ-ле-ние я ез-дил. А в рай-ис-пол-ком я хо-дил взять раз-ре-ше-ние на со-бра-ние, чтобы опо-ве-стить ве-ру-ю-щих о за-кры-тии церк-ви.
- След-стви-ем уста-нов-ле-но, что контр-ре-во-лю-ци-он-ная груп-па цер-ков-ни-ков в со-ста-ве Вер-шин-ско-го, Коп-нин-ско-го и вас ча-сто со-би-ра-лась у вас на квар-ти-ре, а ино-гда и в церк-ви, где ве-лись контр-ре-во-лю-ци-он-ные раз-го-во-ры, на-прав-лен-ные про-тив ме-ро-при-я-тий со-вет-ской вла-сти. По-че-му вы скры-ва-е-те это от след-ствия?
- У ме-ня на квар-ти-ре несколь-ко раз со-би-ра-лись чле-ны цер-ков-но-го со-ве-та, но контр-ре-во-лю-ци-он-ных раз-го-во-ров там не бы-ло.

Му-че-ник Ни-ко-лай ро-дил-ся 20 но-яб-ря 1876 го-да в се-ле Иван-те-ев-ка Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье ра-бо-че-го Ива-на Коп-нин-ско-го. В 1888 го-ду окон-чил сель-скую шко-лу и по-сту-пил на ра-бо-ту в кон-то-ру к фаб-ри-кан-ту Лы-жи-ну, где про-ра-бо-тал до 1899 го-да, ко-гда был при-зван в ар-мию. В ар-мии он про-слу-жил че-ты-ре го-да, сна-ча-ла ря-до-вым, а за-тем пи-са-рем 13-го пе-хот-но-го Бе-ло-зер-ско-го пол-ка, квар-ти-ро-вав-ше-го в Поль-ском го-ро-де Лом-жа. В 1903 го-ду он вер-нул-ся на фаб-ри-ку Лы-жи-на и стал ра-бо-тать кон-тор-щи-ком, а за-тем с 1908 по 1914 год - кон-тор-щи-ком в Мос-ков-ской со-еди-нен-ной бир-же-вой ар-те-ли. В 1914 го-ду Ни-ко-лай был при-зван в ар-мию и про-слу-жил до 1918 го-да в ин-же-нер-ном ин-тен-дант-стве в Москве; за-тем вер-нул-ся в Иван-те-ев-ку и за-ни-мал-ся кре-стьян-ским хо-зяй-ством. С 1921 по 1930 год Ни-ко-лай Ива-но-вич ра-бо-тал кон-тор-щи-ком на раз-ных фаб-ри-ках в Иван-те-ев-ке. В 1930 го-ду он по-пал в же-лез-но-до-рож-ную ка-та-стро-фу и вслед-ствие тя-же-лой трав-мы по-лу-чил ин-ва-лид-ность.
С 1935 го-да он был сек-ре-та-рем ре-ви-зи-он-ной ко-мис-сии при цер-ков-ном со-ве-те и за это в 1937 го-ду был аре-сто-ван.
- В ка-ких вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях вы на-хо-ди-лись с пред-се-да-те-лем цер-ков-но-го со-ве-та Ку-зов-ко-вым и по-пом Вер-шин-ским? - спро-сил сле-до-ва-тель.
- Ку-зов-ко-ва я по-се-щал, а так-же и он ме-ня лишь по-то-му, что он был пред-се-да-те-лем цер-ков-но-го со-ве-та, а я до 17 мар-та 1937 го-да - сек-ре-та-рем ре-ви-зи-он-ной ко-мис-сии при цер-ков-ном со-ве-те. В от-но-ше-нии Вер-шин-ско-го, как он ме-ня, так и я его ни-ко-гда не по-се-щал.
- В фев-ра-ле 1937 го-да про-хо-ди-ло со-бра-ние цер-ков-но-го со-ве-та; по-сле окон-ча-ния со-бра-ния вы сре-ди при-сут-ству-ю-щих вы-ска-зы-ва-ли яв-но контр-ре-во-лю-ци-он-ные взгля-ды про-тив со-вет-ской вла-сти.
- Со-бра-ние цер-ков-но-го со-ве-та в фев-ра-ле 1937 го-да бы-ло, но контр-ре-во-лю-ци-он-ных взгля-дов я не вы-ска-зы-вал и ви-нов-ным се-бя в этом не при-знаю.
1 де-каб-ря 1937 го-да трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла про-то-и-е-рея Алек-сандра Вер-шин-ско-го и пред-се-да-те-ля цер-ков-но-го со-ве-та Пав-ла Ку-зов-ко-ва к рас-стре-лу, а чле-на при-ход-ско-го со-ве-та Ни-ко-лая Коп-нин-ско-го - к вось-ми го-дам за-клю-че-ния в ис-пра-ви-тель-но-тру-до-вом ла-ге-ре.
Про-то-и-е-рей Алек-сандр Вер-шин-ский и ми-ря-нин Па-вел Ку-зов-ков бы-ли рас-стре-ля-ны 8 де-каб-ря 1937 го-да и по-гре-бе-ны в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой. Ми-ря-нин Ни-ко-лай Коп-нин-ский был за-клю-чен в Ма-ри-ин-ские ла-ге-ря в Ке-ме-ров-ской об-ла-сти и здесь 15 мар-та 1938 го-да скон-чал-ся.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Но-ябрь». Тверь, 2003 год, стр. 217-229.

ПАЛОМНИКИ
Нас привёл, как поводырь,
дождь от площади вокзальной
в белостенный монастырь
Троицы Живоначальной.

Подле храма, красоты
редкостной, народ ютится.
Неказистые зонты.
Неулыбчивые лица.

Провожает плач дождя
нас до самого собора.
И стихает, перейдя
за дверями в пенье хора.

Дождь остался у крыльца,
а холодные потёки
я в тепле отёр с лица.
Отчего же мокры щёки?

Миновав свечной киоск,
замедляем ход неспешный...
На ладони каплет воск.
Больно! Значит, жив я, грешный.

Знать, и Русь жива, пока
к раке Сергия людская
молчаливая река
все течёт, не иссякая.
Сентябрь 2000

ПОДМОСКОВНАЯ ТЕРПСИХОРА
И каждый вечер, в час назначенный…
Александр Блок «Незнакомка»

Когда над пригородной станцией
закат затеплит облака,
она танцует с детской грацией
у музыкального ларька.

Пускай хрипит его акустика,
пугая крыс и мелких птах, —
где нет ни деревца, ни кустика,
ларёк и есть «рояль в кустах».

И ей, как птице, тоже боязно
одной кружиться на виду
у пассажиров, ждущих поезда,
что с расписаньем не в ладу.

Но завтра снова, в час обещанный,
у жестяных ларёчных стен
продлится танец хрупкой женщины
в немодной куртке до колен.

И пусть кривясь или хихикая
глядят зеваки на неё,
но эта станция безликая
с ней обрела лицо своё.
Май 2002

СЕВЕРО-ВОСТОК
Нине
Эта радость безотчётна,
будто вера в чудеса...
Если радуга бесплотна,
что же делит небеса?

Сверху — темень грозовая,
снизу — ясный полукруг.
Что за обруч, остывая,
в небо выкатился вдруг?

Кто кузнец надежды зыбкой
не на счастье — на покой? —
с тихой любящей улыбкой,
с доброй книгой под рукой.

Как намёк на лучший жребий,
за которым вместе шли,
засиял высо́ко в небе
семицветный нимб земли.
Январь 2005

НЕДОСУГ
Умер дедушка-чалдон.
И жалел я запоздало,
что узнать успел так мало
из того, что помнил он.

Бабушку Господь прибрал.
Забелел у изголовья
уроженки Поднепровья
мрамор — дар саянских скал.

И опять сердился я
на себя, на мир, на Бога,
что успел узнать немного
из её житья-бытья.

Скучный нрав достался мне.
Но пенять на то не смею
ни Днепру, ни Енисею.
Сам бирюк: не льну к родне.

В каждом городе свечу
в расписных церквах российских
ставлю за здоровье близких,
а приеду — и молчу.

Вот и мамин пробил час.
На её сырой могиле
с нею мы поговорили
задушевно... первый раз.

Так на что мне этот бег?
Торопясь от будней к будням,
я опаздываю к людям,
недосужий человек!
Сентябрь 2005

БЛЁСТКИ
У прилизанных морем скал
близ обители соловецкой
я окатыш на память взял
по старинной привычке детской.

Был невзрачен морской голыш,
мал и сер, будто мышь-полёвка,
ну а мне приглянулся... Ишь
как улёгся в ладони ловко!

Днём косматились на ветру
тучи хмурого Беломорья.
Но прояснело ввечеру.
(Или просто глаза протёр я?)

И осколок прибрежных скал
в золотистых лучах заката
сотней звёздочек засверкал!
Чудесами земля богата.

Удивления не тая,
видел каждый, кто был при этом:
озарилась душа моя
на мгновенье небесным светом.
Ноябрь — декабрь 2010

* * *
Смерти не дал глаз Господь,
и она кружит вслепую,
и вынюхивает плоть,
и разит — любую.

И когда бездомный пёс,
пробегавший в полушаге,
заскулит из-под колёс —
поклонись дворняге.
Апрель 2013

ОЖОГ
Семёновка. Родное сердцу имя.
Сибирское село, где вырос я,
чьи рощи и пруды считал своими,
как все мы в детстве, помните, друзья?

Просторный дол и русским, и татарам,
и ссыльным латышам давал приют.
Но чаще — украинцам: здесь недаром
одну из улиц Киевской зовут.

Наш дом на праздник становился тесен:
за стол садилась мамина родня.
Слова застольных украинских песен
мне были внятны, трогали меня.

А в будни патефон, пока пружина,
трудившаяся в нём, была цела,
твердил, что «буйно квiтне черемшина»,
страдал, что «пiдманула, пiдвела»...

То место, где мы жили, нынче голо.
Сельчан переманили города.
Когда в родном селе сгорела школа,
я даже не почувствовал стыда.

Мой «мирный» век утратил поселений
не меньше, чем на Мировой войне!
Иль грех послевоенных поколений —
на ком угодно, только не на мне?

Я как бы не замешан в том разоре?
В уютном подмосковном городке
рассматриваю мир на мониторе
с такими же, как сам, накоротке.

Передо мной Семёновка другая.
Её накрыл ракетный ураган.
Ещё огонь змеится, обжигая
сквозь жидкокристаллический экран.

Ещё не догорел костёр из брёвен,
который запалил для брата брат.
Уж в этом-то я точно не виновен.
Чего же маюсь, будто виноват?

О кровных узах памяткою детской
я тешил душу и не помнил зла.
Семёновка, ожог земли донецкой,
на совести моей рубцом легла.
9-12 июня 2014

ВРАЗУМЛЕНИЕ
Кабы немощью жаловал бес,
открестился б от хвори: «Исчезни!» —
и недуг моментально б исчез...
Нет, Господь посылает болезни.

Чтобы в боли почувствовал ты,
каково бесприютным и нищим.
Чтоб заткнулся от их немоты
над чадящим ещё пепелищем.

Заплати за взросленье души
цену малую страждущей плоти.
А потом и паши, и пиши —
догорай на сподручной работе...
25 февраля 2015

КАРЛИКИ
Выстругай и вправду папа Карло сына,
это был бы Карлсон, а не Буратино.
Из варяжского фольклора

«Божий раб» — до чего же боятся
так назваться подручные тьмы!
Говорят нам с ухмылкой паяца:
«Вы холопы. Cвободные — мы».

В темноте, из которой бесстыдно
лезут гномы, не тратясь на грим,
тут, со света, не всякому видно,
что за ниточки тянутся к ним.

Дергунки, буратины, петрушки,
с лексиконом в полтысячи слов,
нам толкуют, теснясь у кормушки,
смыслы русских корней и основ.

Им, кого распаляют до пота
лишь бордель да эфирный содом,
несуетная наша работа
представляется рабским трудом...

Кто бы ни был ты: воинский сотник
или скотник, пасущий телят, —
ты сначала Господень работник,
а потом уж пастух и солдат.

Это в сказке троится дорога —
въявь у жребия две стороны:
стать надёжным сотрудником Бога
иль продажным слугой сатаны.
27 февраля-2 марта 2015

БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ
...ты поверил, потому что увидел Меня;
блаженны невидевшие и уверовавшие.
Ин. 20:29

Сколь мелка природа человечья,
если книгочей, как в оны лета,
умолчанья и противоречья
ищет в книгах Нового Завета!

Любо знать такому корифею,
с томом Дарвина у изголовья,
что-де по Луке и по Матфею —
разные у Спаса родословья.

О младенцах — иродовых жертвах
пишет лишь Матфей, а чудо в Кане
и восстанье Лазаря из мертвых
только Иоанн включил в Писанье.

Марк молчит о детстве Иисуса
и чудесном дне Его рожденья...
Критик в минусах не видит плюса:
признак подлинности — расхожденья!

А едина истина простая:
в мире, где царили страх и злоба,
умер Он, своих врагов прощая,
и на третий день восстал из гроба.

Смерть поправший собственною смертью,
Он открыл дорогу к вечной жизни
каждому, кто верен милосердью
при любой его дороговизне.

Это всё история, не мифы;
и, уверясь в ней и тем усилясь,
иудеи, эллины и скифы —
пусть пока немногие — крестились.

Были в их числе и грамотеи:
прежний мытарь, врач, толмач, философ —
первопровозвестники идеи,
что сместит языческих колоссов.

Запасали перья и чернила,
приступали, помолясь, к работе.
Записали то, что сохранила
память — не машин, людей из плоти.

Дух Святой, объяв земную сферу,
их дарил прозреньем в равной доле.
Примем ли благую весть на веру?
Нам на то дана свобода воли.
6-9 апреля 2015

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА
...а Словѣнескъ языкъ и Рускыи одинъ.
«Повесть временных лет»

Томик на столе, другой у изголовья...
Тысяча имён под лампой в сорок ватт.
Лишь одно из них навек вошло в присловья:
«Пушкин — наше всё» и «Пушкин виноват».

«Наше всё»: душа, натура, совесть наша —
ценности, что мы пытаемся сберечь.
А «виновен» — в том, что туже патронташа
лад его и строй скрепили нашу речь.

Римский шлем сменив на штатовскую каску,
Запад не поймёт, каков наш крест земной.
Мы «одинъ языкъ». То тесто, чью закваску
Пушкин обновил. Поэт всему виной.
17 -24 апреля 2015

Иномарочник в СССР – почти преступник и антисоветчик. Опыт обладания запретными капиталистическими плодами в условиях социализма.

Удивительно позитивный выпуск.
Александр Николаевич Вершинский, человек который начиная с 70-х годов позволял себе ни только иметь капиталистический автомобиль и не раз и не один:), но и восстанавливая их в одиночку давать им вторую жизнь.
И это при:
- том, что автомобили ему доставались неликвидными, в состоянии близком к утилю
- отсутствие парт билета
- при многотомных заведенных на него делах (за нетрудовые доходы)
- тотальном дефиците всего и вся (от запчастей до ГСМ)


АСЛАНЯН: Добрый вечер.

Сегодня в истории программы «Экипаж» самый великий день. Потому что у меня в гостях Вершинский Александр Николаевич.

Александр Николаевич Вершинский – это человек, личное знакомство с которым в биографии оставляет отметину, ну, равную приблизительно, наверное, «Герою Соцтруда». Человек, который в жизни лично знаком с Вершинским – это уже человек, который, как после посвящения в самое великое, может себе позволять только достойные поступки, не может позволять себе недостойные. Вообще живет с крыльями и по-другому. Это потому, что он знает лично Вершинского. Добрый вечер.

ВЕРШИНСКИЙ: Добрый.

АСЛАНЯН: Александр Николаевич Вершинский – это тот человек, который при советской власти позволил себе совершенно антисоветское поведение, будучи, в общем-то, ученым, и даже не дочкой Брежнева и не сыном Косыгина, ездить на иномарках. На иномарках в советской действительности, в общем-то, не ездил никто. До этого знака доблести нужно было дослужиться, долизаться, дожить, быть посмертно награжденным. Ну, либо просто преуспеть в карьерном росте. А вот так, чтобы, например, какой-нибудь Александр Николаевич Вершинский позволил себе иномарку – ну, знаете ли!..

В отместку за это на Александра Николаевича было многотомное дело в МВД, и причина, по которой Александра Николаевича не посадили, не известна ему даже до сих пор. Мне тоже, кстати, не известна.

ВЕРШИНСКИЙ: Повезло.

АСЛАНЯН: Ну, так бывает. Причем Александр Николаевич закончил Энергетический институт, не имел блатных родителей, не имел абсолютно никаких стартовых условий, которые позволяют нашему советскому человеку оказаться за рулем машины, например, «Datsun». «Datsun» по тем временам, знаете ли, это было еще более прилично, чем сейчас. Или «Porsche». И это все в биографии одного человека. А «Chevrolet»? В 1970 году – в СССР, в Москве, «Chevrolet», на улице, длиной с «Ikarus»? Так не бывает.

Притом, что это всего лишь на всего следствие интереса и навыка человека работать не только головой, но и руками. Не подумайте, что карманником в метро – нет, просто умел чинить.

Александр Николаевич, как так получилось? Как вам, во-первых, советская власть это простила? А во-вторых, как это все произошло?

ВЕРШИНСКИЙ: Сережа, меня вынудили к этому. Я же по классовому происхождению говно нации – интеллигент, понимаете ли. И машину купить как таковую мы не могли. Очереди на машину среди нас не существовало. На заводах существовала, а в институтах – нет. Единственное, что я мог, это я мог путем больших усилий получить очередь на списанную машину. Списанное такси, списанные инвалидные машины, будь то «Запорожец» или такси. Вот все, что было в моих силах.

АСЛАНЯН: Это в Институте океанологии академии наук?

ВЕРШИНСКИЙ: Да. В любом институте.

АСЛАНЯН: Ну, собственно да. Академик он, как человек заведомо вшивый, с чего бы он вдруг на новой машине-то поехал.

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, никаких новых. Поэтому, простояв в очереди несколько лет, ты вдруг, счастливый, получал открытку на списанную «Волгу». И была площадка Южный порт. Но это утиль. Вы представляете, машины, которые в такси прослужили семь-десять лет, это просто кусок…

АСЛАНЯН: Это документы.

ВЕРШИНСКИЙ: Это в лучшем случае документы. Так не было кузова, салонов, и так далее. Все мечтали это делать, и, в общем, это был способ приобретения автомобиля. Но рядом с этим поляной на болоте иногда… И вам давалась эта же открытка на несколько дней вы могли в течении нескольких дней выбирать. Вдруг что-то придет новое, и так далее. Три-пять дней открытка действовала, а потом все, уходи, твоя открытка пропала? Иногда стояли вот эти самые неприятные красавцы.

АСЛАНЯН: УПДК?

ВЕРШИНСКИЙ: Да. Их купить не имел права никто, только по специальным письмам, по специальным бумагам, отдельная публика. Но ее же было не так много – сумасшедших русских, которые хотели бы купить вот такое на свою голову счастье. Они были, и самые лучшие машины, конечно, они отбирали. Но это отдельная очередь, она нас, простых советских людей, не касалась
Но среди них, как правило, оказывались те, которые никому не нужны. «Datsun», гнилой по уши, без фар и с рваным салоном. Или «Volvo» – ну кому она нужна? Это же должен быть человек, который рехнулся, да, а деньги это все стоило немалые. Вот так мне в руки попадал вот этот иностранный утиль.

АСЛАНЯН: Вы оказались, тем не менее, человеком, который в эту очередь влез?

ВЕРШИНСКИЙ: Да-да-да.

АСЛАНЯН: Но все-таки академический институт.

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, это не элитная очередь. Это очередь…

АСЛАНЯН: Но разрешение ж нужно было получить. Для того чтобы просто хотя бы подойти к этому «Datsun» и ковырнуть его ногтем…

ВЕРШИНСКИЙ: Я получал открытку о том, что она мне дает право купить списанную «Волгу».

АСЛАНЯН: И вот здесь рядышком стоял утиль иностранный, который все прекрасно понимали, что нельзя поднять ни за какие деньги…

ВЕРШИНСКИЙ: Да, да.

АСЛАНЯН: …Престижа не будет, а разорение будет сразу.

ВЕРШИНСКИЙ: Да.

АСЛАНЯН: И тут Александр Николаевич Вершинский, как человек из океанологии, не столько ходящий по земле, сколько в совершенно другой среде обитающий…

ВЕРШИНСКИЙ: Да. Вот тут…

АСЛАНЯН: Подкрался – и?

ВЕРШИНСКИЙ: Да. И надо было выбрать и решить… Рискуя, конечно, рискуя, это же все не заводишь, ничего: «Беру вот эту», – на веревке схватил и потащил домой.

АСЛАНЯН: Кто был первым?

ВЕРШИНСКИЙ: Какая была первая машина?

АСЛАНЯН: Да.

ВЕРШИНСКИЙ: Вот тут я, конечно, память уже у меня… Зубы выпадают, память отказывает.

АСЛАНЯН: Но Ленина-то вы помните живым?

ВЕРШИНСКИЙ: Да. С трудом, конечно.

АСЛАНЯН: Потому что я… Это тот самый анекдот: «Я Ленина живым видел». «А я – в гробу».

ВЕРШИНСКИЙ: Да-да-да-да. Вот у меня тут уже путается. По-моему, это был «Chevrolet Bel Air».

АСЛАНЯН: А год на дворе стоял…

ВЕРШИНСКИЙ: Плюс-минус год простят мне слушатели? Примерно 1970-й.

АСЛАНЯН: Это в МВД сейчас, когда листают ваше дело, они смотрят, насколько вы точны в своих показаниях.

ВЕРШИНСКИЙ: Да.

АСЛАНЯН: Но мы-то можем себе люфт в годик туда-сюда.

ВЕРШИНСКИЙ: Люфт такой, да.

АСЛАНЯН: А в 1970 году Александр Николаевич Вершинский купил себе «Chevrolet Bel Air» какого года? Сколько лет было машине той?

ВЕРШИНСКИЙ: Вот вы меня уже спрашиваете…

АСЛАНЯН: Но она же была уже немолодая?

ВЕРШИНСКИЙ: Конечно.

АСЛАНЯН: Она уже должна была побегать по посольствам…

ВЕРШИНСКИЙ: Конечно.

АСЛАНЯН: …По нашей стране…

ВЕРШИНСКИЙ: И, кроме того, у нее стучал двигатель, когда мы завели. И вот тут, собственно…. Вот эта каждая покупка и была вторым научно-исследовательским институтом. А как убрать этот стук? Как ее оживить? Мы придумывали какие-то новые технологии – запчастей же не продавали, как вы понимаете, да.

АСЛАНЯН: Не существовало.

ВЕРШИНСКИЙ: Не существовало, да. И поэтому вот обрастаешь какими-то умельцами, знакомыми, людьми, которые из ржавой железки могли там новый распредвал изготовить. И так далее. Проблемы начинались с первого дня.

АСЛАНЯН: Слушайте, сотрудники академических институтов, нормально совершенно с сопроматом совладев, очень хорошо варили, красили, лудили, паяли. Ну, академики же.

ВЕРШИНСКИЙ: В общем-то, да. Таких было много, которые так делали, да.

АСЛАНЯН: Но тем более все-таки у многих из них были тренинги в ГУЛаге, когда академическая перспектива совмещалась с умением, например, валить лес. Поэтому люди были очень рукастые. И иногда даже своим детям завещали.

Вы же помните, как, например, Василий Аксенов, почему он стал врачом (перед тем как диссидентом)? Потому что ему мама сказала, что в лагере есть шанс выжить только врачу. У всех остальных нет. Поэтому сопряжение профессий и готовность всегда ответить на вызовы времени, особенно в академических кругах, сочеталась с очень неплохими слесарными навыками.

ВЕРШИНСКИЙ: Сережа, у меня это дело еще глубже, так сказать, вот у вас же поверхностное проникновение в тему. Потому что, помните, как Высоцкий говорил, он довоевывает, он все время писал песни почему-то про войну, хотя сам не воевал. И я тем более. Но я тоже валил лес. Я много лет валил лес.

Я, как бы, знаете как, был царь и немножечко шил. Я был раньше сотрудником, летом я ездил валить лес, ну, чтобы заработать денег, а зимой, длинными зимними вечерами, я после работы чинил машины. Я и лес валил, у меня все это в руках, здесь.

АСЛАНЯН: Квалификация. Но вы же еще между делом дельтапланы строили, которых в нашей стране никто, по большому счету, не строил.

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, уже тогда это все было. Этакие первые были попыточки приподлетать. Уже делали.

АСЛАНЯН: Ну, как известно, первый дельтаплан стартовал у нас в 1952 году со стройки университета, когда зэки просто устроили побег. Не рассчитали, на общие работы вывели людей, которые перед этим строили самолеты. И на листах фанеры – один был сбит, остальные улетели. У Солженицына эта история описана, откуда в нашей стране взялся дельтаплан: как всегда, за вами, академиками, не досмотрели.

ВЕРШИНСКИЙ: Тут, надо сказать у меня пробел, а мой дельтаплан первый. А мы про дельтапланы будем говорить или не будем? Это интересно.

АСЛАНЯН: А мы про дельтапланы обязательно, но мы все-таки сейчас на счет «Chevrolet». Цену вы помните, сколько она тогда стоила?

ВЕРШИНСКИЙ: Только примерно конечно. Все иномарки, которые мне доставались, это все был утиль. И все они были не меньше, а, в общем, иногда и больше цены новых «Жигулей».

АСЛАНЯН: Где-то так больше 5000-6000 рублей?

ВЕРШИНСКИЙ: Да. Когда я приволакивал во двор очередную машину, местные люди, которые выпивали благородно портвейн или играли в домино, говорили: «Вот, дурак, опять пригнал, вместо того, чтобы взять нового «Жигуля». А когда через год или полтора…

АСЛАНЯН: Мы сейчас прервемся на новости, а потом узнаем, чем все закончилось через год или полтора.

Новости
АСЛАНЯН: Вершинский Александр Николаевич в советский период жизни, при советской власти, позволял себе ездить по этой стране, на «Chevrolet Bel Air», купленном в 1970 году на помойке. Так притащили вы эту штуку во двор, алкоголики вздрогнули за ваше здоровье, оплакали утиль…

ВЕРШИНСКИЙ: Минуточку, я бы попросил не оскорблять лучшую часть, так сказать, все-таки нашего человечества, эти люди не чужды мне.

Одним словом, через год-полтора, обычно у меня уходило год-полтора, на то, чтобы выкатить эту машину уже в таком виде, когда эти благородные люди тут же садились писать на меня донос: «Ну как, он вообще обнаглел?! Опять купил такую красавицу. И ты будешь говорить, что это та, которая простояла…» – это норма, это была просто для меня норма. Эти же Ваня с Петей, которые со мной благородно пили портвейн весь год, когда выходила машина из гаража, ну, примерно полтора года уходило, большой объем работ был, тут же строчили донос: «Ну, как, сволочь, купил опять роскошную машину – на какие деньги?» И это повторялось регулярно.

АСЛАНЯН: «Chevrolet Bel Air», вообще-то, простить нельзя ни в какую.

ВЕРШИНСКИЙ: Ни в какую, абсолютно, там на капоте спать можно.

АСЛАНЯН: А когда вы на этой машине вот после ремонта выехали, Москва содрогнулась? Ведь проезд подобной машины означает, что милиция разбегается, потому что понятно, что это все-таки едет лично Брежнев, либо его дочка.

ВЕРШИНСКИЙ: Вы себе даже не представляете, сколько раз это все проистекало. В общем, у меня это вызывало улыбку, не сходящую с лица, потому что милиционер либо перекрывал все движение на улице…

АСЛАНЯН: Все-таки прогиб – защита.

ВЕРШИНСКИЙ: А то.

АСЛАНЯН: В 1970-м купили, а в 1971-м Александр Вершинский, океанолог в Академии наук, спокойно так вот выезжает…

ВЕРШИНСКИЙ: Да, это все было очень комично. Если я ехал по Рублевке, а красивые места у нас с вами там, гулять же туда надо ездить было, тоже все замирало.

АСЛАНЯН: Отдавали честь, в том числе даже просто люди, которые шли мимо по тротуарам, на уровне рефлекса?

ВЕРШИНСКИЙ: Да-да, это было очень смешно.

АСЛАНЯН: Таксисты, а это были на тот момент самые резвые ребята, они тоже тихо уползали на обочину.

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, ну, это была совершенно другая езда, конечно, совершенно другая езда. Либо делали вид, что тебя нет, ты не существуешь, ты прозрачен, либо все условия для тебя – это было роскошно совершенно, это просто я становился королем.

АСЛАНЯН: Человек, спокойно купивший себе Советский Союз, и перемещающийся по нему… Сейчас для того чтобы на трех желтых «Калинах», нужно все-таки дивизию внутренних войск с собой тащить на хвосте. Вам-то было проще.

ВЕРШИНСКИЙ: Мне было проще, да, а главное – времена были спокойные.

АСЛАНЯН: Но вы же на этой машине должны были заехать на заправку, зайти в магазин. На заправке бензина нет, а тут подъезжаете вы – и?..

ВЕРШИНСКИЙ: Это больная тема, и она касалась любой иномарки, не говоря уже о наших простых машинах: высокооктановый бензин отсутствовал. Эти машины, на нашем бензине детонировали, перегревались и болели, мягко говоря. Поначалу было много хлопот, и это тоже требовало инженерной мысли. Мы вводили воду в мотор, через регулируемую иглу…

АСЛАНЯН: На уровне пара.

ВЕРШИНСКИЙ: Да, нужно рассчитать, примерно не больше 10%. Это старая тема, на самолетных моторах она использовалась. Вы вводили отдельный бачок, и тогда можно было ездить на бензине. Это было мучение, все равно зимой надо было греть. А потом, все-таки общество наше не стояло на месте, для владельцев иномарок в Медведково образовалась специальная контора, которая по предъявлению документов, выдавала вам тонну… Не выдавала, а ты имел право купить тонну роскошного бензина, который пах одеколоном и продавался на Кропоткинской.

АСЛАНЯН: Да, на Кропоткинской – это тоже знаменитая совершенно заправка, на которой никогда не было очередей и не было машин. Там еще «Чайки» правительственные заправлялись.

ВЕРШИНСКИЙ: И я.

АСЛАНЯН: И вы. И после этого милиционеры окончательно понимали: «Не дай бог, он просто посмотрит в мою сторону».

ВЕРШИНСКИЙ: А представляете, как он пах? Бензин пах так, что можно было вместо духов, не было же французских, и можно было им душиться.

АСЛАНЯН: Если пролил на штаны, то, в общем, ничего зазорного.

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, ну просто пахло лучше, чем до этого.

АСЛАНЯН: Но вот эта машина ведь не меняла вас, но меня мир вокруг, в целом. На «Chevrolet Bel Air» в 1971 году ездить по Москве – это же означало все-таки, что пространство ломалось, и политическая система шаталась. На вас не выходили спекулянты, с предложением джинсы вам продать или у вас жвачки купить?

ВЕРШИНСКИЙ: Вы знаете, потом, я же этим много лет занимался, появлялась вот такая публика, которая как бы думала, что тут им и место. Но я ни с кем никогда не вступал в контакт, меня это не интересовало. И кроме того, наверное, обладание такой машиной должно было меня вообще заставлять, так сказать, нос немножко задирать. Как-то я обошелся без этого.

АСЛАНЯН: Милиция когда поняла, что с вами все-таки нужно плотно работать? Как быстро они проявили интерес на какой машине, на первой? Или они все-таки подождали немножко?

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, я долго пользовался. Ну о чем вы говорите, у нас с вами олимпиада…

АСЛАНЯН: 1980-й.

ВЕРШИНСКИЙ: 80-е. Еще до 1980 года. Вот в 1980 году они долго ко мне приглядывались и все-таки остановили, посчитав, что я посетитель игр, я приехал на этой машине.

АСЛАНЯН: Но это когда на улице, а в МВД, там, где ваше личное дело сопровождало все купли-продажи, когда наконец состоялся разговор с тем человеком, который должен был познакомиться лично с антисоветчиком Вершинским?

ВЕРШИНСКИЙ: Ну, это примерно в 1982 году, примерно так.

АСЛАНЯН: Система подошла к вам системно, со всех сторон: остановили на улице один раз, а потом все-таки позвали в министерство на разговор?

ВЕРШИНСКИЙ: Да.

АСЛАНЯН: И о чем был разговор в министерстве?

ВЕРШИНСКИЙ: Это было на Октябрьской площади.

АСЛАНЯН: Главное управление?

ВЕРШИНСКИЙ: Да-да, там было очень интересно. В общем-то, откровенно, совершенно откровенно было высказано: «Мы знаем, чем вы занимаетесь, вы попадаете под статью «Нетрудовой доход». Я немножко поперхнулся и спросил: «Как? Я весь день работаю на заводе, все выходные провожу в гараже, после работы бегаю, точу что-то…» – и так далее. Но статья называлась однозначно – «Нетрудовые доходы».

АСЛАНЯН: И почему она не была предъявлена?

ВЕРШИНСКИЙ: Я думаю, потому что Перестройка надвинулась.

АСЛАНЯН: Просто время спасло?

ВЕРШИНСКИЙ: Да, я думаю, что да.

АСЛАНЯН: Потому что, в принципе, к 1982 году, когда состоялся разговор, у вас какая по счету была иномарка?

АСЛАНЯН: Уже было так много, что вы даже не шли по разряду диссидентов, уже нужно было просто чем-то экономическим вас прихлопнуть?

ВЕРШИНСКИЙ: Да, и каждую из них я чинил, примерно…

АСЛАНЯН: Это неважно, вот это в личном деле совершенно никого не волновало.

ВЕРШИНСКИЙ: Да, никого не волнует, да.

АСЛАНЯН: Но это означает, что вы купили машину, условно говоря, за 5000, полтора года ее реанимировали, а потом вынуждены ее продать за те же самые 5000, потому что иначе это нетрудовой доход, если хотя бы один рубль вы получили.

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, к счастью, все было не так грустно. Отремонтировав машину и приведя ее состояние люкс, я там каждую гаечку полировал. После моих рук она выходила совсем непохожей на то, что заезжало в гараж. Я мог ее сдать официально в комиссионный магазин и назначить любую цену.

АСЛАНЯН: И это, так или иначе, через какое-то время находило следующего покупателя.

ВЕРШИНСКИЙ: Да-да, потому что спрос был, долго она не стояла. Потому что либо рядом стояла моя, которая садись и езжай, либо ржавая, гнилая и битая…

АСЛАНЯН: Следующая ваша.

ВЕРШИНСКИЙ: Да, следующая моя. Поэтому это, в общем-то, все было достаточно оборотисто.

АСЛАНЯН: Я так понимаю, все-таки материальная составляющая в этой процессе, особую роль не играла, это было инженерное любопытство? Или что вам мешало отремонтировать это «Bel Air» и ездить на нем всю оставшуюся жизнь?

ВЕРШИНСКИЙ: Вы какой-то странный человек, а жить мне на что?

АСЛАНЯН: На академическую зарплату. Академия наук СССР, там рублей 90 же было, плюс-минус.

ВЕРШИНСКИЙ: Да-да, было, конечно.

ВЕРШИНСКИЙ: В Академии наук такого не было.

АСЛАНЯН: Только чай со слоном?

ВЕРШИНСКИЙ: Нет, это только на заводах так было, в Академии наук пайка не было.

ВЕРШИНСКИЙ: Ничего.

АСЛАНЯН: Даже талонов на рубашку?

ВЕРШИНСКИЙ: Ничего не было.

АСЛАНЯН: Да, тогда действительно нужно было как-то крутиться. И после «Chevrolet Bel Air», следующая машина какая была?

ВЕРШИНСКИЙ: Да, если бы вы меня предупредили, что надо составить такой реестр, я, конечно, не помню…

АСЛАНЯН: Но мы же не в последний раз.

ВЕРШИНСКИЙ: Будем надеяться. Да, Сережа, давайте назовем, это был «Dodge». «Dodge» примерно такого же класса, «Dodge Dart», по-моему, это был «Dodge Dart». Такой же американец с огромным капотом, на котором можно танцевать.

АСЛАНЯН: V8?

ВЕРШИНСКИЙ: Конечно.

АСЛАНЯН: Коробка непонятно какая, потому что автомат.

ВЕРШИНСКИЙ: Ну, главное, чтобы она ехала.

АСЛАНЯН: Да, но лечить ее было просто нечем, в принципе, потому что ближайший аналог – это «ЛиАЗ».

ВЕРШИНСКИЙ: Вы знаете, везло, хотя нет, с коробками тоже была проблема, уж если мы коснулись коробки. Но давайте вернемся к этому «Dodge».

АСЛАНЯН: После новостей как раз продолжим.

Александр Николаевич Вершинский о… топливном обжорстве

Воля ваша, но что-то неладно с этим механизмом, если месячная пенсия, утром перелитая в бензобак автомобиля, начисто исчезает после одного дня ерзания по городу. Дальше так жить нельзя! Необходимо решительно искать причину сей несуразицы. Что ж, попробуем…

Жрать – жадно есть
Из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова

Недолив на бензоколонке? Но не на столько же! Хотя кто его знает… Помнится, еще в годы развитого социализма один мой знакомый подсчитал, сколько ему лично за год недолили бензина на одной и той же заправке. Подсчитал и позавидовал чужим доходам, а, позавидовав, накатал кляузу в вышестоящую организацию, адрес которой любезно украшал АЗС. Через месяц его (клеветника) персональное дело рассматривалось на партсобрании, спровоцированном ответным письмом, отпечатанным на гербовой бумаге министерства нефтеперерабатывающей промышленности. Вот так-то… Одна «беда» – в наши дни недолив не в моде (см. многочисленные отчеты в прессе).

Значит, получается, что вытекает? Запросто. К примеру, через «левый» топливный фильтр или неплотно закрывающиеся форсунки. Другой вариант – эстеты от музыки могли привинтить сабвуфер к полу багажного отделения, не рассчитав длину шурупа, причем сделали это так ловко, что и бензобак просверлили. Скажете, нереально? Сам видел! Еще один вариант – машина долгие годы простояла в сыром гараже в ожидании таможенной или какой другой очистки, отчего и прогнили бензотрубки, бензобак и уплотнительные резинки форсунок...

Ладно, едем в автосервис, а там машин видимо-невидимо, и все с нашим диагнозом – «обжорство», и из каждой орут: «Давай подробности!» В том смысле, чтобы им разъяснили, в чем дело. И вот какую лапшу чаще всего вешают на уши клиентам... Мастер первой смены уверенно говорит, что обнаружена «повышенная длительность открытия форсунки», то есть это повод двигателю «кушать» сверх меры. Так что пока разбираемся… Второе контактное лицо автосервиса «грузит» следующим образом: с его слов, «болезнь» двигателя заключается в пониженной компрессии! В результате и свечи забрасывает, и катализатор забился. Сумму расходов прикидываем, звоните позже… Очередному мастеру тоже недосуг переговорить с коллегами по цеху. У автомобиля завис EGR-клапан дожига выхлопных газов – это раз. Неисправны высоковольтные провода – два. Да и показания МАР-сенсора не в норме. Выясняем, ждите…

Четвертый автомобильный доктор неожиданно бодро заявляет, что машина готова! «Как, почему вдруг?» – спрашиваете вы и слышите в ответ нелитературное про бензин, забитые шлаком форсунки, умершие кислородные датчики и т.д. В общем, забирайте, не выпендривайтесь! А что, сваренная вышеприведенная порция «лапши» вполне съедобна (то есть правдоподобна), но нельзя исключать и другие причины повышенного потребления топлива:
– двигатель исправен, а ненормальный расход бензина вызван дефектной АКП;
– расход топлива только кажется завышенным по причине неисправных приборов или колес нештатного диаметра;
– расход великоват из-за заторможенных колес;
– одометр автомобиля оцифрован в милях, поэтому количество израсходованного бензина нужно делить на путь в км, уже в 1,6 раз больший;
– если убрать «кирпич» с педали газа, то расход горючего непременно упадет.

И еще: верить нормам расхода, декларированным инструкцией, следует с натяжкой...

P.S. О названии данной статьи. Для тех, кто не говорит по-французски, поясняю: весенний Париж 1973 года был обмотан очередями желающих увидеть фильм «La grande bouffe», что в переводе звучит как «Большая жратва»...