Оптина пустынь шамордино где находится. Расстояние от деревни шамордино до деревни оптина пустынь

Оптина пустынь шамордино где находится. Расстояние от деревни шамордино до деревни оптина пустынь


Развивая начатый ранее разговор о Козельске , покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.

1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:

2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.

3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:

4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в Иверском монастыре . Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.

5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...

6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:


7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:

8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:

9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:

10. Один из келейных корпусов:


11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:

12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:

13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:

14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:

15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:

16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:

17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.

18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:

19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.

20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:

21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:

22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:

23. Больничный корпус и церковные мастерские:

24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:

Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.

Не думаю, что в Оптину Пустынь приезжают случайные туристы — у неё такое месторасположение, которое напрочь отметает любую туристическую спонтанность: «А не заехать ли нам по дороге?».

Нет — ~200 км до Калуги, потом ~70 км до Козельска в 7 км от которого в сосновом вековом лесу уютно устроилась Оптина Пустынь на берегу речки со здоровым названием Жиздра — просто так никто не поедет. И даже если вам покажется ваше намерение посетить Оптину пустынь случайностью — например, вас внезапно озарит идеей туда съездить, или вашим глазам попадется заметочка с маршрутом, а ваши уши поймают мысль о поездке от знакомого или от медийного источника — не называйте это случайностью.

Потому что это — ваше личное невидимое приглашение в Оптину Пустынь от Оптинских Святых Старцев.

Зачем?

Каждый на этот вопрос ответит только после визита. Или не ответит. Но в любом случае посещение Оптиной Пустыни — будет не рядовым путешествием-охотой за достопримечательностями, и не будет очередным симпатичным монастырём. И в любом случае Оптина Пустынь займёт в вашей душе, в вашем сердце особое место — как бы ни пафосно звучала эта фраза сейчас в нашем меркантильном мире. Из Оптиной просто так — вы не уедете, потому что-то обязательно с собой унесёте. Что это будет? Ну, по меньшей мере, и точно — вы задумаетесь о разных вещах.

Как описывать Оптину Пустынь? Это как открыть сердце. Описать, конечно, можно — церковь такая то, век такой то, стиль такой-то. Но это не передаст того душевного наполнения, которое даёт Оптина Пустынь. Состояние это какое-то неуловимое, неясное — ты же не можешь определенно заявить, да я вошёл в Пустынь таким то, а вышел с сияющим нимбом на голове. Словами не поймать это невидимое в тебе и вокруг тебя. Да ещё в наш материалистический век, когда всем всё надо пощупать. Я читала чей-то отзыв, люди были разочарованы — приехали, мол, в такую даль, а чево смотреть, ничево особенного тут и нет.

В общем то, какая-то правда в этом есть. До 1985 года здесь были — развалины. Оптина пустынь — это новодел. И если решили поехать сюда за архитектурным выпендрежем, то — не надо, поворачивайте обратно.

Оптину Пустынь освещают люди — святые Оптинские Старцы. Даже странно об этом писать. «Сияние жизни этих людей до сих пор освещает жизненные пути множества других».

Шамордино — находится в 14 км от Оптиной Пустыни и это — у-д-и-в-и-т-е-л-ь-н-о-е по природной красоте место и совершенно необычный (казалось бы для такой маленькой деревеньки) и прекрасный по архитектуре собор. Духовная идея создания женского монастыря в этом месте принадлежит одному Охтинскому Старцу — Амвросию, а материальное воплощение — известному московскому купцу Перлову. Чтобы заранее оценить масштабы своего будущего изумления при виде собора, надо сказать, что этот купец владел в Москве магазином, который и по сей день поражает нас своим замечательным китайским интерьером — это знаменитые «Чай-Кофе» на Мясницкой.

Идея поездки.

«Случайность». Случайная встреча. Случайные слова.

Как то, пробегая по Тверской, я решила вдруг заглянуть в любимое мною подворье Валаамского монастыря (2я Тверская-Ямская). По-моему, мне захотелось купить детских сказок (там есть книжная лавка). Зашла в маленькую церковь на 1-ом этаже, народу кроме меня и ещё одной женщины — никого. Вдруг заходит молодой полный парнишка в подряснике. Его совершенно по-детски искреннее общение я уже наблюдала в церковной и книжной лавочках на 2-ом этаже., где он жизнерадостно нарушил умиротворяющую тишину: «Здравствуйте. Вот я приехал. Сегодня обратно. Но решил вот к вам заскочить. Как ваши дела? А я к врачу ездил в Москву…». Его все тоже радостно приветствовали. В общем, этот парень также непринужденно и легко завязал разговор с нами. Он рассказал, что он послушник из Оптиной Пустыни, что недалеко от Козельска, что его поставили на тяжелую послушание в коровник, и у него лопнули сосуды в глазах, потом перевели в церковную лавку, а сейчас он приехал на медконсультацию, вечером обратно, каких-то 4 часа и он уже у себя. Предложил нам написать записки, а он передаст.

Мы написали, отдали ему, расплатились, поблагодарили, поболтали ещё и распрощались. И всё.

Всего дел на пятнадцать минут, а в голове осталось — Оптина Пустынь, Козельск. И где это? …

Что интересно: прямо накануне перед поездкой мы с мужем вдруг внезапно начали ураганно ссориться. Ну, скажу я вам, что 9ти бальный шторм на картине Айвазовского по сравнению с накалом наших страстей можно назвать почти что штилем, а «Король ринга» — милым чаепитием с баранками. Даже не знаю — как поехали всё-таки. Точно говорят святые старцы, что «всякому доброму делу предшествует или последует искушение»….

Мало того. Тоже любопытно. Обычно я могу написать рассказ о путешествии достаточно быстро — было бы драгоценное время. Села (обычно ночью), погрузилась в воспоминания и понеслось. Здесь же, писать об Оптиной было невозможно — не могу и всё тут, и не по причине того, что сложно — просто откуда не возьмись стали отвлекать разные дела. Как назойливые мухи, причём даже не важные, а наоборот, какие-то очень завлекающие, как из рога изобилия посыпались внезапные приглашения на всякие приятные мероприятия-вечеринки-дни рождения.

А ещё несколько раз улетал текст. Только напишешь, утрёшь пот с лица, но что-то глючит файл и вместо текста — белая бумага.

Поэтому не удивлюсь, если и вас начнёт внезапно «ломать» — типа «что-то мне неохота читать». Вот точно, как будто хвостами кто-то перед лицом машет.

Путеводитель.

Дорога.

От Москвы до Калуги: можно ехать либо по Киевскому, либо по Калужскому шоссе — через ~100 км (в районе Обнинска) они встречаются в круге, после чего вы выезжаете на отличную скоростную дорогу до Калуги. В сам город заезжать не надо — поэтому вы ориентируетесь на указатель Калуга-2, это объездная трасса. Далее по мосту через Оку направо (слева остаётся Калуга), далее за очень длинной деревней без садов — Карекозево будет еще один мост через Оку направо. Это направление Перемышль — Козельск. Дорога до Козельска хоть и узкая, но отличная, т. е. 100-120 км/ч — это нормальная скорость.

Начиная от Перемышля — самый красивый участок дороги. Я, конечно, представляла себе окские красоты после поездки в Поленово. Но здесь …. Если бы рисовала пейзажи к мультфильмам по русским народным былинам, то ничего придумывать не надо. Приезжай сюда, садись, зарисовывай. Дорога идёт по холмам — вверх-вниз. Вправо-влево расстилаются зеленые бархатные просторы до горизонта. Сейчас весна, поэтому краски либо сочно-ярко-зеленые (трава) либо солнечно-желтые (одуванчики, сурепка). Пейзаж, действительно, былинный. Холмы — идеальной округлой формы стелятся волнами. Где-то блеснёт спинка речки. Где-то живописно расставлены кучерявые группы деревьев. Где-то пасутся стада крошечных пестрых коров. Вот точно где-то там по этим холмам скачут Алеша Попович с Добрыней Никитичем. Прозрачно-голубое небо смыкается с бархатным волнисто-бугристым травянистым ковром где-то о-о-чень-очень далеко. Не зря горизонт раньше назывался по другому — окоём. Действительно глазами, т. е. очами не объять, не охватить все это грандиозное природное творение. Где-то я читала, что это «национальный парк, раскинувшийся вдоль бассейна рек Угры и Жиздры — свыше 110 гектаров великолепного ландшафта с уникальной флорой и фауной». Русская Швейцария — можно было бы ещё так сказать, если бы не встречающиеся двухэтажные обшарпаннейшие панельные дома с развешанными простынями (в каком-то поселке) и бабульки в немыслимо стареньких болоньевых плащиках 60-х годов и платочках.

Экология здесь, хочется думать, замечательная. Деревни, хоть и проездные, но очень тихие, машин не так уж много. Интересно, что в деревнях строго по очереди продаются продукты: в одной молоко, в другой яички, в следующей снова молока, дальше снова яички и т. д. J Кстати, картошка здесь — необыкновенно вкусная. Мы купили ведро на обратной дороге, потом уже дома попробовали — рассыпчатая, белая — ну, хоть возвращайся обратно.

Шамордино находится где-то ~ в 14 км не доезжая Козельска. В Козельск можно не заезжать и сразу свернуть на Оптину Пустынь (есть указатель). Но мы, конечно, этого делать не стали. Проехать мимо старинного Козельска — да ни за что! И не пожалели.

Оптина Пустынь.

Господи, ну как же начать то!

Не получится у меня плавного повествования — это точно. Фрагменты будут — из того, что думаю, что прочитала, что увидели.

Когда до Козельска оставалось всего несколько километров, мы мчались в радостном предвкушении, по обеим сторонам дороги расстилались луга до горизонта, вдруг слева на удивление внезапно и неожиданно показался какой-то совершенно сказочный городок. Золотые сверкающие луковки, разноцветные здания — голубые, розовые, салатовые — точно из пушкинской сказки «остров на море лежит, град на острове стоит, с златоглавыми церквами, теремами и садами». Ощущения были именно такими — как будто на чьей-то ладони разместился дивный город. Причем все это достаточно далеко, впереди бегут луга, далеко стеной стоит тёмно-зелёный лес. Удивление было такое сильное, что мы даже не сразу поняли что это — Оптина Пустынь.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание». Н. В. Гоголь.

«Монастырь выглядел, как корзина белых лилий на фоне синего леса». Из Солоухина.

Основание Оптиной Пустыни относится к кон.14-нач.15в. По одной легенде его основал покаявшийся разбойник Опта, который в постриге принял имя Макария, и некоторое время пустынь называлась Макарьевой. По другой — двумя веками раньше монастырь могли заложить с городом козельские князья.

От Козельска к Оптиной тоже ведет очень красивая дорога, за рекой Жиздрой с шоссе вы делаете плавный поворот и попадаете в густой, высокий, мощный сосновый бор.

Дорога выводит к огромной парковке. Справа — стена сосен-великанов — на толстых янтарных ногах густые шапки из сосновых иголок. Впереди — разноцветная Оптина Пустынь.

Проходим через монастырские ворота в сливочного цвета крепкой стене и глаза начинают ходить туда-сюда. Надо сначала разобраться в постройках.

Слева:

Церковь (совершенно новая, небольшая, во имя? не запомнила).

Колокольня.

Справа:

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь), 1811.

Оптинский некрополь.

Собор в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы (Введенский собор), 1750-1771.

Храм в честь преп. Марии Египетской и св.прав. Анны (на реставрации).

Сзади Введенского собора:

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирская церковь), 1996.

Сзади Казанской церкви:

Часовня в память Оптинских иноков.

Мы знали, что по монастырю проводят экскурсии, поэтому после определённых поисков нашли, наконец, домик, где всё оформили (за воротами, справа, низенький домик-вагончик, вход в него тоже справа сбоку). За 15 минут до нас ушла большая экскурсия, если бы мы в неё вписались, то билеты обошлись бы ~ по 70-100р., а так для нас двоих — 700р. Но это стоит того. К нам после недолгого ожидания подошла скромная женщина, в длинной юбке и платке — Людмила Васильевна и стала нас водить по храмам и рассказывать. Если бы мы не взяли экскурсию (она длится около часа, который пролетел незаметно), то многое бы потеряли.

У нас у всех разные глаза, разное душевное наполнение, разные приоритеты и цели по жизни. Очень многие в священнослужителях усиленно видят определенные вещи. Заходят, к примеру, в монастырь, видят священника садящегося в иномарку и сразу исторгают радостный ярлык: «Ооо, ну мы так и знали, ишь поп на джипе ездиет, РПЦ, вот он опиум для народа. Всё нам я-ясно!» А что ясно — непонятно. Я не спорю, что среди священнослужителей встречаются, конечно, всё встречается и бывают, бывает. Но разве один такой «поп», два, десять, сто таких служителей могут дать тень на русскую церковь, на русскую веру? Да не получится у них при всем желании — не липнет оно к такому глубочайшему и чистейшему понятию как русское монашество. Это, наоборот, вы пачкаете своими мыслями самого себя, раз всего лишь по первым поверхностным впечатлениям создаёте «глобальное мнение» и готовы видеть только один цвет. «Пусть не остается в вас надолго плохой помысел, ибо он наносит вред. Он подобен мухе, садящейся на мясо и откладывающей яйца. Вскоре в мясе появляются черви. Так и плохой помысел, когда он остается в уме, причиняет большой вред».

Один истинный монах, то есть человек, невероятно устремленный к Богу, а значит к любви и добру, кроме своей души вытаскивает из тьмы тысячи других душ. Истинный монах-молитвенник, продравшийся через колючую проволоку человеческих страстей, хотений, и грехов, приобретает твердую веру и мягкий характер, дар к душеведению и ясновидению, творит чудеса. Мудрость — богатство зрелых людей. Оптинские старцы — это свет нации.

Моисей, Антоний, Лев, Макарий, Иларион, Амвросий, Анатолий I, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий II, Нектарий, Никон, Исаакий II.

В позапрошлом столетии к какому-нибудь сухонькому маленькому старцу выстраивались в очередь тысячи и тысячи человек, и у каждого своя проблема, боль, вопрос: «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».

Какой-нибудь чересчур пытливый ум точно озаботится размышлениями: «Ну, раньше, все к старцам за советом шли — так этож понятно: телика не было, журналов с красивыми картинками тоже, ни книжных лабиринтов тебе, ни интернета, ни isq! Как же это люди жили-то без футбольных новостей, прогноза погоды и сериалов? Уму непостижимо! Вот и к старцу сходить — это уже развлечение».

Так почему же и сегодня, сейчас при таком-то изобилии, люди сюда не просто идут — валом валят. Почему вопросы — всё те же? «Помоги, батюшка. Подскажи. Не туда идем мы. Направь. Не знаем как поступить. Посоветуй. Болит душа. Исцели».?

Продолжение следует.

http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, http://pamsik.livejournal.com — новые фотографии из путешествий. Авторские права на текст полностью принадлежат автору — НатА. Полное или частичное воспроизведение, копирование, тиражирование текста на любых носителях, в т. ч. на Веб-сайте, возможно только при обязательной гиперссылке на сайт и упоминании имени автора.

Заголовок я выбрал, возможно, не самый удачный, ведь и Шамордино, и уж особенно Оптина Пустынь известны далеко за пределами и калужской земли, и России вообще. Но так уж случилось, что оба этих знаменитых монастыря располагаются именно в Калужской области и без того богатой на исторические и архитектурные памятники. Благодаря очередной (уже шестой для меня) экскурсии от магазина путешествий Оптина пустынь - Шамордино , я закрыл еще несколько белых пятен в этих краях.

Монастырей я видел довольно много и на самом деле не ожидал увидеть чего-то такого, что сможет меня поразить. Та же Оптина Пустынь по фотографиям не впечатляла какими-то особенными архитектурными решениями, а Шамордино видиломь одним из многочисленных уже раннее виденных монастырей. Однако, как это нередко бывает (как в лучшую, так и в худшую стороны), в жизни все оказалось совсем иначе...

Я уже так привык к хорошо организованным экскурсиям, что даже позабыл, когда ездил куда-либо "дикарём". Садишься себе рано утром в автобус и сразу погружаешься в замечательные рассказы. Что примечательно, начинаются они сразу с отъезда от места сбора и пока едем по Москве, мы уже слушаем про неё, и по области... А я то думал, что хорошо знаю родной город и прилегающие области, ага... Не удивлюсь, если уже для навигаторов придумали, что-нибудь, что не только отображает интересные места по пути следования, но и озвучивает это, но с профессиональным, любящим свое дело экскурсоводом это сравнить тяжело. У меня даже утренняя дремота прошла. А сколько я по дороге узнал про Льва Николаевича... Вообще, таких направлений от Москвы не одно, где слово за слово и возникает фигура великого писателя. А я по дороге к Оптиной Пустыне вспоминал другого великого писателя - Достоевского, который вывел монастырь в своем последнем романе "Братья Карамазовы". Упоминает он о нем в главе о старцах, да и сам монастырь в описываемом Скотопригоньевске, послушником которого был, Алеша Карамазов, это как раз некоторый собирательный образ из Оптиной Пустыни и Никольского Косинского монастыря близ Старой Руссы. Возможно, кто-то из знаменитых оптинских старцев также был прототипом для старца Зосимы из романа. Оптина Пустынь знаменита на всю Россию уже довольно давно. Уже с конца 18-го века монастырь является представителем духовного возрождения.

Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Славилась да и славится своими старцами. Про само это явление очень хорошо описано опять же в Братьях Карамазовых.

После ознакомления с рядом источников в Оптиной Пустыне я ожидал увидеть столпотворения и суету. Видилось мне все это масштабов Троицко-Сергиевой Лавры, но на деле, несмотря даже на субботний день, народу здесь было сравнительно немного, не наблюдалось ни какой-то особенной суеты. Попрошаек много, это да, но это характерно для очень многих подобных мест и не только у нас в стране. Сам монастырь оказался довольно небольшим (хотя размеры подсобного хозяйства, например, впечатляют), но удивительно живописно расположенным. Он внезапно является на подъезде к Козельску, среди полей и реки. С архитектурной точки зрения он тоже ничем таким не поражает, но, как бы избито это не звучало для характеристики подобных мест, здесь ощущается сильная энергетика, да и едут сюда не за архитектурой и скорее всего не за историей.

Выглядит монастырь довольно современно. Внутри есть и современные постройки, да и старые все отреставрированны, ведь почти 80 лет советской власти в этих стенах чего только не располагалось - от дома отдыха и военного госпиталя, до концлагеря «Козельск-1», размещалось около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь и проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. Стены эти помнят не мало трагических судеб - на Пасху 1993 года здесь душевнобольным сатанистом были убиты три монаха монастыря - иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Но немало и светлых историй, связанных с Пустнью: чудесных исцелений, явлений, открытий. Не зря слава этих мест крепка и поныне. Сюда стекаются паломники из разных городов и стран.

1. На парковке целый ряд автобусов из разных городов, много приезжает беларусов.

4. Церковь Иллариона Великого (1874).

5. Источник возле скита Иоанна Предтечи

6. Скитские Врата с колокольней. В скиту хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

9. Церковь Марии Египетской и Анны Праведной

10. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери - одна из современных (1988 год) построек на территории монастыря.

13. Если спуститься от монастыря к бодренькой Жиздре, то тут вообще никого, лишь пустой весенний монастырский сад.

14. Колокольня и самая старая постройка монастыря - Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.

19. По дороге до Шамордино нас завезли в очень необычный как снаружи, так и внутри Спасопреображенский храм (1787) в селе Нижние Прыски. В 1924 г. храм закрыли. А здание местный колхоз использовал под склад зерна. В 1942 г. село заняли немцы. Они приказали жителям очистить храм от зерна и привехавшему с ними священнику разрешили проводить Богослужения. В 1943 г. советские войска освободили село и закрыли храм.

20. Храм построен в 1731 г. помещиком Н.В. Ртищевым.

25. В храме есть очень необычные иконы. Например, эта - Преображения Господня, созданная с активным использованием различных минералов.

Потом поехали в Шамордино и если честно, это была самая яркая часть поездки. Во-первых фантастической красоты виды (что, для Калужской области, вообще во многом справедливо, вспомнить тот же Боровск да и саму Калугу), во-вторых на территории очень красиво и ухожено, в третьих сам Собор Казанской иконы Божией Матери впечатляет размерами и убранством (все иконы внутри собора вышиты бисером - такого я не встречал нигде). Шамордино можно разглядывать на фотографиях, но они, честно, мало что передадут.

Казанская Амвросиевская Шамординская Горняя пустынь Основана в конце XIX в. оптинским старцем Амвросием. Здесь, навещая свою сестру, бывал Л.Н. Толстой.
В советские годы здесь расположилось сельскохозяйственное училище, где начинал свою педагогическую деятельность Б.Ш. Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск.

26. У стен пустыни торговля с различными вкусностями, столь привычными для русского человека.

31. Собор Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

Адрес обители: Калужская область, Козельский р-н, п. Каменка, с. Шамордино. Телефон: 8484422-61-62 и 2-16-49. Посетить монастырь можно ежедневно в любое время года с 8.00 до 20.00. Вход бесплатный.

Во все времена для строительства монастырей выбирались особые места - подальше от шумных городов, среди лесов и полей. Но такой красоты, как в окрестностях Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, не найти даже в более известных обителях.
Длинная дорога среди обычных пейзажей средней полосы внезапно приводит к возвышенности, покрытой лесом, над которой поднимается стройный собор. Это похоже на иллюстрацию к историческим хроникам или старинным сказкам.

Как добраться до Шамординского монастыря

На машине из Москвы
Деревня, рядом с которой выстроена обитель, расположена в 220 км от столицы в 14 км от Козельска и 20км от прославленной Оптиной Пустыни. Двигаться по М3 до указателя поворота на г. Калуга, продолжить движение по Р93. С нее уйти на Р92, двигаться, не сворачивая до деревни Каменка. За ней поворот направо, на Шамордино. Монастырь искать не придется - купола Казанского собора видны далеко.
Общественный транспорт
Из Москвы до Калуги доехать на электричке, затем на автобусы, идущие от автовокзала до Козельска или Сосенского, Хвастовичей, Ульяново. Выйти, не доезжая до Козельска, в пос. Каменка. Дальше можно доехать до деревни Шамордино на автобусе или такси. Последний километр до обители придется пройти пешком.
Можно воспользоваться автобусами, идущими от метро "Теплый стан" на Козельск или до Хвастовичей и Сосенского. Выйти на остановке "Каменка".

Правила поведения в обители

Кроме обычных требований к соблюдению тишины и чистоты на территории посетителям рекомендуется соблюдать строгий дресс-код. Для мужчин это брюки рубашки с длинным рукавом и костюмы. Женщинам - платки, одежда с длинным рукавом и юбки длинной ниже колена. Майки, шорты, открытые сарафаны недопустимы.
Строго запрещено:
- курение и употребление спиртного;
- прослушивание мирской музыки;
- вход в монашеские корпуса, отвлечение сестер праздными разговорами;
- фото и видеосъемки внутри храмов и других монастырских зданий запрещены. Не разрешается фотографировать сестер.

Собираясь посетить Казанско-Амвросиевскую пустынь - один из красивейших монастырей Калужской области самостоятельно нужно обдумать, где можно остановиться на ночь, если в планах провести здесь более одного дня. Проживание в монастырской гостинице предоставляют только организованным паломническим группам по предварительным заявкам.
В монастыре есть чайная и трапезная, но питание одиночным путешественникам в них не предоставляется даже за плату. Придется приобрести продукты по пути в Шамордино. Поэтому многие путешественники стараются объединить посещение обители с расположенной неподалеку Оптиной пустынью.
Среди основателей женских монастырей России много святых старцев. Шамординский монастырь - любимое создание отца Амвросия Оптинского, место, где прошел последний год его жизни, где он скончался в октябре 1891 года.

История Пустыни

Место, где с 1884 года создавался монастырь, принадлежало вдове помещика Ключарева, известной своим благочестием и добрыми делами. Под ее покровительством находились несколько сирот и престарелых бедных вдов. Позже она примет постриг под именем Амвросии, пожертвовав свое имущество на создание маленькой монашеской общины. Руководить несколькими насельницами призовут схимомонахиню Софию. Статус монастыря община получит через 7 лет. С самого начала старцем Амвросием будет установлено, что приходящих женщин принимают независимо от возраста, сословия и без внесения денежного вклада. Таких обителей в России больше не было.
Обширное монастырское хозяйство развивалось в разных направлениях - кроме обычных для общин гончарных, обувных, швейных и ткацких мастерских, тут имелись типография, печатали фотографии, работали иконописцы, были мастера по золочению и чеканке. Работы мастериц-златошвей славились по всей России.
После смерти старца Амвросия по установившейся традиции духовниками становились старцы из Оптиной пустыни.
Большая часть зданий строилась на постоянные пожертвования С.В. Перлова, крупного торговца чаем, многие поддерживавшего монастырь своими деньгами. Следом за возведенным в 1901 Казанским собором, строят богадельню и больничную церковь. За ними начнут работы над трапезной и водонапорной башней. Почти сразу на территории монастыря появится дом благодетеля Перлова.
Все строения возводились в типичном для конца XIX - начала XX веков псевдорусском архитектурном стиле. Благодаря этому сложился гармоничный комплекс, сохранивший и сегодня свою строгую красоту.
К 1917 году под руководством игуменьи Валентины находилось примерно семьсот монахинь с послушницами. Они содержали приюты для убогих и девочек-сирот, богадельню и больницу. При монастыре действовали странноприимный дом и аптека. К чудотворным иконам "Спорительнице хлебов" и "Казанской божьей матери" шли паломники из отдаленных мест.
Но уже через год монастырь закроют, вывезя иконы, сняв кресты с церковных куполов и колокола. Все, представлявшее ценность - храмовые сосуды, драгоценные оклады с икон и облачения священников, будет собрано и вывезено в неизвестном направлении. Принадлежащие монастырю обширные земельные угодья национализируют, но до 1923 года монахиням и послушницам позволят оставаться при обители, став членами сельскохозяйственной артели. Тогда ее упразднят, связав с контрреволюционной деятельностью.
Большинство монахинь будет выслано на Соловецкие острова и в окрестности Караганды, другим повезет больше - им позволят жить рядом с Козельском или уехать в родные места.
Монастырские здания долго использовались не по назначению. Сельскохозяйственный техникум устроят в Казанском соборе, уничтожив росписи и разделив высокое строение на два многокомнатных этажа. Большую часть использовали под классы, а в алтаре заместили комбайн, использовавшийся как учебное пособие. Трапезную переоборудуют в клуб и кинозал, в богадельне поселят учащихся. В домовой церкви установят перекрытия и поделят внутренними перегородками. Служившую жильем старцу Амвросию старенькую келью разберут, а просторный дом, возведенный над ней, чтобы уберечь от воздействия непогоды и разрушений станет гаражом. В кельях монахинь появятся новые жильцы. Станет общежитием каретный сарай. Пострадает небольшое кладбище - надгробные плиты покоившихся там сестер пойдут на строительство в ближайших деревнях, Усыпальницу настоятельниц просто разрушат. Отсутствие своевременного ремонта приведет к постепенному обветшанию еще недавно крепкие и ухоженные здания. Обширный фруктовый сад, заботливо взращиваемый десятилетия, вырубят.
В Великую Отечественную в одном из зданий разместят военный госпиталь, говорят, что его пациенты выздоравливали от серьезных ранений быстрее обычного.

Возрождение Шамордино

Монахини вновь вернулись в разрушенную обитель только весной 1990 года. Их было только десять, а работы по восстановлению постепенно возвращаемых зданий предстояло много. Сначала восстановили бывшую богадельню и домовую церковь "Утоли моя печали". Весной 1997 года их освятят. По старинной традиции духовником вновь открытой обители станет игумен Поликарп из оптинской братии.
За прошедшие двадцать шесть лет удалось восстановить большую часть монастырских зданий. А дом, некогда выстроенный над кельей старца, перестроен в небольшую церковь преп. Амвросия Оптинского, первую в России. В июле 1996 года его освятил патриарх Алексий II.
Несколько лет идет строительство скита и церкви на участке за кладбищем. Он будет освящен в честь "Спорительницы хлебов" и святых равноапостольных княгини Ольги с князем Владимиром.
Сегодня восстановлены мастерские и монахини, как в годы процветания обители, вышивают золотыми нитями хоругви, плащаницы и парадные облачения, пишут иконы и расшивают оклады для них бисером. Работают чеканная и витражная мастерские. При обители возделываются обширные огороды, есть пасека и скотный двор. Оказывают помощь малоимущим, детям-инвалидам. В открытую воскресную школу приходят сельские дети. В планах восстановление приюта для девочек-сирот и возведение разрушенной после революции усыпальницы настоятельниц, строительство часовен при святых источниках и колокольни.
Жизнь Казанской амвросиевской женской пустыни продолжается по заветам преподобного Амвросия Оптинского и схимомонахини Софии, ставшей первой настоятельницей. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь и совершается полный круг богослужений.

Святыни обители

Паломники едут в монастырь, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев, под чьим покровительством находилась обитель с первых дней и чудотворным иконам.
Одна из них - написанная в 1890 Божия Мать "Спорительница хлебов". Ее писали по видению преподобного Амвросия. Считалось, что она способна защитить поля от вредителей и природных катаклизмов, одаривать щедрым урожаем и оберегать людей от стихии. Списки со знаменитой иконы (копии) вместе с молитвой и благословением преподобного старца часто получали приходившие к своему духовному отцу местные землевладельцы. Преподобный Амвросий, указавший день празднования "Спорительницы", был через год похоронен именно в этот день.
Рассказы о силе молитв перед этой иконой разошлись сначала по Калужской губернии, затем по все России. Позже в монастырских хрониках появились новые свидетельства ее чудотворной силы, и списки-копии разъезжались по стране. В монастыре сейчас находится одна из таких копий. Оригинал после закрытия монастыря исчез, позже его обнаружат в Литве, в настоящее время он остается за пределами России.
Казанская Божия Матерь - вторая из чудотворных икон, тоже имеет длинную историю. Появилась она в Белёвском монастыре как заклад, принесенная неизвестной женщиной, которой срочно требовались деньги. Настоятельница матушка Амвросия примет ее, дав страннице 10 рублей. Позже за закладом никто не вернулся и Казанская останется в обители. Сестры скоро заметят чудотворную силу небольшой иконы - лампадное масло, взятое от нее, могло излечивать недуги. С того времени в память о появлении образа масло для ее лампады закупалось всегда ровно на 10 рублей.
Позже икону перенесут в Шамординскую обитель, тогда же впервые заговорят и ярком свете, исходящем от чудотворного образа. Икона утрачена в шестидесятых, когда ее передали в одну из церквей в ближайшей деревне. Старинный образ был украден и больше о нем информации не появлялось. Казанская Божия Матерь в Шамордино написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе Афон и передана для Казанского собора осенью 1999 года.

Храмы Шамординского монастыря

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери остается главным их храмов обители. Работа С.Шервуда до сих пор удивляет своей величественной красотой. Выполненный из красного кирпича с пятнадцатью золотыми главами-куполами в русском стиле, он кажется пришедшим из старинных сказок. Кажется невозможным из обычного кирпича сотворить эти узорные наличники над высокими арками окон, декоративные подзоры и кокошники, полуколонны и щипцы. Не менее впечатляюще выглядит здание внутри. Просторное, с высокими сводами потолка не покрытыми привычной росписью, оно создает ощущение легкости и возвышенности. В нем находятся две самые прославленные иконы монастыря. Монахини искусно вышивают бисером и золотом, среди икон много вышитых их руками. Снаружи со стороны алтаря устроены 4 могилы - трех первых настоятельниц и благодетеля, фактически выстроившего основную часть монастырского комплекса на свои средства купца С. Перлова. До революции здесь располагалась усыпальница (проект Б.А.Савицкого), но от нее сохранились лишь части фундамента.
Первую настоятельницу матушку Софию считают местночтимой святой. Пришедшая к постригу после ряда испытаний, она многое делала для становления пустыни вместе с преподобным Амвросием. Известно о нескольких случаях исцеления, произошедших на ее могиле.
Храм преп. Амвросия Оптинского
Скромный домик-келья служил жилищем старца Амвросия, много времени проводившего в этой обители и умершего в нем. К преподобному шли паломники в поисках духовных советов. После смерти старца С.В.Перлов поможет возвести вокруг кельи кирпичный "футляр", чтобы сохранить ее. Когда обитель закрыли, то келью перевезут в д. Шамордино. В строении-футляре устроят гараж. До нашего времени здание сохранилось сильно поврежденным и его пришлось восстанавливать.
Церковь Пресвятой Троицы
Была построена первой из монастырских храмов и освящена в октябре 1884 г. В честь Казанской иконы. Изначально располагалась на том месте, где сейчас стоит Казанский собор. Перед закладкой будущего собора в 1889 небольшую старую церковь переносят на край кладбища, а через год вновь освятят, но уже в честь Пресвятой Троицы. Здесь отпевали преподобного Амвросия. Через год состоялось освящение придела в честь "Живоносного Источника". Почти двадцать лет церковь была единственным действующим монастырским храмом. Но после закрытия обители его разрушили и только в 2006 году начались первые работы по восстановлению. Осенью 2008 года на его куполах вновь появятся кресты, но работы по внутреннему убранству пока продолжаются. Большая их часть выполняется местными мастерами.
После храма можно побывать на старом кладбище, начинающемся прямо за стенами. Там покоятся многие насельницы Шамордино прежних лет.
Церковь "Утоли моя печали"
В конце XIX века супруга благотворителя обители С.Перлова Анна Яковлевна дала средства на строительство богадельни, рассчитанной на проживание 60 неизлечимо больных женщин. К двухэтажному зданию пристроена небольшая церковь, освященная осенью 1902. Богадельню закроют вместе с монастырем, отдав под размещение учреждений. Церковь, сильно поврежденная, периодически использовалась в разных целях. Ее восстановят и освятят весной 1990 года. Богадельню вновь откроют спустя несколько лет. Сейчас она служит жилищем для состарившихся немощных сестер, их около тридцати. Кроме скромных келий на одного-двух человек в ней оборудовали палату для лежачих больных с хорошим уходом и круглосуточными дежурствами. Есть маленькие прачечная и трапезная. Здание выглядит уютным и ухоженным, окружающая территория засажена цветами. На еженедельные службы в храме собираются все обитательницы, кто-то приходит сам, кого-то навещают в кельях.
Другие здания монастырского комплекса строились в разные годы, но при выборе архитектурных проектов предпочтение отдавалось единому стилю.
Трапезная
К красивому зданию в два этажа из красного кирпича можно пройти, обойдя вокруг Казанского собора. Средства купца Сергея Васильевича Перлова позволили воплотить в кирпиче проект Р.И. Клейна. На этом месте в начале 1890-х стояла усадьба первых владельцев небольшого имения семьи Калыгиных. С собором трапезную соединял теплый переход. Супруги С.и А. Перловы помогли и полностью оборудовать трапезную. Здание пытались разрушить сразу после упразднения монастыря и восстановили только в 1997 году.
Сейчас второй этаж занимают кухня, гостевой и сестринский трапезный залы. Первый этаж отдан под цеха, кроме молочного, где ведется переработка молока, и кондитерского устроены рыбный и консервационный. Монахини делают заготовки выращенных ими овощей и фруктов своего сада на весь год. Есть небольшая сушильня, где сушат фрукты и собранные грибы.
За трапезами читаются жития святых. В трапезной по праздничным дням кормят до 500 человек. Но паломников принимают только организованными группами и по предварительной записи.
Водонапорная башня, построенная на деньги С.Перлова, действует с 1906 года, расположена сразу за трапезной. Она выполнена в том же архитектурном стиле, что и остальные здания.
Больница
Создавалась в 1905 на пожертвование А.Я.Перловой. Здесь могли получить медицинскую помощь сестры, паломники и жители соседних деревень. Амбулатория способна была принять в сутки до 200 пациентов. В больничных палатах размещали около 60 человек.
Сегодня в здании работает своя амбулатория. Кроме приемного кабинета есть процедурный, лаборатория, стерилизационная, перевязочная и оборудование для физиотерапии. Работает стоматолог и создан маленький, всего на 10 мест стационар. Для послушания при больнице избирают сестер с соответствующим медицинским образованием и опытом. Второй этаж отведен под златошвейную и пошивочную мастерские.
Дом Перлова
Московский купец, искренне любивший обитель и фактически построивший ее от храмов до типографии и хорошо оборудованных мастерских, выстроил просторный дом для своей семьи, часто бывавшей здесь. Умирая, он завещал похоронить его при обители. Его вдова, оставшаяся в Москве, много времени проводила в монастыре с детьми и внуками. Незадолго до кончины она принимает постриг, получив имя Амвросия. Дом удалось восстановить и сейчас он выглядит так же, как и при его владельцах Перловых.

Святые источники Шамордино

Окрестности всегда были богаты на большие и малые родники. Пока существовал монастырь, монахини много времени отдавали уходу за известными источниками. После его закрытия лишившиеся заботливого присмотра родники постепенно заболачивались, часть из них забыта и практически исчезла. С возрождением обители сестры вновь расчистили и привели в порядок несколько ближайших. Теперь неподалеку от монастыря известно два родника с целебными свойствами.
"Живоносный источник" найти легко - достаточно выйти из монастыря по единственной дороге и повернуть около указателя налево. Дальше придется идти по крутой лестнице в 200 ступеней, сделанной в благодарность за избавление от болезни брата благотворителя. Анатолий много раз преодолевал крутой склон холма, неся на руках больного брата. Дорожка начинается от Троицкой церкви. При источнике выстроены часовня и купальня, где можно совершать омовения (только в соответствующей одежде). Принято окунаться три раза с молитвой и просьбой к святым и Богородицу. Температура воды около +4 градусов. Колодец защищен от попадания дождей и вода в нем пригодна для пить.
Обязательно задержитесь на смотровой площадке, оттуда открываются редкостно красивые пейзажи, а на скамейках можно отдохнуть от утомительного подъема и спуска, наслаждаясь чистым лесным воздухом и особой атмосферой этих мест. Лучшее время для посещения источника - поздняя весна, лето и начало осени.
От Живоносного можно пройти к Казанскому источнику свернув от последних ступеней лестницы влево. Дальше придется идти по узкой тропинке. Это недалеко, но после дождя глинистый грунт сильно раскисает. Желательно заранее позаботиться о подходящей обуви Считается, что его вода сможет помочь при болезнях глаз, поэтому ее часто набирают с собой. Слава о целебных водах идет давно, поэтому у него постоянно бывают паломники. Купальни у родника нет.

Что привезти из Шамордино

Статус действующего монастыря не предполагает продажи обычных туристических безделушек. Но в церковных лавках можно приобрести книги, освященные крестики, четки, свечи и иконы. Можно сделать заказ на иконы с вышитыми бисером окладами работы монахинь. Паломники увозят домой воду из святых источников и просфоры. Здесь же подают записки на все церковные требы, и даже Сорокоуст с 40ка Литургиями, редкий в наше время.
Но самым ценным сувениром станут воспоминания о нескольких часах, проведенных в одном из красивейших уголков Центральной России, тихом месте, наполненном особой благодатью.

Хотя чаще всего посещение Шамординского монастыря совмещают с поездкой в Оптину Пустынь, Казанская Амвросиевская обитель заслуживает целого дня. Это позволит без спешки посетить храмы, увидеть монастырскую жизнь, прогуляться к источникам и посидеть на смотровой площадке старой лестницы в 200 ступенек, полюбоваться цветами выращенными сестрами и послушницами, побывать на службе. Может быть, эти несколько часов позволят понять, что же влекло в монастырь женщин разных сословий, от неграмотных крестьянок до образованных дам из дворянских и купеческих семей. Здесь искали и находили утешение Толстые и Болотовы, Хрущовы, Долинино-Иванские, Ключаревы и многие другие.
Многим путешественникам тихое, уютное Шамордино нравится больше, чем многолюдная Оптина пустынь. Некоторые уверяют, что все высказанные тут просьбы обязательно и быстро исполнятся. Конечно, если они шли от души и не способны причинить кому-то вред.
Возвращаясь, можно сделать небольшой крюк и посетить Клыково с его чудотворными мироточащими иконами в красивом старинном храме. Там же можно договориться о небольшой экскурсии и побывать в келье монахини матушки Сепфоры. Считается, что посидевший на ее стареньком жестком диванчике будет удачлив. А если легонько стукнуть по своей голове матушкиной палочкой, то избавишься от нехороших мыслей.