Рубинштейн, сергей леонидович. Рубинштейн сергей леонидович Рубинштейн сергей леонидович

Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Сергей Леонидович Рубинштейн
200px
Дата рождения:
Место рождения:
Страна:


СССР

Научная сфера:
Место работы:

Новороссийский университет
Одесская научная библиотека
Ленинградский государственный педагогический институт им. Герцена
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Институт философии АН СССР

Учёная степень:

Шаблон:Учёная степень (1937)

Учёное звание:

профессор,
Шаблон:Учёное звание (1943)

Альма-матер:

Марбургский университет

Знаменитые ученики:

А. В. Брушлинский

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) - российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».

С. Л. Рубинштейн родился в Одессе , в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Увлечение философией привело к тому, что он категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский) университет. Высшее образование поехал получать в Германию . Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые учёные, как Г. Коген и П. Наторп. В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность.

В самом начале Первой мировой войны вернулся в Одессу и несколько лет был учителем логики и психологии в гимназии.

"Допсихологический" период: Одесса, 1920 годы

Благодаря отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. В 1921–30 гг. - заведующий кафедрой психологии Института народного просвещения и несколько лет одновременно директор Центральной научной библиотеки Одессы.

В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике принцип единства сознания и деятельности . C 1925 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. - внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

Первый "психологический" период: Ленинград, 1930-1942

В 1930 г. переехал в Ленинград и возглавил кафедру психологии ЛГПИ им. Герцена. В разные годы преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии на кафедре физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации) и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. В 1939 году коллективом сотрудников ЛГПИ был выдвинут депутатом Ленсовета . До октября 1942 г. работал в ЛГПИ. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г., когда Ленинградский педагогический институт был частично эвакуирован в разные города страны: с марта по октябрь 1942 г. живёт и работает в Кисловодске . В 1942 году за работу «Основы общей психологии» (1940) был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки (премия за 1941 год, присуждена постановлением СНК СССР от 10 апреля 1942 года).

Второй "психологический" период: Москва, 1940-50е годы

Директор Института психологии (с 1 октября 1942 г. по 1945 г. ), профессор кафедры психологии МГУ (с 13 октября 1942 г. ). Oрганизатор и первый заведующий кафедрой психологии (1942), а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова и отделения языка, логики и психологии на филологическом факультете. Член-корреспондент Академии Наук СССР (избран 29 сентября 1943 г. ). Oрганизатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В 1949 г. в ходе кампании по борьбе с космополитизмом освобожден от руководящих должностей заведующего кафедрой психологии МГУ (приказом по МГУ № 159 от 27 апреля 1949 г. ) и заведующего сектором психологии Института философии АН СССР, но при этом был оставлен в штате обеих этих организаций. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозданный заново сектор психологии в Институте философии.

Научная деятельность

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов - теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности - центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.).

Вклад в науку

Рубинштейн вошел в историю советской науки как выдающийся ученый и глубокий мыслитель, которому советская психология обязана своим возрождением после учиненного в конце 1920-х – начале 1930-х гг. партийными идеологами сокрушительного разгрома. В вышедших в 1930–42 гг., в бытность Рубинштейна заведующим кафедрой психологии Ленинградского педагогического института имени А. Герцена работах («Проблемы психологии в трудах К. Маркса», журнал «Советская психотехника», 1934, №1; «Основы общей психологии», М., 1940; «О путях психологического исследования», журнал «Советская педагогика», 1941, №7–8, и других), он, как и другие советские ученые в те годы, безмерно превозносит марксизм как единственно верную научную методологию и представляет свою интерпретацию проблем психики как сугубо диалектико-материалистическую. Рубинштейн не уклоняется и от участия в кампаниях резкой критики осужденных партией психологических школ - рефлектологии В. Бехтерева, реактологии К. Корнилова, теории культурного развития высших психических функций Л. Выготского , а позднее - педологии (например, «К критике теории тестов» в сборнике «Против педологических извращений», М.-Л., 1938). Не без активного содействия Рубинштейна в советской науке, особенно в психологии, были канонизированы физиологические концепции высшей нервной деятельности И. Сеченова и И. Павлова (например, «Учение И. П. Павлова и психология» в «Трудах объединенной сессии, посвященной 10-летию со дня смерти И. П. Павлова», 1947). Весьма заметный вклад внес Рубинштейн и в обязательную критику ведущих школ в западной психологии (например, «Необихевиоризм Тольмана» в «Ученых записках Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена», т. 28, 1939). Однако даже тогда работы Рубинштейна выделялись своим интеллектуальным уровнем, философской культурой и основательными познаниями в области последних достижений мировой психологической мысли. В них не было фактически предписываемой в те годы примитивной вульгаризации взглядов оппонентов и неотличимой от политического доноса их экстремистской оценки.

Переломным событием в судьбе Рубинштейна и всей советской психологии стало присуждение Рубинштейну в 1940 г. за труд «Основы общей психологии» Сталинской премии первой степени - наивысшей награды, которой мог удостоиться советский ученый, что означало, что лично И. Сталин признал единственно правильной, с точки зрения марксизма, психологическую концепцию Рубинштейна и предписал считать ее автора главным авторитетом в советской психологии (явный парадокс, ибо две основные философские предпосылки, на которых строилась психологическая концепция Рубинштейна, - деятельностная трактовка сознания и отрицание прямой, не преломленной через внутренние условия душевной жизни детерминации человеческой психики внешними факторами, - находились в противоречии со взглядами самого И. Сталина, изложенными в уже канонизированной в качестве вершины философской мудрости брошюре «О диалектическом и историческом материализме»). Воспользовавшись обретенным, правда, лишь на считанные годы, статусом первого советского психолога, Рубинштейн в 1942 г. основал и возглавил кафедру психологии в Московском университете (где фактически впервые в советское время начали готовить профессиональные кадры для этой науки). Он взял на себя руководство академическим Институтом психологии (превратив его за короткое время в крупный научный центр с исследовательскими лабораториями и отделами, а также аспирантурой), впервые создал сектор психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г. - заместитель директора Института) и всячески стимулировал возобновление почти свернутых в предшествующие годы экспериментальных исследований в области психологии. Успешной деятельности Рубинштейна в эти годы заметно способствовало избрание его в 1943 г. членом-корреспондентом АН СССР (Рубинштейн был там первым и долгое время единственным психологом), а затем - действительным членом АПН РСФСР.

Все это не помешало тому, что Рубинштейн стал одной из первых жертв послевоенных идеологических кампаний, носивших явно антисемитский характер. Уже в 1945 г. он потерял пост директора Института психологии, в 1949 г. был отстранен от заведования сектором психологии в Институте философии (возвращен в 1956 г.), в 1950 г. лишился кафедры психологии в Московском университете. Против него была организована кампания травли за так называемый антипатриотизм (поводом для нее послужило уважительное отношение Рубинштейна к достижениям западной психологии, которую предписывалось изобличать, а не подвергать критическому разбору).

Развивал ряд идей, ранее высказанных Иоганном Фихте .

«Сергей Леонидович был выдающимся психологом с выраженными философскими интересами.
Выпускник Марбургского университета, одного из центров неокантианства, славного такими именами, как Г. Коген (т. е. по-русски Коган), Н. Наторп и Э. Кассирер , Рубинштейн перед Первой мировой войной успел (1913) защитить там докторскую диссертацию. Её тема - «Исследование проблемы метода» во многом объясняет то большое место, которое в его «общей психологии» занимают вопросы гносеологии».

Бирюков Б.В, Трудные времена философии: отечественная историческая, философская и логическая мысль в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, М., «Комкнига», 2006 г., с. 81.

«Для Рубинштейна личность - исходная психологическая категория (как уже было отмечено, для Рубинштейна важна не только связь разных категорий психологии, но и их логическая последовательность при изложении), предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии. Через личность он раскрывает систему различных связей сознания и деятельности, в личности и личностью эта связь замыкается и осуществляется. Для сравнения степени разработанности самой проблемы личности в книге Рубинштейна - с состоянием её разработки в психологии достаточно сказать, что в первом пособии по психологии Корнилова , Теплова и Шварца вообще не было главы о личности (1938), в трудах других психологов она появляется в такой последовательности - у Ананьева в 1945, Левинова - 1952, Теплова - 1953, Артёмова - 1954.
К этому стоит добавить, что начавшаяся в двадцатых годах разработка проблем личности ребёнка, прервавшись на некоторое время в связи с разгромом педологии , восстановилась в виде проблем детской психологии, но сама личность взрослого, как и проблемы теории личности, фактически находились под запретом. Рубинштейн определяет личность как триединство трёх отношений - к миру, к другим людям и к себе - и трёх модальностей - чего хочет, что может и что есть сам человек.
Первое - мотивационно-потребностная модальность, второе - способности человека, третье - его характер. Здесь преодолена и исторически предшествовавшая односторонность понимания личности, которое сводилось, в основном, к характерологии, и последующая ограниченность, состоявшая в сведении личности к потребностно-мотивационной сфере (что было свойственно и современным Рубинштейну динамическим теориям личности), в отрыве способностей как раздела общей психологии от личности. Б.Н. Ананьев отметил как самую главную заслугу Рубинштейна интегративность его подхода к личности. Как способность личности сознание, согласно Рубинштейну, осуществляет четыре взаимосвязанные функции - регуляцию психических процессов, регуляцию отношений личности с миром, регуляцию деятельности и, выступая в качестве самосознания, - рефлексию самого способа жизни, поступков и мыслей человека.
На наш взгляд, основным в концепции личности, предложенной Рубинштейном, явилось то, что он, вслед за Шарлоттой Бюлер , рассмотрел личность не как обособленную субстанцию, а в специфическом для неё масштабе жизненного пути, его особом времени и пространстве. Тем самым был намечен поворот в той абсолютизации, которая постепенно происходила на протяжении сороковых годов, категории и проблемы деятельности: личность могла соотноситься не только с деятельностью или её видами, но и с жизненным путём в целом, в котором сама деятельность должна была занять определенное место».

Абульханова-Славская К.С ., Проблемы методологии науки и философской антропологии в контексте парадигмы субъекта С.Л. Рубинштейна, в Сб.: Философия не кончается… Из истории отечественной философии: ХХ век 1960-1980-е годы, в 2-х книгах, Книга 2 / Под ред. В.А. Лекторского, М., «Росспэн», 1999 г., с. 335-336.

Согласно С. Л. Рубинштейну : «…творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю всякого творца, но в историю развития науки, искусства и т.д.».

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, М., 1940 г. с. 481-482.

Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной:

а) Осознанная постановка проблемы;
б) Разрешение проблемы в форме гипотезы;
в) Критическая проверка гипотетического решения;
г) Формирование решения в виде суждения.

Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1989 г., с. 374.

«Как писал С.Л. Рубинштейн , осмысляя жизненный путь личности перед лицом смерти, в некрологе, посвящённом Н.Н. Ланге , если взглянуть на соотношение трёх составляющих жизни личности - на её «деяния», на неё как «деятеля» и на масштабы деяний и деятеля на протяжении жизни, то у разных людей эти соотношения окажутся различны. Лишь некоторые, вкладывая все свои силы в свои творения, тем не менее не исчерпали в них себя, не изжили себя как личности до своей смерти. Но те, другие, которые оказались не способными полностью отдаться своем делу, скупо вложив в него лишь часть своих сил, парадоксальным образом исчерпали себя как личности».

Абульханова-Славская К.А. , Проблема определения субъекта в психологии, в Сб.: Субъект действия, взаимодействия, познания (Психологические, философские, социокультурные аспекты), М., Московский психолого-социальный институт; Воронеж, «Модэк», 2001 г., с.42-43.

Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса — 11 ноября 1960, Москва) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ, а также сектора психологии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии».

Биография

Сергей Леонидович Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию. Категорически отверг идею поступления в местный Одесский (Новороссийский) университет. Высшее образование поехал получать в Германию. Сначала Сергей Леонидович Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые ученые, как Г. Коген и П. Наторп.

В 1914 началась Первая мировая война и Рубинштейну пришлось вернуться в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн становится преподавателем в гимназии, но продолжает научную деятельность.

Благодаря отзывам Н. Н. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович Рубинштейн был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета (который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования). После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. В 1922 г. он сформулировал важный в психологии и педагогике принцип единства сознания и деятельности.

C 1925 г. Сергей Леонидович Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. — внештатный профессор ИНО. Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».

В 1930 г. переехал в Ленинград, где стал проф., зав. каф. психологии в ЛГПИ. В разн. гг. преподавал также в ЛИФЛИ, в ЛГУ читал курс психологии по каф. физиологии труда. В 1937 утвержден ВАК в уч. степени д-ра пед. наук (без защиты дис.) и в уч. звании проф. Возглавлял секцию пед. психологии в Гос. ин-те науч. педагогики, до его слияния в 1934 с ЛГПИ. До окт. 1942 г. работал в ЛГПИ, был зам. дир. по науч. работе. Был депутатом Ленсовета.

Профессор МГУ (с 1942 г.), организатор и первый заведующий кафедрой психологии, а затем отделения психологии (1943) на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, организатор и руководитель сектора психологии в Институте философии АН СССР (с 1945 г.). В течение ряда лет возглавлял Институт психологии при АПН РСФСР. В 1947 г. был обвинен в космополитизме и снят со всех руководящих постов, включая МГУ, оставаясь с июня 1949 ст. науч. сотр. Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г. Лишь в 1956 он вновь возглавил воссозд. заново сектор психологии в Ин-те философии.

Научная деятельность Сергея Леонидовича Рубинштейна

Науч. иссл. Р. в обл. психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной науч. филос.-психол. школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.). В 1942 за работу «Основы общей психологии» удостоен Сталинской премии.

Основные публикации Сергея Леонидовича Рубинштейна

1. Принцип творческой самодеятельности (1922)
2. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса (1933)
3. Основы общей психологии (idem) (1940; 1946; 1989)
4. Бытие и сознание (1957)
5. О мышлении и путях его познания (1958)
6. Принципы и пути развития психологии (1959)
7. Человек и мир (2003)

Советский психолог, философ, один из создателей теории деятельности в советской психологии

Родился в семье адвоката. Окончив экстерном Ришельевскую гимназию (1908), продолжил обучение в университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга (1908-1913), там же защитил докторскую диссертацию по философии. Отказавшись от предложения занять должность профессора одного из европейских университетов, вернулся в Одессу, где безуспешно пытался возглавить кафедру психологии Новороссийского университета; преподавал психологию, логику и философию в частных гимназиях (1914-1917).

В 1919 благодаря поддержке Н. Н. Ланге избран приват-доцентом, затем заведующим кафедрой психологии (1921-1930) Новороссийского университета (после объединения с Украинским педагогическим институтом - Одесского института народного образования); во время занятия Одессы Добровольческой армией (1920-1921) временно отстранён от преподавания. Читал лекции по логике, математике, теории относительности Эйнштейна, теории искусства, истории философии; вёл семинар по методологии социальных наук, организационную работу в системе народного образования, курсы по педагогической психологии и педологии в одесском Педологическом институте. После критики психологии как «идеалистической науки» фактически отошёл от преподавательской деятельности, заняв должность директора Главной библиотеки Высшей школы Одессы (1922), установил связи с крупнейшими научными учреждениями мира, организовал аспирантуру (1928).

В 1930 по приглашению М. Я. Басова переехал в Ленинград, стал заведующим кафедрой психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена (1930-1942). Читал курс психологии на кафедре физиологии труда ЛГУ, возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики, одновременно был заместителем директора Центральной научной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Зимой 1941/1942 разрабатывал психологические методики выживания в условиях блокады.

В марте 1942 эвакуирован в Кисловодск, затем в Москву. Директор Института психологии (1942-1945; ныне Психологический институт РАО). Создал и возглавил кафедру (1942), затем отделение психологии в МГУ (1943), сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945-1949 и с 1959, в 1945-1948 заместитель директора). Приглашал к сотрудничеству многих известных психологов - А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. Я. Гальперина.

С 1947 в ходе кампании по борьбе с космополитизмом подвергался критике, в 1949 освобожден от руководящих должностей, труды Рубинштейна были изъяты из библиотек. После 1954 реабилитирован; один из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955).

На занимаемых административных постах стремился консолидировать научные коллективы, поднять статус психологической науки в СССР, несмотря на попытки её дискредитации - в том числе на «павловской» сессии Академии наук и Академии медицинских наук (1950). В числе учеников С. Л. Рубинштейна - А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская и др. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Доктор педагогических наук (1937), лауреат Сталинской премии (1942), член-корреспондент АН СССР (1943), действительный член АПН РСФСР (1945). С 1992 вручается Премия РАН имени С. Л. Рубинштейна за выдающиеся научные работы в области психологии.

Создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики: основоположник деятельностного подхода в психолого-педагогической науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание (сам использовал термины «принцип творческой самодеятельности», позднее - «принцип единства сознания и деятельности»). Систему психологии основывал на принципе единства сознания и деятельности; считал, что субъектом этого единства является личность, в её деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие - это «единица» деятельности, а практическое действие - первичная форма мышления. Полагал, что деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» - поступок. С конца 1940-х гг. в деятельности и других видах активности субъекта вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т.д.), считая его основным способом существования психического.

Разрабатывал оригинальный общефилософский принцип детерминизма: внешние причины, влияния (в том числе, педагогические) действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития. На основе этого принципа разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического; раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Занимался исследованиям проблем эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель которой - развитие творческой самодеятельности». Утверждал, что ребёнок - не просто объект педагогических воздействий, а их активный преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. Созданная им и его последователями теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребёнка, обучая его»).

Основные труды

Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений. М., 1935.

Основы общей психологии. М., 1940. (3-е изд. в 2-х т.: ; ).

Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.

О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

Проблемы общей психологии. М., 1973.

Избранные философско-психологические труды. М., 1997.

Человек и мир. М., 1997.

Литература

Альбуханова-Славская К. А., Брушлинский А. В . Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М., 1989.

◦ Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.

Якиманская И. С . У истоков педагогической психологии // Советская педагогика. 1989. № 8.

Селиванова Л. Н . Педагогические взгляды С.Л. Рубинштейна. Дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 1998.

◦ Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. М., 2010.

Абульханова К. А., Славская А. Н. Сергей Рубинштейн. Детство. Юность. Молодость. М., 2010.

◦ Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна: [сб. статей] / отв. ред. К. А. Абульханова. М., 2011.

Библиография

Архивы

≡ Российская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 642. 1910-1960-е гг.

≡ Личное дело С. Л. Рубинштейна. Музей РГПУ имени А. И. Герцена.

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил Ришельевскую гимназию с золотой медалью. Высшее образование он решил получать в Европе, куда и отправился сразу по окончании гимназии. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение. Он окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г., тогда же вышла его первая крупная статья «К проблеме метода», первая часть которой стала его докторской диссертацией. Начавшаяся Первая мировая война вынудила С.Л. Рубинштейна вернуться в Одессу, и с 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В том же году Сергей Леонидович прочитал доклад «Философская система Когена» в философском обществе при Новороссийском университете. В апреле 1919 г. историко-философский факультет Новороссийского университета избрал Рубинштейна приват-доцентом по кафедре философии, причем произошло это во мноюм благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете С.Л. Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. - еще и курс «Введение в философию». После смерти Ланге С.Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. он был избран профессором кафедры психологии ИНО. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С.Л. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С.Л. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. должность директора Одесской научной библиотеки, он активно участвовал в развитии библиотечного дела в России. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. - в заседании пленума всеукраинского библиотечного бюро в Киеве. С середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.Л. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г. С.Л. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя с учащимися. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания. Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического - это существование в качестве процесса или деятельности. На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни - экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания. Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру - переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов (Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов), во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ. В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР. В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948-1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. в работе «Человек и мир» Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах. Основной проблемой для Рубинштейна стал в то время вопрос о сохранении этичности, способности к творчеству, индивидуальности личности в условиях, противоречащих ее достоинству, отрицающих ее право на выбор. Центр жизни ученый видел в конкретном человеке, личности, в ее жизненной борьбе и личностных победах. Сергей Леонидович Рубинштейн умер в 1960 г Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Сергей Леонидович Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены. Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество.

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

(1889-1960) - российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Д-р психологических наук (1937), профессор (1937), первый среди советских психологов чл.-кор. АН СССР (1943). Был в 1943 г. одним из учредителей АПН РСФСР и избран ее д. чл. (1945). Высшее образование получил в Германии (1909-1913) в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В 1913 г. на философском фак-те Марбургского ун-та защитил докт. дис: Eine studie zum problem der method, посвященную использованию философских методов в конкретных общественных, в том числе психолого-педагогических, науках. С 1915 г. преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 г. - доцент, с 1921 г. - профессор кафедры философии и психологии Новороссийского ун-та (Одесса). С 1922 по 1930 г. -директор Научной библиотеки Одессы. В 1930 г. получил приглашение возглавить кафедру психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена (1930-1942). В 1942 г. в Москве создал и возглавил кафедру психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова (1942-1949) и был назначен директором Института психологии АПН РСФСР (1942-1945). В 1945 г. создал и возглавил Сектор психологии в Институте философии АН СССР (1945-1949; 1956-1960). За труд Основы общей психологии (1940) был удостоен Сталинской премии (1942). Был одним из основателей журнала Вопросы психологии (1955) и Общества психологов СССР (1957). Активную профессиональную деятельность в психологии Р. начал в 1930 г. на кафедре психологии в ЛГПИ им. А.И. Герцена. Первоначально он сосредоточился на проблемах методологии науки, ставя вопрос о возможности перестройки психологии на основе марксистских идей, позволяющих переосмыслить общую ситуацию в мировой психологии, испытывающей острый кризис. Этот кризис, как он полагал, в конечном счете определила приверженность большинства психологов-эксперименталистов концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской. В соответствии с этой концепцией сознание неизменно трактовалось как область открытия только переживаний субъекта, способного к рефлексии, как самоотчету о своих (никому кроме него самого неведомых) состояниях внутреннего мира. В противовес этому Р. выдвигает в качестве главного объяснительного принципа - принцип единства сознания и деятельности (Проблемы психологии в трудах Карла Маркса, 1934). Тем самым сознание выводилось за пределы замкнутого круга переживаний личности и включалось в контекст жизненных связей этой личности с объективным миром. Причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой, изменяя мир, человек изменяется сам. Соответственно предлагался и новый продуктивный метод психологического познания, обозначенный как единство воздействия и изучения. Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда). Став во главе кафедры психологии, Р. проявил себя как блестящий организатор, установивший тесные контакты с деятелями гуманитарных и естественных наук. Руководимая им кафедра становится крупнейшим в стране исследовательским центром, где изучение коренных методологических проблем психологической науки эффективно сочеталось с широким кругом конкретных экспериментальных проблем психологии, в частности когнитивных процессов (ощущения и восприятия, памяти, речи и мышления). Вся эта работа шла в условиях педагогического института, удачно обеспечивая связь научного труда с процессом обучения. В 1937 г. ему была присуждена степень д-ра педагогических наук (по психологии) за монографию Основы психологии (М., 1935). В обобщающем труде Основы общей психологии (1940) он изложил систему психологических знаний с позиций марксистской методологии. В период ВОВ Р. проявил высокое гражданское мужество, возглавив в тяжелейших условиях ленинградской блокады работу коллектива Л ГП И и его последующую эвакуацию. Отозванный в Москву, он назначается директором Московского института психологии АПН РСФСР (ныне ПИ РАО) (1942-1945). В Москве же им организуются и возглавляются два крупных научно-исследовательских центра: кафедра психологии в МГУ им. М.В. Ломоносо-ва(1942) и сектор психологии в Институте философии Академии наук СССР (1945). Впервые психология стала дисциплиной, представленной под руководством Р. в высшем научном учреждении страны, где успешно развернулись как теоретические, так и эмпирические работы в различных отраслях психологии. Этому предшествовала его собственная большая психолого-методологическая работа. Р. создал оригинальную философско-психологическую концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником де-ятельностного подхода в психологии и педагогике (с 1922). Следует отметить, что термин деятельностный подход стал употребляться после смерти Р.; он использовал термин принцип творческой самодеятельности, а позднее - принцип единства сознания и деятельности. Уже в рукописях 1910-1920-х гг. и в статье Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики), вышедшей в 1922 г. (опубликована в журнале Вопросы психологии, 1986, № 4), Р. выдвигает принцип субъекта и его деятельности: субъект в своих деяниях не только проявляется, но и созидается и определяется. С этих же позиций дается понимание деятельности: как деятельности субъекта (точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность), как взаимодействия субъекта с объектом (что определяет ее предметность), как деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру. В этом контексте учение рассматривается не как механическое восприятие учеником готовых результатов познания, полученных от учителя, а как совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит. В 1930-40-е гг. Р. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в ее деятельности выделены основные компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т.д. Действие - это единица деятельности. Практическое действие - первичная форма мышления. По Р., деятельность выступает в качестве поведения (не в бихевиористском смысле), когда в ней главным становится отношение к моральным нормам. Единица поведения - поступок. С конца 40-х гг. внутри деятельности и др. видов активности субъекта Р. вычленил в качестве их главного регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т.д.). Такой процесс - основной способ существования психического. Например, мышление - это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т.д.),но и протекающий внутри нее пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения ее в задачу и т.д. Созданная Р. и его учениками теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в ходе деятельности и т.д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента (изучать ребенка, обучая его). Особое внимание Р. уделял анализу теории детерминации психических явлений. Возражая против механических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, составляющих основание развития. По Р., ребенок - не просто объект педагогического воздействия, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения. В 50-е гг. Р. последовательно отстаивал статус психологии как самостоятельной науки, несмотря на попытки ее дискредитации и насильственной физиологизации в результате Объединенной (павловской) сессии АН СССР и АМН СССР (1950). В результате успешная деятельность руководимых Р. исследовательских центров была прервана и дезорганизована по идеологическим мотивам в связи с начавшейся борьбой против космополитизма, компанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада, которым инкриминировалась подрывная деятельность против социалистического государства. Ряд ученых, обвиненных в космополитизме (в том числе Р.) и в том, что они являются агентами империализма, были уволены с работы. Его труды были подвергнуты тенденциозной и несправедливой критике, изъяты из библиотек, а сам Р. снят со всех должностей и постов (восстановлен в правах в 1954 г.). Не теряя мужества, Р. продолжал достойно работать, развивая новые философско-психологические идеи в книгах Бытие и сознание (1957), Принципы и пути развития психологии (1959), где разработал категории бытия, человека, субъекта, объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и др. Показал неправомерность сведения бытия к материи. Завершающая работа Р., тесно сомкнувшая изучение психологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась не законченной, но была опубликована его учениками под названием Человек и мир в однотомнике Проблемы общей психологии (1973,1976). Идеи Р. прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии. Другие его труды: О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения/под ред. Р., М., 1960. А.В. Брушлинский, М.ГЯрошевский