Управляемая торпеда камикадзе. «Живые торпеды» — японские комикадзе

Управляемая торпеда камикадзе. «Живые торпеды» — японские комикадзе

Оригинал взят у moryakukrainy в Оригинал взят у masterok в

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».
Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.Законсервированные в стальную капсулу — управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Восстановленная подводная лодка На-51 (Тип С), выставленная на Гуаме

Школы камикадзе

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть — это шаг к тотальной победе Японии в войне.Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.

Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.

Солдат обязан быть высоконравственным человеком.

Солдат обязан жить простой жизнью.


Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, — это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае — смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Мидуэйская операция

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй — крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.
Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной — пожертвовав собой, уничтожить врага.

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

Из неба в воду

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.Торпеда изнутри — это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами — расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего — школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Провал проекта «Кайтен»

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности — долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу — уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

А вообще можно и более подробно вспомнить историю японских сверхмалых лодок. Вашингтонское морское соглашение 1922 года стало существенным препятствием в нарастающей гонке морских вооружений, начавшейся в годы Первой мировой войны. По этому договору, японский флот по числу авианосцев и «капитальных» кораблей (линкоров, крейсеров) существенно уступал флотам Англии и США. Некоторой компенсацией за это могло служить разрешение на строительство пунктов передового базирования на островах Тихого океана. А поскольку договоренностей о количестве подводных лодок достичь в Вашингтоне так и не удалось, японские адмиралы стали планировать размещение на удалённых островных базах малых прибрежных лодок.В 1932 году капитан Кисимото Канеджи заявил: «Если мы пустим большие торпеды с людьми на борту, и если эти торпеды проникнут глубоко в неприятельские воды и, в свою очередь, пустят небольшие торпеды — промахнуться будет практически невозможно». Это высказывание определяло, что в случае атак вражеских баз и якорных стоянок противника к месту проведения операции малые лодки будут доставлять на специализированном корабле-носителе или подводной лодке. Кисимото считал, что если установить на четырёх кораблях по двенадцать сверхмалых подводных лодок, то победа в любой морской битве будет обеспечена: «В решающем сражении между американским и японским флотами мы сможем выпустить почти сотню торпед. Этим мы сразу сократим силы противника вдвое».

Разрешение на реализацию своей идеи Кисимото получил от главы морского штаба, адмирала флота, принца Фушими Хирояси. Кисимото вместе с группой морских офицеров, состоящей из четырёх специалистов, разработал чертежи и в условиях строжайшей секретности в 1934 году были построены две экспериментальные сверхмалые подводные лодки. Официально их классифицировали как А-Нуotek («лодки-мишени тип А»), Для достижения сверхмалыми лодками высокой подводной скорости на них установили мощный электродвигатель, а корпусу придали веретёнообразную форму.


По результатам испытаний в проект внесли необходимые усовершенствования, после чего было развёрнуто серийное строительство лодок под обозначением Ко-Нуotek Изменения в конструкции подлодки оказались небольшими — возросло водоизмещение (47 т вместо 45 т), до 450 мм уменьшился калибр торпед (вместо 533 мм) и до 19 узлов (с 25) уменьшилась максимальная подводная скорость субмарины.


Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.


Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

В качестве кораблей-носителей тогда же оборудовали авиатранспорты Chiyoda и Chitose, а также подлодки типа Неі-Gаtа (С). Есть данные, что модернизацию с этой же целью проходили также гидроавиатранспорты Mizuihо и Nisshin, каждый из которых мог перевозить 12 сверхмалых подводных лодок.

Палуба с уклоном к корме и рельсы давали возможность быстро, всего за 17 минут, спустить на воду все лодки. Корабли-базы сверхмалых подлодок предполагалось использовать в морском бою вместе с линейными кораблями.


15 апреля 1941 года 24 младших морских офицера получили секретное предписание войти в состав специального формирования. Они встретились на борту гидроавианосца Сhiуоdа. Командир корабля Харада Каку объявил им, что японский флот обладает сверхсекретным оружием, которое внесёт революцию в морские битвы, их же задача — овладеть им. Все молодые офицеры имели опыт подводного плавания, а лейтенант Иваса Наодзи и сублейтенант Акиеда Сабуро уже больше года проводили испытания нового оружия.

Тренировки экипажей подводных лодок проводились на Базе-II, располагавшейся на небольшом островке Оуразаки в 12 милях к югу от Куре. Во время освоения подлодок подчас случались аварии и поломки. Гибли и экипажи, а вместо мишеней поражались катера, которые обеспечивали их доставку…


Первые сверхмалые лодки обладали слишком малой дальностью плавания, которая определялась ёмкостью аккумуляторов, а их подзарядка была возможна только на корабле-носителе. По этой же причине невозможно было использовать лодки с необорудованных стоянок на островах. Для устранения этого недостатка осенью 1942 года началось проектирование усовершенствованного варианта субмарин типа В, в котором был учтён опыт эксплуатации типа А.

В начале 1943 года последние пять подлодок типа А (полный заказ на них составлял 51 единицу) переоборудовали в тип В.


Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.


Первой из усовершенствованных субмарин на испытания вышла На-53, а после их завершения была построена серия уже специально спроектированных модернизированных подлодок типа С. Основное отличие от субмарин типа А заключалось в установке дизель-генератора — с его помощью полная перезарядка аккумуляторной батареи производилась за 18 часов.

В качестве кораблей-носителей для лодок типа В и С использовались десантные корабли типа Т-1.

В декабре 1943 года на основе подлодки типа С началось проектирование более крупной лодки типа D (или Коryu). Основные отличия от подлодок типа С заключались в установке более мощного дизель-генератора — с ним процесс зарядки аккумуляторов снизился до восьми часов, повысилась мореходность и улучшились условия обитаемости экипажа, возросшего до пяти человек. Кроме того, корпус стал заметно прочнее, что повысило глубину погружения до 100 м.

Весной 1945 года, ещё до окончания испытаний головного корабля, было развёрнуто серийное строительство субмарин. В соответствии с планами морского командования, к сентябрю 1945 года предполагалось сдать флоту 570 единиц с последующим темпом строительства -180 единиц в месяц. Для ускорения работ был применён секционный метод (лодка собиралась из пяти секций), что сокращало строительный период до 2-х месяцев. Однако, несмотря на привлечение к программе строительства Koryu большого числа верфей, темп сдачи флоту этих субмарин выдержать не удалось, и к августу 1945 года в строю насчитывалось всего 115 лодок, а ещё 496 находились на разных стадиях постройки.

На основе сверхмалой подводной лодки (СМПЛ) Koryu в 1944 году был разработан проект подводного сверхмалого минного заградителя M-Kanamono (дословный перевод — «Металлическое изделие Тип М»), предназначенного для постановки минных банок в местах базирования противника. Вместо торпедного вооружения он нёс минную трубу, вмещающую четыре донных мины. Построить успели только одну такую подлодку.


В конце войны помимо семейства карликовых субмарин, ведущих свою родословную от подлодок типа А (типы А, В, С и D), японский флот пополнился также подлодками меньшего размера типа Kairyu (характерной их особенностью были фиксированные бортовые рули (плавники) в средней части корпуса. Проектное вооружение состояло из двух торпед, однако нехватка их привела к появлению варианта лодки с 600-кг подрывным зарядом вместо торпедных аппаратов, что фактически превращало их в человеко-торпеды.

Серийное строительство лодок типа Kairyu началось в феврале 1945 года. Для ускорения работ оно велось секционным методом (подлодка делилась на три секции). Планами морского руководства предусматривалось к сентябрю 1945 года поставить флоту 760 сверхмалых лодок этого типа, однако к августу было сдано только 213 единиц, и ещё 207 находились в постройке.


Информация о судьбе японских сверхмалых подводных лодок носит обрывочный и зачастую противоречивый характер. Известно, что во время нападения на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года было потеряно 5 сверхмалых лодок типа А.


Молодые офицеры-подводники настойчиво добивались включения сверхмалых подводных лодок в операцию против Пёрл-Харбора. И, наконец, в октябре командование разрешило включить их, с условием, что водители возвратятся после атаки. Закипела работа. В Куре первой прибыла I-22 для внесения в конструкцию необходимых доработок.


Несколькими днями позже прибыли ещё три. Четвёртую подлодку, І-24, только что построили в Сасебо и сразу же начали её ходовые испытания.


На подводные лодки прибыли командиры: лейтенант Иваса Наодзи (І-22), сублейтенант Ёкояма Масахару (I-16), сублейтенант Харуно Сигэми (I-18), младший лейтенант Хироо Акира (1-20) и младший лейтенант Сакамаки Кацуо (І-24). Вторыми членами экипажей были унтер-офицеры: Сасаки Наохару (І-22), Уэда Тэдзи (I-16), Ёкояма Харунари (I-18), Катаяма Ёсио (І-20), Инагаки Киодзи (І-24). Характерная деталь: экипажи формировали только из неженатых подводников, из многодетных семей и не старших сыновей. Сакамаки Кацуо, например, был вторым из восьми сыновей.


Соединение сверхмалых подводных лодок носило название «Токубецу Когекитай», сокращенно «Токко». Это словосочетание можно перевести как «Соединение специальных атак», или «Специальное морское ударное соединение».

Рано утром 18 ноября подводные лодки покинули Куре, остановившись ненадолго в Оуразаки, чтобы забрать малые лодки. Под вечер они взяли курс на Пёрл-Харбор. Лодки шли, держась в 20 милях друг от друга. Флагман — І-22 -находилась в центре. В дневное время лодки шли под водой, боясь обнаружения, и всплывали только по ночам. По плану они должны были прибыть в пункт сбора, расположенный в 100 милях к югу от Пёрл-Харбора, ночью, после захода солнца, за два дня до начала атаки. Ещё раз проверив лодки под покровом темноты, субмарины-носители должны были затем уйти к Пёрл-Харбору, занять позицию в 5 — 10 милях от входа в гавань и рассредоточиться дугой. За три часа до рассвета первой производит пуск своей сверхмалой лодки крайняя левая субмарина I-16. Затем последовательно, с интервалом в 30 минут стартуют сверхмалые лодки с носителей І-24, І-22, I-18. И, наконец, карликовая лодка с последней лодки І-20 должна была пройти через створ гавани за полчаса до рассвета. В гавани всем лодкам было приказано лечь на дно, после чего присоединиться к воздушной атаке и нанести врагу максимальные разрушения своими десятью торпедами.

В 3:00 сверхмалые лодки спустили на воду, а лодки-носители приступили к погружению. Не повезло «малютке» лейтенанта Сакамаки. Вышел из строя гирокомпас, устранить неисправность не удалось. Уже было 5:30, а она ещё не была готова к спуску, опаздывая на два часа от установленного планом времени. Рассвет приближался, когда Сакамаки и Инагаки протиснулись в люк своей лодки.

Вход в бухту Пёрл-Харбор преграждали два ряда противолодочных сетей. Американские тральщики каждое утро проводили контрольное траление вод, окружающих базу. Проскочить за ними в бухту не составляло труда. Однако планы японцев оказались нарушенными с самого начала. В 3:42 тральщик «Кондор» обнаружил перископ подводной лодки перед входом в бухту. В её поиск включился старый эсминец «Уорд» постройки 1918 года. Около 5:00 американцы открыли проход в сетях, чтобы пропустить тральщики, а также транспорт, буксир и баржу. Видимо, две сверхмалых подводных лодки сумели скрытно проникнуть в гавань, а третья была замечена с «Уорда» и с кружащейся над морем летающей лодки «Каталина».


Над поверхностью воды возвышались рубка лодки и часть сигарообразного корпуса. Казалось, что она никого не замечала, двигаясь в гавань со скоростью 8 узлов. «Уорд» открыл орудийный огонь прямой наводкой с дистанции 50 метров и со второго выстрела попал в основание рубки. Лодка вздрогнула, но продолжала движение с рваной дырой в рубке. Взрывы четырёх глубинных бомб разорвали лодку пополам. Свою лепту внесла и «Каталина», также сбросив несколько бомб. Предположительно, под удар попала лодка лейтенанта Иваса с лодки-носителя I-22.

Младший лейтенант Сакамаки и унтер-офицер Инагаки больше часа отчаянно пытались выправить дифферент своей подлодки. С трудом им удалось это сделать, и они достигли входа в бухту. Гирокомпас по-прежнему оставался неисправным. Сакамаки был вынужден поднять перископ, и лодку заметили с эсминца «Хелм». Погрузившись и уходя от него, лодка налетела на риф и высунулась из воды. Эсминец открыл огонь и бросился на таран. Однако он проскочил мимо, в то время как лодке удалось освободиться от рифа и уйти, но в результате удара о риф один из торпедных аппаратов заклинило, в корпус стала поступать вода. Из-за химической реакции воды с серной кислотой аккумуляторов начал выделяться удушливый газ. Где-то в 14:00 подлодка снова налетела на риф. Вышел из строя второй торпедный аппарат.


Под утро 8 декабря беспомощная неуправляемая лодка оказалась вблизи берега. Сакамаки запустил двигатель, но лодка снова наткнулась на риф! На этот раз она застряла накрепко. Сакамаки принял решение лодку взорвать, а самим добираться до суши вплавь. Вставив в подрывные заряды детонаторы, он зажёг бикфордов шнур. Сакамаки и Инагаки бросились в море. Было 6ч. 40 минут… Прыгнувший в воду вслед за командиром Инагаки утонул. Обессилившего Сакамаки на берегу пленили пятеро патрульных 298-й американской пехотной дивизии…






История подводной лодки лейтенанта Сакамаки известна достаточно подробно, чего не скажешь о четырёх других подлодках. Скорее всего, только две сверхмалые сумели проникнуть в гавань. А без особых проблем проникла в гавань лишь лодка лейтенанта Ёкоямы. Правда, и её заметили, когда она всплыла в 700 метрах от базы гидросамолётов «Кертисс». Артиллеристы добились двух попаданий в неё, но она сумела выпустить две торпеды, взорвавшиеся на берегу. Эсминец «Монагхэн» протаранил лодку и вдобавок сбросил глубинные бомбы.
Ещё одна сверхмалая подводная лодка, вероятнее всего, была потоплена в 10:00 крейсером «Сен-Луис». Направляясь к выходу из бухты, он подвергся торпедной атаке. Уклонившись от двух торпед, крейсер обнаружил лодку за внешней стороной сетевого ограждения и обстрелял её. Что касается пятой лодки, то она, по современным данным, сумела пробраться в гавань, где участвовала в торпедной атаке линейного корабля, а потом затонула вместе с экипажем (возможно, была потоплена им).

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

回天 , букв. «изменяющие судьбу») - название нескольких типов торпед , управляемых пилотами-смертниками (тейсинтай). Применялись японским Императорским флотом для поражения противника в конце Второй мировой войны .

Первые проекты торпед-кайтэн предусматривали механизм катапультирования пилота. Однако, из-за того, что катапультирование в непосредственной близости от поражаемой цели во время взрыва практически не оставляло пилоту шансов выжить, и из-за того, что не было ни одного известного случая, когда пилот кайтэн пытался воспользоваться средством спасения, поздние модификации торпеды уже не имели механизмов катапультирования. Пилот просто помещался в рубку, люк в неё задраивался. Поиск цели пилотом осуществлялся с помощью перископа на небольшой глубине. После выхода на цель и прицеливания пилот переключал торпеду в режим атаки: перископ убирался, глубина увеличивалась и включался полный ход. Покинуть торпеду в случае промаха пилот не мог и погибал от недостатка кислорода, впоследствии в конструкцию был добавлен механизм самоликвидации.

Торпеда «Кайтен» показала себя малоэффективным оружием. Подготовка к пуску была длительной и довольно шумной. Поскольку кайтены были рассчитаны на малую максимальную глубину погружения и крепились при этом снаружи лодки, допустимая глубина погружения самой лодки соответственно уменьшалась, а уязвимость от противолодочных средств - увеличивалась. Точность и надёжность при пусках на большую дальность были неудовлетворительны. Командиры японских подлодок понимали это. I-58, потопившая крейсер «Индианаполис» (через три дня после того, как он доставил на Тиниан атомную бомбу «Малыш», позже сброшенную на Хиросиму), атаковала обычными торпедами, несмотря на наличие четырёх «Кайтенов» и вопреки просьбам их пилотов.

См. также

Литература

  • Ютака Ёкота. Субмарины-самоубийцы. Центрполиграф, 2005, ISBN 5-9524-1959-3 - воспоминания пилота «Кайтэна»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кайтен" в других словарях:

    - (япон.) торпеда, управляемая смертником (человекоторпеда); действовали во время 2 й мировой войны. Первоначально водителями кайтен были добровольцы, затем назначались приказами … Большой Энциклопедический словарь

    Тейсинтай, смертник, торпеда Словарь русских синонимов. кайтен сущ., кол во синонимов: 3 смертник (10) … Словарь синонимов

    Название торпеды, управляемой водителем смертником, применявшейся в японских ВМС во время 2 й мировой войны. Запускались с подводной лодки. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    - (япон.), торпеда, управляемая смертником (человекоторпеда); действовали во время 2 й мировой войны. Первоначально водителями кайтенов были добровольцы (камикадзе), затем назначались приказами. * * * КАЙТЕН КАЙТЕН (япон.), торпеда (см. ТОРПЕДА),… … Энциклопедический словарь

    - (япон. «Небесная перемена») торпеда, управляемая добровольцем смертником (см. Тейсинтай). Применялась во время 2 й мировой войны 1939 45 в японских вооруженных силах для нанесения удара по надводному кораблю противника. Торпеды К. начали… … Большая советская энциклопедия

    кайтен - к айтен, а … Русский орфографический словарь

    кайтен - а, ч. Назва японського добровольця смертника, що керував торпедою … Український тлумачний словник

    - 伊四六型潜水艦 … Википедия

На заключительном этапе Второй мировой войны Япония была вынуждена прибегнуть к суровым и необычным мерам. В армии и на флоте появились т.н. тэйсинтай – бойцы-смертники. Ценой собственной жизни они должны были выполнить боевую задачу и нанести какой-либо ущерб противнику. Наиболее известными японскими смертниками стали камикадзе – летчики, задачей которых была атака кораблей или других объектов противника путем тарана. Также существовали и другие тэйсинтай. Так, под водой угрозу для флота США представляли смертники на управляемых торпедах «Кайтэн».


Начало проекта

Идея строительства управляемых торпед с кабиной для пилота появилась задолго до окончательного поражения Японии. Эта оригинальная идея была предложена летом 1942 года, вскоре после битвы при Мидуэе. Подводники лейтенант Хироси Куроки и младший лейтенант Сэкио Нисина задумали построить тяжелую крупную торпеду на базе агрегатов существующего изделия «Тип 93». Последняя была самой мощной, дальнобойной и скоростной торпедой японского флота, и эти особенности предлагалось использовать в новом оружии. При этом торпеда не оснащалась никакими системами наведения, что сказывалось на точности. Х. Куроки и С. Нисина предложили построить управляемую человеком торпеду: пилот мог бы управлять ей до самого выхода на курс атаки.


Торпеда "Кайтен" модели "Тип 1" в одном из японских музеев

Моряки-подводники не имели опыта инженерной работы, из-за чего им пришлось обратиться за помощью к специалистам. К осени 42-го они смогли найти единомышленника в одной из проектных организаций. Им стал инженер Военно-морского арсенала Хироси Судзукавэ. В январе следующего года лейтенанты и конструктор закончили разработку проектной документации. Оставалось только предложить новую разработку военным. С этим возникли проблемы. Ввиду сложного положения на фронтах командование армии и флота прекратило обращать внимание на инициативных изобретателей, работая только с существующими конструкторскими бюро.

По некоторым данным, Х. Куроки и С. Нисина вышли из этого положения необычным образом: они использовали один старинный обычай. Письмо на имя военно-морского министра было написано кровью авторов. По японской традиции, адресат не мог проигнорировать такое послание. Как выяснилось позже, руководители флота не только ознакомились с предложением, но и заинтересовались им. Тем не менее, в силу определенных причин, новый проект стартовал со значительным опозданием.

Разработка полноценных управляемых торпед началась только в феврале 1944 года. Помимо авторов идеи к проекту были привлечены специалисты военно-морских КБ. Проект получил имя «Кайтэн» в честь мистической силы, «воли неба», способной кардинальным образом изменить ход войны. Спустя несколько месяцев стало ясно, что проект не смог оправдать свое название и оказать хотя бы заметное влияние на ход боев.

Изначально предполагалось взять существующую торпеду «Тип 93» и из ее агрегатов собрать новое изделие, в составе которого имелось бы место для размещения пилота, системы управления и т.д. Кроме того, на ранней стадии проект не был связан с печальной, но героической судьбой будущих пилотов. Планировалось, что пилот новой управляемой торпеды сможет вывести ее на боевой курс и покинуть свое рабочее место. Тем не менее, из-за различных причин технического, тактического, идеологического и морально-нравственного характера авторам проекта пришлось отказаться от спасения пилота. Тем не менее, это давало некоторые преимущества в бою, поскольку торпеда могла управляться до момента попадания в цель.

Разработка проекта первого «Кайтэна» продолжалась до лета 1944 года. В конце июля новый аппарат вышел на испытания. В максимально сжатые сроки торпеду испытали, доработали и поставили в серийное производство. Положение на Тихоокеанском театре военных действий постоянно ухудшалось, и Япония нуждалась в новом «чудо-оружии», способном изменить ход войны. Ожидалось, что проект управляемой торпеды может сказаться на течении боевых действий.


Музейная торпеда "Кайтен" модели "Тип 10"

До конца войны на Тихом океане японские инженеры успели разработать несколько проектов торпед «Кайтэн», отличавшихся друг от друга различными особенностями и характеристиками. При этом основой большинства проектов являлась тяжелая торпеда «Тип 93» или некоторые ее детали. На ее основе строились торпеды моделей «Тип 1», «Тип 2», «Тип 4», «Тип 5» и «Тип 6». Более поздний «Тип 10» основывался на конструкции торпеды «Тип 92». Примечательно, что в серию пошла только одна версия торпеды «Кайтэн» – «Тип 1». Все прочие по ряду причин так и остались на стадии строительства или испытаний прототипа. Рассмотрим некоторые основные модели управляемых торпед семейства «Кайтэн».

Представители семейства «Кайтэн»

Единственная серийная управляемая торпеда семейства «Кайтэн» основывалась на агрегатах изделия «Тип 93». Следует отметить, проект «Тип 1» подразумевал широкое использование совершенно новых узлов и агрегатов, разработанных специально для нового оружия. Этим, в частности, обуславливается большая разница в размерах и внешнем виде управляемой и неуправляемой торпед.

Специально для новой торпеды был разработан специальный корпус с максимальным диаметром 1 м. Внутри этого агрегата предлагалось разместить боевую часть, баки для сжатого воздуха и кислорода, а также кабину с необходимыми органами управления. В носовой части корпуса поместили боевую часть с зарядом весом 1550 кг. По расчетам, мощности такого заряда было достаточно для уничтожения любого американского корабля. Боевая часть оснащалась тремя взрывателями: контактным для подрыва при попадании в цель, электрическим для управления подрывом из кабины и автоматическим гидростатическим. Первые два взрывателя предназначались для подрыва боевой части у цели, а третий обеспечивал самоуничтожение торпеды в случае гибели и погружения на дно.


Общая схема торпеды "Тип 1"

Позади боевой части располагался кислородный баллон на 1550 л, обеспечивавший работу двигателя. Кроме того, имелись девять баллонов на 160 литров сжатого воздуха для пневматического управления рулями. Рядом с баллонами предусматривались две небольшие цистерны для управления дифферентом. Вторая пара таких емкостей находилась в корме основного корпуса. Позади носовой группы баков находилась кабина пилота.

В кормовой части корпуса предусматривались крепления для установки двигательного отсека. В качестве последнего использовались средний и хвостовой отсеки торпеды «Тип 93». Там располагались топливные баки и двигатель с гребными винтами. Также на заимствованном двигательном отсеке крепились рули для управления по курсу и глубине размахом по 800 мм.

Общая длина торпеды «Кайтэн» в варианте «Тип 1» составляла 14,75 м, максимальный диаметр – 1 м. Для сравнения, торпеда «Тип 93» имела длину 9 м и диаметр 610 мм. В готовом к запуску виде управляемая торпеда весила 8,3 т. Двухцилиндровый двигатель мощностью 550 л.с. потреблял керосин и кислород, позволяя развивать скорость до 30 узлов (56 км/ч). Рабочая глубина торпеды не превышала 30-35 м, но конструкция позволяла погружаться и на 80 м. Максимальная дальность хода по топливу составляла 42 морские мили (78 км).

Необходимо отметить, скорость и дальность торпеды были обратно пропорциональны друг другу. Так, при максимальной скорости на уровне 30 узлов торпеда «Тип 1» могла пройти не более 23-25 км. Максимальная дальность обеспечивалась на скорости не более 12 узлов. Главной причиной этого был высокий расход кислорода, используемого двигателем. На 12 узлах двигатель потреблял 1 кг кислорода в минуту, на 30 узлах – 7 кг. Таким образом, пилоту следовало учитывать запас кислорода и топлива, строя заход на цель.

В средней части торпеды имелась кабина для пилота. В ней размещалось сиденье и набор органов управления. Пилот располагал компасом, глубиномером с точностью до 0,5 м (по американским данным), штурвалом и системами управления различными системами, в том числе подрывом боевой части. В кабине предусматривались два люка, в крыше и днище корпуса. Верхний люк спереди был прикрыт небольшим щитком изогнутой формы. Для наблюдения за обстановкой пилот мог использовать выдвижной перископ с ходом 70 см. На практике использование перископа было связано с определенными трудностями, поскольку в выдвинутом положении он мог демаскировать торпеду. Будучи обнаруженным, пилот-смертник почти не имел шансов добраться до цели.

Использование освоенных в производстве комплектующих позволило достаточно быстро развернуть серийное строительство новых управляемых торпед. При этом, однако, не обошлось без проблем. Так, один из авторов проекта, Х. Куроки, погиб в ходе тренировочного выхода в море. Смерть младшего лейтенанта Нисины так же была связана с «Кайтэнами»: он стал пилотом и погиб в ходе первого боевого применения такого оружия.


Общая схема торпеды "Тип 2"

В конце 1944 года появился проект «Тип 2», имевший минимальное сходство с предыдущим. По общей архитектуре торпеда «Тип 2» напоминала малогабаритную подводную лодку, хотя по своей компоновке была похожа на «Тип 1». Торпеда «Тип 2» имела длину 16,5 м, диаметр корпуса 1,35 м и весила 18,37 т. В носовой части этого аппарата имелся заряд взрывчатого вещества весом 1550 кг, в средней – кабина пилота, в кормовой – двигательный отсек. В качестве силовой установки использовался торпедный двигатель мощностью 1490 л.с., работавший на гидразине и пероксиде водорода. Новая торпеда могла разгоняться до 40 узлов и преодолевать до 45 миль (83 км).

Тем не менее, в силу технологических причин торпеда «Тип 2» не пошла в серию. На верфи Хиро был построен всего один такой аппарат, использовавшийся в ходе испытаний. Новая торпеда оказалась слишком сложной в производстве для ослабленной японской промышленности. Пилотам-смертникам пришлось продолжить эксплуатацию торпед «Тип 1».

Проект «Тип 4», появившийся в начале 1945 года, оказался более удачным. Было построено около полусотни таких торпед, но и в этом случае полномасштабное серийное производство не начиналось. Главной целью очередного проекта было создание модификации изделия «Тип 2» с двигателем, использующим менее дорогое и опасное в обращении топливо. На этот раз было предложено использовать двигатель, работающий на керосине и кислороде. Подобные силовые установки уже применялись на различных торпедах и поэтому не вызывали претензий со стороны командования.


Общая схема торпеды "Тип 4"

Из-за использования нового двигателя мощностью 1200 л.с. максимальная скорость торпеды «Тип 4» упала до 20 узлов (37 км/ч), а дальность хода сократилась до 21 морской мили (38 км). Снижение характеристик привело к значительному сокращению серии. Вместо полномасштабного строительства большими партиями было собрано только 50 таких торпед. Кроме того, из-за низкой культуры производства имели место нарушения герметичности корпуса, течи в топливной системе и т.д. Из-за таких проблем некоторое количество торпед погибло, не успев выполнить свою боевую задачу.

Последней разработкой семейства «Кайтэн» стала торпеда «Тип 10», конструкция которой основывалась на изделии «Тип 92». С целью упрощения производства было решено вернуться к идее использования существующих агрегатов. Более того, на этот раз применялись даже детали корпуса базовой торпеды.

Фактически «Тип 10» являлась разделенной пополам торпедой «Тип 92», между двумя частями которой добавлялась кабина пилота. В носовой части такого аппарата располагалась 300-кг боевая часть и передний блок аккумуляторных батарей. Кормовая половина корпуса вмещала второй блок батарей и электрический двигатель. Базовая торпеда имела калибр 530 мм, что не позволяло разместить в ее корпусе кабину пилота. Для этого между двумя половинами ее корпуса поместили особый цилиндрический агрегат диаметром 700 мм с коническими обтекателями спереди и сзади. Сверху этой вставки предусматривалась небольшая надстройка-рубка для головы пилота. Баллоны со сжатым воздухом для дыхания располагались внешней поверхности корпуса.


Общая схема торпеды "Тип 10"

Общая длина торпеды «Тип 10» не превышала 10 м, общая высота (с надстройкой, без перископа) – чуть более 1 м. Общий вес торпеды составлял 3 т. 112 аккумуляторов (4 блока по 28) выдавали ток силой 120 А напряжением 54 В. Батареи и 6-киловаттный двигатель разгоняли торпеду до 7 узлов (13 км/ч). Дальность хода не превышала 2 морские мили (менее 4 км).

Несмотря на крайне низкие характеристики, управляемая торпеда «Тип 10» заинтересовала военных простотой своей конструкции. Летом 1945 года японский флот заказал 500 таких торпед, однако промышленность успела построить только одну опытную и не более пяти серийных. Как результат, торпеды «Тип 10» не приняли участия в боях и стали трофеем наступавшего противника.

Эксплуатация

Имея некоторый запас времени, японская промышленность с осени 1944 года успела построить не менее 300 торпед «Тип 1». Прочие изделия семейства «Кайтэн» заказывались и строились в меньших количествах. В результате флот успел использовать в бою только торпеды «Тип 1» и «Тип 4». Остальные торпеды так и не добрались до театра военных действий.

Для управления торпедами «Кайтэн» требовались пилоты. В середине 1944 года начала свою работу первая школа подводников-смертников, располагавшаяся на острове Оцусима во Внутреннем Японском море. Вскоре после открытия школы на Оцусиме появились аналогичные учреждения в других районах Японии.
К будущим курсантам предъявлялся набор особых требований, таких же, как и к другим добровольцам-тэйсинтай. Обучение состояло из нескольких этапов. Сначала в течение трех месяцев курсанты учились водить быстроходный катер с использованием только компаса и перископа. После этого начиналось обучение на тренажерах, и только потом курсанты выходили в море на тренировочных торпедах «Кайтэн».


"Рубка" и перископ торпеды "Тип 1"

Предполагалось, что носителями управляемых торпед смогут стать подлодки и надводные корабли. Кроме того, разрабатывался проект строительства сухопутных береговых баз с необходимым оборудованием. Таким образом, при помощи торпед «Кайтэн» планировалось защищать Японию как в открытом море, так и у берегов.

На практике чаще всего торпеды применялись вместе с подлодками-носителями. В таком случае субмарина получала набор специального оборудования для транспортировки торпед. Несколько «Кайтэнов» закреплялись на ее корпусе и соединялись с ней при помощи специальных шлюзов для пилотов. После обнаружения цели капитан подлодки должен был отдать команду на подготовку торпед к запуску. Пилоты через шлюзы занимали свои места и задраивали люки. По внутренней связи смертникам передавали указания о цели, разворачивали подлодку к атакуемому кораблю и производили отцепку торпед.

После этого пилот должен был самостоятельно запустить двигатель, взять курс на цель и двигаться на глубине не более нескольких метров, чтобы попасть в подводную часть корабля-цели. Для корректировки курса допускался подъем перископа, однако в боевой обстановке это было связано с большим риском. Обнаружив торпеду, корабль противника мог запросто расстрелять ее на безопасном расстоянии.

Торпеды «Тип 1» имели достаточно большую дальность хода, что в некоторых случаях позволяло пилоту выходить в район цели, всплывать, уточнять ее местоположение и только после этого выходить на боевой курс.

Также управляемые торпеды базировались на некоторых надводных кораблях. В таком случае они должны были перевозиться на палубе и спускаться на воду при помощи крана или рельсового устройства. Краны и рельсы для торпед «Кайтэн» получили почти два десятка кораблей, однако такое оборудование не использовалось в боях. В отличие от кораблей, подлодки могли скрытно доставить торпеду в район цели и незаметно запустить ее.

Боевое применение

С осени 1944 года по лето 1945-го было зафиксировано всего десять случаев использования торпед «Кайтэн» в реальных боевых операциях. За это было израсходовано около сотни торпед «Тип 1» из 300 построенных. Практика показала, что эксплуатация такого оружия связана с большими трудностями. Как результат, количество потопленных американских кораблей и судов оказалось крайне мало.


Подлодка I-47 - носитель торпед "Кайтэн", 4 ноября 1944 г.

Первая операция с использованием «Кайтэнов» была проведена 20 ноября 1944 года. Подлодки I-36 и I-47 с восемью торпедами прибыли к атоллу Улити (Каролинские острова) с приказом атаковать стоящие там корабли и суда США. В кабине первой торпеды, стартовавшей с подлодки I-47, был сам Сэкио Нисина, один из авторов проекта. В последний бой с собой Нисина взял урну с прахом своего коллеги Хироси Куроки, погибшего на испытаниях.

Восемь пилотов-смертников с подлодок I-36 и I-47 успешно выполнили поставленную задачу. Им удалось подорвать и сжечь танкер USS Mississinewa, хотя к цели прорвалась только одна торпеда. Судно сгорело и затонуло. Следует отметить, в рейде участвовала и третья подлодка с управляемыми торпедами – I-37, но она так и не добралась до цели. В районе острова Лейте эту подлодку заметили американские военные. После этого эсминцы USS Conklin и USS McCoy Reynolds атаковали лодку при помощи бомбометов. I-37 и четыре «Кайтэна» затонули.


Пожар на танкере USS Mississinewa в результате попадания торпеды "Кайтэн"

Следующий эпизод с участием управляемых торпед произошел 9 января 1945 года. В этом бою японская эскадра одна подлодка не смогла выйти в район пуска торпед, одна была уничтожена американскими глубинными бомбами, а остальные успешно «отстрелялись» смертниками. В результате этой атаки японцам удалось серьезно повредить несколько американских кораблей и затопить десантный катер. Все поврежденные корабли прошли ремонт и вернулись в строй.

Последний случай боевого применения «Кайтэнов» планировался на середину августа 45-го. 16 августа подлодка I-159 с четырьмя торпедами вышла в Японское море с задачей найти и атаковать советский конвой. Тем не менее, 18 августа экипаж получил команду прекратить выполнение задачи и вернуться на базу. В результате этого приказа советским морякам, к счастью, не удалось увидеть японские управляемые торпеды в деле.

По официальным японским данным, в ходе десяти операций пилотам «Кайтэнов» удалось потопить 32 американских корабля. Тем не менее, проверка показывает, что это было пропагандистским преувеличением. Из американских документов следует, что подводникам-смертникам удалось повредить и потопить не более десятка кораблей. При этом Япония потеряла большое количество подлодок-носителей и около сотни пилотов торпед. Вряд ли такие результаты боевого применения можно считать успешными.


Подлодка I-36 с торпедами "Кайтэн" на палубе

Применение «Кайтэнов» с подлодок и надводных кораблей было связано с определенными трудностями. Свободная охота на американские ордеры в океане была крайне трудным, длительным и почти бессмысленным делом. Атака кораблей и судов на базе так же не были простыми ввиду различных средств защиты. В итоге эффективность управляемых торпед – и без того не слишком высокая – со временем упала до минимума.

Финал истории

С середины 1944 года промышленность Японии построила около трех сотен торпед «Тип 1», по одному прототипу «Тип 2» и «Тип 6», а также полсотни изделий «Тип 4» и полдюжины «Тип 10». В результате в боях участвовали в основном торпеды «Тип 1» – было использовано около сотни единиц такого оружия. Остальные построенные торпеды либо отправились в утиль, либо стали музейными экспонатами.

Эффективность подводников-смертников оказалась неприемлемо низкой. Потеряв около сотни неплохо подготовленных бойцов и несколько подлодок с экипажами, японский флот потопил или повредил около 10 кораблей противника. В итоге торпеды «Кайтэн» не оправдали свое громкое название. Несмотря на все усилия, им никак не удалось повлиять на ход войны. Наступление США продолжалось, и никакие управляемые торпеды не могли предотвратить грядущее поражение Японской империи.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой. Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Школы камикадзе

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.

Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»). Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  1. Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  2. Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  3. Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  4. Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  5. Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим
и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи
и проявить себя как «настоящие мужчины».

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.

История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Мидуэйская операция

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление. Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Атакованные японские авианосцы Soryu, Kaga и Akagi во время битвы за Мидуэй.

Из неба в воду

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.


1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года.
3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг - отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сперва кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Сперва кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника
стала давать сбои.

Провал проекта «Кайтен»

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задача - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась тотальным поражениям японцев, и кайтены стали очередным кровавым
достоянием истории.