Урок по поэме

Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему. Заключительный урок по поэме М



ИСПОВЕДЬ – 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. 2. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой). Почему именно исповедь?











«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь». Из письма М. Ю. Лермонтова С. А. Раевскому




Мцыри – романтическая душа автора Перед нами в поэме предстаёт истинно героический образ. Страстной жаждой свободы и слияния с родиной определяется весь внутренний мир Мцыри. Он всем существом своим устремляется к одной цели - быть свободным от всякого гнёта, соединиться с родиной и дышать красотой родной природы. В достижении этой цели Мцыри готов пожертвовать всем, преград его воля не знала. Вывод Вывод


В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».


1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн

Ответ оставил Гость

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе.
Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала.
...Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр.
Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля.
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной:
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
. Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.. .
В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе .


Цель :

Ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

Характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока

1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Б) Работа с иллюстрациями.

Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя.

Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3)

Слово учителя:

М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, - это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» - говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, - два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия .

Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

5. Домашнее задание : 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»

3. Перспективное задание – выучить наизусть

Отрывок из поэмы.

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе.
Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала.
...Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр.
Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля.
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной:
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
. Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.. .
В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли.

Ответ оставил Гость

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе.
Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала.
...Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр.
Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности:
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля.
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной:
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник, спутанный плющом:
. Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.. .
В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли.