История эволюции военной формы одежды. История развития военной формы в россии

История эволюции военной формы одежды. История развития военной формы в россии

Военная форма на Руси XVII века

1. Пеший жилец XVI - XVII века.

2. Рында XVI - XVII столетия.

3. Стрелец начала XVII века.

4. Офицер стрелецкого полка середины XVII столетия.

Военная форма во времена Петра Великого

1. Солдат-наёмник иноземного полка

2. Бомбардир войска Петра Великого

3. Офицер Гренадерского полка Петра Великого

Военная форма XVIII века

1. Офицер пехотного полка (период правления Анны Иоанновны, 1732-1742 годы).

2. Офицер гусарского полка (период правления Екатерины II, 1776-1782 годы).

3. Гренадер мушкетерского полка (период монархии Павла I, 1797-1801 годы).

4. Офицер егерского полка (период правления императора Павла I, 1796-1801 годы).

5. Карабинер времен правления Петра III.

6. Унтер-офицер, гусар лейб-гвардии Павла I.

7. Рядовой кирасир

8. Флейтщик Преображенского полка

Военная форма XIX века

1. Унтер-офицер мушкетерского полка (1802-1803)

2. Рядовой кирасирского полка (1813-1814)

3. Матрос гвардейского экипажа (1826-1856)

4. Рядовой лейб-гвардии Преображенского полка (1826-1856)

5. Трубач лейб-гвардии Драгунского полка.

6. Обер-офицер лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.

7. Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка.

8. Обер-офицер армейских пехотных полков.

9. Обер-офицер армейских драгунских полков.

10. Обер-офицер армейских уланских полков.

11. Подхорунжий лейб-гвардии Казачьего полка.

12. Рядовой армейских пехотных полков.

Военная форма Красной армии

1. Красноармеец и командир (1919)

2. Красноармеец и командир (1922)

3. Красноармеец и командир (1924)

Военная форма Советской армии

1. Зимняя повседневная одежда начальствующего состава (1934)

2. Ковалерия и конная артеллерия (1934)

1. Военная форма Советской армии (1940)

2. Одежда военных строителей (1973)

3. Летняя форма одежды старшин, сержантов и солдат (1986)

Военная форма Армии РФ

1. Форма образца 1990-2000х

2. Образец презентации 2012 года

Качественная военная одежда - залог высокой боеспособности армии. Современная российская военная форма отвечает всем требованиям: она удобна, надёжна и функциональна. Новая военная форма была выпущена в нашей стране в 2019 году, и сейчас ею экипирован каждый боец вооруженных сил.

Военная форма одежды делится на три основных вида:

  • Парадная - используется во время торжественных мероприятий (на парадах, в дни военных праздников, на церемониях получения боевых наград и т.д.);
  • Полевая - используется во время боевых действий, несения службы, оказания помощи мирному населению во время стихийных бедствий и т.д.;
  • Офисная - используется в случаях, не относящихся к первым двум категориям.

Глобальная реформа формы российской армии

Современная история России насчитывает несколько неудачных попыток сменить обмундирование военнослужащих. Пока в нашей стране тратились огромные деньги на неудачные эксперименты, в армии США одежда военных становилась удобнее, возрастали ее эксплуатационные характеристики, в производстве одежды применялись инновационные материалы.

Современная военная форма начала свой путь в 2007 году, когда пост Министра Обороны занимал Анатолий Сердюков. Именно тогда был организован масштабный конкурс эскизов, в котором приняли участие тысячи дизайнеров со всей страны. Минобороны присудило победу известному дизайнеру Валентину Юдашкину.

Следующие два года специалисты занимались разработкой конечных вариантов новой армейской формы, предназначенной для дальнейшей экипировки армии РФ . В результате получился комплект одежды, во многом похожий на американское обмундирование. Разработчики с таким мнением были не согласны, хотя многие факторы говорили именно в пользу этого сравнения.

Особое недовольство вызывала зимняя военная форма. Она не защищала солдат от холода. По этой причине в Министерство Обороны каждый день поступало множество жалоб о ненадлежащем качестве зимнего комплекта. Это привело к вспышке простудных заболеваний среди военных. Претензии были и к внешнему виду униформы: некоторые стилистические решения были скопированы с комплектов других стран. Камнем преткновения стало качество ткани и ниток: новая военная одежда быстро приходила в негодность.

Негативные отзывы, недовольство солдат и армейских специалистов заставило Министерство Обороны задуматься об изменении экипировки. Решение взять за основу американскую одежду было ошибочным, такие костюмы не подходили к условиям нашей страны. Новый комплект военной формы, разработанный впоследствии, состоял из 19 частей. Приблизительная стоимость одного комплекта составляет 35 тысяч рублей. Парадный вариант особых изменений не потерпел, так как особую важность имеет именно полевая форма.

Новая полевая военная форма ВС РФ

Первое изменение, которое бросалось в глаза, - изменение месторасположения погон на униформе. В 2010 году был предложен «натовский» вариант, погоны в нем располагались на «пузе». Многим военнослужащим это не понравилось, так как они «привыкли видеть погоны на своих плечах». Шевроны на форме расположены на обоих рукавах. Дополнением стало появление приталенных шинелей, быстро закрепляемых элементов одежды на липучке. Русские офицеры впервые в истории получили тёплые свитера. Полностью заменить портянки и сапоги не получилось.

В провальном проекте нового военного костюма стали обвинять Валентина Юдашкина. В 2012 году он выступил перед журналистами с заявил, что принятая в использования одежда сильно отличается от его варианта. В частности, для уменьшения себестоимости материалы были заменены на менее качественные. Журналисты пришли к выводу, что от варианта модельера остался лишь внешний вид.

Военная форма одежды нового поколения разрабатывалась на основе отзывов тысяч солдат со всей страны. Форма ВС стала многослойной. Это позволяет каждому солдату самостоятельно выбирать нужные элементы одежды, руководствуясь поставленными перед ним целями и задачами, а также погодными условиями.

Изменённый комплект ВКПО включает в себя основной костюм, несколько разновидностей курток, ботинки для разных сезонов и многое другое, включая балаклаву, синтетический ремень и качественные носки. Пошив военной формы осуществляет из смесовой ткани, которая включает в себя 65% хлопка, и 35% полимерных материалов.

Русская военная одежда нового образца была у каждого солдата уже в конце 2019 года, как ранее и планировало Министерство Обороны. Смена экипировки проходила в три этапа. В 2013 году было выдано 100 тысяч новых комплектов, в 2014 - 400 тысяч и в 2019 - 500 тысяч. За 3 года были обеспечены миллион военнослужащих.

Особого внимания заслуживает полный отказ от портянок. Современные образы военной формы включают в себя 12 пар носков для одного солдата, которые он использует в течение года. В скором времени планируется увеличить количество пар на одного военного до 24 штук.

Комплекты ВКПО для ношения при разных температурах атмосферы

Военная форма нового образца представлена в двух комплектах:

  • Базовое обмундирование для ношения при температуре выше +15 градусов по Цельсию;
  • Многослойная система для ношения при температуре от +15 до -40 градусов по Цельсию.

В зимний период солдаты надевают облегчённый или флисовый комплекты нижнего белья. Они выбираются в зависимости от температуры воздуха. В особо холодных районах оба комплекта нижнего белья могут надеваться один поверх другого.

Для экипировки в летний период года используются брюки, куртка, берет и сапоги. Поверхность одежды тщательно обрабатывается инновационным раствором, который отталкивает влагу. Он позволяет одежде оставаться в дождь сухой до двух часов. Для защиты от механических воздействий военная одежда оснащается укрепляющими элементами. Такие комплекты используются в частях с высокой степенью нагрузки.

Правила ношения военной формы одежды позволяют в осеннее время года использовать флисовую куртку: отличная теплоизоляция обеспечивается за счёт ворса, которым она покрыта с обеих сторон. От сильных ветров защищает куртка-ветровка, которая носится с брюками пятого слоя.

Для осеннего периода предназначен демисезонный военный костюм. Материал, из которого он производится, обеспечивает надёжную защиту от ветра, хорошую степень паропроницаемости и быстро высыхает после намокания. Во время сильных ливней допустимо использование ветроводозащитного комплекта. Мембрана и надёжная проклейка слоёв обеспечивают надёжную защиту от влаги.

В зимний период носятся утеплённые куртка и жилет, которые защищают от влаги и ветра. Несмотря на высокую степень защиты от мороза, они лёгкие и практичные. Для очень низких температур предусмотрены утеплённая шапка и балаклава.

Современная парадная военная форма ВС РФ

Основа дизайна парадной формы не менялась уже многие годы, так как она по-прежнему отвечает современным требованиям и при этом отдаёт дань истории. Лишь некоторые элементы были заменены в последние годы по причине их морального устаревания. Парадную форму носят на парадах, праздниках, при получении боевых наград и т.д.

В российской армии есть три подхода к формированию такого комплекта обмундирования:

  • Традиционный. Комплекты одежды включают в себя элементы, созданные еще в 19 веке. Хорошим примером служит парадный комплект Президентского полка РФ - их костюмы идентичны форме Императорской гвардии, принятой в 1907 году;
  • Современный. Покрой парадной формы соответствует ежедневному комплекту, могут использоваться одинаковые цвета. Например, в Вооружённых сил РФ цвет парадного кителя совпадает с повседневным. Повседневные элементы дополняются парадными элементами;
  • Универсальный. Цвет парадного костюма может совпадать с повседневным, но цвета парадных элементов должны отличаться в обязательном порядке.

Парадная форма в строгом порядке должна отвечать следующим нормам:

  • Должна соблюдаться стилистка военной формы одежды военнослужащих Русской Армии;
  • Военный костюм парадного назначения должны быть строгим и элегантным;
  • В производстве должны использовать только качественные материалы.

Изменения в дизайн парадной формы вносятся редко, основная ее стилистка определена историей. Каждый год могут меняться различные дополнительные элементы. Смена материалов, используемых в производстве, допустима лишь в случае, если она повысит качество и эксплуатационные характеристики костюма.

Заслуживает внимания генеральский парадный наряд. Он также схож с повседневным костюмом, но имеет отличие в цветовом оформлении. Цвет парадного мундира - серый, надевается вместе с синеватыми брюками и чёрными ботинками. Нашивки есть на воротнике и обшлагах.

Повседневная форма военнослужащих

Цвет повседневной формы зависит от звания и принадлежности. Военная одежда армии России повседневного типа у генералов и офицеров оливкового цвета, в Военно-воздушных силах - синего. Фуражки соответствуют цвету экипировки. За основу расцветки была взята форма образца 1988 года. Декоративные элементы на фуражках окрашены в золотой цвет. Зимние уборы у мужчин не изменились после последней реформы.

Девушки в военной форме теперь могут чувствовать себя комфортно. Платья и юбки удобно облегают тело, подчёркивая женскую красоту. Женская военная одежда - оливкового или синего цветов. В зимнее время года применяется укороченное, приталенное пальто. Женщины-сержанты и рядовые носят оливковую повседневную форму. В тёплое время года на голове должна быть пилотка, в зимнее - каракулевый берет, введённый последней реформой.

Сержанты, солдаты и курсанты повседневной формы лишены ввиду ненадобности. В качестве альтернативы им предлагается носить зимнюю или летнюю полевую экипировку.

Военная форма одежды этого вида в зимний период года предусматривает для военнослужащих серое пальто (для ВВС и ВДВ синее). Для осеннего периода предусмотрена демисезонная куртка синего цвета, для дождей в летнее время года - удлинённый плащ, не пропускающий влагу. Чёрная окраска у дополнительных элементов одежды (ремень, ботинки и носки).

Современная офисная форма одежды армии России

Такой комплект одежды является разновидностью повседневной, используется генералами, офицерами и сотрудниками Министерства Обороны определённых чинов. Военный костюм такого вида напоминает повседневную одежду МЧС. В комплекте есть:

  • Мягкая фуражка. У всех военных подразделений - зелёного цвета, подразделениям ВДВ был оставлен синей берет;
  • Рубашка цвета фуражки с длинным или коротким рукавом (выбор зависит от погоды). На плечи могут крепится погоны на липучках, галстук не применим;
  • Белая футболка (надевается под рубашку);
  • Брюки цвета фуражки и рубашки прямого покроя.

В холоднее время года с офисной формой допустимо использование тёплой куртки. Есть возможность дополнительно прикрепить капюшон. Фуражку можно заменить на тёплую шапку-ушанку. На плечи костюма крепятся погоны на липучках.

Каждый год офисная форма подвергается незначительным изменениям. К ним относятся введение и упразднение различного шитья костюмов, изменение формы знаков отличия и т.д. Запрещено использовать офисный костюм в качестве полевого. Уход и правила ношения военной формы

Правила ношения военной формы одежды регламентированы приказом 1500 — костюм всегда должен быть чистым. Чтобы он оставался таковым, требуется знать о некоторых тонкостях ухода за ним. Неправильная стирка или сушка могут испортить внешний вид, что повлечёт служебные неприятности. Перед чисткой одежды нужно ознакомиться с информацией на ее ярлыке.

Шерстяную одежду рекомендуется стирать вручную в тёплой воде. Если такой возможности нет, то можно воспользоваться стиральной машиной, но режим стирки должен быть самым щадящим. Размеры военной одежды могут стать меньше, если стирку проводить при помощи горячей воды. Отжимать изделия из шерсти запрещено.

Повседневная воинская экипировка менее прихотлива в уходе. Её можно стирать в стиральной машине при любом режиме с любым стиральным порошком. Кроме того, повседневный костюм способен выдержать воду любой температуры.

Красивую парадную форму чистить в домашних условиях не рекомендуется. Данный процесс лучше доверить профессионалам в службе химчистки.

Новая русская военная одежда, введенная в эксплуатацию в 2019 году, превосходит предыдущее поколение по всем показателям. Это стало возможным после отказа от копирования американского дизайна, непригодного для климатических условий нашей страны. Военная форма РФ считается одной из лучших в мире.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Введение

Военная форма одежды - олицетворение чести, доблести и благородства российских воинов.

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям.

Она создавалась одновременно с созданием Российских Вооруженных Сил. Новая форма одежды была одобрена на заседании Коллегии Министерства обороны РФ в октябре 1992 года. По номенклатуре в ней было в 1,5-2 раза меньше предметов, чем в прежней форме одежды. Она стала более удобной и практичной. Для повседневной и парадной формы одежды был установлен единый - оливковый цвет. У моряков остался цвет, который был всегда традиционным для ВМФ - черный. Погоны на всех видах одежды военнослужащих стали уменьшенного размера. Вводились и другие изменения.

23 мая 1994 года Указом № 1010 "О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям" Президент Российской Федерации утвердил форму одежды российских военнослужащих.

В реферате будут рассмотрены следующие цели и задачи:

изучить историю развития воинской формы.

подразделения воинской формы на парадную, повседневную, полевую.

погоны и эмблемы.

военная форма эмблема воин

История развития воинской формы

Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота. Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям. Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения. Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение. Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века в европейских армиях, однако попытки ввести общие для всех элементы в одежду и снаряжение воинов с целью отличить их от военнослужащих противной стороны предпринимались практически на протяжении всей европейской военной истории. Наиболее близко к введению однообразной форменной одежды в начале новой эры подошла армия древнего Рима, традиционно одевая своих легионеров в красные шерстяные плащи и одежду белого цвета. К слову, следует сказать, что именно от римских легионов перешли в современные армии принципы организации, внутреннего порядка, субординации и военной геральдики. Из периода средневековья, можно вспомнить об отличительном знаке участников крестовых походов - матерчатом кресте нашитом на одежду и дальнейшем развитии этой эмблемы - атрибутов различных рыцарских орденов. В дальнейшем по мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения. Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент одного цвета и т.п. Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств. В период тридцатилетней войны в Европе (1618-1648 гг.) в армиях противоборствующих государств стали появляться части носившие одежду одного цвета, однако различных покроев и конструкции. Зачастую изготовление такой одежды происходило по инициативе шефов и командиров той или иной части, ношение ее не регламентировалось на государственном уровне и следовательно не являлось обязательным, однако в частях прославивших свои знамена на поле брани ношение одежды определенных цветов стало превращаться в устойчивую боевую традицию. Примерно в этот же период в России по сообщениям иностранных авторов (Кемфер, Пальмквист), единообразная форменная одежда появляется в московских стрелецких полках. Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца XVII века униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств. В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого.

Начиная с 1699 г. военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков. В 1712 г. свою форму получили и артиллеристы. К окончанию Северной войны окончательно сформировался общий стиль русской военной формы. Гвардейская и армейская пехота носили темно-зеленные кафтаны, драгуны - синие, артиллерия - красные. С этого периода военная форма русской армии развивалась и совершенствовалась в традиции общеевропейских тенденций. В последующие царствования при Анне Иоанновне была утверждена форма одежды для конного лейб-регемента (конной гвардии) и вновь формируемых кирасирских полков. При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме. В начале царствования Екатерины Великой военная форма не претерпела значительных изменений. Были лишь отменены нововведения, введенные в краткосрочное царствование ее мужа Петра III. В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом. В качестве мундира была введена удобная короткая куртка, узкие брюки заменялись свободными шароварами обшитыми до середины голени кожей, вместо неудобной в походе и в бою войлочной шляпы, воины получили сферическую каску того же материала с поперечным плюмажем. Новая форма вводилась только в армейских полках. Гвардия носила прежние мундиры. Нововведение являлось безусловно прогрессивным и опередило свое время на несколько десятилетий. С воцарением сына Екатерины Великой - Павла I, в армии в срочном порядке стала вводится военная форма в основном копирующую форму армии Прусского королевства. Расцветка мундиров сохранила традиционные для русской армии оттенки, за исключением артиллерии, которая получила темно-зеленные мундиры пехотного образца с черным приборным сукном и красными выпушками, ставшими с тех пор традиционными для этого рода войск. Каждый пехотный и кавалерийский полк получил свои приборные цвета. Историки дружно осудили Павла за введение новой, якобы "неудобной" формы, хотя она полностью соответствовала современным европейским тенденциям, при этом забывая о том, что именно при нем армия получила новый вид обмундирования - шинель, взамен зимнего шерстяного плаща - епанчи. После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение. Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских полков.

Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет. В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах. После окончания крымской войны в царствование Александра II остро ощущалась необходимость общей военной реформы. Коснулась она и военной формы одежды. Мундир фрачного типа сменил т. н. полукафтан. Вместо каски вводился кивер нового образца, а в последствии кепи. При походной форме устанавливалось ношение высоких сапог и белой рубахи. Вообще, царствование характеризуется почти непрерывными изменениями в форме одежды и требуют отдельного исследования. При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские. В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды. Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под дивизом "народности", истинная причина изменений заключалась, на мой взгляд, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания. Последнее царствование характеризуется прежде всего введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды. В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы - РККА, впоследствии Советской Армии. Стремясь уйти от традиций "кровавого" царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и мировой войн вводят в красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами. Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих - погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые и красные формирования использовали запасы обмундирования оставшиеся от старой армии. В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии. В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен "кафтана" защитного цвета. В 1924 г. было отменено ношение цветных клапанов на груди, рукавах и воротниках обмундирования. В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия. В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части и для них устанавливается традиционная форма одежды.

В 1940 г. отменяется ношение пожалуй наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих. Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии. Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров. В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка".

Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на американскую. Было отменено ношение петлиц цветных околышей на фуражках. В конструкции фуражек явно проглядываются извращенные понятия о воинской красоте "арбатских" генералов. Однако для основной массы военнослужащих это не имело большого значение ввиду крайне скудного снабжения войск вещевым имуществом. Никогда не забуду, когда летом 1994 г. солдатам и офицерам дивизии в Забайкальском ВО были выданы летние танковые комбинезоны изготовленные из неокрашенной х/б ткани светло-серого цвета. Парадная и повседневная формы не выдавались вовсе. Доходило до того, что даже на парады в г. Москве части и подразделения выводились в полевой форме под белыми и парадными ремнями, трогательно украшенной аксельбантами, с нашитыми золотыми погонами у офицеров и цветными у солдат и сержантов. В заключении хочу отметить, что на протяжении всей истории Российского государства, за исключением последнего, его руководители придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих первостепенное значение, благодаря чему русские и советские войска снабжались качественным и современным обмундированием в достаточном количестве.

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил - одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История и традиции военной формы

в русской армии и флоте

Российская армия и флот имеют богатейшие традиции, на которых воспитано не одного поколение выдающихся полководцев, военачальников, воинов-героев, прославивших Россию своими победами, создавших авторитет нашего Отечества как мировой державы. Сегодня возрождение и приумножение воинских традиций Вооруженных Сил - одно из условий высокой боеспособности армии и флота.

Обратимся к историческому аспекту традиций формы одежды и распорядка дня в русской армии и флоте.

Военная форма, правила ее ношения, традиции, ритуалы, связанные с ней, в некоторой степени компенсировали отсутствие в российской императорской армии целенаправленной воспитательной работы. Розги и шпицрутены, занятия «словесностью» и привычная дисциплинарная практика – все это не могло считаться необходимым и достаточным для процесса формирования личности защитника Отечества. В данном случае на одно из первых мест в процессе воспитания выходила военная форма.

В повседневной жизни войск она становилась «живым свидетелем» славных ратных дел полка, носителем и содержанием его славных традиций.

Для русского человека того времени огромное значение имел тот факт, что образцы военного обмундирования для каждой отдельной воинской части или учреждения утверждались лично императором. «Государевым», со всеми вытекающими из этого понятия плюсами и минусами, был и мундир – от головного убора до сапог, и сам его владелец. Даже темно-зеленый цвет мундира, который имели большинство пехотных полков российской армии, назывался «царским» цветом.

С утверждением императорами мундиров различных полков было связано несколько легенд, влияние которых, трудно переоценить в формировании и развитии патриотизма защитников страны. Одна из них гласит, что гусары некоего полка на своих рейтузах носили «неполный» гусарский узел, он еще назывался «выкладка» (своеобразное украшение на верхней части рейтуз). Считалось, что Екатерина II лично вышивала это украшение на военной форме командира вновь создаваемого полка. Смерть помешала завершению работы. Поэтому на протяжении нескольких десятилетий форму гусар украшал особенный, незаконченный императрицей узел. Из таких сказаний по крупицам складывались история и традиции российского воинства.

Важнейшим качеством военной формы одежды, воспитательное значение которой трудно переоценить, была преемственность. Понимание важности этого качества воинского мундира было развито у руководства российской армии и, конечно, в самой армейской среде.

В 1882 году император Александр III своим указом ввел новые образцы обмундирования, которые коренным образом изменили внешний облик русских солдат и офицеров. Эта попытка отойти от принципа преемственности встретила непонимание и пассивное противодействие и в гвардии, и в армейских частях.

Впоследствии эти образцы военной формы были оценены как неудачные и просуществовали недолго.

В период военной реформы 1907–1912 годов были приняты новые образцы военного обмундирования. После этой перемены российская армия приобрела узнаваемые черты русского воинства времен Отечественной войны 1812 года. Причем были устранены недостатки, имевшиеся в ней до этого.

К сожалению, сегодня внешний вид воина, в широком смысле, не считается важным для поддержания воинского духа. В лучшем случае, он подменяется примитивной опрятностью и аккуратностью перед взором строго начальника. Произошедшие в 2005 году изменения в вещевом снабжении нашей армии и флота только подтверждают идею об отсутствии центральной идеи в вопросе формирования внешнего облика защитника Отечества.

К примеру, приснопамятная папаха. Не было объективных причин снимать ее со снабжения в середине 1990-х годов. Но не имело смысла и вводить ее вновь.

Исключительное влияние на воспитание и сплочение русской армии имел тот факт, что практически каждый полк, военное училище или кадетский корпус имели свои уникальные знаки различия петлицы и погоны. Начиная с этих внешних объединяющих факторов, дух коллективизма – полка, училища или корпуса – проникал в казарму и на плац, на занятия и в быт солдат и офицеров, кадетов и юнкеров. Отличия во внешнем виде были первыми кирпичиками, на которых основывались история и ратные традиции полков и военно-учебных заведений.

Наши предки разумно предполагали, что человек, не способный принять, привить себе внешних черт коллектива, не будет способен по настоящему правильно понять внутреннюю составляющую военной службы, ратного служения своему Отечеству. Юнкер или кадет, который был не способен предстать перед своим ротным командиром в безупречном виде, никогда бы не смог получить увольнения. В конце концов такой человек или принимал требования, предъявляемые к военнослужащему, в том числе и к внешнему виду, или был вынужден оставить военную службу. Такими приемами формировалось трепетное и уважительное отношение к военной форме вообще и мундиру своего полка, училища или корпуса в частности.

Сегодня трудно представить какую богатую цветовую палитру представляла собой военная форма русской армии перед Первой мировой войной. Особым разнообразием, о котором уже говорилось, отличались погоны и петлицы военно-учебных заведений и полков.

В 1913 году существовало около 60 сочетаний пар цветов: поле погона (приборное сукно) и кант. Приборное сукно большинства воинских частей имело традиционные армейские цвета – алый, малиновый, синий, черный, желтый. Но были уникальные и очень оригинальные, если можно так выразиться, «невоенные» цвета – бирюзовый, светло-розовый, светло-зеленый. Однако каждый из этих цветов был связан с историей воинской части, ее славными традициями. Каждый из них был значим для своих обладателей, им гордились. Гордость за свой полк формировала уважение к чувствам представителей других воинских частей и учреждений.

С этой целью обучение новобранца в русской армии начиналось с того, что он запоминал все воинские звания и их обозначения, военную форму и различия военнослужащих разных родов войск, представленных в гарнизоне. Это делалось, кроме всего прочего, с той целью, чтобы своим незнанием в случае встречи военнослужащие не обидели друг друга, так как трепетное отношение к своему мундиру, мундиру своего полка было повсеместным.

В большинстве случаев обмундирование офицеров в русской армии не отличалось принципиально от обмундирования солдат соответствующих родов войск и частей.

Например, погоны офицеров делались путем пришивания соответствующих галунов к солдатским погонам. Различия сводились в основном к отделке некоторых элементов форменной одежды и наличию специфических деталей обмундирования (эполет, аксельбанта). Это некоторым образом продолжало тот моральный принцип, что каждый офицер должен был начать свою военную службу солдатом.

После того как в первой половине XIX века начала формироваться стройная система военно-учебных заведений, подобная практика стала давать значительные положительные результаты.

Генерал Петр Краснов в своей работе «Душа Армии» писал: «Чувство особой коллективной единицы, столь важное на войне и для войны, усиливается, увеличивается, усугубляется одинаковой одеждою, одинаковым номером, общим названием – полковым мундиром. Мы пережили увлечение яркими, бьющими в глаза формами одежды, тяжелыми киверами, султанами, шитьем, этишкетами, лацканами и ментишкетами, и пережили новое увлечение защитным цветом, небрежно нашитыми общесерыми погонами с номером полка, наведенными химическим карандашом».

Несомненно, что уважительному отношению к военной форме немало способствовала четкая система, подразделяющая ее на форму парадную, повседневную и полевую. Причем были ясно и просто описаны все случаи, когда и где надо быть в той или иной форме. К сожалению, сегодняшняя Российская армия потихоньку забывает, что такое парадная форма одежды. Ею обеспечены не более 60% офицеров и прапорщиков, а солдаты и сержанты по призыву не имеют ее вообще.

Без преувеличения, огромное значение для воспитания воинского духа имели коллективные награды, существовавшие в русской армии. Свою традицию они ведут от красных чулок, которые получили за сражение под Нарвой 19 ноября 1700 года Преображенский и Семеновский полки. Со временем образцы обмундирования сменились, знаменитые чулки ушли в историю. Однако на протяжении всего XIX и в начале XX веках вся российская гвардия имела кожаное снаряжение только белого цвета. Яркая белая полоса, разделяющая мундир на две половины, сразу же выделяла на улице солдат гвардейских полков. В лейб-гвардии Павловском полку за особые ратные заслуги навечно остались знаменитые гренадерки.

В XIX–XX веках самыми известными среди коллективных наград были: «поход за отличие», серебряные Георгиевские рожки, Георгиевские знамена. Эти знаки воинской доблести имели многие полки, батальоны и даже отдельные сотни, эскадроны и роты. Некоторые коллективные награды украшали мундиры военнослужащих. Самыми распространенными были знаки «За отличие» на головные уборы и особые петлицы на мундиры. Однажды данные, эти награды навсегда оставались в подразделении или воинской части. И каждый новобранец, приходя в полк, прикреплял к папахе или фуражке символы ратной славы своих предшественников, впитывая с первых дней службы славные традиции своей части.

Знак «За отличие» был общим для всех видов войск или родов оружия, как говорили в то время. Иногда на них было написано, за какой именно подвиг, бой или сражение отмечено подразделение или воинская часть.

По воспоминаниям современников, значительным воспитательным потенциалом обладала традиция шефства над полками. Шефа имели все полки и военно-учебные заведения русской армии. Это были представители императорской фамилии или царствующих династий иностранных государств, прославленные полководцы русской армии. Вышитые вензеля и трафаретные шифровки с инициалами шефов с гордостью носились на погонах всех военнослужащих полка. Боевая работа русской армии на полях сражений многих войн показывала, что эти воинские части воевали с особым мужеством и отвагой. Например, в начале декабря 1914 года в сражении на реке Ниде, под Новым Корчиным, отличились 35-я и 37-я пехотные дивизии. Наибольший успех имел полк с «лапками» на погонах. Так плененные германцы именовали непонятный им, но надолго врезавшийся в память вензель на погонах солдат и офицеров 145-го императора Александра III Новочеркасского пехотного полка.

ХХ век армия России встретила, имея на вооружении приборные сукна более 30 различных цветов. А заканчивала этот переполненный военными событиями век практически с 5–6 ничего не говорящими цветами. Одна из самых перспективных – с воспитательной точки зрения, – система шевронов, еще только зарождается. Однако из-за бюрократизма и в силу геральдических правил и технологических возможностей ее становление произойдет еще не скоро и вряд ли сможет полностью компенсировать отсутствие традиций, которые были потеряны.

В значительной степени военная форма русской армии отражала и развивала интернациональные чувства нашего народа, терпимость к представителям различных религиозных конфессий, нациям и народностям. От представителей других народностей наш народ и армия вбирали в себя лучшее, что видели в быту и условиях их жизни.

Это в полной мере касается обмундирования русской армии. Названия многих имевшихся и сегодняшних образцов обмундирования и снаряжения выдают их этимологию. Иностранным происхождением могли похвастаться: гомб, доломан, кивер, кираса, китель, ментик, погон, портупея, шинель, эполеты, этишкет и многие другие предметы. Бывало и такое, что образцы военной формы местного населения, исключительно походящие к условиям ведения боя, местным климатическим условиям, целиком перенимались нашими войсками. Наглядный пример – обмундирование воинов Кубанского и Терского казачьих войск, которое было полностью перенято у горских народов.

Зачастую даже перегибы, свойственные нашему военному быту и связанные с внешним обликом, военной формой одежды, шли во благо, принимая порой форму гротеска.

Одним из самых ярких таких примеров была традиция подбирать солдат, а порой и офицеров гвардейских полков, как говорится, «на одно лицо». Командующий войсками гвардии и Санкт-Петербургским военным округом, великий князь, лично распределял новобранцев, хорошо зная характерный «экстерьер», присущий военнослужащим каждого полка.

Например, в лейб-гвардии Преображенском полку и Гвардейском экипаже традиционно служили высокорослые блондины. Дальше всех пошли в лейб-гвардии Павловском полку. В память о своем вечном шефе императоре Павле I, который был курнос, в полк подбирали солдат, имеющих такую ярко выраженную черту.

Кроме того, воспитательная составляющая военного мундира, некоторых аспектов повседневной жизни войск отразились и в «неуставных» взаимоотношениях той поры. Они, надо сказать, имеют мало общего с сегодняшними негативными явлениями в Вооруженных силах РФ. Вспомним хотя бы существовавший в некоторых военных училищах так называемый «цук». В чем он выражался? Например, воспитанники младшего курса Николаевского кавалерийского училища, кроме исключительно правильного запрета на курение и пары ничего не значащих глупостей, должны были в любое время дня и ночи без запинки доложить старшекурснику: места дислокации всех регулярных кавалерийских полков (в 1910 году их было 66), установленные для этих полков приборное сукно и прибор, масть конского состава поэскадронно (эта цифра уже колебалась в пределах 370).

В начале ХХ века военной форме пришлось сыграть еще одну своеобразную роль в судьбе русской армии. Первая мировая война потребовала огромного напряжения всех составных частей российского общества. Значительные потери, увеличение численности армии поставили серьезные задачи в деле снабжения войск. Промышленности Российской империи справиться с ними удавалось не всегда. К концу 1916 года в армии и на флоте стали проявляться признаки деморализации. И первыми симптомами этого недуга стали массовые нарушения установленной формы одежды, помноженные на перебои в централизованном вещевом обеспечении соединений и частей на фронте...

Исследуя развитие военной формы в мире, можно отметить одну особенность. Она, полагаю, заключается в зависимости между функциональными качествами мундира и воинским духом армии, его морально-психологическим состоянием. Вместе с тем высочайший моральный дух сглаживал функциональные недостатки военной формы одежды солдат Суворова, Кутузова, которых не могли остановить никакие преграды и никакой противник. Защитники Севастополя в Крымской (Восточной) войне имели одни из самых неудобных образцов военной формы за всю историю существования регулярной российской армии. Но это не помешало им быть героями и оставаться ими все 349 дней обороны города. В то же время удобная, защищающая от холода, хорошо маскирующая форма в значительной степени способна повысить воинских дух солдат и офицеров, поднять их уверенность в собственных силах.


6 выбрали

Сегодня, в день 66 годовщины победы в Великой Отечественной Войны мы поздравляем всех ветеранов с этим праздником.

А сегодня в рамках портала предлагаю вспомнить о том, в какой форме приходилось воевать солдатам в разные эпохи истории.

Во времена Петра I форма приобрела некоторое единообразие вкупе с простотой. Кафтан до колен, чуть короче камзол, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Основные цвета – синий, зеленый, красный. Разрешалось носить усы, а вот бороды надо было обязательно сбривать.

Кстати, создатели военной формы далеко не всегда заботились об удобстве солдат. Иногда во главу угла ставили все же красоту.

К примеру, в середине 18 века форма была настолько узка и неудобна, что новым рекрутам позволялось надевать ее лишь 3 месяца спустя усиленных тренировок, где они научались маршировать, не сгибая коленей, стоять ровно. При этом привыкать к форме полагалось постепенно, чтобы "не вдруг его связать и обеспокоить". Короче, чтобы не испугался и не убежал. Помимо неудобной формы, пехота должна была завивать и припудривать волосы. Все делалось для того, чтобы в мирное время солдаты были красивы и привлекательны на вид.

В царствование Екатерины II внимания этой форме уделялось уже не так много, да и в различных частях офицеры позволяли себе менять обмундирование по своему усмотрению Так все и продолжалось, пока князь Потемкин не объявил о том, что "пудриться, да плесть косы солдатам не дело". В результате все эти украшательства были отменены, и форма стала куда удобнее: широкие мундиры, штаны, заправленные в сапоги, каски, защищающие от сабельного удара (но не от холода, надо заметить).

Что касается погонов, то ввел их Петр I , а к 1762 году они стали выполнять функцию различия солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров. Для этих целей имелись различные плетения погон.

Но у солдат ни дня без учебной тревоги – вот и Павел I стал для российской армии тревогой, не хуже той, что стал для всего российского общества Петр I. При Павле солдаты снова оделись в узкие брюки, штиблеты, которые ужасно натирали ноги и стали пудрить волосы. Причем в полках появились даже специальные парикмахеры. Все на манер прусских войск. Полки друг от друга отличаются цветом воротников длинного мундира.

Не только красивой, но и удобной форма стала ко второй половине XIX века, когда в цаствование Александра II были допущены некоторые преобразования, вроде более просторного размера, допускающего поддевание теплых вещей в холодное время года.

Александр III столкнулся с еще одной проблемой, связанной с военной формой: она была безумно дорога. Чтобы сократить расходы, применили очень простую схему. Наконец-то на первое место в деле разработки формы встали не красота и внешний облик солдата, а дешевизна, удобство носки и шитья. Кстати, Александр III позаботился и о том, чтобы форма солдат как можно больше напоминала крестьянскую одежду. Например, у гимнастерки был стоячий воротник, совсем как у рубахи-косоворотки. При этом позволялось носить бороды и усы, а вот волосы пологалось носить короткие. Надо заметить, что средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

К Первой мировой войне форма различных подразделений была скорее произвольной. Особенно популярными были кителя под названием "френчи" - по имени английского генерала Джона Френча.

  • Николай II и царевич Алексей Николаевич в 1917 году.

Красная Армия на первых порах не имела общей формы. Отличительными деталями были красные ленты на рукавах с надписью Красная гварди я, а также ленты на головном уборе.

А в 1918 году появился особый шлем из сукна, который сначала назвали богатыркой, затем – по примеру отряда, который начал первым носить его, фрунзевки, и, наконец, буденовки.