Житие александра невского фрагменты читать. Древне-русская литература

Житие александра невского фрагменты читать. Древне-русская литература

Уже в первые годы татаро-монгольского завоевания, среди других русских князей оказался князь, который, стал зримым символом будущего возрождения Руси. Это сын великого князя Ярослава Всеволодовича и внук великого князя Всеволода Большое Гнездо - Александр Ярославич Невский (ок.1220 - 1263), получивший свое прозвание за победу над шведами на реке Неве. Александр Невский был не только выдающимся военачальником, но и мудрым политическим руководителем, не раз сумевшим путем дипломатических переговоров спасать Русское государство от разорительных татарских набегов и поборов. Уже при жизни он пользовался огромным уважением своих подданных, а вскоре после смерти было написано первое Житие великого князя, подчеркивающее истинную святость Александра Невского и ставшее начальным звеном в дальнейшей канонизации его, как русского святого.

Самый ранний вариант Жития Александра Невского не имеет устойчивого названия и в разных рукописях именуется "житием", "словом" или "повестью о житии". Исследованием текста Жития занимались В. Мансикка, Ю.К. Бегунов, Л.А. Дмитриев, В.И. Охотникова. Составление Жития относят к 80-м годам XIII века, а инициаторами его составления считают князя Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, и митрополита Кирилла. Первым центром почитания Александра Невского, как святого, в те же годы стал монастырь Рождества Богородицы во Владимире, где был похоронен князь и где, видимо, возникла первая редакция Жития. Автор этой редакции неизвестен, но, судя по всему, он был книжником из окружения митрополита Кирилла и современником последних лет жизни великого князя. Всего же, с распространением почитания Александра Невского, сложилось более пятнадцати редакций его Жития.

В этом Житие нет подробного изложения биографии Александра Невского, что, судя по всему, и не входило в задачу неизвестного автора. Зато он концентрирует внимание на основных эпизодах из жизни князя, которые позволяют воссоздать, с одной стороны, его образ героического князя-воина, а с другой стороны, образ князя-христианина.

Решению первой задачи служат рассказы о воинских подвигах Александра Невского, из которых особо выделяются победы над шведами и немецкими рыцарями на Чудском озере.

Для решения второй задачи автор прибегает к более выразительным средствам. Прежде всего, описывая великого князя, он широко использует библейские образы, сравнивая качества Александра Невского с красотой Иосифа, силой Самсона, мудростью Соломона. Сам великий князь предстает перед читателями истинно верующим человеком. Он проявляет полную стойкость перед соблазном принять католичество в обмен на военно-политическую помощь Рима: "А от вас учения не примем", - гордо отвечает князь папским посланникам. Верный православному вероучению, Александр Невский каждый свой шаг освещает молитвой и упованием на Божию помощь. И Господь не оставляет его без Своей благодати.

В Житие приводится рассказ о нескольких чудесах, явленных Господом в помощь великому князю. Так, перед битвой со шведами, старейшине земли Ижорской, некоему Пелугию явились святые братья Борис и Глеб, сказавшие: "Да поможем сроднику своему князю Александру". А во время Чудского сражения на помощь великому князю пришло "воинство Божие", которое видели в воздухе. И недаром сам Александр Невский, не раз проявлявший исключительную решимость, говорил: "Не в силе Бог, но в правде". Ведь, если Господь зримо являл свою помощь, то это значило, что правда находится на стороне русского великого князя и ведомой им державы.

Образ святого князя-воина Александра Невского стал очень популярен в Древней Руси, а сам святой прославлялся как один из заступников за Русскую Землю. Позднее в разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории Руси - во время Куликовской битвы, при взятии Казани. Иногда чудеса он совершал один, иногда со своими "сродниками" святыми Борисом и Глебом и другими князьями, признанными святыми. К Александру Невскому обращались с молитвами об исцелении от болезней. В 1547 году был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского - 23 ноября, а в 1724 году установили и новый праздник - 30 августа, в честь перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт-Петербург. Мощи святого князя-воина, заступника за Землю Русскую и по сей день хранятся в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской Лавре.

Предисловие и подготовка текста – С.В. Перевезенцев. Перевод с древнерусского языка В.И. Охотниковой

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: "В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается". Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою Святой Богородицы и помощью святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: "Так говорит Господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их"". И воистину – не без Божиего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: "Оставили меня одного". Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим.

Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божиими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей".

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны римской из Полуночной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою".

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне".

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: "Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо"". Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало восходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: "Не рассказывай этого никому".

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 |

С самого начала здесь уделялось преимущественное внимание той части Древней Руси, которая нередко называлась Киевской. Однако не меньшую роль в истории нашего Отечества играла и Северо-Восточная Русь, о чем речь пойдет далее.

Сейчас же отдадим должное Северному «народоправничеству» Руси – Новгороду Великому. И расскажем об одном из ее великих сыновей, князе Александре Ярославовиче Невском.

И начнем мы этот сюжет с широко известного в свое время «Сказания о житии Александра Невского».

Оно было написано после смерти князя Александра Ярославича в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где Невский был похоронен, скончавшись по дороге из Орды во Владимир в 1263 году. Автор «Сказания» сам знал князя Александра и был свидетелем его жизни и его подвигов.

Опуская традиционные элементы, присущие жанру «Житий», дадим лишь фактологию, сохраненную этим историко-литературным памятником.

«Сей князь Александр родился от князя Великого Ярослава и Феодосии. И красив он был, как никто другой, и голос его, как труба в народе, лицо его, как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его, как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Так же и князь Александр побеждал, но был непобедим.

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Северной земли собрал силу великую и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю Александру, говоря: „Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою“.

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться… И окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, начал ободрять дружину свою, говоря: „Не в силе Бог, но в правде“. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска. И выступил на них в воскресенье 15 июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелгусий. (Ижорская земля, Ижора, Ингрия, находилась на обоих берегах Невы и на юго-западе Приладожья. Ижоры относились к финской группе и в основном в XIII веке оставались язычниками. – В. Б.) Ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих среди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: „Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру“.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелгусий, радостно встретив князя, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: „Не рассказывай этого никому“.

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый – по имени Таврило Олексич, второй – по имени Сбыслав Якунович, новгородец, третий – Яков, родом полочанин, четвертый – новгородец, по имени Месиа, пятый – из младшей дружины, по имени Сава, шестой – из слуг Александра, по имени Ратмир.

Все это слышал я от господина своего Великого князя Александра и от иных, участвовавших в этой битве…

(Все рассказанное автором „Сказания“ относится к Невской битве русских со шведами, произошедшей 15 июля 1240 года при впадении реки Ижоры в Неву. Именно после этой победы двадцатилетнего князя Александра стали называть Невским. – В. Б.)

…На второй же год после возвращения с победою князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил.

На третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: „Покорим себе славянский народ“.

А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал, а город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: „Пойдем, и победим Александра, и захватим его“.

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга» и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов…

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью… (Этот эпизод относится к Ледовому побоищу, произошедшему 5 апреля 1242 года. – В. Б.)

…И возвратился князь Александр с победою, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

(И далее автор «Сказания» сообщает и о других славных победах Александра и о том, как сумел он поладить с ханом Батыем, дважды вызывавшим его в Орду. Завершается «Сказание» описанием второй поездки к монголам, болезнью и смертью князя. – В. Б.)

…Великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся… Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в 14 день, на память святого апостола Филиппа. (Умер Александр в 1263 году).

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!..» Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, месяца ноября в 24 день…

Вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.

Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига - бранные, последний - подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке...

«Повести о житии... Александра Невского» подражали, ее цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы , ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра, сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я о кой от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и равной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других- людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа1, которого поставил египетский царь вторым царем в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую, Так и князь Александр побеждал, нo был непобедим.

Потому и пришел из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш, из тех, кто называют себя слугами Вожьими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: "Пойду и пленю землю Александрову".

И собрал король силу великую, наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришел в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря:

Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии и пал на колени перед алтарем, и начал молиться со слезами:

Более великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утер слезы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:

Не и силе Бог , но в правде.

И пошел на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберется вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба.

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена нагнал стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил oн богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путем их и был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад, плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червленых, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:
- Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах ему одному о видении. Князь же сказал ему:

Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня. И была сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один - Гаврила Алексин. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его с доски вместе с конем в Неву. Божьею милостью он вышел из реки неиредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.

Другой - новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своем. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.

Третий - Яков, полочанин, был ловчим1 у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвертый - новгородец по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатер короля златоверхий и подсек столп его. Полки же Александровы обрадовались, увидев падение шатра.

Шестой был одним из слуг князя Александра, по имени Pатмиp. Он бился пешим, и много врагов окружили его. Он же упал от многих ран и так скончался.

Все это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя свсего Творца.

На третий год после победы над королем князь Александр в зимнее время пошел в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: "Посрамим народ славянский".

Уже был тогда град Псков взят и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссек, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев.

А землю их повоевал и пожег и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали: "Пойдем и победим Александра и возьмем его руками".

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошел против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.

Отец ще его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царл, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнил но, духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:

О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика 1 и прадеду нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломленья копий, и звук от сечения мечей, словно замерзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сек и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина 2 у Иерихона. И тех, кто говорил: "Возьмем Александра руками", - предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.

1Моисей - ветхозаветній пророк, Амалик - вождь племени амаликитян, оказавший сопротивление израильтянам на их пути из Египта.
2Иисус Навин - ветхозаветній пророк и полководец.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной у покорил Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что Александр так славен и храбр, послал к нему послов и сказал:

Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Помчалась весть о нем до устья Волги. И начали жены моавитянские3 пугать детей своих, говоря;

Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду. Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.

Выло тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан , веля им воевать вместе с ними.

Князь же великий Александр пошел к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде, а дойдя до Городца. разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не разорвется сердце твое от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лег бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1253, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл оказал:

Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.

Воинская повесть - произведение древнерусской литературы о военных походах, сражениях, нашестаиях, осаде городов, подвигах воинов.

Житие - описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской православной веры. Среди святых были и полководцы, например Александр Невский, которого Церковь причислила к лику святых за его заслуги перед православием, которое он защищал в стане ордынцев. Если в произведении рассказывается о святой и о полководце, то переплетаются элементы «житий» и «воинской повести». Попробуйте вычлените эти элементы. Прочитайте избранные фрагменты. Обоснуйте свой выбор.

Поразмышляем над прочитанным...

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть от этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

2. Каким гороям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Алесандр укрепляет дух споей дружины? С помошью каких средств создается образ героя?

3. Обратите внимание на особенности описании, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее oзеpo двинулось?

Будьте внимательны к слову

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял "дух дружины своей": «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые "вместе с ним крепко сражались"? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом "высокомерным" и кто похвалялся: "Посрамим народ славянский", "Возмем Алекевндра руками"?

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использования сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

Развивайте дар слова

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства связи.

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести..

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

«Житие Александра Невского» посвящено князю Александру Ярославовичу - великому полководцу и мудрому правителю. Повесть должна была показать, что несмотря на подчинение ордынцам, на Руси остались князья, готовые противостоять врагам земли Русской, а их доблесть и мужество внушают уважение другим народам.

Дата создания и автор

Произведение было написано во Владимире в Рождественском монастыре, где погребен князь. По предположению Д. С. Лихачева, к написанию «Жития Александра Невского», краткое содержание которого представлено ниже, имел отношение митрополит Кирилл. По композиции, отдельным стилистическим приемам и фразеологизмам «Повесть» близка к произведениям, в написании которых он принимал участие. Кирилл умер в 1280 году, поэтому исследователи уверены, что повесть написана между 1263 и 1280 годом.

Об этом свидетельствует и целый ряд характерных особенностей повести, написанной в агиографическом жанре. Во-первых, в предисловии автор рассказывает о себе с подчеркнутым самоуничижением, что соответствует канонам этого жанра: «худый и многогрешный». Во-вторых, он сообщает о родителях князя и его рождении, что также соответствует духу агиографии. В-третьих, рассказ о чуде после смерти Александра также носит агиографический характер. И, наконец, в тексте делаются отступления, имеющие церковно-риторический характер.

Автор произведения в самом начале повествования сообщает, что он знал князя лично и был свидетелем его ратных подвигов. Формулировка «самовидець есмь» дает все основания утверждать это. По мнению исследователей, в агиографических произведениях авторы всегда сообщают, откуда известны подробности о жизни героя. Такая формулировка ни в одном житии не зафиксирована и встречается впервые. И есть все основания полагать, что митрополит Кирилл принимал участие в составлении жизнеописания.

Князь Александр

Повесть «Житие Александра Невского», краткое содержание которой вы читаете, начинается с предисловия автора, сообщающего, что о князе Александре он слышал «от отцов своих». Он рад рассказать о святой и славной жизни этого великого человека, поскольку и сам стал ее свидетелем. Призывая в помощь святую Богородицу и князя Александра, автор продолжает повествование рассказом о родителях героя повести.

Отец Александра Ярослав был милосердным, кротким и миролюбивым князем. Мать героя повести звали Феодосией. В книге Исайи говорится, что человека на княжество ставит сам Господь. И действительно, правление князя Александра было не без Божьего благословения. Он был красив, как Иосиф, который стал вторым после египетского царя. Силен был Александр, как Самсон. А мудрость дал ему Господь Соломонову. Был он храбрым и непобедимым, как царь Веспасиан, покоривший Иудею.

Один именитый слуга Божий пришел с Запада, чтобы воочию увидеть зрелость силы князя Александра. Так и царица Савская ходила к Соломону. Вернулся Андреаш к своим и сказал, что видел много народов, но такого, как Александр, не встречал.

В продолжении краткого содержания «Житие Александра Невского» необходимо уточнить, что автор повести почти не называет имен противников. В данном эпизоде шведского короля он именует «королем из Полуночной земли». Услышал о доблести Александра и решил завоевать землю князя. Собрал войско великое, снарядил множество кораблей и пришел, пылая духом ратным, в Неву. А послов своих отправил в Новгород, чтобы передали князю, что пришел он разорить землю его, пусть защищается, если сможет.

Обращение к Богу о помощи

Князь Александр возгорелся сердцем и вошел в церковь с молитвою к Господу, который повелел жить всем народам, не переступая чужих границ. Воздел князь руки к нему и попросил Господа взять щит и заградить от врагов. Окончив молитву свою, князь поднялся с колен и попросил благословения у архиепископа Спиридона.

Выйдя из церкви, князь Александр сказал своей дружине, что Бог в правде, а не в силе. Повержены и пали те, кто был с оружием и на конях, выстоит только тот, кто будет с именем Господа на устах. Уповая на Святую Троицу, не стал дожидаться князь «большого войска» и выступил «с малою дружиною». Враги приближались, поэтому некогда было Александру послать известие своему отцу Ярославу. Из-за чего и не присоединились к нему многие новгородцы, что не знали о нападении врага.

Сражение на Неве

Продолжаем передавать краткое содержание «Жития Александра Невского» рассказом автора о старейшине Пелугии, которому поручили наблюдать за морем. Он жил среди язычников, но был крещен, получив имя Филипп. Жил он богоугодно, соблюдал пост два раза в неделю, и удостоил Господь этого послушного мужа видения чудного.

Всю ночь он стоял у моря и наблюдал за обоими путями. А под утро, на восходе солнца, он услышал с моря сильный шум и увидел плывущий насад - на плечах друг у друга стояли мученики Борис и Глеб. Были они в красных одеждах, а гребцы были одеты во мглу. Обратился Борис к Глебу с просьбой, чтобы тот велел грести, так как помочь нужно князю Александру. Увидев и услышав мучеников, старейшина так и стоял, пока насад не скрылся.

Встретив Александра, Пелугий рассказал ему о видении. После напал князь Александр на своих врагов и была великая битва с римлянами. Полегло их бесчисленное множество. А князь оставил отпечаток своего копья на лице самого короля. Шесть воинов из дружины Александра повели себя в этот бою храбро и достойно, о чем сам князь поведал автору этой повести.

Продолжим передавать краткое содержание «Повести о житии Александра Невского» сравнением автора битвы за Иерусалим при царе Езекии и сражением Александра. Как в древние времена, пришел Ангел Господень и положил бесчисленное множество войска ассирийского, так было и после победы князя. На другом берегу Ижоры, куда не смогла пройти дружина Александра, нашли несметно мертвых воинов противника, сраженных Ангелом Господним. Князь вернулся из похода с победою, восхваляя имя Господа.

Ледовое побоище

Затем автор, не акцентируя внимания на многих победах князя, упоминает о них в сокращении. Краткое содержание «Житие Александра Невского» продолжим описанием знаменитой битвы на Чудском озере. Через три года после победы князя, решили немцы покорить словенский народ. Заняли город Псков, даже наместника в нем посадили. Князь Александр со своей дружиной освободил город и много пленных взял в плен.

Собрали немцы тогда большое войско и выступили против Александра. Покрылось Чудское озеро погибшими воинами и тех и других. Ярослав, отец Александра, послал в помощь князю младшего сына Андрея с дружиною. Когда сошлись противники, была жестокая битва. Казалось, двинулось замершее озеро, так как покрылось оно кровью так, что не было видно льда.

Автор повести слышал это от очевидца тех событий, который видел, что пришло в помощь Александру воинство Божие. Обратился враг в бегство, а того, кто сказал, что захватит Александра, отдал в руки князю. Возвратился Александр со славною победою, ведя множество пленных. Весь народ со священниками встречали победителя с крестами, хваля и славя имя Бога.

Поездка в Орду

Прославилось имя Александра во всех странах. В это же время литовские князья начали грабить земли Александра. Он выезжал и избивал их. Однажды победил Александр за один выезд семь полков. Прослышал о его славе один Восточный царь, покоривший многие народы, и отправил к князю послов, сказавши, чтобы Александр приехал посмотреть на его могущество.

Епископ Кирилл благословил Александра и отправился он в Орду. Царь Батый увидел его и сказал, что правду сказали ему об Александре, - нет князя, подобного ему. Но разгневался Батый на младшего сына Ярослава Андрея, и послал воеводу разорить землю Суздальскую. Князь Александр после это собрал разогнанный народ в свои дома, отстроил города и воздвиг церкви. И наполнил по Слову своему Бог землю Александра богатством и продлил годы его.

Посланники из Рима

Продолжаем краткое содержание «Жития князя Александра Невского». Однажды послал к Александру папа Римский кардиналов, чтобы рассказали они ему о своей вере. Князь собрал мудрецов и написал ответ папе, что известно им все от Адама и до седьмого Собора, а другого учения они не примут. Гнали тогда христиан неверные по всей земле, принуждая воевать на своей стороне. Отправился Александр к Батыю, чтобы отмолить своих людей от этой беды.

Сына Дмитрия со своими полками отправил князь на Запад. Он завоевал землю Немецкую и возвратился в Новгород с великой победой. Отец же его Александр возвратился из Орды и занемог. Много потрудился князь на земле, а перед смертью решил стать монахом и принял схиму. Вскоре он предал дух свой Господу. Святое тело его понесли во Владимир, где встречали его со свечами и кадилами, и каждый из великого множества народа, бывшего здесь, хотел прикоснуться к святому телу.

Завершаем очень краткое содержание «Жития Александра Невского» описанием чуда, произошедшего в день похорон Александра. Положили его тело в церкви Рождества, когда и произошло удивительное: митрополит Кирилл попытался разжать пальцы князя, чтобы вложить духовную грамоту, но князь, как живой, поднял руку свою и взял из рук Кирилла грамоту. Смятение охватило всех, и отступили они от гробницы его.

Особенность написания

Как видно из повести, в задачу автора не входило составление полной биографии Александра. Он рассказал об основных эпизодах его жизни, которые позволили бы воссоздать его героический образ умного политика, доблестного воина и полководца, - о победах на Чудском озере, на Неве, о его визите в Орду и ответе папе Римскому.

Автор жития не называет точных дат, он не всегда последователен в изложении событий. Но повесть насыщена цитатами и аналогиями из Библии, которые не приводятся в кратком содержании. В сказании «О житии Александра Невского» повествователь желал подчеркнуть этими сравнениями вечный и вневременный характер деяний князя, придать им величественность. Постоянно упоминая о небесном покровительстве Александру, автор повести стремился показать, что на таковых и «Бог презирает», помогает им, «одаривает и являет» милосердие свое.

И так прославил Бог угодника своего.

Аноним

ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра

Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына Божия.

Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник [*]: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного, и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава, и от матери Феодосии [*]. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду"». И воистину - не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его-как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного» [*]. Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим.

Как-то один из именитых мужей Западной страны [*], из тех, кто называют себя слугами Божьими [*], пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская [*], желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш [*], повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей».

Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли [*] подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидевших меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон [*], он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"» [*]. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу.

И был один муж, старейшина земли Ижорской [*], именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад [*], плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис:

«Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый - по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек [*] и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем, преследуемые им. Тогда схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый-из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.

Шестой-из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы [*]. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой [*]. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих - одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их, как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика [*], а прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка» [*].

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона [*]. А того, кто сказал: «Захватим Александра»,-отдал Бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями».

И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: «Ты, Господи, помог кроткому Давиду...