Честному егэ мешают коррупция и интернет. Егэ и огэ влекут за собой массовые нарушения прав педагогов Егэ организатор вне аудитории заходит в туалет

Сдавшие последние этапы ЕГЭ российские школьники рассказывают об ужесточении правил экзамена: перед испытанием их досматривают с металлоискателем, весь процесс записывается на видеокамеры, а по пункту проведения экзамена (ППЭ) можно передвигаться только в сопровождении организатора. Пережившие ЕГЭ выпускники и организатор рассказали Medialeaks, насколько строго соблюдались правила, как много людей удалили за нарушения и можно ли было списать на экзамене.

Анастасия Ющук (имя изменено), организатор на ППЭ

Я работаю организатором ЕГЭ третий год. В школе учителей, которые могут работать в этом качестве, заносят в специальную базу и потом случайным образом распределяют по ППЭ. Всё происходящее в аудитории записывается на камеру, но идёт только видео без звука, поэтому следят, чтобы ученики не шевелили губами. Любой неправильный поворот головы, взгляд под парту расценивается так, будто ученик уже списывает.

За эти три года процедура сильно ужесточилась, они постоянно выдумывают что-то новое. Например, на информатике ученики обязаны расписаться, что они ознакомлены с правилами использования компьютера на экзамене. Так вот, теперь листок, в котором они расписываются, может передавать только организатор. Если один выпускник по инерции передаст список другому, то это будет нарушением процедуры и школьника даже могут удалить за это с экзамена. Ручку или линейку передать другому тоже нельзя.

В моём ППЭ организаторам не отмечали мелом место на полу, где они должны стоять, но я легко могу себе это представить. Потому что если организатор, который проводит инструктаж, нечаянно заслонит перед камерой какого-то ребёнка, то председателю государственной экзаменационной комиссии сразу же звонят и сообщают об этом. Организаторы могут получить выговор. Видимо, так делают в тех школах, где уже не раз такое случалось, и директора просто решают перестраховаться.

Раньше на экзамен можно было брать с собой воду в бутылке и еду, например, шоколад. Теперь еду могут принести только дети с ограниченными возможностями здоровья. И те оставляют её у дежурных перед аудиторией и выходят туда поесть. Воду можно набрать только из кулера — это правило ввели, кажется, в прошлом году.

В этом году девятиклассник из школы, в которой я работаю, умудрился притащить на экзамен целый планшет, с которым его и засекли. Ученика удалили с экзамена, но теперь выговор получат и директор школы, и даже классный руководитель. Якобы школьник не знал, что нельзя приносить с собой технику на экзамен, а не предупредил, конечно, классный руководитель. В моём ППЭ никого с экзаменов не удаляли.

Организаторам платят 300 рублей в час, но это очень тяжёлая работа — могут уволить с основной работы за любой промах. Я знаю, что в этом году уже уволили двоих. Одного за то, что он забыл выложить из кармана телефон и он зазвонил в аудитории. И так происходит каждый год.

Школьники, конечно, сильно боятся из-за всей атмосферы. С другой стороны, сейчас гораздо меньше стали списывать. Выпускники знают, что если их засекут на экзамене с телефоном, то в этом году они уже никуда не поступят. Я считаю, что это повышает шансы детей из глубинки на то, что они смогут поступить в хорошие вузы. С другой стороны, камеры пока есть не везде. До сих пор некоторые выпускники с юга приезжают в Москву со 100 баллами по русскому языку, а в итоге вообще не могут на нём говорить. Но это теперь бывает гораздо реже.

Марина Легоньких, школьница из Хабаровска

Металлоискателями проверяли. Насчёт телефонов я не знаю, по-моему, из моих знакомых никто не проносил. Моих одноклассниц обыскали на экзамене по обществознанию и отобрали шпаргалки, но меня никто не обыскивал. В туалете могли спокойно собраться четыре человека и обсуждать задания. У одного парня на металлоискателе ручка запищала. На некоторых экзаменах не полностью проводили металлоискателем, а только до пояса, поэтому, наверное, кто-то мог пронести телефон.

Когда мы выходили, у нас проверяли, чтобы все разрешённые предметы оставались на экзамене, чтобы даже ручки не выносили. Следили строго. Даже до самого экзамена в некоторых школах говорили, чтобы мы не разговаривали до инструктажа, хотя, по сути, нас должны были пускать погулять или поговорить. В туалет пускали только по одному, а в конце экзамена по два человека начинали пускать. В туалет организаторы вроде как не заходили. Было две камеры.

Были мелкие нарушения со стороны организаторов. На одном экзамене у всех нас собрали паспорта, хотя не имеют на это права. Никого из моих знакомых с экзамена не удаляли — я не знаю таких случаев. К репетиторам я не ходила. Вообще нас в школе готовили хорошо — особенно к русскому. Русский язык и обществознание были очень лёгкими. Ну и реально соответствовало тому, что говорили в начале экзамена: все задания из школьной программы. А в математике точно есть парочка заданий олимпиадного уровня.

Публикация от kseniya neverova (@neverovakseniya) Июн 19 2017 в 7:57 PDT

Я думаю, все брали шпаргалки. Большинство из нашего класса делали маленькие блокнотики и записывали туда всё. Правда, блокнотики не особо помогли, хотя там были все формулы. Кто-то прятал их в лифчике, кто-то просто в карман, потому что их не обыскивали. Кто-то даже пронёс в туалет вариант прорешенный пробный, но это не те задания, которые у нас были. Ещё один парень рассказывал, что его друг всю руку исписал формулами, надел рубашку с длинными рукавами, а в туалете закатывал рукав и так списывал. В туалете валялось немного шпаргалок — только на математике.

Обстановка на ЕГЭ и весь этот тоталитарный контроль пугали — особенно на математике, потому что это был экзамен, к которому я больше всего готовилась, и с математикой у меня очень плохо было в школе. Поэтому когда я увидела задания и поняла, что не могу их решить, то начала плакать. Кстати, организаторы подходили: сначала первый, потом через минут 15 второй. Спрашивали, всё ли хорошо.

Сильно напрягало, что некоторые организаторы не разрешали выходить до начала инструктажа. Так ещё сложнее: даже с друзьями перед экзаменом не поговоришь. Многие, кто попал в разные аудитории, договаривались о встрече, например в 12.20, и выходили в туалет. Наблюдатели не могли зайти в туалет. Это по моему опыту, потому что у одноклассниц же отобрали как-то шпаргалки. На математике меня тоже спалили со шпаргалкой, но не отобрали: организатор просто улыбнулся.

Я хотела поступать в академию им. Скрябина, но мне баллов не хватит. Поэтому пока не знаю.

Владислав Саяпин, школьник из Елани, Волгоградская область

Я сдавал английский, обществознание, русский, математику — базу и профиль. К английскому готовился с учителем на консультациях, к математике, профилю — к репетитору ходил. К обществу не готовился, только на уроках.

Металлоискатели были во всех пунктах проведения, камеры тоже везде были. Списать было нельзя в аудитории, потому что камеры. Плюс там сидел тот, кто наблюдает за тобой. В общем, сопровождающий.

Они сидели и стояли, ходили по аудитории. Когда тебе нужно выйти в туалет, они тебя выводят, отдают другому сопровождающему, и он тебя сопровождает до туалета. Во время проведения экзамена просто так одному нельзя было ходить, только с сопровождающим. У меня есть много знакомых, которые говорили, что их одноклассники, друзья смогли пронести телефон.

Английский язык мы сдавали в Волгограде, потому что в нашем районе было мало выпускников, которые выбрали этот экзамен. Волгоград в 360 километрах от моего посёлка, на машине ехать в одну сторону пять часов. В первый день сдавали письменную часть, во второй день — устную. Я и ещё один одноклассник остались ночевать в Волгограде, а третий возвращался домой и на следующий день вместе с классным руководителем снова ехал в Волгоград пять часов на машине, которую предоставила администрация посёлка.

Для меня самым сложным экзаменом было обществознание. Потому что я ему уделял меньше времени, чем другим предметам. Пока что я знаю баллы только по обеим математикам: базовая у меня сдана на четвёрку, профильная — на 45 баллов. Это немного, но я планирую поступать на факультет экономической безопасности. У них нет бюджета, поэтому для меня главное — перейти порог и набрать средний балл.

Мне не было сложно психологически из-за надзора. Я просто делал задания и не отвлекался на сопровождающего в аудитории. Иногда, когда они подходили, смотрели рядом с тобой, вот тогда ощущалось какое-то давление. Я не видел, чтобы парни переживали, но видел, что некоторые девочки плакали, когда выходили. В ППЭ, где был я, никого не удаляли. Может, такое и было, но точно не в моей аудитории.

Дарья Русских, школьница из Новосибирска

Самое страшное, на мой взгляд, это определиться с будущей профессией. В начале 11 класса я выбрала много предметов, потому что не знала, куда пойду. В конце концов, я сдавала математику — оба уровня, русский язык, биологию и химию. Сама процедура проведения не страшна, все взрослые понимают детей, стараются подбодрить. Меня больше всего тревожило содержимое конвертов с заданиями, но, как показала практика, и там ничего страшного нет. Если ты готов, то всё будет по силам. Волнительно — это ждать результаты.

Не скажу, что было как-то психологически сложно… Все ждали этого, все знали, что это будет. Для меня это было обычной процедурой. У меня, конечно, на металлоискателе пикало всё, не знаю вот только почему. Видимо, это были лямки бюстгальтера. Тогда я как-то заволновалась. Проверяла женщина, и она спросила: «Что у тебя там?» У меня ничего не было, совсем! Думаю, телефона у меня нет. На белье вот эти железки, они, видимо, побрякивали. Я говорю: «На бюстгальтере, скорее всего», — потому что пикало, когда проводили по лопатке. Она: «Ну ладно». Мне запомнилось, потому что проверяющая так удивлённо меня спросила. Господи, что у меня может быть на лопатке?! Ну, наверное, телефон!

Публикация от Управление образования (@uochegem) Июн 5 2017 в 11:53 PDT

А так… Обычно проходишь — всё нормально, люди вовсе не звери и никакие не изверги. Проходят спокойненько, проверяют.

Мне так выпадало, что почти везде я сидела за первой партой. Есть эта камера и есть — меня лично она не смущала. Я пришла, чтобы написать. Тишина, меня ничто не отвлекает: ни видеокамеры, ни учителя, ни ребята. Я знала, что будут камеры и металлоискатели, и смирилась.

Не знаю, проносил ли кто-то телефон: я сидела за первой партой. В туалет запускали нас по одному… Поэтому не знаю — по крайней мере, я ничего не заметила. Может, кому-то что-то удалось, но это на их совести. В моей школе и в моём ППЭ никого не удаляли. Была только одна девочка, она очень сильно плакала под конец экзамена, очень сильно рыдала. Ей организатор сказал: «Ну ты запиши хоть, что у тебя есть». Она говорит: «У меня ничего нет», — и рыдает.

Честно говоря, я ещё не знаю, куда буду поступать. Всё зависит от результатов. Вообще планирую в медицинский, но это видно будет.

Кристина Соколова (имя изменено), школьница из Москвы

Наблюдатели проверяли нас очень даже хорошо, но не везде было так. Знаю ребят, которые смогли протащить телефон! Шпоры делали практически все, но не пользовались. Не знаю почему. Наблюдатели очень хорошие: за дисциплиной следили, строгие, но приветливые.

Я написала математику, обществознание, русский, биологию и химию. Самым сложным для меня экзаменом была химия. Химия с её органикой — это для каждого, наверное, сложновато. Да и как бы ни звучало, я готовилась сначала к сочинению (декабрь), а потом уже к химии, биологии и обществознанию (пять месяцев). Не особо хватает времени для хорошей подготовки.

На химии было сложно и потому, что я не увидела часть заданий. Напечатали часть С на обратной стороне таблицы Менделеева, которую я не перевернула! У всех знакомых спрашивала, сказали, что долго искали, в конверте смотрели, вдруг лист не достали, некоторые вообще не нашли! Главный организатор сказал, что нельзя ничего сделать. Мол, надо было внимательнее всё смотреть, вертеть, крутить. Я там чуть ли не плакала, но потом успокоилась.

В аудитории пользоваться шпаргалками было нельзя. Да и в туалете не особо, там наблюдатели ходили, смотрели. Но в туалете можно ведь было спросить у девочек — если повезёт и если они там будут. Я спрашивала, у меня тоже спрашивали. С разных аудиторий нас выпускали по одному, а заходили мы вместе.

Ещё в ППЭ я сфотографировала сборник заданий для подготовки к ЕГЭ, который выбросили в мусорную корзину — от счастья. Телефон сопровождающая отдала после экзамена. (Прим. Medialeaks: выпускники должны оставлять все запрещённые вещи за территорией ППЭ, пользоваться телефоном там можно только в штабе начальника ППЭ).

Из моей школы с экзамена никого не удаляли, а в ППЭ одного человека удалили. Было довольно строго: первые пять минут кипиш просто, а потом всё ок. Я планирую поступать в мед.

Самые главные люди на ЕГЭ – это, конечно, те, кто его сдаёт, - участники ЕГЭ . От них требуется без опоздания прибыть в ППЭ с паспортом, сдать все гаджеты сопровождающему либо оставить в помещении для хранения личных вещей, а далее – следовать инструкциям организаторов. Конечно, крайне желательно хорошо подготовиться к ЕГЭ , в том числе психологически. Впрочем, если выпускник в течение года проштудировал открытый банк заданий ЕГЭ , бояться ему нечего. Обратите внимание, что в случае опоздания вас до экзамена допустят, но время выполнения экзаменационной работы не продлят ни на секунду.

На входе в ППЭ участников ЕГЭ встречает ответственный организатор вне аудитории вместе с руководителем ППЭ . Обратите внимание, что сотрудники школы, в которой находится ППЭ , в том числе её директор, не могут быть ни руководителями ППЭ , ни организаторами на ЕГЭ . В противном случае это нарушение порядка проведения ЕГЭ . В должностные обязанности организаторов вне аудитории и руководителей ППЭ , а также представителей полиции, не входит личный досмотр участников ЕГЭ . Это значит, что учащимся могут предложить сдать средства связи, если они будут обнаружены, но не имеют права не то что обыскивать, но даже попросить вывернуть карманы или распахнуть пиджаки. Не допустят вас к экзамену только в случае отказа сдать электронные устройства или справочные материалы, оформив отказ соответствующим актом.

К сожалению, мне довелось в бытность мою сопровождающим наблюдать безобразную сцену обыска детей директором школы, в которой проходил экзамен. Она обхлопывала их, прощупывала подкладки, залезала в карманы, при этом меня поразила покорность, с которой юноши и девушки ей подчинялись. Когда я спросила, на каком основании она это делает, и заявила, что до детей из нашей школы никто и пальцем не дотронется, та опешила. Госпожа полицейский тут же сделала вид, что ей страшно важно разглядеть что-то крохотное в другом конце коридора, а представитель ГЭК тихо и мгновенно исчез из поля зрения. Не бойтесь отстаивать свои права. Если с вами произойдёт что-то подобное, рекомендую рассказать родителям, чтобы те немедленно позвонили по горячей линии ЕГЭ в регионе . После моего звонка обыски прекратились. Правда, и меня больше сопровождающим не назначали, но это уже совсем другая история.

Организаторы в аудитории – самые важные люди для участников ЕГЭ : именно они обеспечивают соблюдение процедуры экзамена. Организаторами не могут быть преподаватели сдаваемого предмета, а также педагогические работники школы, в которой находится ППЭ . Это они раздают КИМ и упаковывают бланки ответов ЕГЭ , зачитывают инструкцию для участника ЕГЭ , оформляют на доске образец регистрационных полей бланка регистрации участника ЕГЭ , напоминают о времени окончания экзамена.

После раздачи КИМ организаторы не имеют права ходить по аудитории, выносить из неё экзаменационные материалы и черновики, делать какие-либо записи и отвечать на вопросы экзаменующихся, в том числе касающиеся процедуры экзамена. Им запрещено иметь при себе не только средства связи и фото- или видеосъёмки, но даже художественную литературу.

Общественные наблюдатели – это люди, желающие лично контролировать ход экзамена или рассмотрение апелляции о несогласии с результатами ЕГЭ . Для этого они подают заявление по установленной форме и проходят аккредитацию. Общественные наблюдатели могут свободно передвигаться по ППЭ , проверять помещения ППЭ , а также присутствовать в аудитории во время экзамена. В этом случае им запрещено ходить по аудитории, вступать в контакт с участниками ЕГЭ и организаторами , а также отвлекать их любым образом. Разумеется, у них тоже не должно быть при себе никаких гаджетов.

Дежурные по этажам назначаются из числа вспомогательного персонала школы. В обязанности дежурных по этажам входит сопровождение в туалет и при необходимости в медпункт, При этом заходить в туалет и проверять, чем там занят участник ЕГЭ , они не имеют права. Иногда это делается под предлогом того, что в туалете могут быть шпаргалки. В этом случае рекомендую отвечать, что положить что-то в туалет можно только с ведения директора школы, где находится ППЭ , и что вы непременно расскажете о таком предположении по телефону горячей линии ЕГЭ .

За пределами этой статьи остались технические специалисты и такой важный человек, как член ГЭК Государственной экзаменационной комиссии . На нём лежит обязанность следить за соблюдением порядка ЕГЭ и принимать от участников ЕГЭ апелляцию о нарушении этого порядка . Надо знать, что после выхода за пределы ППЭ апелляции такого рода не принимаются.

Самое главное, что в них предписано для всех взрослых во время проведения экзамена -

Школы будут учитывать внеучебные достижения абитуриентов - «например, творческие, в спорте и так далее, что в совокупности называется портфолио школьника, по которому будет рассчитываться средний балл», — пояснил свою идею в начале июня министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Средний балл аттестата планируется также прибавлять к баллам ЕГЭ. Правила приема в вузы могут изменить уже с сентября, пока этот вопрос еще обсуждается.

2. Проводить экзамен в режиме онлайн

Сдать через интернет сначала можно будет информатику, а затем и другие предметы — сообщил 20 июня Дмитрий Ливанов. По словам начальника управления оценки качества образования Рособрнадзора Евгения Семченко, эксперимент по введению компьютерного тестирования будет введен уже следующим летом. Все задания будут доставляться выпускнику в режиме онлайн.

3. Увеличить число обязательных экзаменов

«Считаю ненормальным систему, когда дети сдают только два обязательных ЕГЭ, очень многие дети по другим предметам просто перестают заниматься», — заявил 20 июня глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Ненужных знаний, по мнению депутата, не бывает - «знания по географии нужны и математику». Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко также предложила сделать обязательным хотя бы ЕГЭ по истории России, сейчас члены Совфеда планируют обратиться с этой идеей в Минобрнауки.

4. Увеличить число вариантов заданий и создать их открытый банк

122 участника ЕГЭ в Москве было удалено с экзаменов после того, как у них обнаружили мобильные телефоны. У всех были аннулированы результаты

«Число базовых вариантов ЕГЭ для каждого региона должно быть не менее 30-40, для создания большего числа вариантов потребуется увеличить банк заданий ЕГЭ. Сделать это можно за один год, если данное дело не останется монополией федеральных комиссий, а будет проводиться по конкурсу», — заявила 20 июня на круглом столе, посвященном ЕГЭ, учитель истории гимназии №1567 Тамара Эйдельман. Пока, по словам Евгения Семченко из Рособрнадзора, планируется создать открытый банк заданий ЕГЭ по разным предметам, а не только по математике.

5. Запретить ученикам выходить в туалет во время экзамена

0,76% выпускников (или 5000 человек) по стране сдало на двойки ЕГЭ по двум обязательным экзаменам сразу - по русскому языку и математике

Современных выпускников катастрофически испортил «туалетный вопрос», отметил один из учителей на том же круглом столе: «Они могут выходить один раз, два, три - не выпустить не имеем права». Надо сравнивать ЕГЭ не с бывшими школьными, а с вузовскими экзаменами - где выйти было можно, но вернуться уже нельзя, согласился Исаак Калина. «Если у человека болезнь - пусть пишет заявление, проходит экзамен в щадящем режиме. Самый длинный экзамен - 3 часа 55 минут, можно потерпеть», - уверен глава департамента.

6. Аннулировать результаты у всех, если списал один

3500 человек в России выполнили на ЕГЭ по математике задание С (самое сложное)

Рособрнадзор планирует аннулировать результаты ЕГЭ у всех школьников, находящихся в конкретной аудитории, если правила сдачи нарушит хотя бы один из них. Пока «круговой порукой», кажется, связаны только организаторы: когда в 29-й школе Западного округа Москвы в этом году обнаружили, что учитель математики из 1488-й школы помогает своим ученикам на экзамене, написать заявление об увольнении пришлось не только ей, но и директорам обоих учреждений.

7. Не засчитывать стопроцентно совпадающие с ключами работы

14 регионов в этом году высказывались за полную отмену ЕГЭ

Как сообщают учителя, нередко на ЕГЭ приходится сталкиваться с работами, которые совпадают с ключами слово в слово. В то же время, как отмечают в Рособрнадзоре, в иностранном языке при цитировании более чем 30% результат выполнения заданий оценивается как нулевой. Сейчас, по словам Семченко, федеральный институт готовит такие же изменения по другим предметам. В этом году «в некоторых регионах до нескольких сотен работ по отдельным предметам готовятся оценить в ноль баллов, потому что они совпадали со статьями в Википедии», - уточнил глава управления.

8. Запретить снижать баллы на апелляциях

«Да, это не ошибка, но мы найдем вам две другие ошибки и снизим оценку» - с таким отношением часто приходится сталкиваться выпускникам на апелляциях», - указала учитель русского языка и литературы гимназии №67 Надежда Шапиро. Задание С, по ее словам, при этом вообще не проверяется или проверяется произвольно. «Установка всех людей на апелляции — объяснить ребенку, что он сам виноват. Приходит ко мне девочка в слезах, говорит, ей сказали: нельзя использовать выражение «с огнем в глазах», потому что это «ожог роговицы» или написать «мысль пришла в голову» - разве у мысли есть ноги?» - рассказала Шапиро. Как отметил директор гимназии №45 Михаил Шнейдер, учителей на апелляции часто не допускают, хотя, по словам Исаака Калины, они имеют полное право там присутствовать.

Правда, с этим предложением пока выступают только сами учителя. В Минобрнауки этот вопрос не поднимался.

9. Отказаться от ЕГЭ при оценке эффективности школ

«Для нас очевидно, что честность или нечестность в проведении ЕГЭ - это повод для того, чтобы задуматься о доверии к региональному руководству системы образования», - заявил Дмитрий Ливанов. Московский департамент образования от такой оценки отказываться, впрочем, пока не намерен - более того, как сообщил на круглом столе его глава Исаак Калина, в следующем году это будет учитываться при включении школ в число лучших по рейтингу департамента.

10. Привлекать больше наблюдателей

Число пунктов проведения экзаменов в Москве в этом году сократилось в полтора раза — с 500 до 300, зато количество наблюдателей выросло более чем вдвое — с 2500 до почти 6000 тысяч. Об этом на круглом столе сообщил начальник управления государственного надзора и контроля департамента образования Москвы Сергей Горбун. По его словам, на каждом экзамене было от 3 до 12 наблюдателей в аудитории и вне ее. Если в прошлом году было выявлено только семь административных нарушений, в этом году их было обнаружено уже 25. Больше ста (122 ученика) были удалены с экзаменов за использование мобильных телефонов и шпаргалок. В то же время, как отметила председатель родительского экспертно-консультативного совета при департаменте Людмила Мясникова, пока наблюдателей на ЕГЭ все равно недостаточно.

Увидеть собственными глазами, как проводят ЕГЭ или ОГЭ, я мечтала уже давно. Мотив простой: в будущем году дочь идёт в девятый класс, а интернет и различные СМИ буквально пухнут от жутких историй о том, как прессуют детишек на тестировании. Сами понимаете, материнское сердце сжимается, стоит представить свою кроху (да-да, кроху - подумаешь, что скоро выше меня будет) под гнётом суровых надзирателей. Естественно, хотелось выяснить, так ли страшны тестирования, как их малюют. Не получалось: как журналисту, вход на школьные испытания мне всегда был заказан. Согласно правилам, максимум, что дозволено представителю СМИ - это увидеть, как вскрывают конверты с тестами. После чего - досвидос, всем на выход! Однако нынче - о чудо! - подфартило. В дочкиной школе стали набирать наблюдателей на экзамены, и я немедленно предложила свою кандидатуру. Тем, кто возьмётся меня стыдить, что схитрила, сразу скажу: у нас всё по-честному. Принадлежность к пишущей братии изначально не скрывала, а отправляясь на тестирование, оставила дома и диктофон, и фотоаппарат, и даже журналистские корочки. Так что можете считать данный текст не столько статьей корреспондента «СГ-26», сколько впечатлениями среднестатистической жительницы Железногорска от выпускных экзаменов. Итак, я - общественный наблюдатель.

Под присмотром камеры

Казалось бы, что уж такого сложного может быть в работе наблюдателя? Пришёл в назначенный час в назначенное место, отсидел положенное время, присматривая, чтобы никто из детей и педагогов ничего не нарушал - вот и вся недолга. Ага, фигушки! Выяснилось, что оказаться в числе присутствующих на тестировании даже сложнее, чем стать наблюдателем, к примеру, на выборах в местный Совет депутатов. На парламентском голосовании всё просто - предъявил бумажку, которую тебе выдали за пять минут до начала работы участков, - и ты уже на посту: наблюдай, сколько влезет. А для того, чтобы попасть на экзамен в школу, надо пройти специнструктаж - только осознав всю серьёзность происходящего, сможешь получить удостоверение.

На этот самый инструктаж нас собрали заранее в актовом зале одной из городских школ. Народа набилось прилично: уставшие после работы ответственные мамочки (мужчин можно было по пальцам пересчитать) старательно выслушивали, что позволено и не позволено делать во время тестирования. К слову, правил оказалось более, чем достаточно: уже спустя минут десять от начала встречи я успела забыть практически всё сказанное, кроме разве что постулата о запрете на сумки и сотовые телефоны, да слов о том, что выпускников будут проверять на входе с металлоискателем, и транслировать происходящее во время ЕГЭ в прямом эфире. Услышав об этом, женщины в соседнем ряду начали сокрушаться:

С каждым годом все жёстче и жёстче, скоро догола будут раздевать ребятишек и проверять, нет ли неположенных записей на теле!

К счастью, в нынешнем году до таких строгостей не дошло. Да и проверку с металлоискателем так и не довелось увидеть: оные предназначались только для одиннадцатиклассников, мне же выпало дежурить на ГИА. Или, как их теперь называют - основные государственные экзамены, то бишь ОГЭ.

Веселье с истеринкой

И вот, «тот самый день настал». Наблюдателям сказали появиться в школе-ППЭ (пункте проведения экзаменов) к девяти утра - за полчаса до девятиклассников. И хотя я подхожу к крыльцу даже раньше, всё равно приходится пробиваться через толпу мандражащих подростков. В отличие от моей унылой физиономии, на их лицах - исключительная радость. Такая, знаете ли, с истеринкой, из серии: а нам всё равно! То тут, то там - взрывы смеха и град шуточек - обо всём, от цивильных костюмов товарищей до номеров аудиторий. Кажется, палец покажи - и будут хохотать до упаду. Добрая мамка внутри меня хочет обнять каждого и от души напоить валерьянкой, но общественный наблюдатель затыкает её жалостливое нытье и заставляет гордо топать к двери.

В школе особого расслабона тоже не наблюдается. Волнение, кажется, можно резать ножом: ожидая запуска подростков, педагоги проверяют, всё ли готово к тестированию. Все аудитории, кроме тех, где пройдут экзамены, опечатаны, работает медкабинет, в коридорах - столы для сопровождающих. Меня провожают в отдельную комнатку - место дислокации наблюдателей, бросаю там запрещённые сумку с телефоном и иду встречать девятиклассников.

С ручкой наперевес

Ручки, паспорта и калькуляторы в прозрачных файлах - это всё, что сегодня дозволено пронести с собой подросткам. Расширенный, кстати, список: мои наблюдаемые сдают химию, поэтому им и разрешили взять с собой непрограммируемые «машинки». Впрочем, учитывая примитивность гаджетов, это им особо не поможет, только что в столбик считать не придётся.

Проверяют ребят аж трижды: первый раз ребятам приходится показывать документы на входе в школу, второй раз паспорта требуют перед лестницей, ведущей к ППЭ, третий раз удостоверяют личность, входя в классы. Дальше дети рассаживаются по партам и… просто ждут. По правилам, сначала школьников должны проинструктировать, но начать нужно одновременно - вот и получается слегка затянутая пауза.

Учителя переживают: «Не представляете, мы нервничаем не меньше детей. Только бы не перепутать фамилии!» А сопровождающие шёпотом вспоминают экзамены прошлых лет.

Видите, как всё строго? А кое-где дети всё равно ухитряются проносить шпаргалки, - говорит мне одна из педагогов. - Знакомая из другой школы рассказывала: зашла после экзамена в туалет, а там целая россыпь этого добра: мелко-мелко напечатано. Сейчас не проблема такие тиражировать, техника с каждым годом всё сложнее и сложнее. Вот и ужесточают в министерстве правила...

Не тот пол

Её шепоток прерывает учительский хор из классов: педагоги одновременно начинают читать правила в разных кабинетах и, увязнув в стерео-
эффекте их голосов, я вместе с девятиклашками вникаю в страшно взрослые слова: «нарушения», «ответственность», «апелляция». Объяснение, как заполнять бланки, вообще повергают меня в панический ужас: да я бы в этих клеточках не меньше десятка ошибок налепила, где уж там детям справиться, да ещё и в состоянии нервного напряжения?

Не переживайте, - говорит мне давешняя учительница. - Ребятишки пробники сдавали, так что им не впервой. Заполнят.

И действительно, только двое из ста школьников вписывают не те цифры в код экзаменационного бланка. Но, вопреки моим ожиданиям, за ошибку их никто не карает: педагоги просто предлагают зачеркнуть «левые» обозначения и записать сверху новые.

Подумаешь, в коде ошиблись, - говорит кто-то из присутствующих. - Вот на одном из прошлых экзаменов парень вместо мужского пола себе женский записал - это да, конфуз был. А единичку вместо четверки кто угодно поставить может, тем более, если волнуется.

В туалет под конвоем

Организационные моменты позади, школьники приступают к работе. Я брожу от кабинета к кабинету и мне кажется слышу, как старательно сопят и скрипят ручками школяры. Здесь уже нет места страху или истерике - все заняты своим делом.

Периодически кто-нибудь из подростков отпрашивается попить или в туалет. И тут в «игру» вступают сопровождающие. По правилам, болтаться по школе в одиночку ребята не могут, поэтому им приходится идти по нужде в компании взрослого. К счастью, право на личное пространство у подростков всё ещё имеется, так что в санузел они заходят одни. А вот пить приходится под приглядом: из заранее приготовленных бутылей с водой. Всё это слегка напоминает конвой, правда, таких доброжелательных конвоиров свет ещё не видывал. Они ободряюще улыбаются своим юным спутникам, всем своим видом транслируя позитивное: «У тебя всё получится».

Надо отдать должное педагогам: несмотря на общую нервозность и скрупулёзное следование правилам, за время экзамена ни один из учителей не повышает голоса, не делает резких движений, не давит на ребят. Эти мягкость и внимательность (насколько возможно) нивелируют строгость предписанного Минобразованием распорядка. Так что кое-кто из экзаменуемых даже говорит «конвоирам» спасибо за совместную прогулку по коридору, сочувствие и молчаливую моральную поддержку.

Без шпор

«Первые ласточки» начинают покидать аудитории уже через сорок минут после начала тестирования. Часы тикают, пункт приёма экзаменов понемногу пустеет, и вот уже мы снова слышим взрывы смеха с крыльца школы: тинейджеров «попустило», теперь они наперебой делятся впечатлениями о пережитом. Кое-кто, разумеется, сидит до последнего, однако не дольше положенного: тестирование заканчивается чётко в 12.20, так что задержавшимся приходится поставить в работах точки и сдать бланки организаторам.

Ради интереса я заглядываю в туалеты, однако обещанной россыпи шпаргалок не нахожу: здесь чисто, никаких неположенных «улик». Похоже, на этот раз всё сами решали.

Школа пустеет, и учителя наконец-то могут вздохнуть спокойно: всё прошло без эксцессов. А вместе с ними выдыхаю и я, уверившись, что не стоит так сильно беспокоиться за дочку. Да, безусловно, экзамены - штука сложная, и правила приёма ужесточаются каждый год. Но теперь я точно знаю: как бы ни изощрялись в Министерстве образования, придумывая новые меры для проверки школьников на прочность, наши педагоги сделают всё, чтобы, не нарушая правил, обеспечить детям максимально комфортную атмосферу. А это, поверьте, дорогого стоит.