М. Ю

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Р.К.ЩЕДРИНА»

УТВЕРЖДАЮ

зам.директора ГБПОУ « Тольяттинский

музыкальный колледж им. Р.К.ЩЕДРИНА »

Н.Д. Классен

Комплект

контрольно-измерительных материалов

для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине

ОД.01.08. «Русский язык и культура речи»

основной профессиональной образовательной программы

по специальностям

53.02.02 «Музыкальное искусство эстрады»

53.02.03 «Инструментальное исполнительство»

53.02.04 «Вокальное искусство»

53.02.06 «Хоровое дирижирование»

53.02.07 «Теория музыки»

Тольятти 2016

Разработчики:

Преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина»

Рассмотрено на ПЦК_______________________________________

Протокол №____ от «___»________2016г.

Председатель ПЦК__________________/_________________

1. Общие положения

Контрольно-измерительные материалы предназначены для контроля и

оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу

учебной дисциплины ОД.01.08 «Русский язык и культура речи»

КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

(указываются результаты освоения дисциплины в соответствии с рабочей/авторской программой учебной дисциплины)

Освоенные умения

Усвоенные знания

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

о связи языка и истории, культуры русского и других народов;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное) в зависимости от коммуникативной задачи;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;

3. Измерительные материалы для оценивания результатов освоения

учебной дисциплины

3.1. Задания для проведения дифференцированного зачета

Форма проведения (устный – по билетам; письменный – тестовая форма,

ответы на вопросы, практические задания; смешанная) -смешанная

Условия выполнения задания

2. Максимальное время выполнения задания: 90 минут.

3. Источники информации, разрешенные к использованию на зачете,

Оборудование: ручка.

Задания для зачета

Вопросы для дифференцированного зачета:

1.Разновидности русского языка.

2.Основные функции языка.

3.Основные уровни языка.

4.Язык как развивающееся явление.

5.Русский язык в современном мире.

6.Понятие речевой коммуникативности

7.Виды речевой деятельности.

8.Смысловые и структурные признаки текста.

9.Функционально-смысловые типы речи.

10.Функциональные стили языка.

11.Культура речи, её характеристики.

12.Изобразительно-выразительные средства языка.

13.Что такое лексика, её основные понятия.

14.Многозначность слова и омонимы.

15.Синонимы, антонимы, паронимы, понятие антитезы.

16.юПроисхождение лексики.

17.Употребление лексики.

18.Лексические ошибки.

19.Фразеологизмы и клише в речи.

20.Фонетика. Звуки речи.

21.Фонема, транскрипция.

22.Слог, ударение, орфоэпическая норма.

23.Фонема и орфограмма.

24.Правописание ы и и после приставок, после ц.

25.Правописание о,ё после шипящих и ц.

26.Правописание приставок на з-(с-).

27.Благозвучие речи, ассонанс, аллитерация.

28.Морфемика. Состав слова.

29.Способы словообразования.

30.Понятие этимологии.

31.Правописание морфем. Правописание приставок пре-, при-.

32.Имя существительное, его грамматические признаки.

33.Имя прилагательное, его грамматические признаки.

34.Правописание имен прилагательных (н,нн; не с прилагательными).

35.Имя числительное, его грамматические признаки.

36.Морфемный состав числительных.

37.Местоимение, его грамматические признаки.

38.Глагол, его грамматические признаки.

39.Глагольные формы: причастие и деепричастие.

40.Наречие, его грамматические признаки.

41.Слова категории состояния.

42.Предлог, его грамматические признаки.

43.Правописание предлогов.

44.Союз, его грамматические признаки.

45.Правописание союзов.

46.Частица, её грамматические признаки.

47.Междометия и звукоподражательные слова.

48.Основные единицы синтаксиса.

49.Словосочетание, виды связи слов в словосочетании.

50.Простое предложение, его структура.

51.простое осложненное предложение.

52.Сложное предложение, его виды.

53.Сложное синтаксическое целое.

54.способы передачи чужой речи.

ТЕСТЫ

ВАРИАНТ № 1.

1. Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) ДО-ГО-ВОР В) И-СКРА

Б) ГНА-ЛА Г) ШО-ФЕР

2.

А) чёрный рояль В) яблочное повидло

Б) покрыть толью Г) огромный мозоль

3. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р.п. от существительных

мн. числа.

А) килограмм помидоров В) несколько башкиров

Б) табор цыган Г) герои басней

4.

А) принять меры В) принять решение

Б) предпринять меры Г) предпринять шаги

5.

оборотов.

А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.

Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.

В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший

жильцам полкой.

Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности

полтора года.

6.

А) Писатель подробно описывает о жизни.

Б) Эта истина очевидна для всех.

В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.

7. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

А) Наконец его давнее стремление стать лётчиком осуществилось

Б) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

В) Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

Г) Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

А) Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы

встретиться с исполнительницей главной роли.

Б) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

В) Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что « хочу воспеть

свободу миру!..».

Г) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир.

ВАРИАНТ № 2.

А) ЗВО-НИТ В) КА-ТА-ЛОГ

Б) КУ-ХОН-НЫЙ Г) АЛ-ФА-ВИТ

    Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) жареный картофель В) чёрное кофе

Б) густой вуаль Г) компетентное жюри

А) нашествие варваров В) оружие осетинов

Б) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат

    Отметьте неправильное сочетание слов.

А) надеть шляпу В) одеть очки

Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Создавая ценности, человек обновляет себя.

Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

событиях последних лет, очень понравился мне.

Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

В) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

8. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

9. Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц,

так как уходит в отпуск.

Б) Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

В) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Г) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

ВАРИАНТ № 3.

А) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ В) ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ

Б) ИН-ДУСТ-РИ-Я Г) ЗА-КУ-ПО-РИТЬ

    Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) моют шампунью В) вкусный студень

Б) полученная бандероль Г) новая тюль

мн. числа.

А) десять гектар В) пара ботинок

Б) жилище якутов Г) забрал из ясель

    Отметьте неправильное сочетание слов.

А) проявить способности В) проявить интерес

Б) проявить образцы труда Г) проявить сознательность

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

Б) На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

В) Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

Г) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

который притягивал его.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши.

В) Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к

истине.

Г) Витя – ужасный невежда в музыке.

Д) Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

Б) Прошло всего лишь несколько часов.

В) Всегда и во всём надо понимать меру.

Г) Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

Б) Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

В) Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все доку-

менты.

Г) За торт можно оплатить в первой кассе.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Сократ знал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

Б) Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

В) Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников.

Г) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли

ему помочь.

ВАРИАНТ № 4.

    Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) КВАР-ТАЛ В) КРО-ВИ (АНАЛИЗ)

Б) САН-ТИ-МЕТР Г) НА-ЧАЛ

А) отметить в табели В) блестящее монисто

Б) чёрный кофе Г) звучный контральто

    Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) купил мандаринов В) не нашёл носок

В) досидел до сумерек Г) две пары туфлей

    Отметьте неправильную форму множественного числа.

А) доктора В) инженера

Б) выговоры Г) катера

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Наклонясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

Б) Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили

посетить местный университет.

В) В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший

жильцам полкой.

Г) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Артист был удостоен высокой наградой.

Б) Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

В) Все, даже лучшая подруга, отвернулись от меня в трудную минуту.

Г) Старики снисходительны до шалостей детей.

Д) Море глаз устремились на знаменитого актёра.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

Б) Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

В) Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

Г) Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой

ноге.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

Б) В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

В) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

Г) Маяковский стоял у источников новой поэзии.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время

на подготовку.

ВАРИАНТ № 5.

    Отметьте слово с ударением на третьем слоге.

А) БА-ЛО-ВАТЬ В) ДРЕ-МО-ТА

Б) КОМ-БАЙ-НЕР Г) НА-МЕ-РЕ-НИЕ

А) серый кенгуру В) полная гостей зала

Б) чёрная вуаль Г) новенькая экю

    Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) партия кадетов В) падал с плечей

Б) килограмм помидор Г) несколько ремёсел

А) офицера В) колокола

Б) корректоры Г) штемпеля

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

А) Владельцы земельных участков вносят в казну города земельный налог,

устанавливающий в соответствии с законодательством.

Б) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

В) В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

Г) Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Мой друг всегда полон новыми идеями.

Б) Лектор оперировал с точными фактами.

В) Эта женщина – прекрасный повар.

Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,

Россия, Италия, Франция и др.

Д) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

Б) В конце Х V 111 века страна была разделена на три неравные половины.

В) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Г) Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Наш завод производит телевизоры высокого качества.

Б) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

В) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

Г) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

Б) Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не

выполнил её просьбу.

В) Главным объектом искусства всегда остаётся человек, его духовный мир, его идеи,

стремления.

Г) Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

ВАРИАНТ № 6.

    Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ДИС-ПАН-СЕР Б) ЗА-ВИД-НО

Б) ОБ-ЛЕГ-ЧИТЬ Г) КА-У-ЧУК

    Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) отметить в табели В) на любимый мозоль

Б) свежий силугуни Г) красивый тюль

    Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) музыка туркмен В) пора свадеб

Б) купить яблоков Г) несколько полотенцев

    Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) кучеры В) мастера

В) ордера Г) цехи

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

А) Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель

ни одного свободного дня.

Б) Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волну-

ющий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

В) Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый

лай собаки.

Г) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

Г) Чацкий полон высокими думами.

Д) Через час начнётся совещание по выработке плана спасательных работ.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

Б) Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

В) Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая

разработка некоторых вопросов.

Г) Победители соревнования были награждены памятными подарками.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

Б) Свою автобиографию я уже рассказывал вам.

В) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

Г) Ученики пристально слушали рассказ учителя.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики

тем не менее не поняли его содержания.

В) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

Эстонии и Латвии.

Г) Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он

увидеть её сегодня.

ВАРИАНТ № 7.

    Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) ЧЕР-ПАТЬ В) ЩА-ВЕЛЬ

Б) СТА-ТУ-Я Г) ОТ-НЯ-ЛИ

    Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) левый рельс В) молодая чинара

Б) красивая эполета Г) горячее кофе

    Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) две пары носков В) несколько равных доль

Б) свыше ста гектаров Г) обычаи туркменов

    Отметьте неправильную форму мн. числа.

А) шофера В) якоря

Б) секторы Г) директоры

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

Г) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны

получать льготную пенсию.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали

проведению работ.

Б) Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

В) Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

Г) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

Д) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

Б) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

В) Поэзия для него была книгой за семью печатями.

Г) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

Б) При первой же встрече он произвёл на нас хорошее впечатление.

В) Впереди лидирует гонщик под номером 5.

Г) Слово представили самому молодому участнику конкурса.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В качестве материала для романа «Война и мир» Лев Толстой использовал

Б) Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но,

однако, тем не менее находились люди, которые об это ничего не знали.

В) Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

Г) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и

абсолютно авангардные.

ВАРИАНТ № 8.

    Отметьте слово с ударением на третий слог.

А) ХО-ЗЯ-Е-ВА В) ЭКС-ПЕРТ-НЫЙ

Б) У-КРА-И-НЕЦ Г) ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ

    Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительных.

А) дорогой шампунь В) красная георгина

Б) зелёные Сочи Г) густая тушь

    Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) жить среди узбек В) лампа в сто ватт

Б) пламя свеч Г) три килограмма яблок

    Отметьте сочетание слов с ошибкой в связи слов.

А) оставить впечатление В) произвести впечатление

Б) радоваться успехам Г) гордиться успехами

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и

который притягивал его.

Б) После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие

годы.

В) Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей.

Г) Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

Б) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

В) В первое время по приезду в Москву я чувствовал себя плохо.

Г) Кротким характером девушка выдалась в отца.

Д) Море глаз устремились на известного актёра.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Берега реки быстро разрушаются водой.

Б) Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

В) Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

Г) Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

Б) Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

В) Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

Г) Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

Б) Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

В) Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

Г) Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на

подготовку.

ВАРИАНТ № 9.

    Отметьте слово с ударением на втором слоге.

А) РЖА-ВЕТЬ В) МИ-ЗЕР-НЫЙ

Б) НА-НЯ-ЛИ Г) ЗА-ГО-ВОР

    Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.

А) маринованная иваси В) левая рельса

Б) шёлковый кашне Г) устный хинди

    Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных

мн. числа.

А) нашествие татар В) новых простынь

Б) пять гектар леса Г) урожай помидор

    Отметьте неправильное сочетание слов.

А) показать в произведении В) изобразить героя

Б) отобразить героя Г) изобразить в произведении

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

А) Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силён, что не раз будил меня.

Б) Устав после занятий, мне не читалось.

В) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать

льготную пенсию.

Г) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы о творчестве

Л. Н. Толстого.

Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

В) Молодые супруги посетовали на нехватку денег.

Г) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Д) В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Я согласился на это скрипя сердцем.

Б) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

В) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

Б) Нас перевели работать в отсталую бригаду.

В) Большинство летних месяцев я провёл на даче.

Г) Нас перевели работать в отстающую бригаду.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим

мы случайно».

Б) Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

В) Думается, что в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское располо-

жение и ощутил тепло домашнего очага.

Г) Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также

Эстонии и Латвии.

ВАРИАНТ № 10.

    Отметьте слово с ударением на первом слоге.

А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН

Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ

    Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.

А) модный туфель В) больная мозоль

Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью

    Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.

А) китель без погон В) отряд солдат

Б) обычаи монгол Г) много блюдцев

    Отметьте неправильное сочетание слов.

А) заплатить за проезд В) согласно расписания

Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд

    Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных

оборотов.

А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

Г) Чацкий наполнен высокими думами.

Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ваше предложение мне совсем не по душе.

Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

Г) Эти стихи я выучил назубок.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.

Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

    Отметьте предложения с речевыми ошибками.

А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником

и абсолютно авангардные.

Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал

семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.

В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время

работы над дипломом.

Г) Опоздавший признался, что он проспал.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Критерии оценивания заданий

«5» полное изложение материала, правильное определенное языковых понятий;
обнаружение понимания материала, обоснование своих суждений, применение знаний на практике, умение приводить примеры; изложение материала последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Правильное выполнение 9 тестовых заданий.

«4» ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускается 1-2 ошибки, которые сам студент исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Допускается 1-2 ошибки в тестовых заданиях.
«3» знание и понимание основных положений темы, но:
1) изложение материала неполно и допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не достаточно глубоко и доказательно обосновываются суждения и приводятся примеры;
3) излагается материал непоследовательно и допускаются ошибки в языковом оформлении излагаемого. Допускается 3-4 ошибки в тестовых заданиях.
«2» обнаружение незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагается материал. Более 5 ошибок в тестовых заданиях.

3.2. Задания для проведения рубежного контроля

Форма проведения письменная – тестовая форма,

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: аудитория.

2. Максимальное время выполнения задания: 45 минут.

3. Источники информации, разрешенные к использованию -

Оборудование: ручка.

Рубежный контроль (октябрь)

Тест

Определите, в какой форме должно стоять сказуемое:

А) единственное число
Б) множественное число
В) возможно и единственное, и множественное число

1. Большинство студентов успешно сдал… экзамены.
2. Администрация школы, особенно директор и завуч, много сделал… для летнего отдыха детей.
3. Много детей больн… был… гриппом.
4. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал…
5. Установлен… три новых мировых рекорда.
6. Ряд мер, направленных на повышение производства, принима…тся администрацией предприятия.
7. Полчаса пролетел… незаметно для нас.
8. На экскурсию поехал… двадцать один ученик.
9. Брат с младшей сестрой возвратил…сь(ся) с прогулки.
10. Все девять спортсменов показал… хорошие результаты.

Подобрать к словам из левого столбца соответствующие по употреблению слова из правого столбца

11. одеть

А) пальто

Б) ребёнка

16.командированный

А) человек

Б) документ

12. объёмная

А) сумка

Б) информация

17. проступок

А) честный

Б) неблаговидный

13. дипломатичная

А) женщина

Б) нота

18. цветовая

А) фотография

Б) гамма

14. дефективные

А) люди

Б) книги

19. экстремальные

А) условия

Б) расходы

15. воинская

А) наука

Б) обязанность

20) сытный

А) человек

Б) обед

Укажите, в каких словах ударение падает:
А) на первый слог Б) на второй слог В) на третий слог
21. ку-хон-ный
22. ка-та-лог
23. а-пост-роф
24. на-гнать
25. по-зво-нишь
26. квар-тал
27. до-суг
28. жа-лю-зи
29. раз-ви-та
30. ща-вель

Объясните значение фразеологизмов:
31. Пустить утку.
32. Из пальца высосать.
33. Почивать на лаврах.
34. Ахиллесова пята.
35. Авгиевы конюшни.

Ответы


1-В
2-А
3-В
4-Б
5-Б
6-А
7-А
8-А
9-В
10-Б
11-Б
12-А
13-А
14-А
15-Б
16-А
17-Б

18-Б
19-А
20-Б
21-А
22-В
23-В
24-Б
25-В
26-Б
27-Б
28-В
29-В
30-Б
31-распускать ложные слухи
32-из ничего выдумывать что-либо
33-успокаиваться на достигнутом
34-уязвимое место
35-сильно захламлённое место

Критерии оценивания заданий

«5» - 34-35 верных ответов

«4» - 28-33 верных ответов

«3» - 20-27 верных ответов

«2» - 26 и менее верных ответов

Рубежный контроль (март)

Вариант 1.

Досуг, афера, сироты, ходатайство, обеспечение, искра, кухонный.

Якорь, черный, домов.

2) звуков больше, чем букв;

3) букв больше, чем звуков.

Вскользь, юбиляр, просьба, местность, тапки, всё, маячить.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите названия пропущенных орфограмм.

1) прик..сновение, отл..жить, г..реть

2) возг..рание, прил..житься, р..сти

3) неук..снительный, р..сток, прик..саться

4) прил..гательное, предпол..жение, оз..ренный

1) ш..кировать, ч..порный, ш..пот 3) изж..га, ш..лковый, ч..рный

2) ж..кей, маж..рный, ш..ссе 4) ш..в, ш..фер, ж..лтый

1) сума..шедший, искусс..ный, уча..ствовать

2) окрес..ный, захолус..ный, я..ства

3) аген..ство, гиган..ский, здра..ствовать

4) комендан..ский, чудес..ный, опас..ность

1) пос..деть (на крыльце), опт..мизм, взб..раться

2) разр..дить (ружьё), эксп..риментировать, выт..реть

3) уд..сятерить (силы), ап..лляция, прид..раться

4) ум..лять, пар..докс, перег..реть

8.

1) доч.. рыбака, пожилой врач.., чай горяч.., питаеш..ся плохо

2) мяч.. для волейбола, спряч..ся в траве, надееш..ся на успех, выйти замуж..

3) идти проч.., пробежиш..ся по стадиону, полевая мыш.., жеч.. костер

4) сжеч.. мусор, чертеж.. студента, открывать двери настеж.., громкий плач..

Вариант 2.

1. Спишите слова, поставьте в них ударения:

Форзац, щавель, туфля, свекла, эксперт, оптовый, жалюзи.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Ёрш, синева, мороз.

3. Запишите слова в 3 столбика:

1) одинаковое количество букв и звуков;

2) звуков больше, чем букв;

3) букв больше, чем звуков.

Картина, пыль, чудная, стать, воет, вьюга, родня.

1) выр..щенный, к..сательная, к..снуться

2) р..стительность, изл..жение, г..рючий

3) неприк..саемые, з..ря, предпол..гать

4) отр..стить, прир..щение, отл..жить

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. В какой части слова пропущена данная орфограмма? При каком условии на месте пропуска пишется буква О?

1) деш..вый, крыж..вник, пощ..чина 3) неч..тный, тяж..лый, обж..ра

2) щ..лочь, печ..нка, ш..лковый 4) ш..у, ш..кировать, пощ..лкивать

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска нужно вставлять букву? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Каким образом проверяется данная орфограмма?

1) завис..ник, захолус.ный, бессловес..ный

2) злос..ный, лаборан..ский, блес..нуть

3) извес..няк, ненавис..ник, безжалос..ный

4) опас..ливый, безвкус..ный, горес..ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Перечислите пропущенные орфограммы этого ряда.

1) разв..вать (ум), р..цензия, зап..реться

2) доб..ваться (успехов), д..кларация, перест..лать

3) выч..слить, д..апазон, изб..рательный

4) ст..рожить, ан..логия, соприк..саться

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите 3 причины, по которым Ь ставится.

1) запреш..ся в комнате, промокшая вещ.., спелая рож.., береч..ся от огня

2) отреж.. пирога, нет телепередач.., черная туш.., ветер свеж..

3) очень тощ.., брееш..ся плохо, отвлеч..ся отдела, пять дач..

4) несеш..ся с горы, разреж..те на две части, упасть навзнич.., компот из груш..

Вариант 3.

1. Спишите слова, поставьте в них ударения:

Каталог, красивее, черпать, торты, задолго, звонит, бармен.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции.

Ёжик, пошёл, дуб.

3. Запишите слова в 3 столбика:

1) одинаковое количество букв и звуков;

2) звуков больше, чем букв;

3) букв больше, чем звуков.

Лесник, грязь, подъезд, мальчик, наездник, жёлтая, яблоко.

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите названия пропущенных орфограмм.

1) предл..жение, прор..сли, выр..щенный 3) выр..сти, оз..рить, прик..саться

2) прик..сновение, заг..рать, пол..гаться 4) заг..реть, з..ря, отл..жить

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. В какой части слова пропущена данная орфограмма? При каком условии на месте пропуска пишется буква Ё?

1) ч..лка, ж..сткий, реш..тка 3) ш..колад, щ..чка, ж..нглер

2) беч..вка, ноч..вка, ч..каться 4) щ..тка, ш..рох, печ..нка

6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска нужно вставлять букву? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Каким образом проверяется данная орфограмма?

1) облас..ной, взгрус..нулось, безвкус..ный

2) бескорыс..ный, жизнерадос..ный, доблес..ный

3) парламен..ский, рес..ницы, великовозрас..ный

4) деепричас..ный, беспристрас..ный, опас..ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Перечислите пропущенные орфограммы этого ряда.

1) аб..туриент, герм..тичный, подст..лать

2) обв..вать (ветром), ген..альный, сж..мание

3) сп..шить (к поезду), д..ликатесный, обм..реть

4) оп..здание, асс..циация, р..сти

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? Выпишите этот ряд слов, вставляя пропущенную букву. Напишите 3 причины, по которым Ь не ставится.

1) растечеш..ся во все стороны, с узких плеч.., душистый ландыш.., чувствовать фальш..

2) атлет могуч.., увлеч..ся всерьез, боевой клич.., красивая брош..

3) надееш..ся на лучшее, ждать невтерпеж.., суп горяч.., покориш..ся приказу

4) просыпаеш..ся ночью, увлеч..ся спортом, разреж..те полностью, купить щелоч..

Ответы:

Вариант 1.

1. Дос у г, аф е ра, сир о ты, ход а тайство, обесп е чение, и скра, к у хонный.

2. [й’ а кар’], [ч’ о рный’], [дам о ф]

3.

1) одинаковое количество букв и звуков: тапки, всё, маячить,

2) звуков больше, чем букв: юбиляр

3) букв больше, чем звуков: вскользь, просьба, местность.

4. 1) прикОсновение, отлОжить, гОреть.

5. 2) жОкей, мажОрный, шОссе.

6. 3) агенТство, гиганТский, здраВствовать.

Орфограмма проверяется однокоренным словом, в котором данная согласная будет четко произноситься: агентство – агент.

7. 1) посИдеть (на крыльце), оптИмизм, взбИраться.

8. 3) идти прочЬ, пробежишЬся по стадиону, полевая мышЬ, жечЬ костер.

Вариант 2.

1. Ф о рзац, щав е ль, т у фля, св е кла, эксп е рт, опт о вый, жалюз и .

2. [й’орш], [с’ин’ив а ] [мар о с]

3.

1) одинаковое количество букв и звуков: картина, воет, вьюга, родня

2) звуков больше, чем букв: чудная

3) букв больше, чем звуков: пыль, стать.

4. 3) неприкАсаемые, зАря, предполАгать.

Чередование гласных в корнях слов.

5. 2) щЁлочь, печЁнка, шЁлковый.

Орфограмма пропущена в корне слова. Буква «О» пишется в корне слова после шипящих, если нет проверочного слова (однокоренное слово с буквой «Е» на этом месте.)

6. 3) извесТняк, ненависТник, безжалосТный

Орфограмма проверяется однокоренным словом, в котором данная согласная будет четко произноситься: известняк – известь.

7. 3) вычИслить, дИапазон, избИрательный.

Проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная в корне, чередование гласной в корне слова.

8. 1) запрешЬся в комнате, промокшая вещЬ, спелая рожЬ, беречЬся от огня

«Ь» ставится в существительных женского рода, в инфинитивах, глаголах повелительного наклонения.

Вариант 3.

1. Катал о г, крас и вее, ч е рпать, т о рты, зад о лго, звон и т, б а рмен.

2. [й’ о жык], [паш о л] [дуп]

3.

1) одинаковое количество букв и звуков: лесник, подъезд, наездник

2) звуков больше, чем букв: жёлтая, яблоко

3) букв больше, чем звуков: грязь, мальчик

4. 3) вырАсти, озАрить, прикАсаться.

Чередование гласных в корнях слов.

5. 1) чЁлка, жЁсткий, решЁтка

Орфограмма пропущена в корне слова. Буква «Ё» пишется в корне слова после шипящих, если можно подобрать однокоренное слова с буквой «Е» на этом месте.

6. 2) бескорысТный, жизнерадосТный, доблесТный

Орфограмма проверяется однокоренным словом, в котором данная согласная будет четко произноситься: доблестный – доблесть.

7. 3) спЕшить (к поезду), дЕликатесный, обмЕреть

Проверяемая безударная гласная в корне, непроверяемая безударная гласная в корне, чередование гласной в корне слова.

8. 4) просыпаешЬся ночью, увлечЬся спортом, разрежЬте полностью, купить щелочЬ.

«Ь» не ставится в существительных мужского рода, в кратких прилагательных, в наречиях-исключениях.

Критерии оценивания:

Обучающийся получает оценку «5» при выполнении 95-100 % заданий правильно.

Обучающийся получает оценку «4» при выполнении 75-94 % заданий правильно.

Обучающийся получает оценку «3» при выполнении 60-74 % заданий правильно.

Обучающийся получает оценку «2» при выполнении менее 60 % заданий правильно.

Заполняется пункт (пункты), соответствующие результатам (объектам) и типам аттестации, указанным в разделе 1. Остальные удаляются.


24. Мы изучаем сообщения космического аппарата «Луны-10».

25. Телескоп был направлен в сторону созвездия Близнецов.

26. Она опытная инженер.

27. Река Днепр этой весной вышел из берегов.

28. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день.

29. Детвора с утра резвились во дворе.

30. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

Нарушения в управлении глаголов

Упражнение 3. Найдите и исправьте ошибки в управлении глаголов.

1. Предоставьте Сергеевой отпуск согласно личного заявления.

2. По приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

3. Из-за своей скромности она никогда не выступает.

4. Об этом не раз уже было указано.

5. На собрании постановили о том, чтобы выдать премию.

6. Мы перевыполнили план за счет производительности труда.

7. Высказывается критика о том, что мы делаем.

8. Магазин ориентирован специально для школьников.

9. Каждый уверен за свой завтрашний день.

10. Ты участвовал на выборах?

11. По истечению некоторого времени можно будет вновь вернуться.

12. По прибытию в город он отправился в комендатуру.

13. Я рад за его успехи.

14. Что вы с меня хотите?

15. Мы и забыли за начальника!

16. Я до вашего Коли пришла.

17. Все это доказывает о пользе витаминов.

18. Средняя школа № 23 отличается среди других школ по своим успехам.

19. Николай бьет и кричит на свою жену.

20. Этими словами Пушкин выразил уверенность и любовь к будущему России.

21. В своих стихах Маяковский бичует и издевается над врагами.

22. Читайте и подписывайтесь на журнал «Лиза»!

23. Этот центр координирует и помогает в работе.

24. Зрители удивлялись и восхищались мастерством артистов.

25. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене.

26. Данные факты говорят за невозможность использования всех ресурсов.

27. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту».

28. Лектор оперировал с точными фактами.

29. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

30. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего.

Упражнение 4. Исправьте речевые ошибки.

1. Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забил Фирсов.

2. Что можно комментировать о таком ударе?

3. Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.

4. На конференции состоялся обмен мнений.

5. Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.

6. Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.

7. Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

8. Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.

9. Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно.

10. Большая сила воли присуща для этого героя.

11. Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человека.

12. Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.

13. Награда подтверждает о значении литературного творчества писателя.

14. Разведчик не раз побывал в тылу у врага.

15. Знание русской грамматики помогает избежать другие ошибки.

16. Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать материал.

17. Такие встречи помогают наладить обмен передового опыта.

18. Болезнь и пропуски занятий повлияли на знаниях школьника.

19. Вот эта смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить несправедливость особенно дорога мне в поэте.

20. Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное восстание.

21. Жестокость крепостников-помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ поднимает восстание.

22. На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.

23. Поколение наших отцов и дедов победили фашизм.

24. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

25. Много молодежи пришли на вечер танцев.

26. Группа запорожцев хотели написать письмо турецкому султану.

27. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

28. Приведенные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения.

30. Мой любимый писатель в некоторых произведениях недалек к истине.

Упражнение 5. Исправьте речевые ошибки.

1. У стены стоит черная рояль.

2. На ужин мы приготовили жареную картофель.

3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.

4. Друг пригласил меня на чашечку черного кофя.

5. Для прослойки торта можно использовать яблочное повидло.

6. В зале сидит компетентный жюри.

7. Ребенок с удовольствием есть картофельный пюре.

8. В праздники в доме обычно варили вкусную студень.

9. Я долго греб веслами, отчего на руке вздулась огромная мозоль.

10. Мама чисто убрала в комнате, на окна повесила красивую тюль.

11. Лицо дамы скрывал густой вуаль.

12. Отличник гордился своей табелью.

13. Машина ехала по асфальтированной шоссе.

14. На озере плавала черная лебедь.

15. Голову моют шампунью.

16. Я не нашла в магазинах ни апельсин, ни мандарин, ни баклажан, зато купила 5 килограмм помидор и килограмм яблок.

17. Солнечное Сочи – мой любимый город.

18. Иван Андреевич Крылов написал много басней.

19. Я встала, сняла ребенка с коленей.

20. В поход мы взяли две пары сапог, несколько пар шерстяных чулков и носок.

21. В МГУ работают известные профессоры.

22. В нашем городе много грузин, туркмен, узбек, цыган, армян.

23. Осенью всегда бывает много свадьб.

24. Мы с мамой испекли пирожки с повидлой.

25. Гринев, как он сам говорил, был недорослью.

26. Золушка так торопилась, что потеряла один туфель.

27. Мы выехали на просторное авеню.

28. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери.

29. В этом ей должны были помочь двое подруг.

30. Катя научила меня танцевать старинный танго.

Синтаксическая норма

Нарушения построения предложений

Упражнение 6. Исправьте речевые ошибки, связанные с нарушением построения предложений.

1. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

2. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

3. Летом мы побывали в Пскове и не только посетили Михайловское, но и Святогорский монастырь.

4. Я занимаюсь теннисом не только летом, а также зимой.

5. В комнате возле печи стояла девушка, она была жарко натоплена.

6. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

7. Воздух был пропитан жаркими испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем.

8. Он видит лицо сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

9. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

10. По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

11. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

12. Я не заметил, что находится ли он в комнате.

13. Он кричал, что я вас одним пальцем прихлопну.

14. Я пил кофе, приготовленный барменом и в который добавили кардамон.

15. Эти стихи, написанные Лермонтовым и которые рассказывают о его любви, очень нравятся мне.

16. Приведенные факты в докладе говорят об успехах нашей науки.

14. Неправильное управление глагола или существительного

Президент попросил доложить все, что происходит в стране. Ему неудобно докладывать всего того, что говорили подчиненные. Многие с нашего поколения не воспринимают современной музыки. Мы свыклись к тому, что нет больших потрясений. Приняты поправки к уставу, согласно которых мы войдем в совет директоров. Директор поздравил сотрудниц с Восьмым мартом. Не все хотят оплачивать за услуги государства. К нему на ум пришло древнее изречение о том, что нельзя войти в одну реку дважды. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. Оплата за обучение возможна по частям. Новое оружие не могло не вселить страх противнику. Пресса создала негативный образ о политике, равнодушного к простому народу. Недоразумение вылилось, к сожалению, к такому ужасному финалу. Прокурор не в курсе об информации, переданной агентством «Интерфакс». Согласно распоряжения ректора он был уволен. На имя управляющего банка пришло письмо. В романе Бондарева описывается о любви, возникшей на войне. График был нарушен вопреки указания директора. После неприятностей он ушел от дел и от поста директора. По отношению к Бэле Печерин ведет себя со свойственным для него эгоизмом. Автор детально описывает о путешествии на Кавказ. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? В турнире принимали участие представители многих стран: Франция, Италия, Россия, Швеция. Руководители понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям. Первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо. Вопреки усилий учителей, мальчик учился плохо. Ты недалек к истине. За торт можно оплатить в первой кассе. Артист был удостоен высокой наградой. Старики снисходительны до шалостей детей. Необходимо отметить о том, что проблемы у нас еще есть. По прибытию поезда мы отправились в центр города. Мой друг полон новыми идеями. Лектор оперировал с точными фактами. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован. Книга оставила на мне неизгладимое впечатление. Последняя песня послужила намеком об окончании концерта. Это мы тоже догадываемся. Губернатор лично отслеживает за уровнем поставок продовольствия. Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии, Кипре и Сейшельских островах.

15. Соединение с помощью союза И глаголов с разным управлением

Народ отвыкает любить и восхищаться добрым царем-президентом, который поможет всем. Мы вновь смогли прочитать и насладиться лучшей поэмой Пушкина. Если вы не слишком хорошо знаете и увлекаетесь творчеством Достоевского, не стоит рассуждать о нем лишь потому, что сегодня он в моде.


16. Отсутствие координации (согласования) подлежащего со сказуемым

Бездна звезд смотрели на меня в ночной тиши. Все студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна. Море глаз устремились на актера. Дети, в том числе и Маша, пришла посмотреть щенка. Все, кто хоть раз увидел красоты Австралии, не забудет ее горных лесов и пляжей. Современная молодежь в качестве кумиров выбирают кинозвезд. Тот, кто предполагает, что революцию совершают вожди, просто не понимают роли народных масс в истории. Дели просто поразило мое воображение богатством красок и многообразием контрастов. Дети, кто из вас ответят на мой вопрос?

17. Неоднородные синтаксические конструкции и грамматические формы,
соединенные союзом И

Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота. Декорации к спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные. Лес тянется вдоль реки и очень живописный. Светильник подвешен над диваном и очень красивый. В комнате был камин, в котором не разжигали огонь и служивший жильцам полкой. Незнакомец протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. Новый роман, опубликованный в «Юности» и который рассказывает о войне, понравился мне. Она была красива, добра и естественная во всех проявлениях. Важно изучать условия жизни человека и как они связаны с процессами, происходящими в обществе.

18. Неправильное синтаксическое оформление предложения, приводящее к возникновению ошибочной смысловой связи слов

Театр отправил его на пенсию, на которой он больше не танцевал. Комбинат выполнил план по поставке птичьего мяса и молока. За каждой группой закрепленаопределеннаяуниверситетскаяаудитория, которая следит за ее состоянием.

19. Неправильный порядок слов в предложении

Представители всех стран СНГ съехались в Москву, а также Эстонии и Латвии. Проработавшие всю жизнь учителя в школе должны получать льготную пенсию. Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и ее сестру. Литература всегда имела особое влияние на молодежь, которая писала о непреходящих моральных и нравственных ценностях. Эти несколько достопримечательностей, показанные туристам, которые были особенно знамениты, надолго остались у них в памяти.

20. Разный субъект в предложении и деепричастном обороте

Рассказ будет неоконченным, не упомянув о дорожном происшествии. Придя с работы, дом встретит тебя теплом и запахом пирогов. Читая эту повесть, создается впечатление, что писатель сам был участником событий. Пользуясь калькулятором, расчет производится легко. Затем Сергеев назначается директором, работая в этой должности полгода. Опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы. Прочитав пьесу, передо мной возникли образы персонажей. Стоя у двери, мне был слышен весь их разговор. Приехав в Париж, его пригласили в посольство. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески. Проснувшись, у меня возникло странное чувство: казалось, что мой сон непременно сбудется.

21. Неправильное употребление безличных предложений.

Деепричастный оборот в безличном предложении.

На Земле с удивлением можно увидеть жизнь, какой она была в каменном веке. Устав после занятий, мне не читалось. Живя постоянно в Москве, у меня не было известий о судьбе пропавшей экспедиции.

22. Неправильное употребление союзов.

Яркую одежду носят как подростки, а также и взрослые. Мы знакомы не только с романами Достоевского, а также с его повестями. Учительница сказала мальчику, чтобы он передал папе, чтобы тот пришел завтра в школу.

23. Неправильное оформление прямой или косвенной речи

Каждый из нас невольно задает себе вопрос, что может ли быть две правды: одна для власть имущих, другая – для всех остальных?

24. Пропуск слова или группы слов, в результате которого возникает неправильное сочетание слов.

Известный политик заявил протест и неуважение по поводу клеветнических материалов в прессе. По окончании сочинения необходимо тщательно проверить, нет ли в нем речевых ошибок. Для успешной защиты курсовой работы необходимо составить и изучить литературу по данной теме.


ВАРИАНТЫ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 1


  1. М.Ю. Лермонтов пишет о своем поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».


  2. Думается, в семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и ощутил тепло домашнего очага.

  3. Представители всех стран СНГ съехались на совещание в Москву, а также Эстонии и Латвии.

  4. Шум от набегавших и удалявшихся волн был так силен, что не раз будил меня.

  5. Устав после занятий, мне не читалось.

  6. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию.


  7. Журнал «Литературное наследство» опубликовал новые материалы о творчестве Л.Н.Толстого.

  8. По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом.

  9. Молодые супруги посетовали на нехватку денег.



  10. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

  11. Нас перевели работать в отсталую бригаду.

  12. Большинство летних месяцев я провел на даче.




  13. Я знаю родной город как свои пять пальцев

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 2
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками


  1. Незнакомая женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.


  2. Определяя творческую задачу, молодой поэт восклицает, что «хочу воспеть свободу миру!..».

  3. Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи, стремления.

  4. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.



  5. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.


  6. Эта истина очевидна для всех.

  7. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?


  8. Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.




  9. Всем хорошо известны ранние романтичные произведения Горького.

  10. Я согласился на это скрипя сердцем.

  11. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.

  12. Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 3
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками




  1. Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.

  2. Опоздавший признался, что он проспал.


  3. После суда опальный писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

  4. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

  5. Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  6. Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

  7. Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

  8. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

  9. Кротким характером девушка выдалась в отца.


  10. Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.

  11. Популярность этой певицы растет с каждым днем.

  12. Наконец его давнее стремление стать летчиком осуществилось.

  13. Берега реки быстро разрушаются водой.

  14. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.

  15. Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.

  16. Как поступать, решай сам: у тебя своя голова на плечах.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 4
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками
1. Диктор сообщил телезрителям, что вновь встретится с ними только через месяц, так как уходит в отпуск.

2. Татьяна говорит Онегину, что «я другому отдана; я буду век ему верна».

3. Светильник подвешен над диваном и очень красивый.

4. Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

5. Создавая ценности, человек обновляет себя.

6. Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

8. Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

9. Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.

10. Море глаз устремились на знаменитого актера.

11. В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.

12. Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.

13. Большинство летних месяцев я провел на даче.

14. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.

15. Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.

16. Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.

17. Ваше предложение мне совсем не по душе.

18. В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.

19. Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.

20. Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 5
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками






  1. Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.

  2. Создавая ценности, человек обновляет себя.

  3. Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.

  4. Писатель подробно описывает о жизни.

  5. Дети, в том числе Маша, пришла посмотреть щенка.

  6. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.

  7. Затянувшаяся жара была гибельна для всего живого.

  8. Лучшие пять работ премированы.

  9. Николай выбрал самый кратчайший путь к дому.

  10. В этом зале музея представлены изделия народных умельцев.

  11. На будущий день началось обсуждение текущих дел.

  12. Маяковский стоял у источников новой поэзии.

  13. Между ними произошёл далеко не приятный разговор.

  14. Все вздрогнули от резкого звука, а он и глазом не моргнул.

  15. Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.

  16. Я встречался с профессором только два раза, поэтому мы с ним на короткой ноге.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 6
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками


  1. .Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом.

  2. На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам.

  3. Приехав в Париж, его пригласили в посольство.

  4. Незнакомец опустился в кресло, протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.

  5. Сократ сказал, что «я знаю, что я ничего не знаю».

  6. Главный герой романа не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру.

  7. Франция, в особенности Париж, давно привлекает русских художников и писателей своим неповторимым своеобразием.

  8. Паренек поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли ему помочь.

  9. Бездна звезд смотрели на меня в ночной тиши.

  10. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

  11. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалёк к истине.

  12. Витя – ужасный невежда в музыке.

  13. Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко.

  14. Этот человек произвёл на меня большое воздействие.

  15. Сегодня праздник, но у меня самое будничное настроение.

  16. Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.

  17. За торт можно оплатить в первой кассе.

  18. Ему везёт: что бы он ни натворил, всё сходит с рук.

  19. Всегда и во всем надо понимать меру.

  20. Пологий берег реки зарос густыми зарослями.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 7
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками


  1. Мы дети не только своего времени, но и своей страны.

  2. Старик не ответил, что он будет делать с кладом.

  3. Студент спросил на экзамене, что может ли он взять дополнительное время на подготовку.

  4. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

  5. Будучи проездом в провинциальном городе, известного профессора пригласили посетить местный университет.

  6. В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой.

  7. Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

  8. Артист был удостоен высокой наградой.

  9. Она прошла мимо, не удостоив меня даже взглядом.

  10. Все, даже лучший друг, отвернулись от меня в трудную минуту.

  11. Старики снисходительны до шалостей детей.

  12. Море глаз устремились на знаменитого актера.

  13. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты.

  14. Недавний студент, он быстро вошёл в роль учителя.

  15. Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.

  16. Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.

  17. Победители олимпиады были награждены памятными наградами.

  18. В ближайшие дни ей предстоит серьезная операция.

  19. В этих событиях важную скрипку играют военные.

  20. Обидели меня ни за что ни про что.
КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 8
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками


  1. Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.

  2. Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.

  3. Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.

  4. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, официальные документы.

  5. Все газеты писали о крупном политическом скандале в правительстве, но, однако, тем не менее находились люди, которые об этом ничего не знали.

  6. Николай спросил у княжны Марьи, что согласна ли она выйти за него замуж.

  7. Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные.

  8. Необходимо отметить о том, что погодные условия не способствовали проведению работ.

  9. Никто, даже лучшие друзья, не мог помочь мне выйти из кризиса.

  10. Всю свою долгую жизнь его отец был глух к страданиям близких.

  11. Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея.

  12. По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города.

  13. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.

  14. При первой же встрече он произвел на нас хорошее впечатление.

  15. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

  16. Слово представили самому участнику конкурса.

  17. Ваше предложение выеденного гроша не стоит.

  18. Использование минеральных удобрений приносит большую пользу растениям.

  19. Поэзия для него была книгой за семью печатями.

  20. Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 9
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками


  1. Раскольников спросил у Сони, что может ли она простить его.

  2. Катерина умоляла мужа взять её с собой, но, однако, Тихон тем не менее не выполнил её просьбу.

  3. Главным объектом искусства всегда остаётся человек его духовный мир его идеи, стремления.

  4. Лес тянется вдоль реки и очень живописный.

  5. Владельцы участков вносят в казну города земельный налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

  6. Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

  7. В зале не раз вспыхивали долго не смолкающиеся аплодисменты.

  8. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили.

  9. Мой друг всегда полон новыми идеями.

  10. Лектор оперировал с точными фактами.

  11. Эта женщина – прекрасный повар.

  12. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и др.

  13. В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

  14. Наш завод производит телевизоры высокого качества.

  15. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

  16. Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.

  17. Первая премьера этого балета состоялась в Риге.

  18. По вечерам отец часто рассказывал нам любопытные истории из своей жизни.

  19. В конце 18 века страна была разделена на три неравные половины.

  20. Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Вариант 10
Укажите предложения с грамматическими и речевыми ошибками


  1. Однажды на рыбалке случился с ним такой случай.

  2. Учитель несколько раз объяснил задание, но, однако, многие ученики тем не менее не поняли его содержания.

  3. Тургенев был необыкновенно чутким к смыслу и красоте слова.

  4. Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть её сегодня.

  5. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня.

  6. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.

  7. Всю ночь не давал мне спать гулко раздававшийся в ночной тишине заливистый лай собаки.

  8. Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.

  9. В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.

  10. Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.

  11. Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.

  12. Чацкий полон высокими думами.

  13. Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.

  14. Популярность этой певицы растёт с каждым днём.

  15. Свою автобиографию я уже рассказал вам.

  16. Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.

  17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

  18. Мы долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

  19. Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая разработка некоторых важных вопросов.

  20. Победители соревнования были награждены памятными подарками.

КУЛЬТУРА РЕЧИ