Профессии для левополушарных людей. Правополушарный человек

Профессии для левополушарных людей. Правополушарный человек

Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.

В отличие от «левополушарного» у «пра-вополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у правополушарного человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим

трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у левополушарного человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной

степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов. В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.

Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.

Подведем итог тому, что мы узнали о «лравополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Так условно называется человек, у которого выключено правое полушарие и психическая деятельность осуществляется только левым.

Первая и главная особенность «левополушарного» человека - у него сохранена речь. Этого следовало ожидать, ведь левое полушарие - речевое. Неожиданно другое: он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутыми и детализированными. Он излишне многословен, даже болтлив. Наряду с этим у него улучшается и восприятие чужой речи.

Для изучения восприятия речи проводят речевую аудиометрию. Специально подобранные группы слов, записанные на магнитную ленту, подают через наушники раздельно на каждое ухо. Сначала измеряют порог обнаружения звуков речи - минимальную интенсивность речевого сигнала, при которой человек уже слышит речь, но еще не может разобрать слов. Затем громкость постепенно увеличивают, и человек должен повторять слова, которые он слышит. Измеряется разборчивость речи - количество правильно повторенных слов в % ко всем услышанным.

У «левололушарного» человека снижается порог обнаружения звуков речи-он улавливает более тихую речь, чем мог это сделать в обычном «двуполушарном» состоянии, Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. В целом у «левололушарного» человека речевая активность повышена, а речевой слух облегчен.

Достаточно ли этих фактов, чтобы утверждать, что речевая деятельность в отсутствии правого полушария улучшается? Прислушаемся внимательно к «левополу-шарному» человеку. Хотя он стал разговорчивее, его речь теряет интонационную выразительность - она монотонна, бесцветна, тускла. Мало того, не только утеряна выразительность, придаваемая речи голосом, сам голос изменяется: он приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим. Такой дефект речи называется диспросодией, поскольку интонацион-но-голосовые компоненты речи называются просодическими («просодия»-«мелодия»).

Наряду с диспросодией у «левополушар-ного» человеке нарушается восприятие просодических компонентов речи собеседника.

Проводились две серии экспериментов. В первой человеку предлагали прослушивать через наушники короткие фразы, составленные из бессмысленных слогов, но произнесенные с утрированной интонацией - вопросительной, гневной, жалобно», восторженной и т. п. Нужно было определить значение интонации, сказать, с каким выражением произнесена фраза. Во второй серии экспериментов предлагали прослушивать через наушники гласные звуки, произнесенные мужчиной и женщиной. Нужно было повторить звук и сказать, каким голосом он произнесен.



Выяснилось, что «левополушарный» человек теряет способность понимать значение речевых интонаций. Он внимательно вслушивается, пытается расшифровать бессмысленные слоги, очень точно их повторяет, но сказать, с каким выражением (вопросительным, гневным и т. п.) они произнесены, не может. Не может он и отличить мужской голос от женского.

Каждый знает, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, означают далеко не одно и то же, Равным образом одни и те же слова, произнесенные разными людьми (то есть разными голосами), могут иметь совершенно различный смысл. Нередко как сказано значит больше, чем что сказано. Просодические компоненты придают речи конкретность, образность, чувственную окраску. Речевое сообщение, лишенное этих компонентов, звучит неопределенно, формально, зачастую непонятно.

Таким образом, наряду с сохранностью формального богатства речи, словарного и грамматического, наряду с увеличением речевой активности, наряду с обострением словесного слуха «левополушарный» человек потерял ту образность и конкретность речи, которую ей придает интонационно-голосовая выразительность.

Итак, мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: одни стороны, одни характеристики речевого слуха улучшаются, другие ухудшаются. Что же произошло со слухом? Изменилось только восприятие звуков речи или слуховая функция в целом? Посмотрим, как воспринимает «левополушарный» человек неречевые звуки, звуковые образы.

На магнитную пленку были записаны кашель, смех, храпение, голоса животных - лай, ржание, хрюканье,- звуки, встречай щиеся в природе,-шум грозы, рокот прибоя,- производственные и транспортные шумы.

У «левополушарного» человека опознание таких звуковых образов резко ухудшается - многие хорошо знакомые звуки теперь вызывают лишь недоумение. В тех же случаях, когда он все же узнает их, это распознавание требует от него намного больше времени. По существу, у «левополушарного» человека развивается слуховая агнозия-нарушение восприятия сложных звуков. Аналогичное расстройство можно выявить и в отношении музыкальных образов.

«Левополушарный» человек не только перестает узнавать знакомые мелодии, но и не может их напеть, даже если слышит музыку: он начинает фальшивить и в конце концов предпочитает отсчитывать ритм без мелодии.

Не справляясь с опознанием звуковых образов, «левополушарный» человек пытается весьма своеобразно обойти возникшие затруднения: он начинает их классифицировать, Вместо того, чтобы сказать: «это лай», «это смех» и т. д., он говорит: «это зверь», «это человек», «это народная песня», «это романс». Как правило, он ошибается, но симптоматично само стремление классифицировать, уложить все в схему. Дальше мы увидим, что такое стремление отнюдь не случайно.

Как трактовать результаты исследования восприятия звуковых образов? Может быть, «левополушарный» человек просто забывает знакомые звуки, а само восприятие не нарушено? Такое предположение можно проверить.

На магнитную пленку записаны пары коротких музыкальных фраз. Каждая фраза состоит из четырех нот. В одних парах фразы одинаковые, в других несколько отличаются Друг от друга. Нужно определить, одинаковы фразы в паре или они разные. В этом задании изучается способность различать близкие музыкальные образы. Вспоминать то, что человек знал в прошлом, не требуется. И с этим заданием «левополушарный» человек справляется хуже, чем «двуполушарный».

Он практически не может заметить различий, для него все звучит одинаково. Таким образом, дело не в нарушении памяти, а в своеобразии слухового восприятия.

С чем связано это своеобразие? Не изменилась ли вообще слуховая чувствительность? Нет, острота слуха, какой была в «двуполушарном» состоянии, такой и осталась. Но вспомним все слуховые нарушения у «левополушарного» человека - трудности в опознавании музыкальных и иных звуковых образов, затруднения в распознавании мужских и женских голосов, полное непонимание интонаций. Иначе говоря, у него нарушены все виды образного слухового восприятия. Несомненно, мы сталкиваемся здесь с особым состоянием, с избирательным, специальным нарушением образного восприятия (как уже говорилось, восприятие слов даже улучшилось).

Неполноценность образного восприятия можно подметить и в зрительной сфере. Если «левополушарному» человеку предложить подбирать пары одинаковых фигур - треугольников и квадратов, разбитых на окрашенные или заштрихованные секторы, он не справится с заданием, он не может разом охватить расположение секторов, их окраску и штриховку. Он будет бесконечно тасовать фигуры, многократно сверять их друг с другом, но подобрать пары правильно ему не удастся. Он не сможет также заметить в незаконченных рисунках недостающую деталь.- отсутствие хвостика у свиньи, дужки у очков и т. п. Таким образом, «левополушарный» человек оказывается беспомощным при выполнении заданий, требующих ориентировки в наглядной, образной ситуации, требующих учета конкретных признаков объектов.

Особый интерес представляет поведение «левополушарного» человека в ситуации, где ему предоставлена свобода выбора, возможность по своему усмотрению оперировать наглядными или абстрактными признаками.

Перед человеком кладут 4 карточки: на одной написана арабская цифра «5», на другой та же цифра в римском начертании (V), на третьей арабское число «10», на четвертой то же число в римском начертании (Х) - и просят разделить эти карточки на две группы, положив «одинаковые» вместе. Очевидно, при разделении можно руководствоваться абстрактным признаком числа (и тогда в одну группу попадут пятерни, а в другую - десятки), либо наглядным образным признаком - начертанием цифр (и тогда в одну группу попадут арабские цифры, а в другую - римские).

В обычном состоянии человек, как правило, испытывает сомнения и указывает на два равновероятных способа классификации. «Левополушарный» человек колебаний не испытывает, он неизменно выбирает абстрактный символический признак - в одну группу всегда кладет пятерки, в другую-десятки, независимо от начертания цифр.

Из сказанного ясно, что у «левополушарного» человека наблюдается расслоение психической деятельности - образное восприятие дефектно, а восприятие слов облегчено; оперирование наглядными конкретными признаками объектов дефектно, а оперирование понятиями облегчено.

С таким же расслоением мы встречаемся и при изучении памяти. У «левополушарного» человека сохранен запас школьных теоретических сведений, то есть не пострадали знания, приобретенные посредством слов. Сохранена также возможность запоминания нового словесного материала-он может сразу, вслед за тем, как услышал, повторить ряд слов. И он запоминает их надолго и через 2-3 часа, уже в обычном состоянии, может найти среди многих слов те, которые ему давали для запоминания. Однако если ему предложить запомнить не слова, а фигуры неправильной формы, которые невозможно назвать словом, то в памяти «левополушарного» человека образы этих фигур не удержатся.

Есть еще одна важная характеристика поведения и психики такого человека - понимание, или, как говорят нейрофизиологи, осмысление окружающего, ориентировка в месте и времени. «Левополушарный» человек, если полагаться только на его ответы, кажется хорошо ориентированным. Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели. Но стоит расспросить его подробнее, и тогда выясняется, что, правильно на словах определяя свое местонахождение, зная, что он в больнице, «левополушарный» человек не узнает помещение. Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые. Или же, правильно называя дату, он не может подкрепить свой ответ конкретными наблюдениями.

Иногда даже, глядя на голые деревья и сугробы снега за окном, «левополушарный» человек не может сразу сказать, зима на дворе или лето. Правда, если добиваться ответа, то он сообщит, что «январь - зимний месяц», но это только формальное умозаключение, а не результат непосредственных впечатлений. Таким образом, у «левополушарного» человека при сохранной словесной ориентировке наглядная ориентировка в месте и времени грубо нарушена.

Одним из самых поразительных изменений психического состояния «левополушарного» человека сказался сдвиг в эмоциональной сфере. Настроение такого человека улучшается, он становится мягче, приветливее, веселее. Особенно разителен этот сдвиг у больных с депрессией, то есть с патологически сниженным настроением. В «левополушарном» состоянии исчезает свойственная этим больным мрачность и подавленность; сосредоточенность на болезненных переживаниях сменяется интересом к темам, не связанным с болезнью; появляется оптимистическая оценка собственной ситуации, вера в выздоровление, будущее рисуется обнадеживающим, на лице начинает играть улыбка, появляется склонность к шуткам.

Подведем итог тому, что мы узнали о «левополушарном» человеке, иначе говоря, суммируем факты, характеризующие психику человека с выключенным правым полушарием, когда деятельно только левое полушарие.

Что дефектно, что пострадало? А что сохранилось или усилилось? Пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе образного мышления. Сохранились или даже усилились те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления. Такое расслоение психики сопровождается положительным эмоциональным тонусом.

22. "ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ" ЧЕЛОВЕК

Посмотрим теперь, что представляет собой антипод «левополушарного» человека - человек «правополушарный». Это тот же самый человек, но теперь у него выключено левое полушарие и работает только правое.

В отличие от «левополушарного» у «правополушарного» человека речевые возможности резко ограничены - словарь беден, из него выпали слова, обозначающие отвлеченные понятия, с трудом вспоминаются названия предметов, особенно редко употребляемых, хотя «правополушарный» человек и может объяснить назначение любого предмета и показать, как им пользоваться. Это говорит о том, что он узнает предметы. Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, просто построенными фразами. Его собственная речь также состоит из простых фраз, нередко из отдельных слов. Речевая активность «правололушарного» человека резко снижена - он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами, чем словом. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает. Снижено и речевое внимание, когда к нему обращаются, он этого не замечает, приходится специально привлекать его внимание. Порог обнаружения звуков речи у "правополушарного" человека повышен - он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить, хотя такое падение чувствительности к звукам речи вовсе не связано с каким-либо нарушением слуха.

В то же время голос «правополушарного» человека остается таким же, каким он был: несмотря на скупость речи, сохраняется ее интонационный рисунок. Не пострадал и слух на просодические компоненты речи: «правополушарный» человек даже лучше, чем обычно, различает мужские и женские голоса, тоньше и правильнее оценивает интонации собеседника.

Если внимание к словам у «правополушарного» человека снижено, то при прослушивании разнообразных несловесных звуков он и внимателен и активен. Он узнает эти звуки даже легче и быстрее, чем в обычном «двуполушарном» состоянии, хотя, например, такой звук, как рокот морского прибоя, в обычном состоянии узнавался людьми редко и с большим трудом. Прослушивая мелодии песен, «правополушарный» человек гораздо быстрее, чем обычно, их узнает. Мало этого, у него возникает потребность их напевать, его не надо даже просить об этом. В отличие от самого себя в «левополушарном» состоянии теперь он воспроизводит мелодии очень точно. Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Как видим, и у «правополушарного» человека произошла перестройка восприятия. Но она противоположна той, что наблюдалась у «левололушарного»: у «правополушарного» человека мы сталкиваемся с особым состоянием - ухудшением словесного восприятия и избирательным улучшением всех видов образного восприятия.

Это подтверждают и другие исследования. «Правополушарный» человек легко подбирает пары треугольников и квадратов, разбитых на заштрихованные или окрашенные секторы, причем делает это быстрее, чем в обычном состоянии. Он не испытывает затруднений в оценке незаконченных рисунков и быстро подмечает дефект изображения. Особенно эффектно проступает преобладание образного восприятия в ситуации, где «правополушарному» человеку предоставлена свобода выбора признака. Классифицируя четыре карточки с арабскими и римскими цифрами, он выбирает признак наглядный шрифтовой, а не абстрактный числовой - объединяет в одну группу римские цифры, в другую - арабские. Он узнает все цифры, но ориентируется при классификации на способ начертания, а не на значение цифр.

Память «правополушарного» человека приобретает черты, противоположные тем, которые наблюдаются у "левополушарного" человека. Школьный теоретический багаж, то есть знания, приобретенные посредством слов, в значительной степени утрачены. Нарушена также способность запоминать слова. «Правополушарный» человек не может повторить сразу после прослушивания ряд из нескольких слов, в лучшем случае он повторит 2-3 слева из 10. Но даже если удастся удержать в памяти на некоторое время эти слова, то через 2 часа он их уже не вспомнит и не найдет среди других слов. В то же время образная несло-весная память у него сохранена - он способен запомнить фигуры причудливой формы и через несколько часов выбрать их среди многих других.

Ориентировка в месте и времени у «правополушарного» человека также изменена, но иначе, чем у «левополушарного». Если полагаться только на ответы, то «правополушарный» человек кажется совершенно дезориентированным - он не может сказать, где он находится, назвать дату и даже год. Однако он подмечает детали обстановки и, опираясь на эти наблюдения, скажет, что, вероятно, он в больнице, хотя и не знает, в какой. Он узнает кабинет, а котором происходит исследование, хотя и не скажет, каково назначение этого кабинета. Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц. Таким образом, при отсутствии словесной ориентировки наглядная конкретная ориентировка у «правополушарного» человека сохраняется.

Вспомним, что «левополушарное» состояние сопровождалось изменением настроения. И в «правополушарном» состоянии происходит эмоциональный сдвиг, но противоположный по знаку - в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, человек становится мрачным, пессимистически оценивает и свое настоящее положение и свои перспективы, жалуется на плохое самочувствие. Отвлечь его от печальных мыслей и жалоб трудно.

Подведем итог тому, что мы узнали о «правополушарном» человеке - человеке с выключенным левым полушарием. Очевидно, что и здесь мы имеем дело с дезорганизованной психикой, но дезорганизация эта иная, чем у «левололушарного» человека. У «правополушарного» пострадали те виды психической деятельности, которые лежат в основе абстрактного теоретического мышления, и сохранились или даже усилились те ее виды, которые связаны с образным мышлением. Такому типу расслоения психики соответствует отрицательный эмоциональный тонус.

Особливості мозкової організації психічних процесів у ліворуких людей.

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов – средовых (включая культурные), генетических и патологических. Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели.

Другая модель основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L – в левом полушарии и доминирует, I – в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие – контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с); эта модель предложена Дж.Леви и Т.Нагилаки.

И, наконец, третья модель, предложенная английским психологом М.Аннет, основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную "хрупкость" психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей.

Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервно- психической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к "правостороннему" миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей).

24. Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Аппаратный метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации электрической активности клеток мозга, фиксируемой на поверхности головы. Метод исследования основан на графической регистрации получаемых электросигналов и их интерпретации. Обследуемый во время исследования находится полулежа в специальном кресле. Процедура записи безвредна, безболезненна, продолжается не более 20-25 минут. Используют пробы с открыванием и закрыванием глаз, с раздражением светом и звуком.

Это исследование играет решающую роль в диагностике заболеваний, проявляющихся приступами потери сознания, судорогами, падениями, обмороками, вегетативными кризами. В некоторых случаях именно после проведения ЭЭГ у невролога могут возникнуть предположения о серьезных заболеваниях головного мозга - эпилепсия, энцефалит, опухоль.

ЭЭГ необходима в диагностике таких заболеваний как головная боль, эпилепсия,

панические атаки, истерия, обмороки, отравление лекарствами, а также при любых необычных эпизодах отключения сознания или падениях. Результаты исследования позволяют произвести правильный выбор лекарственных препаратов, а при ряде заболеваний - выявить противопоказания к назначению определенных лекарств и немедикаментозных методов лечения.

Показания электроэнцефалограммы при любом заболевании должны быть соотнесены с данными клинического обследования.

Технология «двуполушарного» обучения

как один из приёмов повышения качества знаний в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Вступление

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает данной задаче. Система образования – сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы абсолютного большинства населения страны. Общее образование составляет основу системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различных общественных организаций.

Опыт создания отечественных стандартов образования показывает, что стандарты в состоянии эффективно выполнить свою миссию только в том случае, если их разработка и процедуры принятия будут основаны на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании. Индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы можно классифицировать следующим образом.

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

К числу основных функций стандарта следует отнести функцию повышения качества образования. Именно реализации данной функции и способствует методика «двуполушарного» обучения учащихся.

Ведущие типы восприятия информации у человека.

Все люди, взрослые и дети, условно делятся на две большие группы. К одной группе относятся люди с ведущим правополушарным типом восприятия, а к другой группе – люди с ведущим левополушарным типом восприятия.

Левополушарный ведущий тип восприятия способствует лёгкому усвоению грамотного письма. Грамотное письмо у таких людей формируется без больших усилий с их стороны – он им легко «даётся». Такие дети могут не учить правил, но писать грамотно. Но сочинения они пишут хуже. «Левополушарным» детям придётся совершать дополнительные усилия, для того чтобы научиться писать хорошие сочинения.

Правополушарный ведущий тип восприятия, напротив, не способствует лёгкому освоению грамотного письма. И даже если такой ребёнок отлично знает правила, применять их он часто не может. Но если такие люди читают достаточно много – они могут писать хорошие сочинения без особых усилий.

Происходит это потому, что правополушарный тип восприятия «отвечает» за лёгкость в общении, за развёрнутую коммуникативную и экспрессивную речь, за её образность. А вот левополушарный тип восприятия «отвечает» за грамотное письмо, за логичность построения речи, за работу со знаковыми системами.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка

Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Правополушарным свойственно целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарные же, наоборот, расчленяют целое на составные части. Когда учащиеся изучают правила правописания слов, они расчленяют предложение на слова, слова на части (корень, приставка и т. д.). Чтобы действовать по правилу, надо остановить процесс написания, вспомнить правило, выделить, например, корень из ненаписанного слова, сопоставить его с тем корнем, который приведен в правиле. Левополушарные дети с этим справляются, поэтому грамотность после изучения правил у них улучшается.

Правополушарные , не думая о правилах, пишут без ошибок. Но стоит им остановиться, задуматься, и ошибка неминуема. Этой группе детей нельзя расчленять слово на части, нарушать его целостный образ, единство смысловых, слуховых и моторных характеристик. Нарушается целостность восприятия, автоматизм написания, разрушается врожденная грамотность. Их нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Такие дети, написав текст без ошибок, часто не могут справиться с заданием на разбор предложения или слова по частям. При проверке читают текст быстро, ошибок и описок не замечают. Для них главное - понимание смысла прочитанного, поэтому самопроверок они не любят.

Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики.

Профессор Трауготт: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации".

Профессор Хризман: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию".

Профессор Колесов: "Истинное мышление - образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно".

Особенности основных познавательных процессов

у детей с доминированием левого и правого полушарий мозга

"Левополушарные" дети

"Правополушарные" дети

мышление

Скорее рациональное

Абстрактное, логическое, формальное, аналитическое (абстрактное познание)

Программируемое

Использование индукции (примат частного) Оперирование цифрами (в том числе счетной системой), математическими формулами и другими знаковыми символами

Скорее эмоциональное

Наглядно-образное, синтетическое мышление (чувственное познание); опора на ассоциации, интуицию, предвосхищение, творческие способности

Спонтанное

Использование дедукции (примат общегоПривлечение ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных представлений

восприятие

Дискретное (по частям)

Аналитико-рассудочное

Абстрактное, инвариантное

Лучше воспринимаются стимулы вербальные, легко различимые, знакомые

Хорошее восприятие речи (устной и письменное) ее смысловых аспектов; различение главного

Плохое восприятие сообщений на фоне шума

Хорошее восприятие высоких звуков

Восприятие целостное

Восприятие эмоционально-чувственное

Восприятие конкретное

Лучше воспринимаются стимулы невербальные трудно различимые, незнакомые

Целостно воспринимаются образная информация, пространственные соотношения, музыка (без ее анализа), шумы

Хорошее восприятие сообщений на фоне шума

Хорошее восприятие низких звуков

память

Хорошая слуховая память

Плохая память на образы

Хорошая память на цифры, формулы, слова

Доминирование функции перекодирования

Доминирование функции перекодирования (смысловое запоминание)

Хорошая произвольная память

Хорошее запоминание последовательности событий и их вероятностных свойств

Хорошая образная память

Плохая слуховая память

Хорошая зрительно-наглядная, образная, эмоциональная память, память на звуки, запахи и т.д.

Доминирование функции запечатления

Хорошая непроизвольная память

Общая характеристика интеллекта

Хорошо развит вербальный, логический компонент; приверженность теории

Хорошо развит невербальный, интуитивный компонент; приверженность практики

Особенности "левополушарной" и "правополушарной" стратегии обучения

(по В.В. Голенкову и Е.Б. Филипповой)

    При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. В наглядном виде отражаются правила, структура изучаемых явлений, т.е. символиические обобщения (схемы) являются как бы вербальной формой запечатления.

    Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Нежелательны лишние жесты, кроме регулирующих. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся. Паузы и громкость используются для более четкого выделения в речи смысловых частей.

    " Правополушарная" стратегия обучения также характеризуется особенностями, соответствующими деятельности и психическому раскладу "правополушарных" детей.

    Учебный процесс строится с опорой на образное мышление учащихся. Используемые при объяснении образы должны не дробиться на части, а отражать суть изучаемого явления и выступать основным средством донесения материала до учащихся. Главными при этом будут зрительные образы, в определенных случаях необходимо привлекать и слуховые, кинестетические (двигательные), и осязательные, и обонятельные, и эмоциональные, активизирующие соответствующие виды памяти.

    Целесообразно применять наглядный материал, схемы, насыщать речь сравнениями и метафорами. Особенно эффективна динамическая наглядность (действующие модели), слуховая (различные шумы) и др. Вербальную информацию нужно подкреплять образной, желательно разворачивающейся во времени, включать эмоции, действия (например, чертить что-нибудь в воздухе), уделять особое внимание информационной значимости элементов объяснения (краткость и конкретика)

С помощью выразительных средств речи - интонации, громкости, пауз - учитель может управлять вниманием учащихся и устанавливать с ними доверительное общение, необходимое для сотрудничества на уроке. Обучение "правополушарных" учеников должно в максимальной степени опираться на их возможности, интерес к искусству, литературе и философским проблемам. При оценивании знаний важно учитывать повышенную эмоциональность этих детей и помнить, что "плохие" отметки не становятся для них стимулом в учении.

Типы учеников по М.Гриндеру.

п/п

л/п

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию

Анализирует от части к целому.

Анализирует от целого к части.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги

Видит символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

С точки зрения нейропедагогики, весь учебный процесс предстает в виде последовательной цепи:

    обеспечение деятельности ученика с учетом выше указанных особенностей (создание условий для успешного решения проблемы);

    сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда);

    организация ситуации успеха с учетом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно (мотивационный этап – операционный - результативный) .

Согласно этой структуре, мы на каждом этапе должны так учитывать особенности “правополушарных” и “левополушарных” детей:

Организация ситуации успеха.

Учитель формирует у учеников мотив достижения успеха. Ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе определяется в основном психологическими аспектами индивидуальности ребенка.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

Особенности сенсорного восприятия

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными. Следовательно, для правополушарных учащихся наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных - правая полусфера.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или "закатывать глаза к потолку". Эта реакция не случайна. Глаза в сторону - нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.

Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Правополушарные

Левополушарные

Пространственная организация (часть доски)

левая

правая

Цветовая организация (цвет доски и мела)

Светлая доска и тёмный мел

Тёмная доска и белый мел

Условия для успешной деятельности

Образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм

Технология, детали, линейный стиль изложения. Неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

Формирование мотивации

Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая пртребность в умственной деятельности, в образовании

Операционный этап.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Но если их попросить подвести итоги, они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

На операционном этапе у некоторых детей наступает критический период: с одной стороны, необходимо выполнить работу, а с другой - не хватает условий для реализации задачи. Именно на этом этапе неоценима организованная учителем ситуация, которая помогает ребенку включиться в работу, стимулирует его деятельность. Конкретные обстоятельства обусловливают использование тех или иных приемов.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Правополушарные

Левополушарные

Восприятие материала

целостное, зрительное, интонация речи

дискретное (по частям), смысл речи

Переработка

быстрая, мгновенная

медленная, последовательная

Интеллект

несловесный, интуитивный

словесный, логический

Деятельность

практическая

теоретическая

Эмоции

экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость

интравертированность, радость, чувство наслаждения

Память

непроизвольная, наглядно-образная

произвольная, знаковая

Мышление

наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное

абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное

Результативный этап

Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность при помощи учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности ученика в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.

Педагог имеет установку на поиск ошибок, ученик - как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у ребенка и дидактичности у педагога. Подобное положение чревато множеством негативных последствий.

Исполнительский стиль мышления формируется у детей уже в детском саду. Педагоги художественных школ отмечают, что одного года пребывания в детском саду оказывается достаточно для стандартизации мышления ребенка. Недаром существует закон: в детских творческих работах учителю запрещается исправлять даже самые вопиющие ошибки. Замечено, что у авторитарных учителей и родителей дети более конфликтны, чаще дают другим отрицательные оценки.

Тем не менее итог учебной работы обычно сводится к оценке. Учитель оценивает грамотность, аккуратность, правильность и т. д. Ученик же надеется, что оценят не только итог, но и его усилия.

При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы "закрытого" типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы "закрытого" типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с "открытыми" вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы "открытого" типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Правополушарные

Левополушарные

Самоконтроль

не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация

высокий самоконтроль речи, изложения материала

Характерные ошибки

ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы

безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания

Методы проверки

устный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ)

письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей.

1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями.

2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.

3. Составление сказок.

4. Прием изменения окраски. (Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)

5. Метод введения нового героя. (Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).

6. Прием "до сказки". Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).

7. Метод описания. Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.

8. Метод изменения в подсистеме героя сказки. Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?

9. ММЧ. Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.

10. Прием оживления. Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.

11. Словесное рисование. Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.

12. Метод чудесных превращений. (Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).

13. Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние). Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).

14. Системный лифт. (Круговорот воды в природе).

15. Прием синтеза. Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)

16. Метод проб и ошибок. (Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).

17. Проблемный вопрос. Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.

18. Метод дополнения. Учитель начинает - дети заканчивают.

19. Метод звукового ощущения. Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?

20. Метод ассоциации. На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д. (Методы работы взяты из программы РТВ).

Перечисленные виды деятельности облегчают обучение детей с одним учебным стилем и затрудняют обучение детей с противоположным учебным стилем или дают учителю верное представление об их знаниях и способностях, поэтому нужно применять методы дифференцированного подхода в обучении.

Приведём пример заданий при изучении словесности.

Правополушарные

Левополушарные

Сочинение

Анализ рассказа

Составление слов и предложений из частей

Разбор слов и предложений по составу

Чтение-пересказ

Прослушивание текстов

Чтение по ролям

Обучение чтению других

Задания на правописание

Задания на поиск ошибок

Нахождение взаимосвязи

Применение изученного правила

Нахождение отрывков в тексте

Сопоставление текстов

Упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга . Это такие упражнения, как: “Найди логическую ошибку”, “Следи за логическим рассуждением”, “Расширь свой взгляд на мир”; игры-бои: орфоэпический, орфографический, морфологический и т. п.; тесты Г. Айзенка, тест “Корректурная проба”, задания типа “Выбери четвертое лишнее”, “Составь алгоритм” и другие.

Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют обучающие игры: “Конкурс сказочников”, “Древо мудрости”, “Волшебный карандаш”, “Ученый совет”. Они помогают овладевать абстракциями, обобщениями, приводят в “боевую” готовность восприятие, внимание, память, дают возможность быстро и оптимально понять учебный материал. Словарная работа по методу Цицерона, “Матрешки”, использование “Стратегии орфографии” (из НЛП); упражнения по визуализации образов, развивающие умение видеть внутренние образы, типа “Составь портрет словосочетания”, “Сочини грамматическую сказку”, чтение по ролям, тоже способствуют этому.

Правополушарное обучение.

Психологи указывают на то, что до 10-летнего возраста у учащихся преимущественно активизировано правое полушарие, ответственное за целостное восприятие, что способствует развитию творческого потенциала, перенесением акцента на невербальное обучение.

    Прием «Карточки мгновенного предъявления». Учащиеся на карточках иллюстрируют конкретные и абстрактные понятия, что стимулирует нетривиальный взгляд на абстрактные понятия, активизируют образное мышление.

    Прием «Интерпретация». Во время прослушивания музыкального фрагмента учащиеся сопоставляют их с определенным понятием из написанных на доске и находят соответствие. Данный прием желательно использовать до изучения темы, т.к. он позволяет извлечь и активизировать уже имеющуюся у ребенка информацию об объекте или явлении, который предстоит изучать, чтобы впоследствии восприятие темы было более эффективным.

    Прием «Драматизация». Этот прием давно применяют в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Холистическое обучение предполагает его применение при изучении естественных наук. Драматизация помогает запомнить особенности объекта или явления природы, понять динамику процесса или научную концепцию. Учебная игра «Я садовником родился» в своей основе построена на приеме драматизации. Каждый учащийся выбирает себе роль (например, цветка), затем он ищет нужные сведения в дополнительной литературе, а на уроке использует их. Учитель играет роль садовника, который обращается к тому или иному цветку, говорит с ним, узнает об особенностях его жизни.

Драматизацию можно проводить в письменном виде, предложив написать учащимся сочинения о своих мысленных перевоплощениях: «Я - снежинка», «я – капля воды», «Я - бабочка» и др.

    Прием «Визуализация». Это управляемое фантазирование, воображаемые путешествия под руководством учителя: путешествие внутрь своего организма, в недра Земли или Солнца, внутрь живой клетки и др. визуализация может играть роль проблемной ситуации или роль эмоционально-образной оболочки, надетой на логически-рациональный каркас научных фактов, сведений, соединяя их в целостную картину. Для осуществления визуализации необходима спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, неяркий свет, спокойная музыка. Учитель может использовать текст описания явлений из научно-популярной литературы. Под чтение этого текста учащиеся воображают явление и отвечают на вопросы.

Одним из преимуществ подобных визуализаций перед наглядными методами является то, что осуществляется не пассивное освоение готовой информации, а происходит активная работа мысли и воображения, обогащающая имеющийся опыт ребенка, создаются новые образы, организована развивающая деятельность.

Левополушарное обучение.

Левое полушарие осуществляет переработку информации логически, последовательно. Необходимо использовать логический способ рассуждений – это умение, постепенно развивающееся с детства. Дети учатся высказывать суждения, делать умозаключения, используя вначале конкретные примеры, а затем переходя к абстрактному мышлению.

    Прием «Классификация». Задание помогает учащимся понять, что предметы можно классифицировать по нескольким характеристикам (цвету, форме, размерам и др.).

    Прием «Решение проблем». Проблемное обучение тесно связано с левополушарным, поскольку решение проблемы включает логический анализ информации, имеющийся в распоряжении учащихся и касающийся данной проблемы, а также анализ полученной информации. Сделать такое обучение притягательным для учащихся можно только в том случае, если оно мотивировано и будет обладать личностной значимостью для ученика. Часто для решения проблемы учащиеся проводят исследования. Проводя опыты и эксперименты, анализирую добытую информации логически рассуждая, учащиеся находят решение поставленной проблемы.

Сочетание разных видов обучения .

Виды обучения – физико-сенсорный, правополушарный, левополушарный, эмоциональный и др. – это теоретические, искусственные категории. Необходимо использовать комбинации видов обучения. Для этого используются разнообразные интересные методы обучения: мозговая атака, сетка, синектика, латеральное мышление и др.

    Прием «Мозговая атака». Она означает свободное выражение идей по определенной проблеме. Это процесс, цель которого выработать выбор возможностей, альтернатив. Во время мозговой атаки учащиеся должны воздерживаться от критики и оценивания какого-то ни было предложения. Мозговая атака это один из методов решения проблем, который учащиеся могут использовать в будущем.

    Прием «Сетка». Эта форма мозговой атаки предназначена на нахождение связей между отдельными положениями. Ядро сети – установление связей. При построении сети проблему записывают в центре листа бумаги и проводят ответвления во все стороны, где записывают сеть проблем исходящих из исходной.

    Прием «Синектика». Это процесс использования в рассуждениях метафор, аналогий, чтобы незнакомое сделать знакомым. При использовании данного приема у учащихся развивается умение создавать свои собственные связующие метафоры и аналогии.

    Прием «Латеральное мышление». Такое мышление связано с инсайтом, творчеством, юмором. В его основе лежит перестройка информации, отход от жестких образцов, установленных практикой. Этот прием помогает ученикам создавать новые идеи, выделять и решать проблемы, изучать научные концепции. Такое мышление позволяет научиться мыслить гибко, разрушать старые схемы.

Эмоциональное обучение.

Холистический подход считает развитие эмоций учеников таким же важным, как и способность решать проблемы, логически думать и внимательно наблюдать. Эмоциональный компонент обучения можно включать в каждый урок, задавая тот или иной эмоциональный вопрос.

    Прием «Дилемма». Это ситуация, которая требует выбора альтернатив. Умение перебирать варианты, видеть и выбирать альтернативу необходимо для формирования творческой личности. Чтобы помочь ученикам справиться с дилеммой предлагаются ведомости ценностей. Они содержат описание дилеммы и вопросы для учащихся. Учащиеся знакомятся с ведомостью ценностей, обсуждают ее, отвечают на вопросы.

    Прием «Занятие позиций». Есть проблемы в жизни и в науке, которые могут вызвать глубокие чувства. Но ученики не могут проанализировать и выразить свою позицию. В данном приеме учащиеся отмечают крайние позиции по обсуждаемой теме, и дать им возможность объяснить эти позиции.

Заключение.

Создание мотивации на обучение тоже является эффективным фактором для проведения качественного урока. Привести ребенка в проблемное состояние, когда он заинтересован в решении поставленной задачи, помогает так называемая “метафора”- своеобразная притча, поучительная история, даже анекдот, афоризм - которую мы не расшифровываем, не объясняем смысла. Но, рассказав ее в начале урока, мы воздействуем на оба полушария головного мозга, переводя ученика из проблемного состояния в желаемое. Приведём в пример одну из историй Н. Песешкиана:

Небольшая разница.

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: “ Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть: ты потеряешь одного за другим всех своих близких!” Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя. Тот, выслушав сон, произнес: “ Я счастлив сообщить тебе радостную весть! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных!” Властелин щедро наградил предсказателя. Придворные удивились: “Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник!” “Все зависит от того, как сказать то, что сказано”.

Оба больших полушария выполняют важные функции. Правое полушарие воспринимает мир таким, каков он есть, во всем многообразии, левое полушарие упрощает мир, чтобы его можно было изучать и как-то менять. Без правого полушария мы бы превратились в роботов, без левого - не смогли анализировать и действовать, мир превратился бы в хаос.

Левое полушарие из всего разнообразия связей и отношений, выбирает простые, непротиворечивые и на их основе создает однозначно понимаемый смысл, благодаря которому достигается полное взаимопонимание между людьми. Например, 2+2=4. Такая однозначность и определенность позволяет анализировать, делать логические выводы. При этом контекст, затрудняющий понимание смысла, конкретность, ясность картины, вносящий противоречие, беспощадно исключается. Например, логическому мышлению недоступно, как человека можно одновременно и любить, и ненавидеть.

Преобладание левополушарного мышления обедняет человека, лишает его сочности восприятия, понимания всей полноты неисчерпаемо богатого мира и радости от вовлеченности в него. В каждом случае решения внутренних или межличностных противоречий, есть различные нюансы, которые невозможно свести к общему знаменателю логики. Поэтому доминирование логического, формального мышления может приводить к тупиковым и неразрешимым умозаключениям.

Неполноценность образного («правополушарного») мышления создает постоянные конфликты со средой и с самим собой. Потому что логическое мышление по природе своей альтернативно, оно не признает полутонов, компромиссов между «да» и «нет». Образное же мышление находит непредсказуемые, незаурядные и оригинальные выходы в самых безнадежных условиях.

У правого полушария прямо противоположное левому назначение. Оно мгновенно воспринимает реальность во всем богатстве противоречивых, неопределенных и многозначных связей и образует многоликий смысл.

Правое полушарие все объединяет, создавая неповторимый сплав. Именно правое полушарие способно к созданию многозначных связей и выявлению новых, и соединению их с существующим опытом (что и составляет основу озарений).

Благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешать внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.

Неполноценность или неразвитость правополушарного мышления (образного) является проявлением не только психических и соматических (телесных) расстройств, но и важным звеном в механизме развития этих нарушений.

Кроме нашей сознательной (левополушарной) части психики существует значительная часть (правополушарная) - это наше бессознательное. Ее не контролирует сознание. В бессознательном хранится огромный пласт информации, опыта, который не имеет «прошлого» и «будущего». В бессознательном всегда настоящее. Это означает, что любые события и впечатления нашей жизни воспринимаются как настоящие. Они влияют на нас постоянно. Например, какие-либо неприятные впечатления детства или далекой юности живут в бессознательном и воспринимаются нами как происходящие сейчас. Бессознательное влияет на наше поведение и на все процессы в организме, причем это влияние редко нами осознается.

Уже на первом году жизни мы получаем опыт в символическом виде. Этот опыт запоминается психикой, и на его основе формируется представления о самом себе, об окружающем мире, об отношениях с ним. Эти представления существенно влияют на наше поведение, отношения и здоровье. И самое грустное, что эти представления нами могут не осознаваться, а значит и изменить то, что мы не знаем, трудно. Если эти представления негативные, то мы будем стремиться к соответствию внутреннего и внешнего - будем отказываться от успеха, здоровья, благополучной семьи и т.д.

Внутренние образы влияют на нас не менее активно, чем любой внешний предмет. Из психофизиологических исследований: образы жизненно важных событий и объектов могут вызывать такие же поведенческие реакции, как и восприятие этих же событий и объектов наяву.


Кустодиев Б.М. «Балаган»

Символический мир, мир культуры способен оказывать на наше развитие более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события.

Информация, попадая в правое полушарие (если по каким-то причинам не была вовремя осознана) хранится в закодированной форме и недоступна для левого полушария (сознания).

Внутренний мир сокровенен, в него не залезешь с микроскопом, это мир открывается только посредством образов.

Правое полушарие - источник бессознательной мотивации (желания действовать), оно автоматическое. Если там все в порядке - мы успешно достигаем своих целей, как на автопилоте. Но если там существуют убеждения противоположные нашим сознательным целям, то никакими уговорами, внушениями, изменением поведения исправить наши бессознательные установки невозможно.

Корни наших проблем спрятаны в бессознательных слоях психики и использование языка логики ничего не меняет, а ведет в тупик. Наши умные «левополушарные» мысли никак не влияют на решение «застойных» проблем. Если бы можно было запросто менять один образ мыслей на другой, все были бы богатыми, уверенными и любимыми, повторяя перед зеркалом: я богат, уверен и любим.

Проблема, которую мы гоняем по кругу своего мысленного лабиринта, не решается. Если мы, в ходе долгих усилий и анализа, поймем, что нас неправильно воспитали родители, мама нас не так пеленала - это ничего не изменит.

За счет чего происходят изменения при психотерапии? При психотерапии активизируется функция правого полушария мозга, которая была заблокирована из-за активности левого (мысленного анализа). И мы сходим с узкоколейной логики и расширяем свое понимание проблемы. Правополушарная способность к установлению разнообразных связей, к многозначному мышлению позволяет разрешать личные вопросы.

Чтобы активизировать функции правого полушария (бессознательного) необходимо побыть в диалоге с собой. Наше бессознательное подготавливает нам события, действия, идеи, но мы пока об этом не знаем, мы не видим весь этот процесс подготовки, пока оно нам не выдаст готовый, зрелый плод своей работы.

Утрата контакта с собственным внутренним миром приводит к скоплению проблем и «заталкиванию» их подальше от сознания.

В наш гоночный век, век информационного бума, бесконечных школ личностного роста так важно остановиться, остаться наедине с собой, побыть и послушать себя. И после регулярных таких «разговоров», у нас не будет другого пути, как личностно подрасти, и это произойдет естественно.

Неоправданные требования среды приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Во избежание массового удушья личностным ростом предлагаю простое человеческое развитие.

Нервная система требует отдыха, бесконечные стимулы истощают ее. Мозг необходимо беречь, постоянное напряжение ведет к сбою и нарушениям. Жить в постоянном ускорении и стрессе невозможно. Нужно находить время для себя, побыть с собой в диалоге и тогда, все, за чем мы гнались, само догонит нас.

В диалоге с собой происходит то же, что и в кабинете у психолога. Мы вступаем в диалог, и благодаря функции больших полушарий, находим в себе ответы на свои вопросы. И есть масса вопросов и задач, которые можно и нужно решать самостоятельно.

© Кириллова Л.С. , 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика левополушарного, правополушарного и равнополушарного типов организации мозга

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

доминирование левого полушария - словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.

Левополушарным легче писать, чем диктовать. Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. "Правополушарные" склонны к отрицательным эмоциям, в том числе беспокойству и страху. Они лучше ориентируются в обстановке, более целостны в восприятии окружающего мира.

Формирование мотивации к обучению. Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на престижность положения в коллективе, авторитет, социальную значимость данного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением их личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу: "пятерка любой ценой". Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Необходимо отметить, что правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Успешны в командных видах спорта.Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.

Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются
равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные учащиеся делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки.