Сообщение о герое былины удмуртского народа. Конспект урока

Сообщение о герое былины удмуртского народа. Конспект урока "предания об удмуртских батырах"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Батыры земли Удмуртской Краеведение, 5 класс Составитель: Чумакова С.Л. Учитель истории и краеведения МКОУ «Узинская ООШ»

У каждого народа были свои сильные и смелые люди, которые отличались в бою с врагами.

Русские богатыри Удмуртские батыры

О героях-богатырях народ сочинял героические песни и бережно передавал их от поколения к поколению.

В прикамских лесах, в краю серебряных родников и озёр, поселились люди, которых позже стали называть удмуртами.

Вдоль рек Вятка и Чепца жили племена Ватка (северные удмурты). Территорию около рек Кильмезь и Вала облюбовали племена Калмез (центральные удмурты). Племена южных удмуртов заселяют территории рек Камы и Иж. Р. Вятка р. Кильмезь р.Иж

У удмуртов городища назывались «кар» и содержали собственное имя одного из богатырей: Городище Хлынов (Кылно кар) Городище Иднакар Городище Арск (Арча кар)

У каждого племени были свои сильные батыры. Батыры были как князья своих государств-земель. В мирное время суд-право творили, во время битв впереди народа ходили. Бывали времена, когда батыры ссориться начинали. В гневе, говорят, они целые брёвна и железные шары с городища на городище кидали.

Батыры северных удмуртов Жизнь северных батыров в целом не отличалась от жизни обычных людей. Они также занимались охотой, рыболовством, земледелием. У каждого из батыров было своё занятие. Северные батыры (Ватка) очень любили селиться возле гор. В тех местах, где они не находили горы, чтобы обосноваться возле неё, там они брались руками за пригорок и вытягивали его к верху, пока он не становился горою.

Донды батыр стал предводителем племени Ватка. Он занимался земледелием, торговлей и промыслами. К великому князю приезжали торговцы с заморских и русских городов и обменивались товаром.

Донды ́ - самый старший из богатырей, жил сначала в городище Иднакар, затем перешёл в Дондыкар. Идна ́ (Игна, Иднать), Гурья ́, Весья ́, Зуй - сыновья Донды, жили соответственно в городищах Иднакаре, Гурьякаре, Весьякаре и Зуйкаре

Батыры центральных удмуртов (Калмез) Главным занятием калмезов было пчеловодство. Пчелиных колод, расставленных в разных местах, у них насчитывалось до нескольких сотен. А ещё они славились умением плести лапти. Калмезы-батыры были сильные и рослые люди, можно сказать великаны. Из одного шила, которыми они плели лапти, можно было сделать плуг, чтобы пахать землю.

Могучим был батыр Бурсин Чуньыпи. Как шагнёт, так земля дрожит. Шаги его за шесть вёрст были слышны. Часто ему приходилось сражаться с марийцами. Селта батыр – младший брат Бурсина. Отомстил марийцам за смерть брата страшной местью: три раза спалил их селения. В результате враги отступили с Кильмези на запад.

Батыры южных удмуртов Очень сильными и умными были южные батыры. Деревья они вырывали с корнями, как коноплю, собирали в груду, словно хворост. Поля и луга их рук дело, говорят. На жердях знаки вырезав, друг другу перебрасывали: так они новостями делились.

Батыр Ядыгар прославился умом, богатырской силой и добрым нравом. Он жил как все: землю пахал, хозяйство вел, достаток имел, а к богатству не стремился. Обладал волшебным мечом. Когда нападали враги, Ядыгар хватал свой волшебный меч, садился на коня и скакал вокруг врагов, нападающих на удмуртов. Враги не могли выйти из круга, не оставив оружия. В можгинских краях, Мардан был удмуртским князем. Все его отцом называли. Сила его была необыкновенная. Ходил он быстро. На своём городище котёл на огонь поставит, а сам на охоту отправляется. Пока он ходит, даже вода закипеть не успевает.

Эш-Тэрек отличался мудростью. Он умел любые споры и раздоры решать мирно и по справедливости. Хоть он был ловким и бесстрашным, но побоищ не любил. Больше всего любил работать в поле. Эш-Тэреку Водяной дарит коня. Взамен коню Эштэрек должен был дать ему красавицу-татарку. Не желая отдавать её Водяному, погибает в холодных водах Камы. ЗЯНКА, невеста Эш-Терека

Людей всё стало больше и больше, всё дальше и дальше расселялись по земле. Старые батыры умирали, и всё реже и реже появлялись великаны, похожие на прежних батыров. Зато в каждом роду появлялись и будут появляться, пока род человеческий не скончается, батыры-защитники, батыры-умельцы, батыры-мудрецы. Так что, выходит, никуда не подевались настоящие батыры. Живут и поныне они. Поискать, так, наверное, и среди вас батыры найдутся.



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Батыры земли УдмуртскойКраеведение, 5 классСоставитель: Чумакова С.Л.Учитель истории и краеведенияМКОУ «Узинская ООШ» У каждого народа были свои сильные и смелые люди, которые отличались в бою с врагами. Русские богатыриУдмуртские батыры О героях-богатырях народ сочинял героические песни и бережно передавал их от поколения к поколению. В прикамских лесах, в краю серебряных родников и озёр, поселились люди, которых позже стали называть удмуртами. Вдоль рек Вятка и Чепца жили племена Ватка (северные удмурты). Территорию около рек Кильмезь и Вала облюбовали племена Калмез (центральные удмурты). Племена южных удмуртов заселяют территории рек Камы и Иж.Р. Вяткар. Кильмезьр.Иж У удмуртов городища назывались «кар» и содержали собственное имя одного из богатырей: Городище Хлынов (Кылно кар) Городище Иднакар Городище Арск (Арча кар) У каждого племени были свои сильные батыры. Батыры были как князья своих государств-земель. В мирное время суд-право творили, во время битв впереди народа ходили. Бывали времена, когда батыры ссориться начинали. В гневе, говорят, они целые брёвна и железные шары с городища на городище кидали. Батыры северных удмуртов Жизнь северных батыров в целом не отличалась от жизни обычных людей. Они также занимались охотой, рыболовством, земледелием. У каждого из батыров было своё занятие. Северные батыры (Ватка) очень любили селиться возле гор. В тех местах, где они не находили горы, чтобы обосноваться возле неё, там они брались руками за пригорок и вытягивали его к верху, пока он не становился горою. Донды батыр стал предводителем племени Ватка. Он занимался земледелием, торговлей и промыслами. К великому князю приезжали торговцы с заморских и русских городов и обменивались товаром. Донды́ - самый старший из богатырей, жил сначала в городище Иднакар, затем перешёл в Дондыкар.Идна́ (Игна, Иднать), Гурья́, Весья́, Зуй - сыновья Донды, жили соответственно в городищах Иднакаре, Гурьякаре, Весьякаре и Зуйкаре Иднакар Батыры центральных удмуртов (Калмез) Главным занятием калмезов было пчеловодство. Пчелиных колод, расставленных в разных местах, у них насчитывалось до нескольких сотен. А ещё они славились умением плести лапти. Калмезы-батыры были сильные и рослые люди, можно сказать великаны. Из одного шила, которыми они плели лапти, можно было сделать плуг, чтобы пахать землю. Могучим был батыр Бурсин Чуньыпи. Как шагнёт, так земля дрожит. Шаги его за шесть вёрст были слышны. Часто ему приходилось сражаться с марийцами. Селта батыр – младший брат Бурсина. Отомстил марийцам за смерть брата страшной местью: три раза спалил их селения. В результате враги отступили с Кильмези на запад. Батыры южных удмуртов Очень сильными и умными были южные батыры. Деревья они вырывали с корнями, как коноплю, собирали в груду, словно хворост. Поля и луга их рук дело, говорят. На жердях знаки вырезав, друг другу перебрасывали: так они новостями делились. Батыр Ядыгар прославился умом, богатырской силой и добрым нравом. Он жил как все: землю пахал, хозяйство вел, достаток имел, а к богатству не стремился. Обладал волшебным мечом. Когда нападали враги, Ядыгар хватал свой волшебный меч, садился на коня и скакал вокруг врагов, нападающих на удмуртов. Враги не могли выйти из круга, не оставив оружия. В можгинских краях, Мардан был удмуртским князем. Все его отцом называли. Сила его была необыкновенная. Ходил он быстро. На своём городище котёл на огонь поставит, а сам на охоту отправляется. Пока он ходит, даже вода закипеть не успевает. Эш-Тэрек отличался мудростью. Он умел любые споры и раздоры решать мирно и по справедливости. Хоть он был ловким и бесстрашным, но побоищ не любил. Больше всего любил работать в поле. Эш-Тэреку Водяной дарит коня. Взамен коню Эштэрек должен был дать ему красавицу-татарку. Не желая отдавать её Водяному, погибает в холодных водах Камы.ЗЯНКА, невеста Эш-Терека Людей всё стало больше и больше, всё дальше и дальше расселялись по земле. Старые батыры умирали, и всё реже и реже появлялись великаны, похожие на прежних батыров. Зато в каждом роду появлялись и будут появляться, пока род человеческий не скончается, батыры-защитники, батыры-умельцы, батыры-мудрецы. Так что, выходит, никуда не подевались настоящие батыры. Живут и поныне они. Поискать, так, наверное, и среди вас батыры найдутся.

То ли раньше, то ли позже, но так же давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь по имени Донда и остался тут жить. И было у него тогда два сына – Идна и Гурья. На Солдыре в семье Донды появилось ещё несколько сыновей, среди них – Весья и Зуй.

Время шло, сыновья подрастали, а гора, как была, так и оставалась прежней. И вот наконец стало этой большой семье настолько тесно, что всем вместе жить уже было невозможно. Тогда Донда взял с собой младших сыновей и отправился с ними вверх по течению небольшой речки, которую с той поры стали называть его именем.

Шел, шел. Не близко, не далеко ушел – верст на пятнадцать от горы. Здесь он основал новое поселение, которое потом стали называть Дондыкар, что означает селение или городище Донды.

Старшие сыновья Донды не долго жили на старо месте, вскоре и им стало тесно: Идна остался на отцовском угодье, а Гурья покинул его и поселился, как т отец с младшими братьями, тоже у реки, но только у другой.

Так сыновья батыра Донды отделились от отца и стали независимыми хозяевами-батырами, занимаясь каждый полюбившимся делом. Гурья – хлебопашеством, Идна – охотой, а сам Донда, хоть и не оставил земледелия, но более стал известен промыслом и торговлей.

Много-много лет прожил Донда на новом месте. Но вот и младшие его сыновья возмужали и покинули отцовский дом. Дондинские батыры разбрелись в разные стороны, основали новые городища и крепости на высоких угорах, по берегам рек и лесных речек. Может, потому, что они помнили свое раннее детство на горе Солдырь, но уж очень им всем полюбилось селиться возле гор. В тех местах, где они не находили горы, чтобы обосноваться возле неё, там они брались руками за пригорок и вытягивали его кверху, пока он не становился горою. Только после этого они селились здесь с такими же батырами, как и сами, занимаясь охотой, хлебопашеством и промыслами.

Дондинские батыры отличались добрым нравом и покладистым характером. Однако случалось, что они не всегда ладили с соседними батырами. Хоть и редко, но доходило дело до споров, а то и до сражений. А сражения те состояли из перебрасывания на городище или крепость противника целых бревен или тяжелых железных гирь.

На реке Чепце, ниже поселения Идны, жили в городище батыры из дружины самого Донды. Однажды они поспорили с батырами Идны, что у дондинцев силы больше, и луки лучше, и копья летят дальше и точнее. Спорили-спорили – ни одна сторона не уступает. Тогда решили биться об заклад: если стрелы иднакарских батыров улетят за пределы их владений, то дондинцы уступят им свое городище и уйдут на новое место. Если же не смогут так далеко послать их, тогда иднакарские батыры навеки ставят эти места дондинцам.

В день и час, назначенный для сражения, батыры, каждый со своей горы, послали стрелы в сторону противника. Стрелы ид накарцев не долетели и до середины владений дондинцев и воткнулись в землю с такой силой, что образовали большой пригорок. Дондинцы выстрелили удачнее, их стрелы попали в сосны, что росли у самых стен Иднакара. Так они выиграли заклад. Земли, полученные от иднакарцев, с той поры стали называть Утэм, то есть «выигрыш».

На другой стороне Чепцы владения Идны граничили с поселением батыров Селты. Одна возвышенность до сей поры так и называется Иднакарскими воротами. Зимой батыры Селты надевали серебряные лыжи, чтобы сбегать повидаться с батырами Идны. Серебряные или какие другие были те лыжи, но только батыры на них в один миг проносились двадцать верст. Именно столько их и было между поселениями батыров Идны и Селты.

Идна-батыр

Идна-батыр, сын Донды, жил в местности, которую потом по нему стали называть Иднакаром.

Занимался Идна одной охотой, отказавшись от землепашества, которым славился его отец Донда и предок того Кылдысин. Охотиться он ходил верст за тридцать. Для этого у него были золотые лыжи, на которых такое расстояние он преодолевал быстрее ветра.

Дичь Идна ловил силками, а зверей бил самодельными стрелами из лука.

Силы Идна был неимоверной. Когда случалось состязаться в силе с другими батырами, то равного ему не находилось, все вынуждены были признать его превосходство.

И вот Идна возгордился своей силой, своей ловкостью, захотелось ему княжить над всеми племенами в своем краю, захотелось, чтобы все батыры служили ему и дань приносили. Не по нраву пришлось это гордым батырам, стали они держать совет меж собой и решили поймать гордеца и проучить.

Было у Идны три лошади – вороная, саврасая и пегая. Таких лошадей поискать – не найти: сильные, выносливые, быстрые. Они всегда спасали Идну от преследователей. Для них ничего не стоило проскакать сто верст без передышки.

Всё это узнали батыры, которым доверили поймать Идну. Они не стали гоняться за Идной: своих лошадей уморят, а Идну всё равно не догонят. Поэтому они решили подкараулить его в засаде.

Однажды им удалось узнать, по какой дороге поедет Идна. Подпилили заранее мост через речку, засели в кустах, ждут.

Вот Идна доехал до моста на вороной, но перед мостом та вдруг отказалась слушаться хозяина. Тогда Идна пересел на саврасую. Но и эта не пошла на мост. Пересел Идна на пегую, она помчала его через мост, но на середине вместе с всадником провалилась в реку.

Как батыры проучили Идну, никто не знает. Однако известно, что будто бы Идна, падая, успел воскликнуть: «Пегая лошадь лишь на безлошадье лошадь».

Ватка и Калмез

Когда-то давным-давно севернее владений племени Донды жили батыры племени калмез. Они пришли сюда из-за реки Кильмезь. В то время там стояли большие сосновые леса. Главным занятием калмезов было пчеловодство. А ещё они славились умением плести лапти.

Калмезы были сильные и рослые люди, можно сказать – великаны, хоть и не такие, как алангасары. Из одного коточика, которым они плели лапти, можно было сделать сошник, чтобы пахать землю. Сами лапти их были длиною в аршин.

Селились калмезы не многолюдно, по одному, по двое. Одназды два калмеза поселились в густом бору между двумя речками и поставили себе избу.

У тех калмезов были сани, полозья которых были длиною в полторы сажени. На сани прилаживали калмезы короб на высоких ножках, в него они собирали мед лесных пчел. Лошади у калмезов не водились, а потому такие сани с коробом – и пустым, и доверху наполненным медом – калмезы возили сами. Вмещалось в тот короб более пятнадцати пудов. Калмезы волочили сани не по снегу, а по земле. Вот какие они были сильные! Пчелиных колод, расставленных в разных местах, у них насчитывалось до нескольких сотен.

Долго и мирно жили два калмеза. Но однажды пришел конец спокойному житью-бытью. Со стороны реки Вятки явилось сюда племя ватка и мало-помалу начало вытеснять всех калмезов.

Один батыр из племени ватка добрался до этих вот двух калмезов. Приглянулось ему место, и он решил поселиться тут, а калмезам велел убираться отсюда. Те давно жили здесь и заупрямились. Завязался спор.

Калмезы, идя на уступки, согласились жить вместе с Ваткой, но тот и слышать об этом не захотел. Ватка убеждал, что здесь лучше жить одному племени. И выходило, что этим племенем должно быть только племя ватка.

Спорили-спорили – ни к чему не пришли. Тогда они сошлись на том, чтобы втроем пройти владения калмезов и вместе осмотреть их.

Шли, шли. У слияния двух небольших речек их застала ночь. Путникам ничего иного не оставалось как заночевать у костра. Так они и сделали. Приготовили себе место для сна, устлав его лапником пихты, легли спать. Один калмез как лег, так тут же и уснул богатырским сном, а другой не уснул, только притворился спящим. Сам же между тем следил за каждым движением Ватки. И не напрасно.

Ночью Ватка потихоньку встал, прислушался, крепко ли уснули калмезы. Тот, что не спал, даже всхрапнул для видимости. Пусть, мол, думает, будто он крепко спит. Уж очень ему хотелось узнать, что дальше сделает Ватка. Может, думал, откажется от своей затеи и уйдет прочь.

Но у Ватки на уме было совсем иное. Он, крадучись, взял дубину, посмотрел, крепко ли спит, и, размахнувшись, хотел ударить спящего калмеза. Но не успел: второй калмез отнял у Ватки дубину. Он не спускал с него глаз и бесшумной молнией вскочил, увидев в руках дубину. Что было после, и куда подевался Ватка – никто не знает.

Позже все калмезы сами ушли из той местности к реке Иж, а ватка остались. Однако удмурты и поныне почитают тех древних силачей калмезов и берегут память о них.

Батыр Ядыгар

В стародавние времена батырам приходилось защищаться от набегов врагов. Тогда-то и появился у них предводитель Ядыгар.

Народ сам назвал Ядыгара предводителем после того, как он прославил себя умом, богатырской силой и добрым нравом. Став предводителем, Ядыгар жил как все: землю пахал, хозяйство вел, достаток имел, а к богатству не стремился.

И было у Ядыгара два коня – пегий и рыжий. Резвый, быстроногий пегий конь мог, не разбирая дороги, носиться вихрем. В скорости бега ему, пожалуй, не было равных. Рыжий, хотя и скакал во всю мочь, всё оставался позади. Зато он был сообразительнее: всегда обходил опасное место.

А ещё у Ядыгара был удивительный меч. Когда нападали враги, садился на быстроногого коня и вихрем скакал вокруг вражеского скопища. Благодаря заветному мечу, враги уже не могли выйти за пределы круга, не оставив оружия. Выйдя из него, они никогда больше не воевали. Так меч помогал побеждать врагов, приходивших завоевывать земли, на которых расселились батырские племена.

Но Ядыгар не всегда брал с собой этот заветный меч. Дорожа им, он, вернувшись с поля битвы, прятал меч в сундук и, случалось, в спешке не успевал достать его оттуда. На этот случай он договорился с женой, что будет присылать ей гонца за пирогом. Она должна была передать гонцу пирог, внутри которого лежал удивительный меч. Жена так и поступала.

Услышав о нападении, Ядыгар брал с собой обоих коней: на рыжем он шел в сражение, а на пегом отправлял гонца за «пирогом». Если у батыра, к примеру, кончался хлеб, то на пегом коне его доставляли горячим. Тридцать – сорок верст мчал он так, что хлеб не успевал остыть.

Но вот у Ядыгара умерла жена. Потосковал-погоревал он, но где одному-то управиться по хозяйству – женился снова. Только ввел новую хозяйку в дом, к нему прискакал гонец: на родственное поселение в двадцати верстах напали враги.

Ядыгар вскочил на пегого коня, крикнул рыжему, чтобы не отставал, и помчал к месту битвы, забыв второпях заветный меч. Вот явился он туда, враги, завидев Ядыгара, сразу отступили верст на пять. Решив, что они признали себя пораженными, Ядыгар завернул свое воинство домой.

Враги, заметив, что их никто не собирается преследовать, подумали, что удмурты отказались сражаться, испугались. Тогда они снова напали на селение. Завязался неравный бой: Ядыгар уже успел распустить свое воинство, а меча с ним не оказалось. Тут-то и послал он гонца на пегом коне к своей жене за «пирогом». Вторая жена ещё не знала привычек Ядыгара да и сообразительностью не отличалась, а потому не вспомнила о мече, когда к ней прискакал гонец от Ядыгара. Она передала для мужа горячий пирог – и вкусный, и пропеченный, но без того, что нужнее всего было предводителю, - без меча.

Ядыгар потерпел поражение. Чтобы окончательно разбить войско Ядыгара и расправиться с ним самим, враги разрушили на его пути все мосты. У последнего, самого большого моста, они подпилили сваи и стали ждать.

Ядыгар не подумал о возможной ловушке и помчался через мост на рыжем коне. Однако тот не послушался и, почувствовав опасность, попятился назад. Тогда Ядыгар перескочил на пегого коня. Не успел батыр домчать до середины моста, как тот рухнул. Ядыгару ничего не оставалось, как вступить в единоборство с преследователями. Он стал кидать в них бревнами от разрушенного моста. Враги не смели приблизиться к нему до тех пор, пока, бревно за бревном, не перекидал в них всё до последнего. Но вот Ядыгар начал выдергивать сваи. Только тогда враги подобрались к нему и схватили.

Тут Ядыгар и сказал:

Пегий конь – не конь, вторая жена – не жена.

Так враги одолели батыра Ядыгара. А заветный меч его и поныне, сказывают не утратил своей силы. Только никто не знает, где тот меч. Может, он и не скрыт от глаз людских, может, и в руках кто-нибудь держит его. Но, по завету, удивительную свою силу он может обрести лишь у беззлобного миролюбивого предводителя.

Нашим предкам часто приходилось отстаивать свои земли от врагов. Русские и удмурты славились сильными и смелыми людьми. Таких людей любили, о них складывали песни. У русских это были богатыри, у удмуртов — батыры.

Особо сохранились в памяти народа три прославленных русских богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

С древних времён в нашей памяти живут подвиги богатырей, их имена не забыты. Во все времена наши предки горячо любили свою Родину, потому и защищали её со всей богатырской силой от врагов и не званных гостей.

Илья Муромец, крестьянский сын. Он одолел Соловья-разбойника, освобождал людей из плена, бился до победы с врагом. Добрыня Никитич, сын воина-воеводы, победил врага не только силой, но и умом. Он играл с татарским ханом в шахматы и выиграл у него «коня доброго и золотую казну», а после побил всё татарское войско. Алёша Попович, сын священника, одолел врагов смекалкой, ловкостью и храбростью.

О героях-богатырях народ сочинял былины.

Былины - героические песни о богатырях, передавались от поколения к поколению.

Батыр - богатырь, силач.

И среди удмуртов много преданий о богатырях-батырах.

Одной рукой способны батыры сровнять с землей гору. С вершины одной горы до вершины другой перебрасывают батыры тяжелые железные гири и бревна. Стрелы, выпущенные из их луков, врезаясь в землю, образуют холмы. Как ветер летают батыры на золотых лыжах. Голос батыра сотрясает все вокруг, содрогается земля, падают деревья.

Северные удмурты рассказывали о богатырах Донды, Идна, а южные удмурты - о Тутой, Эш-Тэрек, Ядыгар.

Жизнь богатырей-батыров в целом не отличалась от жизни обычных людей. Они также занимались охотой, рыболовством, земледелием, часто именно они или их дети были начинателями того или иного промысла. У каждого из батыров было своё занятие: Гурья вырубал леса и пахал землю, Идна был охотником, а старик Донды занимался земледелием. Могущественны и сильны были они. Обладали необыкновенной физической силой: вытягивали рукой пригорки до величины горы; очищали леса голыми руками; перебрасывали камни из пращей или целые брёвна с городища на городище; стреляли из лука от одного города до другого; изготавливали необычные по величине и качеству орудия труда и оружие.

Донды батыр. Однажды на гору Солдырь пришёл удмуртский батыр по имени Донды. Возле небольшой речки основал городок Дондыкар. Главное занятие Донды торговля. Он разъезжал на своей лошади, которая могла перескочить через реку, не нуждаясь в мостах. И дожил Донды до глубокой старости. Перед смертью он превратился в белого лебедя. И в этом образе покровительствует всем удмуртам, которые не забывают его поминать.

Идна батыр - старший сын Донды-батыра. Он занимался охотой. Идна охотился с помощью лука и самодельных стрел. У него были золотые лыжи, на которых расстояние он преодолевал быстрее ветра. Было у Идны три лошади. Они всегда спасали Идну от преследователей. Он основал город Иднакар, который находится около современного города Глазова. Теперь на месте городища музей под открытым небом.

Ядыгар батыр. В древние времена появился у удмуртов защитник-батыр по имени Ядыгар. У него было два коня: пегий (пятнистый) и рыжий. Ядыгар славился богатырской силой Был у него удивительный меч. Он брал в руки меч, садился на быстрого коня и скакал вокруг врагов, нападавших на удмуртов. Враги не могли выйти из круга. Если кому и удавалось это, воевать он больше не мог. Так удмурты побеждали врагов. Ядыгара батыра долго помнили удмурты и сейчас иногда вспоминают.

Выродились сказочные великаны, землю заселили обыкновенные люди. Но батыры не ушли из жизни. В каждом роду-племени они есть, люди с виду обычные, но обладающие уникальными умениями, мудростью и знаниями.

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Студенты Сарапульского педагогического колледжа.

28 мая в ДК и С «Нефтяник» состоялся фестиваль талантливых учащихся Игринской СОШ № 1 «Успех года».
29.05.2019 Игринский район Праздничная акция, посвященная 101-й годовщине создания пограничных войск России, прошла в Сарапуле 28 мая.
29.05.2019 Музей истории и культуры Среднего Прикамья Студенты Ижевского машиностроительного техникума имени С.Н. Борина приняли Торжественную клятву кадета.
29.05.2019 Музей им. М. Т. Калашникова

Театр «Молодой человек» в рамках спецпроекта «Ура, каникулы!» весь июнь будет играть спектакли для детей.
29.05.2019 Udm-info.Ru